Эстетическое воспитание подрастающего поколения: методология, возрастные особенности


Эстетическое воспитание в педагогической науке — это формирование умений воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире. У молодого поколения вырабатывается система критериев при помощи, которых оценивается эстетика различных объектов.

Правильно заложенное в детстве эстетическое восприятие помогает в будущем создавать прекрасные вещи, внедрять принцип эстетизма в повседневную жизнь. Тяга к красоте способствует развитию творческих способностей ребенка, формирует художественный вкус.

Статьи по теме

  • Воспитание ребенка отцом: что важно для малыша 25.01.2022
  • Виды воспитания: основные задачи и цели 24.01.2022
  • Воспитание свободой или как вырастить уверенного в себе ребенка 23.01.2022
  • Что дает детям воспитание искусством 21.01.2022

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью культуры человека в целом. Оно выступает катализатором развития духовности, индикатором поведения человека в социуме. Отсутствие глубоких эстетических установок находят отражение в образе действий, которые противоречат общим гуманитарным принципам.

Цели и задачи


Человек глубоко проникнутый чувством прекрасного переносит критерии эстетизма не только на неодушевленные предметы, но и на отношения с окружающими. Эстетика чувств способствует укоренению идей гуманизма, духовности, нравственности.

Цель эстетического воспитания школьников – способствовать формированию всесторонне развитой личности, развивать художественный вкус.

К первоочередным задачам эстетического воспитания относят:

  1. Аккумулирование в сознании впечатлений о прекрасном.
  2. Формирование художественного вкуса.
  3. Развитие познавательного интереса к явлениям и предметам, входящим в фонд мировой культуры.
  4. Стимулирование тяги к творчеству.

Содержание эстетического воспитания

Содержание ЭВ включает в себя формирование навыков, вкусов, потребностей, интересов, эталонов и оценок. В результате совместной формы художественной деятельности дети получают новые знания, которые помогают им понять сущность и многообразие окружающего мира.

Они учатся различать плохое от хорошего, безобразное от красивого, доброе от злого, комическое от трагического. На фоне усвоенной информации приходит понятие эстетической культуры, как наиболее многогранной, возвышенной области.

Дошкольники знакомятся с искусством с первых лет жизни, с помощью декоративно-прикладного зодчества, скульптуры, живописи, народного творчества. В детском саду дети начинают активно заниматься самостоятельной художественной деятельностью – рисуют, лепят из пластилина, вырезают поделки, поют, танцуют.

Воспитатель же должен обеспечить необходимые условия для комфортного и результативного выполнения задач, оказать поддержку, задать обучающимся правильное направление. Корректная программа, включающая в себя разнообразие форм ЭВ, гарантирует выполнение всех функций и всестороннее эстетическое развитие личности ребенка дошкольного и школьного возраста.

Под четким руководством педагога или взрослого дети должны понять главные критерии, которые служат оценкой в различии между плохим/хорошим, возвышенным/обычным, прекрасным/безобразным, чтобы затем применять полученный опыт в дальнейшей жизни.

Методы и средства


Для формирования у детей системы эстетических ценностей используют традиционную триаду методов – наглядные, словесные, практические. Помимо этого, существуют также специальные методики.

Они направлены на развитие эстетических взглядов посредством:

  • изучения красоты окружающей природной среды;
  • приобщения к различным видам искусства (музыка, живопись, литература, театр);
  • занятия продуктивной трудовой деятельностью.


Внедрение каждого метода требует применение соответствующих средств эстетического воспитания. Максимальную эффективность имеет знакомство учащихся с произведениями искусства – картинами, скульптурами, архитектурными постройками. Их изображения используют для демонстрации в виде наглядных пособий.


Ощутимое воздействие на формирование эстетических взглядов человека оказывают природные объекты. Неповторимость ландшафтов, присущих родному краю, накладывает отпечаток на базовые идеалы красоты, которые закладываются с детства в сознании ребенка. Своеобразными средствами эстетического воспитания также выступают объекты флоры и фауны, присущие природной зоне, где проживает человек.

Потребности в эстетических ценностях формируются благодаря межличностному общению. В первую очередь, облагораживанию подлежит культура языка и речи.

Это касается отчуждения слов-паразитов, нормированного использования чужеродных терминов и сленга, правильности произношения.

Задачи эстетического воспитания

Осуществление перечисленных ранее целей не представляется без четкой постановки и выполнения ряда педагогических задач. Они в свою очередь делятся на две категории:

Первая группа – нацеленность на образование эстетического отношения у детей. При этом должны выполняться такие задачи, как:

  • формирование чувственной грани личности;
  • развитие способности видеть красоту и неповторимость в людях, предметах, природе, искусстве, обществе;
  • знакомство с основными эталонами, индивидуальными культурными качествами и проявлениями личности, а также поэтапный ввод новой терминологии в разговорный лексикон школьника;
  • понимание сущности прекрасного;
  • образование у обучающихся своебытных черт, представлений, рассуждений, понятий, которые играют изъясняющую роль в понимании всех эстетических компонентов;
  • эмоциональное развитие – умение давать адекватную реакцию (радость, смех, разочарование, согласие, т. д.) в любых ситуациях.

Музыкальное воспитание дошкольников

Вторая группа – педагогические задачи заключаются в побуждении детей к художественно-эстетической деятельности, становлении и получении определенных навыков и способностей. Для приобщения школьников и дошкольников к искусству/культуре используются различные методы (к примеру, рисование, лепка, пение, танцы, чтение стихов). Кроме того, формируется желание привносить и применять полученные умения в реальной жизни. 

Формирование эстетических взглядов в разных возрастных группах


Методика воспитания эстетизма у детей основана на их восприимчивости к разным категориям объектов, в зависимости от возраста. По мере взросления индивидуума меняется его чувствительное акцентирование природы и социума.

Известный российский педагог П. Блонский выстроил шкалу сентизитивности:

  • цвет;
  • предмет;
  • растения и животные;
  • пейзаж;
  • предметы искусства;
  • человек.

Дошкольники


Первые общие понятия и образы формируются у малыша к 2-х летнему возраста. От эпизодического восприятия действительности он переходит к целенаправленному наблюдению. Постепенно развивается память и мышление.

Маленькие дети отличаются впечатлительностью и эмоциональностью. Приятные эмоции откладываются в памяти и побуждают к их повтору. В этот период ребенок позитивно реагирует на музыку, лепку, рисование. В первую очередь, работают его чувства — осязание, слух и зрение.

Дошкольники легко запоминают ноты, учатся различать цвета и гармонично их сочетать. Большое внимание уделяется созданию объемных образов и моделей. Дети с удовольствием занимаются лепкой, конструированием, рукоделием.

Начальная школа

Восприятие у учащихся младших классов еще остается разбросанным, мозаичным, поверхностным. Ребенок не задерживает надолго внимание на одном предмете. Его больше интересует динамичность сюжета, нежели описательная картина.

Для знакомства с произведениями искусства надо отбирать иллюстрации, имеющие ярко выраженную сюжетную линию.

В плане развития культуры младшим школьникам рекомендуется посещение театра. Литературные произведения, разыгранные на сцене актерами, создают мощный эмоциональный фон. Ребенок сопереживает героям, получает удовольствие от просмотра постановки.

Продолжается приобщение к занятию искусством. Ученики начальных классов в большей степени сконцентрированы на процессе рукотворчества, чем на самом конечном результате. Сдерживающим фактором выступает неусидчивость и повышенная активность детей младшего школьного возраста.

Подростки


Учащиеся в средней школе уже владеют базовыми знаниями по эстетике, способны применять их на практике. Однако желание выделиться из общей среды часто бросает подростков в крайность, стирает грань между прекрасным и нелепым, абсурдным.

Условия современной жизни диктуют новые подходы к формированию эстетических взглядов. Необходимо рассматривать не только классические направления искусства, но и новейшие арт-тенденции.

Молодежь, в первую очередь интересуют:

  • музыка – рэп, рок;
  • живопись – компьютерная графика, граффити;
  • литература – комиксы.

Выпускники

Старшеклассники обладают системой мировоззренческих взглядов. Через их призму они воспринимают эстетическую сущность окружающих предметов и явлений. Основное внимание уделяется рассмотрению эстетических сторон поведения человека и межличностных отношений.

Цели эстетического воспитания

Главная цель – формирование эстетической культуры личности. У эстетически воспитанного ребенка складываются добродетельные, нравственные, духовные ценности; расширяются его познания о природе, обществе, сущности мира.

Различные художественные занятия развивают такие черты характера, как внимательность, настойчивость, дисциплинированность. Следовательно, к целям ЭВ также нужно отнести:

  • формирование целостной личности, способной открыто выражать свои мысли, высказываться, самовыражаться, сочувствовать и сопереживать в различных жизненных ситуациях;
  • развитие высоконравственного, гармонизированного, многогранного человека, отличающегося своей уникальностью от других индивидов.

Как научить ребенка танцевать: легкие танцы для начинающих детей


В период художественного воспитания, формируются следующие эстетические компоненты, необходимые для общности и качественности процесса:

  • Восприятие – умение выделить в повседневной, культурной и общественной жизни эстетические особенности. В дальнейшем воспринятое, оценивается индивидом по личностным критериям, образовавшимся в результате получения эмоционального и интеллектуального опыта.
  • Чувства – проявление эмоций, которые появились вследствие взаимодействия с другим человеком, искусством, окружающей средой или социумом. Такие чувства способны вызвать наслаждение, радость, воодушевленность, печаль или отвращение. Они сопрягаются с более сложными интеллектуальными и эмоциональными процессами, а также отличаются своей глубиной, разнообразием, сложностью. Но, несмотря на это, такие стойкие эмоции всегда находятся в гармонии с разумом.
  • Интерес – устремленность личности к новым знаниям. Основной критерий эстетического интереса – наличие у индивида любимых произведений искусства, писателей, композиторов; книг, которые он часто перечитывает; присутствие целенаправленности в выборе жанра музыки, литературы.

Что такое ↑

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Здесь следует уточнить, что понятие «прекрасное» в контексте художественного формирования личности не совпадает со значением слов «красота, красивый». Последнее – это скорее описание внешней формы, которое зависит от конкретной исторической эпохи, и может меняться.

«Прекрасное» же находится вне зависимости от времени и включает в себя такие понятия, как гармония, гуманизм, совершенство, возвышенность, духовность.

Советы и рекомендации для родителей

Важно проводить эстетическое воспитание малыша всеми доступными средствами, создав для него гармоничную обстановку, предоставив возможность самостоятельно заниматься художественным творчеством в выбранном направлении. Родителям нужно беседовать с крохой, давать ответы на все возникающие у него вопросы. А занятия с воспитателем помогут сформировать вкус.

При выборе форм работы следует ориентироваться на возраст малыша:

  • Посещение театра допустимо с 1,5 лет, в репертуаре кукольных театров есть небольшие по продолжительности постановки, которые не успеют утомить кроху.
  • Беседовать о картинах, музыкальных произведениях, рассказывать об их авторах можно с 3–4 лет, дети уже многое понимают и обязательно будут с интересом слушать и задавать вопросы.
  • В 4–5 лет можно посетить выставку, в том числе библиотечную.
  • В 5–6 лет – сходить в филармонию или на балет.

Давать ребенку возможность творить – еще один прием эстетического воспитания, причем вид деятельности он может выбрать по своему вкусу. Кому-то по душе рисование картин на песке, а другому – сочинение коротких поздравительных стишков маме или папе. Родителям следует не ограничивать творческие порывы, а дать ребенку свободу выбора и воплощения собственного замысла.

Не стоит недооценивать важность эстетического воспитания дошкольников, оно поможет духовно обогатить личность ребенка, сделать его развитым, богатым, умеющим тонко чувствовать и получать эстетическое удовольствие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]