Построение предметно-пространственной среды в группе ДОУ с учетом ФГОС


Зоны игровой комнаты и их наполнение

Как уже было сказано, игровую комнату нужно разделить на игровые зоны-уголки, чтобы дети могли выбрать то занятие, которое им нравится. У каждой игровой зоны — свои образовательные функции и свое оформление. Далее рассмотрим наиболее распространенные варианты уголков и их наполнение.

Уголок строительно-конструктивных игр

нужен, чтобы развивать творческие способности и логическое мышление ребенка. Для этого используются конструкторы, различные по материалу, форме, креплениям и размерам. Наилучшим образом детям дадут представления о весе и размере предметов, научат равновесию (балансу) и ориентированию в пространстве большие мягкие наборы для конструирования.

Уголок физкультуры и спорта

понравится любителям активных физических занятий. Здесь размещают спортивный инвентарь, с которым можно самостоятельно отрабатывать различные упражнения. Отлично в игровую комнату впишутся мягкие спортивные модули, которые легко транспортабельны, многофункциональны и безопасны.

Уголок отдыха и уединения

— это место, где дети отдыхают и набираются сил. Уголок может быть как закрытым (шалаш), так и открытым, с удобной бескаркасной мягкой мебелью. Для обустройства зоны отдыха идеально также подойдут пуфы, подушки и кресло-груши, на которых можно расслабиться и полежать.

Уголок активных игр

— зона полной свободы. Здесь у детей больше всего возможностей выплеснуть энергию через подвижные игры. В этом им помогут различные контурные игрушки, сухие бассейны и горки.

Сенсорный уголок

развивает тактильное восприятие. Дети формируют представления о свойствах предметов и различных явлениях, исследуя их на ощупь. С этой целью выбирают дидактические напольные игрушки с различными застежками, замками, шнуровками, геометрическими фигурами и т. д. Такой реквизит отлично развивает мелкую моторику и с удовольствием используется детьми в играх. Также в сенсорном уголке желательны дорожки с различной поверхностью — ребристой, гладкой, мягкой, скользкой, жесткой, колючей и т. д. Ходьба по дорожкам — не только увлекательное для ребенка занятие, которое развивает тактильные ощущения, улучшает психоэмоциональное состояние, но и полезный массаж (предупреждает и лечит плоскостопие, улучшает чувство равновесия и т. д.).

Уголок «Правила дорожного движения»

нужен, чтобы отрабатывать навыки безопасного поведения на проезжей части. Лучше всего это делать, используя тематический реквизит (мягкие большие машинки, нагрудники с изображениями) и разыгрывая с детьми различные ситуации.

Уголок сюжетно-ролевых игр

помогает детям развивать воображение и коммутативные навыки. Обстановка этой зоны должна соответствовать игровому сюжету и придуманным детским ролям. Младшие дошкольники, как правило, отдают предпочтение сюжетам на основе присутствующих предметов, с их помощью им легче включится в сюжетно-ролевую игру. Рекомендуется оформлять уголок тематически. Готовые варианты уголков можно найти среди так называемых мягких игровых наборов.

Принципы оформления игровой комнаты в ДОУ

1. Зонирование
. Необходимо разделить игровую комнату на зоны с различными типами игрушек. Это позволит не смешивать игровые и образовательные процессы.

2. Безопасность

. В комнате не должно быть опасных мест. Следует наклеить мягкие уголки на острые углы, использовать заглушки для тяжелых дверей (стопперы), установить ограничители на окна для проветривания, приобрести шторки для розеток, скрыть всю проводку, а также уделить внимание полу — он должен быть ровный и теплый.

3. Комфорт

. Обустройство игровой комнаты начинается с подготовительных работ. Важно обеспечить подходящий микроклимат: температуру, влажность, освещение, приток свежего воздуха. Для контроля показателей среды лучше установить метеостанцию.

4. Насыщенность и вариативность

. Оборудование игровой комнаты должно быть разнообразным и красочным. Это не только даст детям возможность выбора, но и украсит помещение. Желательно, чтобы инвентарь обеспечивал все виды активности: двигательную (включая мелкую и крупную моторику), познавательную, исследовательскую, творческую, совместную. Также не забывайте периодически обновлять игровой материал.

5. Доступность

. Инвентарь игровой комнаты следует располагать в пределах досягаемости ребенка, чтобы он в любой момент мог самостоятельно им воспользоваться. Игрушки должны быть исправны, соответствовать возрасту, а при необходимости и ограничениям возможностей детей.

6. Трансформируемость и полифункциональность

. Рационально использовать бюджет вам позволит инвентарь, который интересен разновозрастным детям и имеет различные варианты использования. Например, мягкие модули подходят для эстафетных и строительных игр, а также для отдыха. При этом их любят и малыши, и дети постарше (дошкольники).

Дизайн интерьера и архитектура

На все материалы в игровой комнате, включая строительные, должны быть сертификаты, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья. Также материалы должны быть устойчивы к влажной уборке и дезинфекции. В соответствии с этими требованиями возможны следующие варианты для элементов дизайна и архитектуры игровой комнаты:

1) пол, стены, потолок

. Согласно нормам, площадь помещения игровой комнаты для групп раннего возраста (дети до 3-х лет) определяется из расчета не менее 2,5 × 2,0 м на одного ребенка, для дошкольного возраста (дети 3–7 лет) — не менее 2,0 × 2,0 м. В качестве напольных покрытий допускаются: линолеум, паркет, пробковый пол, ковролин. Сверху можно класть, например, коврик-пазл. Для покраски стен выбирают матовые светлые тона: песочный, бирюзовый, кремовый, кофейный, светло-розовый, лиловый и пр. Стены можно украсить детскими изображениями, виниловыми наклейками, бумажными аппликациями, плакатами и т. д. Потолок допускается как обычный побеленный, так и окрашенный, плиточный и тканевый натяжной;

2) окна, освещение, мебель

. На окнах обязательны шторы или жалюзи светлых тонов. Освещение (теплое, возможно, с желтоватым тоном) должно быть общим и равномерным, без открытых точечных светильников и резкого света. Размеры ящиков, шкафов, стеллажей и другой мебели подбирают в соответствии с возрастом детей. При этом цвет мебели допускается яркий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]