Что такое «связная речь»?
Высказывание или связная речь — это несколько законченных отрезков (предложений), которые соединены между собой тематически, по смыслу, структуре. Она служит для облегчения коммуникации и выражается в двух видах:
- монолог — умение рассуждать об определенном образе, действии и т. д.;
- диалог — непосредственное взаимодействие с другим человеком или людьми посредством общения.
Высказывания являются результатом восприятия, осмысливания, умения выразить свои мысли. Связная речь дает четкое понимание взаимосвязи умственного и речевого развития ребенка, помогает решать задачи всех сфер воспитания и образования.
Монологическая речь старших дошкольников состоит из нескольких основных видов:
- описание — включает общее название предмета (действия), перечисление его свойств, качеств, а в заключении — оценка или отношение к нему (части этой структуры могут переставляться);
- повествование — констатация факта, в котором четко прослеживается начало истории, ее кульминация, итог или развязка;
- рассуждение — отдельный тип высказывания, который отражает определенную связь событий, фактов, явлений (состоит из утверждения, доказательства, вывода).
Все эти варианты связной речи встречаются у детей в смешанном виде.
Начальным и важнейшим этапом развития связной речи у малышей является диалог. Он раскрывает специфику взаимодействия, позволяет донести до ребенка нормы и правила дальнейшего выстраивания монологической речи согласно законам литературного языка.
Чтобы правильно построить работу по формированию связной речи у дошкольников, необходимо знать этапы ее развития, а также выявить основные задачи для каждого типа речи в отдельности.
Мини-занятия
Мини-занятия речевого развития действующими программами рекомендуется использовать как особые формы становления речи в работе с детьми третьего года жизни как можно чаще (лучше — ежедневно), потому что они являются актуальными и соответствуют личностно-ориентированной модели дошкольного образования. Эта форма организации речевой деятельности может инициироваться воспитателем, тогда они предусматривается в календарном плане работы, а может возникать по инициативе детей. Педагог должен быть готовым к руководству такой речевой деятельностью малыша.
Часть слова «мини», по мнению А. Гончаренко, предполагает минимизацию:
- по числу детей, которые одновременно заняты;
- по продолжительности организованной деятельности;
- по объему содержания, которое реализуется.
Количество мини-занятий, содержательное их наполнение обусловливается возрастными особенностями. В течение дня педагог может организовать сам или создать условия для самоорганизации детей десятки индивидуальных, групповых и коллективных краткосрочных мини-занятий, во время которых будет реализовываться запланированная тема.
Причины задержки формирования связной речи у детей
Чтобы определить уровень развития связной речи, нужно проанализировать соответствие возрастным критериям, перечисленным выше, то есть произвести своеобразную диагностику. Ее стоит проводить в игровой форме, не акцентируя внимание ребенка на результате, не делая замечаний, не исправляя, не поучая. Просто создать ситуацию и понаблюдать за поведением и речью дошкольника.
Сложности и затруднения в речевом развитии могут возникать у детей по медицинским причинам:
- патология внутриутробного развития (перенесение мамой инфекционных заболеваний, интенсивный токсикоз);
- родовые травмы (асфиксия, преждевременные роды, инфицирование и пр.);
- детский травматизм головы, особенно в области расположения речевых зон;
- слуховое или речевое нарушение (последнее диагностируется к 5 годам).
Также существуют социальные причины, замедляющие развитие связной речи у ребенка:
- педагогическая запущенность — с ребенком не занимаются или у малыша наблюдаются поведенческие расстройства («трудный ребенок»);
- недостаток общения в семье — отсутствие прямого, тесного общения всех ее членов, когда несколько человек просто существуют под одной крышей;
- смена места жительства, особенно в иноязычную среду — если дома говорят на одном языке, в детском учреждении и на улице — на другом, ребенок испытывает трудности в освоении речевых навыков.
Чрезмерная опека также может привести к появлению речевых задержек, так как у ребенка просто нет необходимости говорить, если его желания угадываются и мгновенно выполняются.
Как правило, к 5-6 годам ребенок умеет:
- последовательно давать ответы на вопросы;
- составлять небольшие повествования на основе иллюстраций;
- описывать свои впечатления об увиденном;
- передавать содержание услышанного или увиденного по памяти;
- придумывать продолжение сказки, фантазировать.
Но чтобы результат соответствовал возрастным требованиям, необходимо на каждом этапе взросления уделять достаточно внимания общению и занятиям с ребенком.
Интегрированные занятия
Интегрированные формы занятия для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков речи с детьми третьего года жизни можно проводить 1-2 раза в квартал. На этих занятиях воспитатель использует материал из разных разделов программы, объединяя несколько направлений деятельности детей (например, речевая и изобразительная, речевая и познавательная). Приоритетной на таких занятиях является коммуникативная активность детей, объединяющим моментом — тема.
В группах раннего возраста 2-3 лет целесообразно проводить учебно-игровые интегрированные занятия, которые предусматривают наличие игрового сюжета и единой сюжетной линии.
Структура мини-занятия
В структуру мини-занятий А. Крикун рекомендует включать:
- совместное музыкальное поздравление, которое направлено на развитие коммуникативной культуры, с элементами психогимнастики;
- элементы изобразительной деятельности, которые сопровождаются речевым комментарием.
Все составляющие таких занятий могут быть объединены единым сюжетом, основой которого является определенная лексическая тема, например «Транспорт», «Наши игрушки», «Как зайчонок маму искал» и т. п, приложением к которой могут быть различные задачи и виды деятельности. Каждая тема требует отбора определенного материала. Целесообразно сочетать подвижные, настольные, пальчиковые игры, танцы, песни, стихотворный материал, оздоровительные упражнения, сказки; можно использовать элементы различных развивающих методик.
Мини-занятия с малышами заканчиваются совместным подведением итогов и релаксационными упражнениями.
Комплексные занятия
Комплексное занятие в своей структуре объединяет не менее трех речевых задач. Задачи по развитию коммуникативной активности (диалогическую и связную речь) реализуются на каждом из них; задачи словарной работы, звуковой культуры речи и грамматического строя языка в составе комплексного занятия планируются два раза в месяц. Из какой части начинать занятия определяет сам воспитатель в зависимости от сложности задач и возраста детей.
Примерная структура комплексного занятия: I неделю — коммуникативная активность + звуковая культура речи + грамматика; II неделя — коммуникативная активность + грамматика + словарь; III неделя — коммуникативная активность + словарь + звуковая культура речи.