Семинар-практикум «Организация пректной деятельности в реализации ФГОС ДО в ДОУ»
В настоящее время воспитателю необходимо развивать качественные стороны личности ребенка. Обучение детей носит комплексно – тематический характер, основой которого является событийность окружающей действительности. Однако для реализации образовательного процесса необходимо соблюсти основные требования: нельзя увеличивать образовательную нагрузку на детей, чтобы не навредить детскому здоровью. Но как же тогда спланировать тематическую деятельность, которая содержит в себе разноплановые направления образования?
Для реализации данной проблемы существует метод проектов
.
Слайд № 3 ,4, 5
Понятие проект и проектная деятельность
Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
СЛАЙД № 6
В ФГОСе
Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
СЛАЙД № 7, 8, 9
Актуальность метода проекта
;
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Слайд № 10
Значение проектов
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»методическая разработка
Семинар-практикум для воспитателей
«Проектная деятельность в детском саду»
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования, объединить усилия коллектива детского сада для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
— совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;
— повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологии проектирования;
— способствовать творческому поиску.
Форма проведения: морское путешествие.
Предварительная работа:
-подготовка информационного стенда о планируемом семинаре-практикуме;
— отбор и изучение литературы по использованию проектного метода в детском саду;
— изготовление раздаточного материала.
Дидактический материал и оборудование: билеты для каждого участника, карточки с заданиями, шаблоны «Алгоритм проектной деятельности» для каждой команды, магнитофон, аудиозапись шума моря.
Ход семинара – практикума:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я очень рада Вас видеть. Тема нашей встречи: «Проектная деятельность в детском саду»
Перед нами стоят такие задачи:
— совершенствовать педагогическое мастерство,
— повышать методический уровень в овладении технологии проектирования,
— способствовать творческому поиску.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Затрагивая эту тему, я предлагаю отправиться в педагогическое путешествие на нашем пароходе «Сказочная полянка» к теплым берегам проектной деятельности на остров Проектов. Чтобы освежить и использовать свои знания проектного метода в своей творческой деятельности.
У Вас уже куплены билеты, поэтому прошу занять места в своих «каютах» (педагоги рассаживаются за столы, каждый стол имеет свое название, на нем приготовлены все задания, которые понадобятся для последующей работы).
Итак. Отплываем. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря). Открывайте глаза, мы с Вами уже далеко от берега, кругом океан. А пока мы плавно покачиваемся на волнах, давайте вспомним, что же такое Проект. Для плодотворной работы, я прошу вас объединиться в своих каютах вокруг столиков. Возьмите билет № 1 и обсудите задание. Одному из каюты необходимо ответить на заданный вопрос.
1 Задание: Подберите определение, что такое проект?
Проект — это………
1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов (реферат, доклад, отчет);2. Способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и другое (коммуникация);3. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата (проект);4. Это обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных смыслов и установок – отношения к миру по законам Добра, Правды, Красоты (воспитание);
5. Это стремление ребенка к согласованной, слаженной работе в детском коллективе (сотрудничество)
Молодцы, быстро справились с заданием.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими интегративными качествами он должен обладать. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». В переводе с греческого — проект – это путь исследования.
Было выявлено, что понятие «проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Основной целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо ребёнку помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определённой практической проблемой (темой). Проектная деятельность в детском саду носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, родители, педагоги ДОУ.
Планирование проектной деятельности должно начинаться с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет представлен результат проекта?».Обобщение: Таким образом, в проектной деятельности роль взрослого велика: друг, наставник, наблюдатель, первооткрыватель и т.д. Чтобы осуществить такую работу, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, педагог должен уметь договариваться, распределять обязанности, развивать личность каждого ребенка, никого не обижая и не ущемляя, уметь слышать и слушать. А это очень сложно.
Сейчас Вам предлагаю попробовать выполнить такую работу. Возьмите билет № 2 и выполните задание.
2 Задание: Психогимнастика «Будь внимателен…»
Участники команды встают возле своих стульчиков. Им необходимо рассчитаться по порядку до 33. Но при каждой цифре «3», и числе, которое делится на эту цифру, необходимо сделать хлопок в ладоши. Тест выявляет такие умения, как слушать и слышать другого. После минутного приготовления, команды приступают к выполнению задания.
Наше путешествие к острову Проектов продолжается. Откройте билет № 3 и давайте вспомним, какие же бывают проекты. Сначала прочитайте задание, обсудите, а потом ответьте на вопрос.
3 Задание: Подбери определение.
Исследовательские проекты — это … | Дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и другое. |
Творческие проекты — это… | После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. |
Информационные проекты — это… | Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и прочее). |
Игровые проекты — это… | Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. |
Таким образом, мы видим, что проекты классифицируются:
а) по доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые),
б) по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой и фронтальный);
в) по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный),
г) по характеру контактов (осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, общественными организациями… (открытый проект). (Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М. 2006 г.)
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действия, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из которых, взаимодействие педагога с детьми носит личностно – ориентированный характер.
Для определения этапов проектной деятельности откройте билет № 4.
4 Задание: Определи этапы проектной деятельности.
Участникам необходимо подумать и определить этапы работы над проектом. Представить свои обобщения.
Таким образом, первый этап разработки проекта – определение проблемы, целеполагание. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Воспитатель может фиксировать ответы детей на большом листе ватмана. Для этого лучше использовать условные символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать?».
На втором этапе дети высказывают предположения на вопрос: «Как нам найти ответы на вопросы?» Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение за помощью к родителям, специалистам детского сада, сходить на экскурсию, провести эксперимент и так далее. Педагог помогает детям спланировать свою деятельность в решении поставленных задач, распределить роли.
Третий этап – практический – дети исследуют, творят, ищут. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки. Необходимо, чтобы педагог мог создать такую ситуацию, когда ребенок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребенка должна быть как-бы незаконченной, незавершенной.
Четвертый этап – презентация проекта. В зависимости от возраста детей, результатом проекта могут быть: итоговые игры – занятия, игры – викторины, мини – музеи, творческие газеты, оформление альбомов, выставок и другое.
5 Задание: Ответь на вопрос.
Вставьте в определение пропущенную фразу:
— Интегрированный метод обучения является для дошкольников… (информационным; экспериментальным; опытно-исследовательским, инновационным).
— Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают… (первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач; знания о мире опосредованным путем, через книги, коммуникацию, телевидение, другие источники; знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов; способность адаптироваться в новом коллективе).
Таким образом, работа над проектом интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как дети начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Метод проектирования деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования является одним из приоритетных.
Вот так незаметно мы с Вами оказались у берегов острова проектов.
Предлагаю всем размяться и прогуляться по жаркому песку.
Игра «Кто быстрее».
Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».
Вот также слаженно и дружно действуют ребята в старшей группе на занятии по физической культуре.
А теперь предлагаю ответить на шуточные вопросы.
— Что у Бориса впереди, а у Глеба – сзади? (Буква «Б»).
—Какие часы показывают точное время только 2 раза в сутки? (Которые остановились).
— Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком).
— Растут две березы. На каждой березе по 4 шишки. Сколько всего шишек? (На березе не растут шишки).
Ну, какие же вы молодцы, такие же как и ребята из средней группы. Они легко справляются с развивающими заданиями, ведут поисковую деятельность вместе со своими педагогами.
А теперь я предлагаю занять свои места в каютах, настало время возвращаться в детский сад (шум моря).
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Пока мы плывем назад, домой, я предлагаю обменяться полученными впечатлениями и продолжить фразу: «Я сегодня…»
«Мечты – это паруса нашей жизни. Можно плыть и без них, но медленно и недалеко. А Вам я желаю, что чтобы Ваш корабль «Работа» всегда плыл уверенно и сопровождался только положительными эмоциями. Творческих Вам успехов. Спасибо за работу.
Региональный семинар по проектной деятельности приглашает!
Совсем недавно в вебинарной комнате СМИ “Мир дошколят” проходили заседания секций Всероссийской конференции по бережливым технологиям.
А уже сегодня мы объявляем о старте Регионального научно-практического семинара «Проектная деятельность как средство развития познавательной, творческой, коммуникативной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Сейчас проекты в детских садах как вид деятельности довольно востребованы. Их интересно и придумывать, и реализовывать, и есть продукт на выходе, который можно и представить, и увидеть…
к нам на портал часто присылают самые разнообразные проекты! иногда советуются – как лучше оформить, как написать, как реализовать. И поэтому возникла именно эта тема проведения научно-практического семинара.
На этот семинар мы просим вас, дорогие участники, прислать ВИДЕО о вашем одном определенном проекте!
В видео вы расскажете о том, почему возник такой проект, как вы его придумывали, затем – как реализовывали, и что получилось в итоге. Чего достигли воспитанники, педагоги и что получили родители… Мы хотим видеть на семинаре ПРАКТИЧЕСКОЕ выполнение ваших проектов. Не надо писать голую теорию. Ее и так все знают, и смогут прочитать в сети интернет. Очень интересуют ВИДЕО В ФОРМЕ ОТЧЕТОВ – как возник проект, как проходил, какие результаты принес. Понимаем, что проекты многие уже прошли – и результат не всегда показать можно. Но фотографии у вас ведь остались! Видео отчет можно сделать и в формате слайд-шоу из фотографий. Если можно – то и в виде репортажа… Ну а если совсем ничего не получается – включите презентацию на мультимедийной установке и выступите на ее фоне. Единственное – чтобы на презентациях было МАЛО текста… а больше иллюстративного и фотографического материала.
А на практике реализовать – вот для этого мы и придумали именно такой формат семинара – в видео выступлении рассказать об УЖЕ проведенном конкретном Вашем проекте, будь он краткосрочный, среднесрочный или длительный.
Рекламное сообщение
Тем более ваше видео в какой-то степени сможет заменить ваше выступление в вебинарной комнате, которое до сих пор многим не под силу …
Мы будем очень признательны, если Вы пришлете не само видео, а ссылку на него с сервиса https://www.youtube.com/ так будет и быстрее, и удобнее – и нам, и вам…
Секции на семинаре мы разделили по образовательным областям, представленным в ФГОС ДО –
1. Проекты, направленные на социально-коммуникативное развитие; 2. Проекты, направленные на познавательное и речевое развитие; 3. Проекты, направленные на художественно-эстетическое развитие; 4. Проекты, направленные на физическое развитие.
И ЕЩЕ – проекты можно присылать и те, которые вы выполняли и для воспитателей, и для родителей, и, например – межсетевое взаимодействие – сделаем для таких проектов отдельную секцию!
Семинар проводится в 3 этапа:
Первый этап:
1 этап: 26 октября – 30 ноября 2022 года:
Прием материалов, публикация материалов на портале, формирование таблицы участников для выступления в формате вебинара на площадке семинара по расписанию, представленном в Приложении ниже.
Второй этап:
2 этап: 7 – 10 декабря 2022 года с 18 до 20 час. мск.
Выступление участников семинара по секциям, в формате вебинарной комнаты в онлайн режиме.
3 этап: 11 декабря 2022г. – 30 января 2022г. –
печать итогового сборника Регионального научно-практического семинара «Проектная деятельность как средство развития познавательной, творческой, коммуникативной активности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». (Сертификаты о печати будут выписаны в ДЕКАБРЕ 2022г!)
А теперь – ПОЛОЖЕНИЕ
ТАБЛИЦА УЧАСТНИКОВ ПО СЕКЦИЯМ
Ждем ваши материалы и просим поделиться информацией со своими коллегами!
Нажмите на кнопочки соцсетей, пригласите коллег к участию!