Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.


Коррекционно – развивающая работа в ДОУ

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В ДОУ

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспи­тания является ведущим направлением в развитии специального образова­ния в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, раз­вивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социу­ма, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии де­тей с ограниченными возможностями (ОВЗ) психического или физического здо­ровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В настоящее время, в соответствии с современными исследованиями специальной психологии и коррекционной педагогики весь контингент дошкольников с ОВЗ в нашем учреждении можно разделить на три группы, что позволяет определить цели коррекционной работы в каждой из этих групп и соответствующие образовательным потребностям детей направления деятельности педагогического коллектива (таблица 1).

Таблица 1

Параметры Группы воспитанников с ОВЗ в ДОУ
Категории воспитанников с ОВЗ I II III
Часто болеющие и имеющие хронические соматические заболевания (оздоровительная группа) 1.Социально– педагогически запущенные дети.

2.Дети с ЗПР психогенного происхождения.

Основные ограничения:

-недоразвитие психических процессов и свойств личности;

-отставание в развитии ведущего вида деятельности;

-низкий уровень развития продуктивной деятельности дошкольников;

-узкий кругозор, несформированные коммуникативные умения

Дети с ОВЗ, имеющие диагноз, установленный (ПМПК) и прописанный в справке установленного образца:

-с нарушениями речи;

-с умственной отсталостью

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ — специальная группа для ЧБД;

— здоровьесберегающие технологии образования;

— учет реализации освоения воспитанником основной образовательной программы;

— индивидуально – подобранный режим обучения и воспитания

-специальная коррекционная группа для детей с ОВЗ VIIвида;

-развитие познавательных психических процессов и свойств личности до уровня возрастной нормы;

-расширение общего кругозора;

-дополнительные образовательные занятия для освоения ООП;

здоровьесберегающие технологии;

-индивидуально– подобранный маршрут обучения и воспитания

Образовательные потребности соответствуют характеристике нарушений развития:

— специальная коррекционная группа для детей с нарушениями речи V вида;

-специальная коррекционная группа для детей с ОВЗ VIIIвида;

-развитие познавательных психических процессов и свойств личности;

-расширение общего кругозора;

-индивидуальные дополнительные занятия;

-здоровьесберегающие технологии образования;

— индивидуально– подобранный маршрут обучения и воспитания

Цели коррекционной работы -укрепление здоровья;

-помощь в освоении ООП

-коррекция недостатков развития;

-помощь в освоении ОПП;

-укрепление здоровья

-коррекция недостатков развития;

-помощь в освоении ОПП, специальных образовательных программ;

-укрепление здоровья

Направления коррекционной работы -создание здоровьесберегающей образовательной среды;

-преодоление трудностей в освоении ОПП

-создание развивающего пространства;

-развитие ведущей и продуктивной деятельности;

-психологическое развитие;

-логопедическая помощь;

-педагогическая коррекция нарушений развития;

— создание здоровьесберегающей образовательной среды.

В соответствии со структурой дефекта или уровнем нарушения развития:

— создание развивающего пространства;

-психологическое развитие;

-логопедическая помощь;

-педагогическая коррекция нарушений развития;

— создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Формы, методы и средства работы Специальная программа для ЧБД «Здоровый малыш» Типовая программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития/ Под общей ред. ;

-вовлечение во взаимодействие со сверстниками;

-психолого-педагогическое сопровождение;

-коррекционно — развивающие занятия;

-логопедические занятия;

-физкультурно– оздоровительные мероприятия

Типовые программы:

-программа «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» , .

-программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушеними интеллекта. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание/ ,

-вовлечение в общение с нормально развивающимися сверстниками;

-психолого-педагогическое сопровождение;

-коррекционно — развивающие занятия;

-логопедические занятия;

-физкультурно– оздоровительные мероприятия

Ответственные и исполнители -воспитатель;

-медицинский работник

-воспитатель;

-педагог – психолог;

-логопед, дефектолог;

-медицинский работник

-воспитатель, имеющий профессиональную переподготовку («Специальная педагогика и психология», «Организация и содержание логопедической работы)

—педагог – психолог;

-логопед, дефектолог;

-медицинский работник

Для детей с ОВЗ, относящихся к 1 категории (часто и длительно болеющие, имеющие хронические соматические заболевания) в ДОУ функционируютоздоровительные группы для часто и длительно болеющих детей раннего и дошкольного возраста.

Образовательный процесс с воспитанниками данных групп осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ, а физкультурно – оздоровительные и лечебно – профилактические мероприятия осуществляются на основании специальной программы «Здоровый малыш».

Данная программа определяет основные направления, задачи, а также выполнение поставленных задач в течение одного года. Программа начинает свою работу с сентября по август. Диагноз ЧБД – ставит педиатр, курирующий ДОУ по анализу заболеваемости за весь прошедший календарный год. Вся жизнь ребенка оздоровительной группы в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные физкультурные занятия (3 раза в неделю, 1 раз на свежем воздухе), занятия с психологом, партнерская совместная деятельность педагогов, родителей и детей в течение дня.

Цель программы:

Сохранение и укрепление здоровья часто болеющих детей, перевод из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих; создание здоровьесберегающей образовательной среды; преодоление трудностей в освоении основной общеобразовательной программы (ООП).

Для 2 категории детей с ОВЗ в 2013 – 2014 учебном году планируется открытие специализированной группы 7 вида для детей с задержкой психического развития.

Цель коррекционно – логопедической работы в ДОУ

– предоставление возможности детям с речевыми нарушениями освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении.

Коррекционно – логопедическая работа в детском саду осуществляется учителями — логопедами по выявлению речевых дефектов и максимальной ее коррекции на базе двух логопунктов и специальной (коррекционной) группы V вида для детей с нарушениями речи.

На основании заключения районной ПМПК в 2010 – 2011 уч. году, было рекомендовано 13 воспитанникам пройти обучение по специальной (коррекционной) программе V вида для детей с нарушениями речи.

В текущем учебном году, с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для своевременной коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими основной общеобразовательной программы ДОУ, подготовке к успешному обучению к школе, была открыта специальная (коррекционная) группа V вида для детей с нарушениями речи.

Педагоги, работающие в специализированной группе детского сада, прошли профессиональную переподготовку по направлению «Современные технологии логопедического обследования и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Работа с детьми в логопедической группе основана на взаимосвязи специалистов ДОУ:

— учителем – логопедом;

— воспитателями групп;

— педагогом – психологом;

— медицинским персоналом ДОУ;

— узкопрофильными специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагогами дополнительного образования по хореографии, ручному труду, изобразительной деятельности, экологии).

Воспитательно – образовательный процесс с детьми строится в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения с учетом комплексно – тематического планирования по лексическим темам.

Специальное коррекционно – развивающее обучение осуществляется учителем – логопедом по программе «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» , .

Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно – воспитаельного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации — это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логогруппы:

1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2.Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3.Целенаправленная активизация отработанной лексики.

4.Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5.Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6.Формирование связной речи.

Основные направления коррекционной работы воспитателя

1.Артикуляционная гимнастика

(с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3 – 5 раз.

2.Пальчиковая гимнастика

выполняется в комплексе с артикуляционной 3 – 5 раз в день.

3.Корригирующаяминигимнастика

для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после дневного сна.

4.Вечерние индивидуальные занятия

воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношения.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

Содержание данных занятий определено программой:

— проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

— повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

— упражнения в звуко – слоговом анализе и синтезе;

— повторение лексико – грамматических упражнений;

— упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

5. Фронтальные занятия по общеобразовательной программе ДОУ (

и в соответствии с календарным планом логопедической работы).

6.Коррекционная работа вне занятий:

во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно – бытового труда и труда в природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

С детьми логопедической группы, совместно с учителем – логопедом, воспитателем и педагогом дополнительного образования по хореографии проводится непосредственно – образовательная деятельность по логоритмике по специальной программе.

На сегодняшний день, педагогами и специалистами ДОУ составляется индивидуальный образовательный маршрут психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ, который:

— даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;

— раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;

— содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Он разрабатывается на основе следующих документов:

— диагностической карты трудностей, возникающих у детей при освоении Общеобразовательной программы

— карты психолого-педагогического сопровождения детей, отражающей наиболее типичные трудности; причину возникновения данной трудности, комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению трудностей.

Таким образом, важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов по интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов ДУ и программ повышения родительской компетентности.

Получить текст

Что такое коррекционный детский сад?

Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей. Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи. Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме. Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение. Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе. Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия. Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]