Центр речевого развития по ФГОС
Центр речевого развития предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть.
Цель создания центра речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Задачи центра речевого развития напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Возраст детей | Задачи | |
1,5–3 года |
|
|
3–4 года |
| |
4–5 лет |
| |
5–6 лет |
| |
6–7 лет |
|
Оформление центра речевого развития
Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки с семенами и камешками.
Это может быть коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.
Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность.
В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:
- «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы. «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы. «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле. «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название. «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.
Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукол на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.
Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО
Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей. Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.
Названия центра речевого развития
Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.
- Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».
Названия с именем хозяина уголка: «Уроки тётушки Совы», «Привет, Незнайка!», «В гостях у Лунтика», «Пуговка приглашает», «Говоруша», «Мушка-болтушка», «Зайка-лопотушка».
Смешные названия: «Поговорим-ка», «Беседка», «Звукарик», «Говоряшка/Говоруша», «Азбукварик», «АБВГДЕйка», «Говорилки», «Логострана», «Посидим-поговорим», «Речецветик».
Содержание центра речевого развития
Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.
Для центра детской деятельности выбирается экологически безопасная (пластиковая, деревянная, мягкая) мебель. Шкафы, стулья и столы должны быть удобными, подходить под рост детей. Примерный список мебели для речевого уголка:
- Шкаф/стеллаж с полками. Столик или полка для временных выставок. Рабочий стол и стульчики.
Оборудование в уголке развития речи:
Зеркало. Нужно для выполнения артикуляционных упражнений, ребёнок следить за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия. Зеркало должно быть надёжно закреплено на стене и находиться за рабочим столом, во-первых, это удобно ребёнку во время занятия, во-вторых, так исключается риск того, что дети случайно заденут зеркало и оно упадёт.
Аудиомагнитофон, телевизор. Одна из составляющих речевого развития в детском саду — обогащение слухового опыта воспитанников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания — формируется их культура устного общения. С этой целью в речевом уголке прослушивают аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами. Просмотр коротких видеороликов служит материалом для построения дальнейшей беседы.
Магнитная доска. Как говорилось выше, такая доска может быть использована для размещения текущей информации, демонстрации фотографий и иллюстраций по теме занятия. Но чаще она используется для выполнения упражнений воспитанниками. Например, в следующих заданиях: «Расположи картинки в правильной последовательности, чтобы получился сюжет сказки. Попробуй пересказать», «Из букв магнитной азбуки сложи слова…», «Распредели картинки по темам, придумай название для каждой из них».
Состав материальной базы уголка речевого развития
Наглядные материалы, пособия |
|
Материалы для сенсорного развития |
|
Предметы для развития дыхания |
|
Дидактические материалы |
|
Материалы для игр-драматизаций |
|
Речевой уголок в младшей группе по фгос. Уголок развития речи в первой младшей группе
Людмила Емельянова
«
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ .
Речевого уголок
«Говоруша
»
Цель речевого уголок
«Говоруша
»
средней
группы — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как
средства общения
, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.
Серьезная степень задержки речи говорит, когда речь ребенка. Трехлетний ребенок находится на уровне речи полугодичного ребенка — он составляет только эквиваленты предложений, а лексика находится на уровне полугодичного ребенка. Четырехлетний ребенок находится на уровне речи двухлетнего ребенка — он формулирует простые предложения, словарь активен на уровне двухлетнего ребенка, т.е. использует около 300 слов. Пятилетний ребенок находится на речевом уровне двух с половиной летнего ребенка — все еще предложения простые, лексика на уровне ребенка в два с половиной года.
- Ежегодный находится на уровне полгода ребенка — ребенка только бабуины.
- Биеннале находится на уровне речи годового ребенка — произносит несколько слов.
- Семьлетний ребенок находится на уровне речи трехлетнего ребенка.
По словам Спионека, небольшая степень задержки речи возникает, когда речь двухлетнего ребенка находится на уровне развития полутора ребенка или когда семи — или шестилетняя речь развивается на седьмом или шестом году.
Воспитанников встречает хозяин уголка
«Заяц-говоруша
»
. Он многофункционален. Мы с детьми его одушевляем и от его имени задаем вопросы или отвечаем на них, загадываем загадки, придумываем интересные истории, приглашаем в гости друзей, преподносим неожиданные сюрпризы. Заяц-говоруша
вызывает у детей живой интерес, побуждает к
речевой активности
.
Логопеды различают два типа задержки речи. Что означают слова «спонтанное» и «не паразитное»? Спонтанная задержка в развитии речи является нормальной формой развития. Это лишь фрагментарная задержка в процессе разработки, которая носит переходный характер. У ребенка хороший слух, он понимает, что он говорит, интеллектуально эффективен. Он может произносить почти все слоги в изоляции, иногда также слоги. Но он не может выразить это словами и говорить в правильном темпе. В 25-50% случаев простая задержка развития речи является наследственной.
Дидактическое оснащение нашего уголка
соответствует структуре
речевых нарушений детей
, их индивидуальным и возрастным особенностям. При оснащении
речевого уголка
ориентировались на обеспечение богатства сенсорных ощущений, на полифункциональность.
Основная задача педагога в данной возрастной группе, чтобы ребенок захотел говорить
и выражать свои мысли, поэтому уделили большое внимание театрализованной деятельности. Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его эстетического чувства, развития артистических способностей. В ходе театрализованной деятельности ребенок развивает игровое поведение, умение творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Примерно в 4-5 лет задержка обычно выравнивается, без необходимости вмешательства специалиста. Дальнейшее развитие речи продолжается без искажений и последствий для будущего общего развития ребенка. Непреднамеренная задержка в развитии речи, в свою очередь, результат беспорядка, а не разрушение процесса развития. Он демонстрирует наличие клинически значимых расстройств, таких как потеря слуха, умственная отсталость, нарушение речи или неврологические расстройства. Может сопровождаться афазией, дизартрией, дислонией, заиканием, аутизмом, потерей слуха, церебральным параличом.
Немаловажную роль театрализованная деятельность играет в развитие артикуляционной гимнастики, речевой
интонационной выразительности и мимики.
В театрализованной деятельности с детьми используем разные виды театра : настольный, кукольный, пальчиковый, перчаточный, а также изготовленный своими руками : театр на силиконовых лопатках, театр на пластиковых яйцах, театр из вязаных рукавичек. Для каждого театра нужны актеры. И тогда было решено сделать не обычных кукол, которые выполнены из картона с отверстиями для ног. Наши куколки ходят,сидят и пляшут. Такие куклы развивают фантазию и моторику воспитанников. В нашем сказочном домике каждую неделю в окошечках появляются новые персонажи, исходя из темы недели.
Задержка может быть как активной, так и пассивной. Речь развивается на патологической основе, и наблюдаемые симптомы нарушения речи развиваются наряду с другими симптомами психомоторных нарушений развития. Нарушения речи являются вторичными по отношению к выраженной глухоте, умственной отсталости, расщелине неба или речевой моторной дисфункции и т.д. чаще всего они не являются единственным, но одним из многих симптомов инвалидности в развитии, они являются частью различных симптоматических синдромов.
В результате незапланированных задержек в развитии речи изменения могут быть временными или постоянными, быстро меняющимися или углубляющимися. Тип, диапазон и эффективность патогенного агента приводят к тому, что полученные изменения имеют постоянный характер, что означает, что речь на заключительном этапе развития не достигает нормальных уровней и что ее расстройства могут повлечь за собой другие дополнительные проблемы, такие как эмоциональное расстройство, и т.д. если друг или другой ребенок, с которым вы общаетесь, не будет развиваться на третий год жизни, а малыш говорит только о простых, легких словах, вы должны заподозрить отсроченное развитие речи и немедленно связаться с логопедом!
При подборе дидактического материала в основу наполняемости речевого уголка
было положено комплексно-тематическое планирование по лексическим темам.
Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий
:
Пособия для артикуляционной моторики (артикуляционные часики, веер, картотека артикуляционной гимнастики в картинках);
Дидактический материал способствующий, формированию воздушной струи, правильного речевого дыхания
(
«Бабочки»
,
«Сдуй снежинку в варежки»
,
«Ветряки»
,
«Прожорливые фрукты»
,
«Таинственный песок»
,
«Чудеса в бутылке»«Что заовощ, что за фрукт»«Огород есть у нас»
) изготовленный руками взрослых;
Любимыми пособиями наших детей являются игры для развития мелкой моторики : «Разноцветные камушки»
,
«Шнуровки»
,
«Умные прищепки»
,
«Сухой бассейн»
,
«Массажные мячики»
т. д. Особенно нравятся нашим детям друзья
«Зайца – говоруши
»
«Забавные зверушки — прихватки»
Для эффективности коррекционной работы с детьми изготовили «Фланелеграф»
из бросового материала, возле которого дети могут играть в дидактические игры, заниматься в паре, вести диалог по сказке.
Опираясь на индивидуальные особенности детей нашей группы, изготовили пособие «Веселые звуковички»
для формирования и развития фонематических процессов, а игра
«Звуковая ромашка»
направлена на формирование звуковой культуры речи, умение чётко и правильно произносить
определённый звук в словах
, различать на слух твёрдые и мягкие звуки. Из спичечных коробков изготовили пеналы для составления схемы слова, которые используем в вечернее время.
Тематические альбомы и игры для обогащения словарного запаса, игры и пособия для формирования грамматического строя, а также связной речи, дидактический материал для развития фонематического слуха и восприятия.
Подборка настольно-печатных игр способствующие развитию речи. По многим направлениям деятельности создали картотеку
. Это облегчает планирование и помогает в работе воспитанниками.
Рядом с речевым уголком
расположена детская библиотека.
Здесь представлены
любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном
уголке представлена
познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей. Работа в детском саду в этом
уголке
способствует развитию всех сторон
речевой системы
: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывания, пересказывать текст, оставлять описательные рассказы.
Публикации по теме:
«Создание предметно — развивающей среды на участке детей старшей группы». Вид проекта: информационно – проектировочный – презентационный 1. Подготовительный Информационно – проектировочный 2. Основной Практический.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста». В период раннего детства окружающая ребенка среда должна.
Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе» Характеристика группы: среднюю группу посещают 23 ребёнка, из них-9 девочек и 14 мальчиков. Название группы: «Смешарики». Воспитатель: Федосеева.
Создание предметно-развивающей среды на участке Проект. «Создание предметно – развивающей среды на участке детей старшей группы». Руководитель: старший воспитатель – Чернораева Л. И.
Мы живем в степной местности,для того,чтобы познакомить детей с различными рельефными объектами,я решила сделать на участке детского сада.
Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 274 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА Методическая.
СВЕТЛАНА ЗАМОТАЕВА
Речевые уголки в группах
Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе.
Уже доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, поэтому большое внимание должно уделяться оборудованию в группах специальных речевых коррекционных уголков
. Такие
речевые уголки должны быть в группах
, они должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Как уже апробировано практикой при организации данного
уголка
необходимо соблюдать следующие требования :
1. Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало
, игровой, дидактический, наглядный материал.
2. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей
, их индивидуальным и возрастным особенностям.
3. В основу наполняемости уголка
желательно учитывать тематическое планирование по лексическим темам.
3. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке
меняется еженедельно, согласно лексической теме.
4. Речевой уголок
желательно разместить рядом с книжным
уголком
.
5. Оформление уголка
должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
6. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
7. Не следует перегружать уголок оборудованием
.
8. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка
должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей
речевой интерес
, побуждать к
речевой активности
.
9. Так как наши дети имеют нарушения зрения, то и имеющийся речевой
материал должен учитывать те требования о которых вы говорили на предыдущей консультации с дефектологами.
10. Создавая развивающую среду группы
, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике коррекционного
уголка
. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в
уголке
и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Расположить коррекционный уголок
целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны.. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в
уголке
и отвлекать ребенка от выполнения заданий.
Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным
, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное.
Работа воспитателя на логопедических группах
главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка.
Для создания данного уголка
можно использовать яркую многофункиональную доску – “Дом Гоши – Говоруши”
Края крыши украсить разноцветными буквами Алфавита, вырезанными по контуру.
Чердачное окошко можно использовать под место для размещения сюжетной картинки (согласно лексической теме)
. По всей крыши натянуть леску, на которую можно с помощью зажимов прицеплять картинки.
В окно дома вмонтировать зеркало, которое закрывается занавеской.
Над окном разместить три досочки с кармашками, для картинок. Эти доски можно использовать :
– для размещения предметных, сюжетных картинок при составлении рассказа по серии картин.
– при классификации картинок при отработке лексических тем, при дифференциации звуков
– при проведении упражнений на определение места звука в слове (на первую доску разместить картинки, где звук находится в начале слова, на вторую – где звук находится в середине, на третью – где звук находится в конце).
Срезы бревен оживить яркими желтыми кружочками с кармашками, куда тоже можно располагать картинки, карточки. (“Виды упражнений артикуляционной гимнастики, “Массаж лица”, “Пальчиковая гимнастика”, предметные картинки на активизацию словаря по данной лексической теме, картинки с определенным звуком).
Труба – обклеенная коробка из-под карандашей, в которую можно поместить пособие “Ветерок”
Справа и слева от окошка при помощи мебельного гвоздя крепятся по два стаканчика, куда также размещаются султанчики, всевозможные игрушки на поддувание, сигнальные флажки (Гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий)
.
Для изготовление флажков используются трубочки для сока, сами флажки изготовляются из цветной самоклеящейся бумаги и прикрепляются с двух концов трубочки : гласный – согласный соответственно красный, синий, зеленый.
Справа и слева от дома стена обклеена пенепленом, имитирующего забор. Где соответственно, можно расположить магнитную доску.
Используя различные свойства этих предметов, можно закрепить у детей зрительный образ буквы, тренировать их моторику, развивать оптико-пространственные отношения, прививать интерес к письменной речи.
Все необходимые атрибуты : магнитные буквы, клубочки шерстяных ниток, из которых дети конструируют буквы, ножницы, мелки, карандаши расположены здесь же в коробочках из-под чая, также обклеенных цветной самоклеящейся бумагой и прикрепленных к стене двухсторонним скотчем.
Перед домом на жердочке сидит игрушка попугай Гоша – Говоруша.
Он является “другом”, “партнером” детей. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы, загадывать загадки, изображать правильное и неправильное произношение звуков вызывает живой интерес, побуждает к речевой активности
. Впереди, на животе у попугая, расположен карман, куда воспитатель или логопед вставляет очередную изучаемую букву, тем самым ненавязчиво привлекая внимание детей к ее образу и тем самым способствуя ее запоминанию.
На заднем плане дома можно расположить солнышко, которое тоже не только оживляет картинку, но и несет коррекционную функцию. У солнышка семь лучиков-косичек, и на каждой косички бантик. Бантики имеют определенный цвет спектра. Педагог может поупражнять ребенка в назывании основных цветов.
А можно просто для речевого уголка отвести место
, которое будет представлять собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими
группами
, а также для проведения индивидуальной работы. В его оборудование входят : стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало или несколько небольших зеркал, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий
речевую деятельность и речевое общение детей
.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых
психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
Интересным материалом для коррекционного уголка
может быть игровое пособие «
Речевой куб
«,
Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань, пенопласт)
. На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного
речевого материала
. Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей общей и тонкой моторики, лексико-грамматического строя и связной речи. Он меняется учителем-логопедом и воспитателями по мере усвоения детьми различных тем.
Занятие в логопедическом уголке
воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами.
С группой
детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса.
Дети сами подходят к логопедическому уголку
: делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
Одним из главных условий качества коррекционно-речевого
воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.
Наполняемость коррекционного уголка
должна осуществляться по разделам :
речевое дыхание
, фонематический слух, артикуляционная моторика, звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте, лексика и грамматика, связная речь и мелкая моторика.
Для младших детей : зеркала, картинки с описанием упражнений арт. гимнастики, пособия для разв. дыхания, воздушной струи, мелкой моторики (напр. массажные мячики, материал по звукоподражанию, игры и пособия по автоматизации звуков, игры по лексике, грамматике, сюжетные картины (по возрасту)
.
Дидактический материал в речевом уголке
старшей и подготовительной логопедической
группе
Цели Дидактические пособия Дидактические игры
1. Закрепление правильного речевого
выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи Вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;
«Рыбки»
;
«Насекомые»
;
«Транспорт»
;
«Листочки»
;
«Бабочки»
;
«Волшебный пушок»
;
«Горка»
; лабиринты;
«Разноцветная поляна»
; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке Буря в стакане»;
«Чей кораблик доберется быстрее»
;
«Загони мяч в ворота»
и др.
2. Формирование фонематического восприятия и слуха Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты : рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки : Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ)
; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки
«камень»
,
«вата»
); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова
«Собери букет»
;
«В мире животных и птиц»
;
«Делим слова на слоги»
;
«Фонематика»
;
«Найди себе пару»
;
«Найди, что звучит»
;
«Звуковое домино»
;
«Угадай, откуда идет звук»
;
«Разложи картинки»
;
«Повтори — не ошибись»
;
«Тихо — громко»
;
«Общий звук»
;
«Придумай слова со звуком»
;
«Испорченный телефон»
;
«Продавец и покупатель»
;
«Звуковые символы»
и др.
3. Развитие артикуляционной моторики Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Куликовская, Е. А. Пожиленко)
; схема для характеристики звука; ватные палочки, ватные диски
4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи)
«Логопедические лото»
,
«Логопедическое домино»
,
«Паровоз»
,
«Подбери и назови»
и т. д.);
Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова)
; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л;
«Говорим правильно»
;
«Логопедическое лото»
;
«Веселая гимнастика»
; «Звуки, я вас различаю
(Р, Л)
»
5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте Схемы слов, предложений, игры : «Подбери слово к схеме»
,
«Составь предложение по схеме»
,
«Сложи слово»
, кроссворды, ребусы.
Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках»
,
«Учись читать»
,
«Умные кубики»
,
«Слоговые кубики»
и т. д. ;
«Карусель»(учим буквы)
; карты для чтения; альбом
«Изучаем буквы»
; пособие
«Говорящая азбука»
; волшебный домик
«Учимся читать»
;
«Букварь»
Н. С. Жукова,
«Живая азбука»
,
«Чтение по слогам»
,
«Родная природа»
;
«Путешествие с буквами»
;
«Читаем с подсказками»
;
«Тексты с хвостами»
;
«Белоснежка»
— читаем с подсказками; книжки-малышки и др. Назови, прочитай, проверь»;
«Научись читать»
;
«Я учу буквы»
;
«Найди букву»
;
«Готов ли ты к школе?»
;
«Слоговое лото»
;
«Волшебная тесьма»
;
«Найди место звука в слове»
;
«Прочитай по первым звукам»
;
«Слоговая копилка»
и др. ; серия
«Умные игры»
, ребусы
6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий Картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные)
; развивающие пазлы, игры : лото,
«Подбери пару»
,
«Кто больше назовет»
,
«Часть и целое»
,
«Большие и маленькие»
игры «Чей хвост?»
,
«Один — много»
,
«Назови ласково»
,
«Чего нет?»
и др. ;
«Что из чего сделано»
;
«Прогноз погоды»
;
«Одень куклу»
;
«В мире животных»
;
«Детский компьютер»
и др
7. Развитие связной речи Сюжетные картинки, «Угадай по описанию»
,
«Когда это бывает?»
,
«Играем в профессии»
и др. ;
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»
; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
Мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы и т. д. Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам»
(
«Ястреб и курица»
,
«Два козлика»
и др.)
8. Развитие мелкой моторики Волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши,
массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам)
;
«Мир твоих фантазий»
(различный материал для составления букв : горох, нитки разного цвета, пластилин ит. д.) Игры на штриховку;
«Рисуем по клеточкам»
; мозаики; игры-шнуровки и др.
Таким образом, использование речевого уголка
позволяет расширить
речевую среду в группе
, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в
речевом
общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои
речевые навыки
.
Работа в центре речевого развития
Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников — игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.).
Игры и упражнения в центре развития речи направлены на развитие способностей и коррекцию. Уголок задействуется во время проведения фронтального речевого занятия (со всей группой). Но чаще здесь проводятся занятия индивидуальные и в подгруппе, поскольку наблюдается тенденция сокращения логопедических групп и на воспитателя налагается обязанность осуществлять преемственность с работой логопеда.