«Организация самостоятельной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»
#Учебно-методические материалы #Презентация #Воспитатель #Дошкольное образование
«Педагогический саквояж» (Из опыта работы) «Организация самостоятельной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» Выполнила: воспитатель МОУ Детский сад № 359 О.А. Альмяшева
В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.
Какие же условия необходимо создать в ДОУ для самостоятельной детской деятельности? Построение предметно-пространственной среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Центр игровой деятельности Центр конструирования Центр патриотического воспитания
Центр ИЗО Центр книги
Центр природы
Театральный центр Музыкальный class=»aligncenter» width=»800″ height=»600″[/img]
Центр ПДД
В нашей группе создана разнообразная игровая среда (предметно – пространственная среда), которая обеспечивает ребенку познавательную активность, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Созданная среда предоставляет детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Такая среда отвечает индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.
Классификация игр Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов, происхождению и т.д. * Игры, возникающие по инициативе ребенка: — игра- экспериментирование; — самостоятельная сюжетная игра; Игры, возникающие по инициативе взрослого: — обучающие: дидактические, подвижные, — досуговые: игра-забава, игра-развлечение, театральные, интеллектуальные, празднично-карнавальные; Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса: традиционные или народные Творческие игры: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, игры-драматизации
Круги Луллия
Макет настольный «Город»
Сюжетно-ролевая игра «Водительское удостоверение» Сдаем экзамены в школе вождения Теория Практика
Проходим медосмотр
И вот он…счастливый миг! Вручение удостоверения.
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Сюжетно-ролевая игра «Больница» Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Авторская, совместно с детьми «Мой город»
«Волшебное дерево»
«Шашки дружат с ПДД»
«Разрезные картинки» «Мэмори» (пары) «Собери знак» «КУБ»
«Солнышко и снеговик» (ИЗО) «Укрась доску» (ИЗО) «Божьи коровки» (Математика) Патриотическое воспитание
Игра в группе организовывается, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра сохраняется, как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка. Организован кружок «Раз ладошка, два ладошка»
Следующим оптимальным условием для организации самостоятельной детской деятельности является особая организация образовательной деятельности. Для этого необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей. Одним из перспективных методов является метод проектирования.
Таким образом, развитие детской самостоятельности является одним из важнейших образовательных ориентиров, необходимых для успешной социализации ребенка и становления его личности в целом, и для создания развивающей и эмоционально комфортной для него образовательной среды, в частности.
Мастерство воспитателя чаще всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранить возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребёнка.
Совместная деятельность педагога и детей
Замечание 1
Совместная деятельность педагога с детьми – это одна из основных моделей организации образовательного процесса детей-дошкольников. Деятельность двух и более участников образовательной деятельности, то есть взрослого и воспитанника, направленная на решение образовательных задач в одном пространстве и в одно время характеризуется партнерской позицией взрослого и партнерской организацией ребенка, то есть возможным свободным размещением, перемещением и общением в процессе образовательной деятельности.
Выделяют следующие формы работы с воспитанниками:
- индивидуальную;
- подгрупповую;
- фронтальную.
Также выделяют следующие виды совместной деятельности:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- непосредственно образовательную деятельность, которая реализуется при осуществлении совместной деятельности педагога с детьми;
- совместную деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в процессе осуществления режимных моментов и решает образовательные задачи.
Типы совместной деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- продуктивная.
Алгоритм развития любых видов деятельности имеет следующий вид: сначала идет осуществление совместной деятельности с педагогами, а затем – совместная деятельность с ровесниками, и наконец, превращение в самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.
К характеристикам совместной партнерской деятельности педагога с детьми относят:
- добровольное присоединение детей к деятельности, то есть отсутствует психологическое и дисциплинарное принуждение;
- открыты временной промежуток – каждый ребенок работает в индивидуальном темпе;
- возможность свободного общения и перемещения детей;
- педагогическая поддержка.
Учитывая вышеназванные сущностные признаки организации совместной деятельности, они должны затрагивать все режимные моменты, проводимые в группе, а также все моменты непосредственно-образовательной деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Совместная и самостоятельная деятельность воспитателей и детей 400 ₽ Реферат Совместная и самостоятельная деятельность воспитателей и детей 240 ₽ Контрольная работа Совместная и самостоятельная деятельность воспитателей и детей 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Достижение дисциплины в рамках совместной деятельности возможно только при использовании неформального авторитета взрослого человека, а также посредством создания целостной системы интересов, включая выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательной деятельности.