Коррекционно – развивающая работа в ДОУ
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В ДОУ
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
В настоящее время, в соответствии с современными исследованиями специальной психологии и коррекционной педагогики весь контингент дошкольников с ОВЗ в нашем учреждении можно разделить на три группы, что позволяет определить цели коррекционной работы в каждой из этих групп и соответствующие образовательным потребностям детей направления деятельности педагогического коллектива (таблица 1).
Таблица 1
Параметры | Группы воспитанников с ОВЗ в ДОУ | ||
Категории воспитанников с ОВЗ | I | II | III |
Часто болеющие и имеющие хронические соматические заболевания (оздоровительная группа) | 1.Социально– педагогически запущенные дети. 2.Дети с ЗПР психогенного происхождения. Основные ограничения: -недоразвитие психических процессов и свойств личности; -отставание в развитии ведущего вида деятельности; -низкий уровень развития продуктивной деятельности дошкольников; -узкий кругозор, несформированные коммуникативные умения | Дети с ОВЗ, имеющие диагноз, установленный (ПМПК) и прописанный в справке установленного образца: -с нарушениями речи; -с умственной отсталостью | |
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ | — специальная группа для ЧБД; — здоровьесберегающие технологии образования; — учет реализации освоения воспитанником основной образовательной программы; — индивидуально – подобранный режим обучения и воспитания | -специальная коррекционная группа для детей с ОВЗ VIIвида; -развитие познавательных психических процессов и свойств личности до уровня возрастной нормы; -расширение общего кругозора; -дополнительные образовательные занятия для освоения ООП; здоровьесберегающие технологии; -индивидуально– подобранный маршрут обучения и воспитания | Образовательные потребности соответствуют характеристике нарушений развития: — специальная коррекционная группа для детей с нарушениями речи V вида; -специальная коррекционная группа для детей с ОВЗ VIIIвида; -развитие познавательных психических процессов и свойств личности; -расширение общего кругозора; -индивидуальные дополнительные занятия; -здоровьесберегающие технологии образования; — индивидуально– подобранный маршрут обучения и воспитания |
Цели коррекционной работы | -укрепление здоровья; -помощь в освоении ООП | -коррекция недостатков развития; -помощь в освоении ОПП; -укрепление здоровья | -коррекция недостатков развития; -помощь в освоении ОПП, специальных образовательных программ; -укрепление здоровья |
Направления коррекционной работы | -создание здоровьесберегающей образовательной среды; -преодоление трудностей в освоении ОПП | -создание развивающего пространства; -развитие ведущей и продуктивной деятельности; -психологическое развитие; -логопедическая помощь; -педагогическая коррекция нарушений развития; — создание здоровьесберегающей образовательной среды. | В соответствии со структурой дефекта или уровнем нарушения развития: — создание развивающего пространства; -психологическое развитие; -логопедическая помощь; -педагогическая коррекция нарушений развития; — создание здоровьесберегающей образовательной среды. |
Формы, методы и средства работы | Специальная программа для ЧБД «Здоровый малыш» | Типовая программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития/ Под общей ред. ; -вовлечение во взаимодействие со сверстниками; -психолого-педагогическое сопровождение; -коррекционно — развивающие занятия; -логопедические занятия; -физкультурно– оздоровительные мероприятия | Типовые программы: -программа «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» , . -программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушеними интеллекта. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание/ , -вовлечение в общение с нормально развивающимися сверстниками; -психолого-педагогическое сопровождение; -коррекционно — развивающие занятия; -логопедические занятия; -физкультурно– оздоровительные мероприятия |
Ответственные и исполнители | -воспитатель; -медицинский работник | -воспитатель; -педагог – психолог; -логопед, дефектолог; -медицинский работник | -воспитатель, имеющий профессиональную переподготовку («Специальная педагогика и психология», «Организация и содержание логопедической работы) —педагог – психолог; -логопед, дефектолог; -медицинский работник |
Для детей с ОВЗ, относящихся к 1 категории (часто и длительно болеющие, имеющие хронические соматические заболевания) в ДОУ функционируютоздоровительные группы для часто и длительно болеющих детей раннего и дошкольного возраста.
Образовательный процесс с воспитанниками данных групп осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ, а физкультурно – оздоровительные и лечебно – профилактические мероприятия осуществляются на основании специальной программы «Здоровый малыш».
Данная программа определяет основные направления, задачи, а также выполнение поставленных задач в течение одного года. Программа начинает свою работу с сентября по август. Диагноз ЧБД – ставит педиатр, курирующий ДОУ по анализу заболеваемости за весь прошедший календарный год. Вся жизнь ребенка оздоровительной группы в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные физкультурные занятия (3 раза в неделю, 1 раз на свежем воздухе), занятия с психологом, партнерская совместная деятельность педагогов, родителей и детей в течение дня.
Цель программы:
Сохранение и укрепление здоровья часто болеющих детей, перевод из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих; создание здоровьесберегающей образовательной среды; преодоление трудностей в освоении основной общеобразовательной программы (ООП).
Для 2 категории детей с ОВЗ в 2013 – 2014 учебном году планируется открытие специализированной группы 7 вида для детей с задержкой психического развития.
Цель коррекционно – логопедической работы в ДОУ
– предоставление возможности детям с речевыми нарушениями освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении.
Коррекционно – логопедическая работа в детском саду осуществляется учителями — логопедами по выявлению речевых дефектов и максимальной ее коррекции на базе двух логопунктов и специальной (коррекционной) группы V вида для детей с нарушениями речи.
На основании заключения районной ПМПК в 2010 – 2011 уч. году, было рекомендовано 13 воспитанникам пройти обучение по специальной (коррекционной) программе V вида для детей с нарушениями речи.
В текущем учебном году, с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для своевременной коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими основной общеобразовательной программы ДОУ, подготовке к успешному обучению к школе, была открыта специальная (коррекционная) группа V вида для детей с нарушениями речи.
Педагоги, работающие в специализированной группе детского сада, прошли профессиональную переподготовку по направлению «Современные технологии логопедического обследования и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Работа с детьми в логопедической группе основана на взаимосвязи специалистов ДОУ:
— учителем – логопедом;
— воспитателями групп;
— педагогом – психологом;
— медицинским персоналом ДОУ;
— узкопрофильными специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагогами дополнительного образования по хореографии, ручному труду, изобразительной деятельности, экологии).
Воспитательно – образовательный процесс с детьми строится в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения с учетом комплексно – тематического планирования по лексическим темам.
Специальное коррекционно – развивающее обучение осуществляется учителем – логопедом по программе «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» , .
Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно – воспитаельного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Единственный путь осуществления логопедизации — это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логогруппы:
1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2.Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3.Целенаправленная активизация отработанной лексики.
4.Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5.Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6.Формирование связной речи.
Основные направления коррекционной работы воспитателя
1.Артикуляционная гимнастика
(с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3 – 5 раз.
2.Пальчиковая гимнастика
выполняется в комплексе с артикуляционной 3 – 5 раз в день.
3.Корригирующаяминигимнастика
для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после дневного сна.
4.Вечерние индивидуальные занятия
воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношения.
Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.
Содержание данных занятий определено программой:
— проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
— повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
— упражнения в звуко – слоговом анализе и синтезе;
— повторение лексико – грамматических упражнений;
— упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
5. Фронтальные занятия по общеобразовательной программе ДОУ (
и в соответствии с календарным планом логопедической работы).
6.Коррекционная работа вне занятий:
во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно – бытового труда и труда в природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
С детьми логопедической группы, совместно с учителем – логопедом, воспитателем и педагогом дополнительного образования по хореографии проводится непосредственно – образовательная деятельность по логоритмике по специальной программе.
На сегодняшний день, педагогами и специалистами ДОУ составляется индивидуальный образовательный маршрут психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ, который:
— даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;
— раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;
— содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.
Он разрабатывается на основе следующих документов:
— диагностической карты трудностей, возникающих у детей при освоении Общеобразовательной программы
— карты психолого-педагогического сопровождения детей, отражающей наиболее типичные трудности; причину возникновения данной трудности, комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению трудностей.
Таким образом, важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов по интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов ДУ и программ повышения родительской компетентности.
Получить текст
Что такое коррекционный детский сад?
Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей. Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи. Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме. Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение. Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе. Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия. Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).