Советы экспертов: как учить алфавиту
Родители постоянно ищут новые быстродействующие способы выучить алфавит с ребенком, но быстро не значит качественно.
Дополнительная информация! Для комфортного изучения, следует не забывать про особенности физиологии и психологии детей (возраст и особенности его мышления).
Малыш учится
Зачем учить ребенка алфавиту?
Алфавит — основа всех языков. Это строгое последовательное построение букв, которое является ключом ко всем документам и книгам.
Знание алфавита ничего не даст маленькому ребенку. Он может легко заучить его, но читать при этом не научится. Лучше оставить алфавит для начальной школы, где он нужен, а с малышом заучить буквы без строгой последовательности.
В каком возрасте дети должны уже знать все буквы?
Необходимый уровень развития мозга для чтения обычно сформировывается к 5 годам, реже к 4-5. Поэтому нет смысла пытаться заставить ребенка читать в более раннем возрасте. Лучше расширить кругозор, развить речь и произношение, научить правильно ставить вопросы и приучить давать ответы.
Учет возрастных особенностей при знакомстве с буквами
У маленьких детей доминирует наглядно-действенный тип мышления, а по достижению пяти лет, мозг начнет активно воспринимать знаковые изображения и абстрактную подачу информации.
Обратите внимание! До 4 лет малыш должен выучить базовые знания для комфортной дальнейшей жизни. Он акцентирует свое внимание социальной связи с миром, поэтому не рекомендуется нагружать его излишней и сложной информацией, доводя до слез.
Изучение алфавита
Любые занятия с малышом, это увлекательная игра
Малыши не могут концентрироваться на одном занятии больше 10-15 минут, поэтому длительность стоит ограничивать, иначе внимание рассеивается, и ребенок перестает усваивать новую информацию.
Стандартный академический урок не подходит малышам, поэтому стоит стараться преподносить любое обучение, как ненавязчивую игру, которая будет ему интересна. Лучше использовать разнообразные задания:
- стихи;
- песни;
- скороговорки и загадки.
Обратите внимание! Это обеспечит ребенку погружение в процесс и облегчит восприятие новых знаний.
Как ребенка научить запоминать буквы: методики
В мире существует множество интересных и легких способов, методик, как выучить алфавит. Они могут быть представлены как в классическом виде, так и в виде компьютерных игр, лепки или специальных раскрасок.
Раскраски букв
Классические методики
Базовый вариант изучения алфавита — использование карточек с буквами, слогами и образами для закрепления ассоциаций и развития зрительной памяти. Азбука также является отличным вариантом, чтобы обучить основам грамоты.
Обратите внимание! Во время обучения не стоит торопиться, если ребенок устал или перестал заниматься, ему трудно запомнить новое, стоит устроить перерыв и вернуться к этому моменту позже.
Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г). Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки.
Приучать к изучению букв надо как в домашней обстановке, так и на свежем, особенно летнем воздухе: стоит заинтересовать малыша узнаванию изученных ранее букв на детских и взрослых рекламных щитах, вывесках, английских надписях в онлайн-режиме в играх.
Авторские методики
Созданы все условия, большое количество авторских методик, чтобы выучить буквы, звуки и алфавит. У каждого метода свои достоинства и недостатки.
Воображение и творчество в детском возрасте
Важно! Не стоит пытаться использовать и комбинировать все способы сразу. Стоит остановиться на той методике, с которой комфортно и интересно работать малышу.
Учим буквы: игровая методика Полякова
Основа метода Полякова — множественное показывание и озвучивание групп символов с постепенной их заменой. В русском языке образуются группы рифмующихся гласных (Э-Е, А-Я, О-Ё, Ы-И, У-Ю).
Продолжительность занятий всего 7-10 минут, частота — 2 раза в неделю. В свободное время надо закреплять ранее пройденный материал.
В этой методике используются карточки с буквами и применяется игровой подход, что облегчает и делает процесс интересным для ребенка.
Кубики Зайцева
Кубики помогут в обучении чтению с 2 лет. Обучение происходит, как увлекательная игра, в ходе которой дети начнут читать намного раньше, чем им наскучит занятие.
Принципы методики Зайцева:
- Системная подача информации.
- Наглядная подача информации, которая задействует разные каналы восприятия.
- Подача информации от частного к общему и наоборот.
Основной принцип методики — обучения не по слогам, а по складам. Склад — созвучие согласного и гласного звука, отдельный гласный звук в виде слога или отдельный согласный звук в закрытом слоге, а также согласной с мягким или твердым знаком.
Карточки Домана
Карточки Домана
С рождения мозг настроен на изучение и познание окружающего мира. С помощью этой особенности можно приступать к успешному раннему обучению. Методика помогает сформировать тягу к знаниям, закладывает основы для высокого уровня интеллекта и помогает научиться раннему чтению.
Обратите внимание! Использовать карточки Домана для обучения можно с шести месяцев.
Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись. Чаще всего, представлены в тематических наборах.
Последовательность выстроена от простого к сложному: начинается с простых слов, далее изучаются словосочетания и простые предложения, затем переходят к распространенным предложениям и начинают читать.
Методика Ольги Соболевой
Методика Ольги представляет собой творческий подход к процессу изучения звуков и букв, где задействован доминирующий вид памяти. Процесс обучения разделен на три информационных раздела для:
- визуалов;
- кинестетиков;
- аудиалов.
Процесс обучения построен на игровой форме с плавным переходом к работе с книгами. Необходимо помочь ребенку полюбить печатное слово, а не бояться его.
Рекомендуемый возраст для начала занятий 3-4 года.
Чтение слогов разной сложности по Жуковой
Надежда Жукова – известный советский педагог и логопед, которая изобрела новый способ обучения детей чтению. Её методика была признана эффективной, и теперь используется не только в России, но в нескольких других странах.
Главные отличия методики Жуковой, от привычной школьной программы:
- Ребёнку не обязательно знать все буквы алфавита. Он выучит их выполняя другие задания.
- Сначала нужно объяснить не то, как выглядят буквы, а что такое гласные и согласные звуки.
- Научить ребёнка «петь» буквы и составлять из гласных слоги.
- Научить ребёнка составлять слоги из 2 букв, гласной и согласной.
- Перейти к изучению более сложных звуков.
- Обучить малыша чтению по слогам.
Буквари и книги, написанные Надеждой, имеют огромную популярность и выпускаются миллионными тиражами. Задания простые и понятные, а главное, интересные для детей разного возраста. Изучать буквы с детьми от 3 до 6 лет нужно постепенно. Не стоит торопить ребёнка и волноваться, если он не успевает запоминать новую информацию также быстро, как его сверстники. Также детские психологи советуют «снять возрастное ограничение» для детей младше 3 лет. Если они сами интересуются буквами, то начинать обучение можно раньше рекомендуемых сроков.
Как научить ребенка алфавиту в 4 годика дома?
Многие родители задаются вопросом, как выучить алфавит. Существует множество способов, но самым действенным является обучение с помощью интересных игр, к которым захочется возвращаться.
Игры на изучение алфавита и цифр
Существует множество игр, помогающих изучить буквы и слоги.
Обратите внимание! Не стоит зацикливаться на одном способе, лучшим вариантом будет комбинирование нескольких видов игр, чтобы процесс обучения оставался увлекательным даже спустя несколько недель занятий.
Учимся играя
Игровая форма подачи материала способствует легкому его усвоению. Дети обожают играть, поэтому если подать обучающий материал с помощью игры, ребенок будет учиться с удовольствием.
В качестве игры можно предложить малышу:
- лепку;
- раскраски;
- вырезание букв из разных материалов;
- сборку разрезанных карточек с изображением букв.
Лепим буквы
Лепка — очень полезный вариант обучения. Она задействует сразу несколько органов восприятия и помогает в развитии моторики рук.
Буквы можно собирать из разных кусочков, заготовленных заранее, или складывать их из длинных «червяков» путем сборки и скручивания в буквы.
Раскрашиваем буквы
Раскраска может стать отличным обучающим материалом. Алфавит может быть представлен в виде картинок или чистым изображением букв.
Обратите внимание! Если ребенок только начал изучать буквы, ему больше подойдут изображения с буквами и картинками, а размещенные изображения помогут запомнить буквы через ассоциации.
Креативные техники нетрадиционного рисования для детского сада
Вырезаем буквы из бумаги
Этот способ внесет разнообразие, и поможет развитию мелкой моторики. Полезно вырезать бумажные заготовки (прямоугольники, квадраты и круги) и складывать вместе с ребенком буквы из деталей.
Съедобные буквы
Ребенок с большим интересом отнесется к процессу, если обучение будет ассоциироваться с положительными эмоциями. Сделать буквы съедобными — отличный способ разнообразить процесс.
Можно вместе испечь печенье в виде алфавита, сложить буквы и слоги из нарезанных овощей, а также нарисовать буквы вареньем на поверхности блинов, каши.
Лепка букв
Как самостоятельно выучить алфавит с ребенком 5-6 лет?
Возраст 5-6 лет является оптимальным, чтобы начать учиться читать. Главное — научить грамотно говорить, чтобы преподавателю не пришлось его переучивать. Для обучения подойдут такие же упражнения, что и для трех-четырех лет.
Игровая методика изучения 10 гласных за 5 уроков
Эту методику предложил Глен Доман.
Обратите внимание! В её основе — многократное показывание и озвучивание групп символов с их постепенной заменой. Для этого выпускаются специальные карточки, которые разделены по тематикам.
Процесс разбит на 5 уроков:
- Изучение пар гласных (А-Я, О-Ё) с использованием легких стихов — «Это – А», «Это – Я». После первых уроков, необходимо проводить закрепление материала, и только потом переходить к следующему шагу.
- Изучение первых трех гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю) с использованием тех же стихов. Показывают ребенку первые три буквенные пары, а оставшиеся две произносятся самостоятельно, чтобы он не ошибся.
- Изучение трех пар гласных (О-Ё, У-Ю, Ы-И). С этого момента, после добавление новой пары, убирают одну из старых пар. Общее количество представляемых букв должно быть не больше шести. Первые 4 буквы озвучивает малыш, а оставшиеся 2 называет взрослый, не позволяя совершить ошибку.
- К четвертому уроку запоминаются пары гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И). После закрепляют последние выученные гласные (Ы и И).
- К пятому уроку запоминаются все 10 гласных, остается закрепить последние выученные гласные (Э и Е).
«Говорящая азбука»
Игровая методика обучению согласным
Для изучения согласных, хорошо подойдут следующие игры:
- Домики. Подготавливают два домика для согласных и гласных. Буквы необходимо прикреплять к соответствующему домику, параллельно произнося их звучание
- Гости. Используют те же два домика. Буквы решили познакомиться друг с другом. Например, сначала вышел звук «Г» и решил позвать на прогулку звук «А». Проговаривают звучание букв в слух и спрашивают, какой получится слог.
- Игра с мячиком. Родитель кидает мяч малышу и называет слово. Ребёнок ловит только слова, которые начинаются с гласного или согласного. Второй вариант игры – взрослый кидает мяч, говоря «гласный» или «согласный». Ребенок называет слово, начинающееся с гласной или согласной буквы.
Ставим буквы по порядку
Расстановка букв в алфавитном порядке — один из заключающих этапов изучения. Помочь могут электронные или бумажные плакаты с изображением различных предметов и букв.
Обратите внимание! Использование плакатов сочетает в себе визуальные и ассоциативные принципы обучения, что облегчает процесс восприятия для ребенка.
Диагностика: действия ребенка, означающие, что он готов к обучению чтению и письму
- Выделяет в словах и стихотворениях звук, который там часто встречается.
- Подбирает слова по заданному фонематическому признаку (Назови слова на «с», назови слова на «а»).
- Моделирует слова из 3-5 звуков и делает их звуковой анализ.
- Соотносит при произношении слово со схемой его звукового состава (Сравни то, что ты видишь с тем, что ты слышишь).
- Меняет звуковой состав слова, заменяет звуки (Попробуй заменить в слове «мак» первый звук на «р» — что получится?)
- Подбирает противоположные и близкие по значению слова.
- Описывает предметы, подбирая определения качеств и свойств.
- Составляет небольшой рассказ на актуальную для себя тему.
- Составляет рассказ по картинкам, серии сюжетных картинок.
- Включается в коллективную беседу, задает вопросы.