Конспект занятия «Звук и буква А». Урок обобщения и систематизации знаний
Тема: звук и буква А.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.
Образовательные: — Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.
Коррекционно-развивающие: — Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику — Развивать фонематическое восприятие и представление. — Формировать звукослоговой анализ и синтез. — Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений. — Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза. — Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами. — Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности). — Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.
Коррекционно-воспитательные: — Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; — Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии. — Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.
Оборудование: Демонстрационный материал: ПК, презентация РР. Раздаточный материал: Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.
Ход занятия:
1. Организационный момент Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.
2. Артикуляционная гимнастика Приготовим наши язычки к работе.
3. Пальцевая гимнастика Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.
4. Работа в тетради в клеточку Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.
5. Повторение пройденного Гласные звуки — поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.
6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец. Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.
7. Работа с артикуляционным профилем Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.
8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах. Если есть [А] в слове — карточка со знаком +, если нет – со знаком — Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март. Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.
9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.
10. Рассказ тетушки Совы о букве А Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.
11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди) Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.
12. Физ. пауза о/р Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту) Полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать.
13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради). Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков — красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.
14. Итог занятия
Презентация к конспекту занятия «Звук и буква А»
Презентация на 20 слайде имеет ссылку на видео, которое представлено ниже. Вы можете скачать оригинал файла презентации. |
Видео к конспекту занятия «Звук и буква А»
Также по теме:
logoped18.ru
Конспект занятия по грамоте в старшей группе
Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
(Первый год обучения)
Программное содержание:
1.
Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».
2.
Учить выделять звук из ряда гласных.
3.
Развивать слуховое внимание.
4.
Познакомить с буквой «А».
5.
Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»
(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.
I. Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет примету осени.
1.
Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:
Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.
Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.
В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.
Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с
Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно
Рыжий тополиный лист на каждый лист.
На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.
2.
— Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.
Послушайте и назовите первый звук в словах:
арка, антенна, арбуз, акробат.
— Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».
II. Основная часть.
3.
Артикуляция звука.
— Давайте вместе произнесем звук
«А».
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
4.
– Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.
(Работа в тетради Коноваленко).
— Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».
— Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».
5.
– Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.
6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:
а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
6.
Знакомство с буквой «А».
— Послушайте стихотворение:
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
— Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).
— Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
— Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
7.
– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
— Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:
Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.
Давайте попробуем сложить вместе.
8.
Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе.
9.
Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.
Ш.
Итог занятия, оценка детей.
— Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
— С какой буквой?
— Каким цветом обозначаем?
— Что понравилось больше всего?
— Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.