Учимся дружить и творить: как сделать аппликация «Праздничный хоровод» в подготовительной группе


Особенности подготовки и проведения занятия по аппликации «Хоровод»

Планируя занятие по аппликации в подготовительной группе ДОУ, воспитатель руководствуется требованиями программы, а они для детей этого возраста достаточно высоки.

Требования программы к умениям и навыкам детей

Согласно примерной образовательной программе «Истоки», разработанной в соответствии с ФГОС, дети седьмого года жизни:

  • создают произведения, имеющие художественную ценность и прикладную значимость (коллажи, панно, фризы, афиши, стенные газеты, иллюстрации, открытки, пригласительные билеты, закладки), действуя индивидуально или в сотворчестве с другими людьми (детьми и взрослыми);
  • продолжают осваивать новые способы криволинейного вырезания: симметричное, парносимметричное, ленточное, силуэтное (по нарисованному или воображаемому контуру), накладная аппликация для получения многоцветных образов, прорезной декор для изготовления ажурных изделий (снежинка, вазон, салфетка, штора, одежда для кукол, маски и декорации для театральных постановок);
  • свободно комбинируют освоенные способы, сочетают технику аппликации с различными приёмами декоративного рисования, художественного конструирования, детского дизайна.

Варианты тем

При правильной подготовке и организации аппликация на тему «Хоровод» даёт педагогу осуществить значительное количество перечисленных задач.

Хоровод можно не только станцевать, но и сделать в виде аппликации

Начинается планирование, как известно, с выбора темы. «Праздничный хоровод» в сознании многих взрослых ассоциируется с Новым годом, но те, кто работает с малышами, знают, что такие аппликации можно приурочить к любому поводу, учитывая то, что хоровод — это массовый обрядовый танец, который у древних славян сопровождал любой праздник.

Хоровод — это своеобразный символ красоты — красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой. Основное построение хоровода — круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут своё начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца.

Александр Морган

Статья «Славянская культура. Хоровод»

Тематика аппликации может быть разной, в частности:

  • «Хоровод дружбы», приуроченный ко Дню народного единства;
  • «Весенний», знаменующий собой начало весны;
  • «Осенний» — в честь праздника урожая;
  • «Радужный», который уместен при изучении цветов народных костюмов;
  • «Новогодний» в преддверии зимних каникул;
  • «Именинный»;
  • фантазийный (кукол, лесных зверят, снеговиков, рыбок, ёлочек, то есть персонажей, которые могут участвовать только в воображаемом хороводе).

Фотогалерея: варианты аппликации «Хоровод» (праздничный, дружбы, русских красавиц и т. д.)


Коллаж «Хоровод дружбы» познакомит ребят с культурой других стран


Аппликация «Хоровод русских красавиц» познакомит детей с национальным костюмом


Хоровод ёлочек изготовлен в ленточной технике


Для создания хоровода можно использовать и картинки коллажа


Чем меньше размер фигурки, тем сложнее эту фигурку «одеть», «раздеть»


Хоровод не всегда подразумевает человечков, это могут быть лучики солнца


Хоровод зайчиков у ёлки можно сделать с помощью ватных дисков


Аппликация «Новогодний хоровод» с элементами квиллинга и мозаики — отличный вариант для открытки


Аппликация «Хоровод снеговиков» с элементами бумагопластики развивает пространственное мышление

Коллективная или индивидуальная форма работы: когда применять

Работа с аппликацией может быть как индивидуальной, так и коллективной. Воспитатель выбирает форму в зависимости от:

  • уровня подготовленности детей (если есть слишком медлительные или неуспевающие в плане обучения ребята, то удобнее сделать групповую работу, чтобы каждый смог проявить себя в меру своих способностей и при этом конечный результат и по времени, и по качеству «не пострадал»);
  • повода для выполнения аппликации (если работа — результат изучения какой-то темы, то лучше выбрать индивидуальную — так легче проследить образовательные результаты каждого малыша; если аппликация готовится для стенда, то форма также должна быть индивидуальной, чтобы мамы и папы видели плоды творения рук своего чада);
  • техники выполнения работы (если с ленточной аппликацией или коллажем дети справятся и самостоятельно, то аппликация с элементами оригами, квиллинга, мозаики требует гораздо больше времени и усилий, а значит, проще выполнить её всем вместе);
  • времени, которое выделено на конкретное занятие календарно-тематическим планированием (так, аппликации с комбинацией техник выполнения быстрее делать коллективно, чтобы уложиться в одно занятие). Большую ценность для воспитания чувства товарищества, умения договариваться о разделении объёма работы и планировать результат имеет работа в парах. Тема «Хоровод» довольно сложная, работа в парах принесёт результат, если дети уже научились такому виду сотрудничества на более простых («Цветы на лугу», «Зимний город»).

Работа в паре воспитывает у дошкольников чувство товарищества и взаимопомощи

Поскольку аппликация проводится в подготовительной группе и результатом согласно программных требований должно стать имеющее художественную ценность произведение, оптимальным вариантом будет коллективная (изготовленная всей группой или в подгруппах по 5–6 человек) работа с комбинированием техник и материалов.

Уровень сложности и техника выполнения аппликации

Чем чаще ребята занимаются аппликацией, тем больше техник можно комбинировать для выполнения «Праздничного хоровода»

Поскольку речь идёт о детях 6–7 лет, имеющих представление о работе с тканью, крупой, то классическую бумажную аппликацию можно разнообразить комбинацией 2–3 техник выполнения. Тем самым усложняется задача, но и конечный результат получается гораздо более оригинальным.

Техники изготовления аппликации:

  • Накладная. Простое накладывание фигур, вырезанных из бумаги самостоятельно или по шаблону, в подготовительной группе может быть усложнено приданием объёма, то есть элементы хоровода не приклеиваются полностью, а загибаются и фиксируются на фоне только в местах сгиба.
  • Ленточная. Ребёнок вырезает фигурки водящих хоровод из полоски бумаги (приблизительно 30 на 15 см) и наклеивает на фон.
  • Симметричная. Фигурки вырезаются по шаблону из согнутого пополам листа бумаги и украшаются декором (одежда, причёска наклеивается сверху).
  • Модульная. Участники хоровода изображаются при помощи готовых геометрических фигур.
  • Квиллинг. Скрученными из узких полос бумаги деталями (снежинками, осенними листочками, солнышком и облаками) украшают уже готовую работу.
  • Обрывная. В этом случае силуэты оформляются маленькими кусочками цветной бумаги. Для подготовительной группы эта техника должна дополняться другими, более сложными видами работы. Например, сочетанием с тканевыми элементами или оригами.
  • Коллаж. Обожаемый детьми вид аппликации. В этом случае используются или готовые вырезки из журналов, открыток или же дети заранее рисуют фигурки танцующих в хороводе, наклеивают на фон и украшают работу согласно теме.

Для декорирования одежды персонажей можно использовать нитки, конфетти, гофрированную бумагу, фантики от конфет. Прекрасно смотрится в аппликации ткань. Этим материалом можно декорировать костюмы фигурок или сделать из неё окружающие хоровод элементы (деревья, траву, облака, солнце). Готовить детали из ткани следует заранее, так как она трудна в обработке ножницами.

Одежду человечкам в хороводе можно изготовить из конфетных обёрток

Дополняют аппликацию и рисованием. Карандашами, красками или фломастерами можно нарисовать черты лица и узоры на одежде (когда в хороводе используются фигурки людей), мордочки зверят, блики лучей, траву, облака, новогодние бусы и гирлянды.

Подготовка фона аппликации

Выбор фона для аппликации зависит от техники самой работы. Если это будет простая ленточная аппликация с линейным размещением элементов, фон делают более насыщенным и ярким, продумывают, какими дополнительными изображениями его украсят. Эти детали (солнце, облака, деревья и прочее) должны быть сделаны заранее, поскольку не входят в содержание занятия.

Например, берёзки и ёлочки, выполненные в техники оригами, целесообразно изготовить на занятии конструированием из бумаги.

Планируя аппликацию, на которой хоровод расположен по кругу, воспитатель должен позаботиться о размере фона и о том, чем заполнить центр. Водить осенний хоровод логично вокруг корзины с дарами полей и садов, весенний хоровод традиционно устраивался вокруг берёзки с лентами (можно использовать готовые тонкие ленты, они превосходно смотрятся и оживляют композицию). Центром хоровода дружбы обычно выбирают земной шар, а новогодний можно водить вокруг ёлки или Деда Мороза со Снегурочкой.

Корзина с дарами осени послужит прекрасным центром для осеннего хоровода

Фон может быть изготовлен из:

  • ткани (достаточно плотной, однотонной или с мелким ненавязчивым рисунком);
  • силуэтов фигур (звёзд, прорезей и пр.), наложенных на цветную подложку;
  • крупы (такие аппликации смотрятся очень оригинально, однако требуют особой аккуратности выполнения, так как нужно сначала приклеить хоровод, а уже потом засыпать крупу, не задевая фигуры);
  • конфетти (эта подложка очень яркая, так что сам хоровод должен быть однотонным и тёмным);
  • обоев неярких тонов, с мелким неброским принтом;
  • наклеек или вырезанных картинок (такой коллаж очень симпатично смотрится на фоне однотонного хоровода).

Заслуживает внимания фон в технике монотипии (отпечатка нанесённой на плёнку или пластик краски).

Фон в технике монотипии дети могут изготовить вместе с воспитателем

Очаровательно смотрятся выполненные по мокрой бумаге акварельные фоны, они особенно подходят для сезонной тематики (весенний, осенний хоровод). Дети смогут самостоятельно изготовить их, нанеся на лист плотной бумаги сначала воду, а потом краску (губкой). Когда бумага высохнет, её проглаживают утюгом.

С оформлением акварельного фона дошкольники вполне справятся сами

Как мотивировать детей к изготовлению аппликации «Весёлый хоровод»

Даже прогулки и обучение ходить «гуськом» могут стать стимулом для выполнения аппликации на занятии

От того, как будут мотивированы ребята на задание, зависит не только конечный результат, то есть готовый хоровод, но и ход всего занятия. Поскольку тема очень обширна, то и приёмы можно использовать разные, а если время позволяет, то и комбинировать их.

Отличной мотивацией будут:

  • рассказы о празднике, к которому приурочена аппликация. Например, День народного единства, который стал поводом для торжества с 2005 года, то есть мы все свидетели того, как календарь пополнился новым государственным праздником);
  • воспоминания о празднике в детском саду, предложение изобразить его на занятии;
  • описания правил ведения хоровода (участники могут держать друг друга за руки, платок, пояс, хотя в некоторых культурах не принято открыто держаться за руки, а также то, что ведущий хоровода называется «хороводница», а фигуры хоровода называются «круг», «карусель», «корзинка», и т.д);
  • рассматривание книг или журналов с изучаемыми элементами хоровода (такие вырезанные картинки можно использовать в качестве фона или части коллажа);
  • рассказы об истории возникновения хороводных танцев (как способ отметить тот или иной этап трудовой деятельности человека);
  • приход в гости забавных персонажей (Петрушка, Мишка, Матрёшка), которые просят детей помочь им устроить весёлый хоровод с друзьями;
  • песни, которые не только развлекают детей, но и заставляют по-другому посмотреть на их смысл (например, «Каравай-каравай»);
  • стихотворения;
  • показ иллюстраций. Они непременно должны быть красочными, запоминающимися, привлекающими внимание, со знакомыми и любимыми детьми персонажами.

Использование красочного иллюстративного материала заинтересует детей

Стихотворных произведений о хороводах сложено очень много. Педагог должен прочесть стихотворение с соответствующей мимикой, радостно, создавая праздничное настроение.

  • Собрались все тучки в кучку И друг другу дали ручку, Заслонили небосвод, Дружно водят хоровод. Но их ветер разгоняет, Хоровод водить мешает. Видно, ветер очень злой, Плачут тучки по одной. Хороводу — не водиться – С неба капает водица. Слёзы тучек велики – На асфальте — ручейки. Плачут тучки свысока, Превращаясь в облака. Т. Керстен
  • Флейта ласково поёт, Мышки водят хоровод. Музыка, луна, река Убаюкали кота. В тишине ночной они Танцевали до зари. А. Кузнецов
  • Как всегда, на Новый год Начинаем хоровод! Ну — ка, дети, стали кругом, Пригласив с собой друзей, Взяли за руки друг друга, Улыбнулись веселей! Громче, громче топни ножкой! Делай два шага вперёд, Стали, хлопнули в ладошки, А потом наоборот! Шаг назад! Всем повернуться! Не забыли улыбнуться? Хлопнул, подал руку другу, И пошли, пошли по кругу! Веселей вперёд! Вперёд! Кружит вихрем хоровод! Здравствуй! Здравствуй, долгожданный, Наш любимый и желанный, Добрый праздник — Новый год! О. Конаева

Не обязательно читать стихотворение о хороводе,его можно заменить произведением о дружбе, осенних дарах, красоте весенней природы. Это выбор педагога, и зависит он от темы занятия и характера вступительной беседы.

Структура, цели и задачи занятия аппликацией на тему «Хоровод»

Конспект занятия в подготовительной группе рассчитан на 30 минут для реализации поставленных образовательных целей. За это время воспитатель должен «провести» детей по 3 этапам работы:

  • начало — 7 минут (с использованием презентаций, видео, стихов и рассказов об истории возникновения хоровода);
  • основная часть — 18–20 минут с учётом физкультминутки 2–3 минуты (работа над аппликацией, с комментированием каждого действия детей);
  • заключение — 2–3 минуты (подведение итогов, обсуждение работ с детьми).

Основные образовательные цели занятия по аппликации «Праздничный хоровод»:

  • развитие умения вырезать несколько симметричных деталей из сложенной в несколько раз бумаги (если речь идёт о накладной аппликации);
  • работа над точностью движений при вырезании фигуры по контуру (если речь идёт о коллаже);
  • отработка навыка изображать контурные фигуры (если предполагается, что малыши рисуют элементы хоровода или же обрисовывают шаблон из картона).

Кроме этого, дети учатся сочетать цвета, развивают координацию движений глаз и рук, воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор, приучаются работать индивидуально и в группе, привыкают отвечать за работу всей творческой группы.

Задачи будут немного отличаться в зависимости от выбранной техники. Так, при изготовлении аппликации из бумаги особое внимание будет уделено повторению правил безопасного обращения с ножницами, умению сочетать тёплые и холодные оттенки бумаги.

Если поделка с элементами оригами, то к задачам добавляется закрепление навыка складывать детали из бумаги симметрично. Для аппликации с тканевой вставкой ребята должны освоить навык клеить мягкий материал. При работе с обрывками бумаги и крупой детям необходимо воспитывать чувство меры, а также точность приклеивания материала на основу.

Конспекты НОД в подготовительной группе ДОУ

Автор и тема НОДЗадачи и ход занятия
Сильве строва О. «Радужный хороводЦель: Учить детей вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и ещё пополам. Задачи:
  1. Расширять представления детей о народных играх; прививать любовь к Родине, фольклорным традициям.
  2. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений.
  3. Закреплять знание цветов спектра и их последовательность.
  4. Вспомнить правила безопасного обращения с ножницами.
  5. Воспитывать уверенность в своих силах; аккуратность; усидчивость.

Индивидуальная работа: развивать зрительно-моторные координации, глазомер. Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкальная. Виды организации: фронтальная, самостоятельная. Оборудование: бумага белая (30 на 15–20 см); цветная и белая бумага для упражнения и вырезания хоровода, аудиозапись «Веснянка» П. И. Чайковского, иллюстрации с изображением хороводных игр. Предварительная работа: беседа и просмотр иллюстраций о цветовом спектре,о хороводных играх на Руси, прослушивание музыки П. И. Чайковского «Веснянка». Ход занятия.

Под музыку дети встают в круг, в руках у каждого цветной прямоугольник. Вопросы вступительной беседы: — Разноцветное коромысло через реку повисло. Что это? (радуга). — Я предлагаю вам построить живую радугу (по сигналу воспитателя дети выстраивают цветовой спектр). — Какое предложение-подсказка помогает нам вспомнить радужные цвета? (Каждый охотник желает знать где сидит фазан). — Давайте проверим, правильно ли мы построили радугу. Молодцы! Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором выставлены картинки с изображением людей в русских народных костюмах, водящих хоровод: — Что вы видите на этих картинках? (Девушки встали в кружок). — Как вы думаете, что делают люди, изображённые здесь? (Они водят хоровод). — Пришла весна, сошёл снег, девушки радуются солнцу, водят хороводы и поют веснянки. — А какие хороводные игры вы знаете? (ответы детей). Действительно, хороводных игр существует очень много, я предлагаю вам вспомнить одну из них. Подвижная игра «Карусели»: Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. — Кто догадался, что мы будем делать сегодня на занятии? (ответы детей). Пояснение порядка выполнения работы. Воспитатель демонстрирует фигурки людей. — Сегодня мы будем вырезать из бумаги вот такой хоровод. — Что нам для этого понадобится? (лист бумаги, ножницы). — Каким образом нужно сложить бумагу, чтобы получился хоровод? (гармошкой). — Расскажите и покажите, как сложить бумагу гармошкой. (один ребёнок рассказывает, другой показывает). — Ребята, чтобы наш хоровод был дружнее, нужно сложить каждую сторону гармошки ещё раз пополам. — А теперь необходимо одной рукой взять нашу «гармошку» за линии сгиба, а в другую взять ножницы и вырезать подол сарафана, руку девушки и половину головы (показ воспитателя). — Как вы думаете, мы справимся с таким интересным заданием? Конечно, справимся, но нужно постараться! (дети проходят за рабочие столы). Инструктаж по работе с ножницами: — Ребята, а кто мне напомнит правила работы с ножницами? (ответы детей). Мы с вами вспомнили приёмы работы с бумагой, приёмы работы с ножницами. Можно приступать к работе, но сначала дадим отдохнуть глазам. Гимнастика для глаз. — Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (дети закрывают глаза). — Наши глазки отдыхают, — Все задания выполняют. — А теперь мы их откроем, — Через речку мост построим. (дети следят глазами за воображаемым мостом, который «строит» педагог, рисуя в воздухе дугу). — Нарисуем букву о, получается легко. (Круговое движение глазами). — Вверх поднимем, глянем вниз, — Вправо, влево повернём, (движения по тексту). — Заниматься вновь начнём. — И пальчики разомнём! (разминают пальцы одной и второй руки). — 1, 2,3,4,5 нам к работе приступать! (сжимают и разжимают кулачки). Самостоятельная деятельность. Звучит спокойная музыка. Выполнение работы детьми. Индивидуальная работа. Подведение итогов. — Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (вырезали фигуры людей в хороводе) — Покажите, чья работа вам понравилась больше всех и почему. Наш хоровод называется радужным,поэтому на следующем занятии мы оденем наших девушек в цветные сарафаны и косынки. Взято с сайта https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-aplikaci-v-podgotovitel noi-grupe-324072.html

Кальчен ко Г. П. «Весёлый хоровод» (коллективное занятие)Задачи:
  • развивать у детей эстетическое восприятие, воображение, творчество;
  • учить вырезать на глаз симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое (барышню);
  • продолжать учить украшению вырезанного из бумаги изображения;
  • развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений;
  • закрепить знание цветов и их оттенков;
  • продолжать обучение коллективной аппликации, учить обсуждать композицию, выслушивать мнение других детей;
  • учить располагать фигуры в ряд на узкой полосе, прививать аккуратность при наклеивании

Предварительная работа:

  • игры-забавы детей в повседневной жизни с элементами хоровода, вождение хороводов на музыкальных занятиях, рассматривание иллюстрации с изображением хороводов в книгах, на фотографиях;
  • индивидуальная работа с детьми в изоуголках (симметричное вырезание матрёшек, рисование фигуры человека и т. д.);
  • закрепление знаний цветов и оттенков с использованием дидактических игр «Собери букет», «Цветное лото» и др.;
  • рассматривание дидактических таблиц на закрепление знания цветов и их оттенков: «Цветные карандаши», «Платья Золушки» и др.

Материал: дидактические таблицы по цвету и оттенкам: «Платья Золушки», «Цветные карандаши»; барышня «Настя»; «Детский хоровод» (из альбома «Аппликация в детском саду»: дымковские и филимоновские игрушки; бумага белая, цветная прямоугольной формы для вырезания фигуры девочки на каждого ребёнка; карандаши цветные, фломастеры; клей; кисточки; клеёнки; тряпочки; ножницы; заготовки цветной бумаги разных оттенков). Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия (магнитофонная запись). Воспитатель: Сегодня в гости к нам приехала барышня. Зовут её Настя. Посмотрите, дети, в каком она нарядном сарафане. Как вы думаете, почему она в таком красивом наряде? (Настя сегодня именинница). А что мы делаем для именинника с группой? (поем песни, делаем подарки, водим хороводы). Давайте с нашей гостьей тоже поводим хоровод и сделаем ей подарки. Чтобы получился дружный хоровод, что мы с вами сделаем? (возьмёмся за руки). Дети водят хоровод и поют песенку «Как на Настины именины…» Воспитатель: А теперь мы сделаем подарки для Насти. Чтобы не было скучно нашей гостье, вырежем из цветной бумаги ей подружек, наклеим их и подарим Насте «весёлый хоровод». Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть наряд Насти. Платье у Насти длинное, расшито узорами, руки она слегка развела в стороны, на голове — красивый кокошник. А что такое кокошник? (пояснение воспитателя). Воспитатель: Ребята, теперь я вам покажу, как вырезать из цветной бумаги подружек для Насти. Показывая, педагог спрашивает у детей: «Что это за фигура?» (прямоугольник). Воспитатель: Прямоугольник нужно сложить пополам в длину, совмещая ровно уголочки и стороны, провести пальцем по линии сгиба. Линию сгиба листа оставляем в левой руке, справа начинаем вырезать голову, шею и платье куклы (идёт показ педагога). Сначала дети учатся вырезать фигурку куклы из белой бумаги, затем продолжают вырезывание из цветной бумаги. Вырезав фигуру, ребёнок может фломастерами нарисовать барышне лицо и другие детали. Узор для платья вырезается и наклеивается из бумаги темнее или светлее по оттенку, чем сарафан. Воспитатель обращает внимание на свою барышню. Она в синем наряде, украшенном из бумаги светло-голубого оттенка. Дети приступают к работе на своих местах. В ходе работы педагог напоминает детям о необходимости аккуратного вырезывания всей фигуры и деталей, о подборе оттеночной бумаги для узора на сарафане куклы, дорисовке лица и других мелких деталей фломастерами. По мере готовности изображения дети наклеивают своих кукол на основу в ряд на полосе. Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких вы вырезали, наклеили и украсили замечательных подружек для Насти. Все дети по-разному украсили сарафаны куклам. Педагог предлагает детям выбрать подружку Насте, объяснить, почему понравилась именно эта кукла, что особенно в ней кажется красивым. Дав возможность высказаться нескольким детям, воспитатель отмечает общую красоту хоровода и отдельных работ. Воспитатель: Эти куклы встанут в хоровод вокруг Насти. И мы все вместе ещё раз поводим хоровод с нашей гостьей-именинницей и споем ей песенку. Дети водят хоровод и поют песню «Как на Настины именины…» Воспитатель (обращаясь к детям): Настя всех вас, ребята, благодарит за гостеприимство и на прощанье хочет угостить конфетами. Кукла Настя раздаёт детям угощенье, они благодарят гостью

Мотивирующее начало занятия

В подготовительной группе задачей педагога по-прежнему становится мотивировать дошкольников к продуктивной деятельности. Конечно, в таком возрасте уже более активно используются беседы, сообщение интересной информации, нежели привлечение игровых персонажей. Варианты мотивирующего начала занятия могут быть следующие:

  1. Демонстрация картин с изображением людей в русских национальных костюмах, водящих хоровод. Беседа по сюжету картин. Педагог предлагает вспомнить хороводные игры, которые знают дети (например, «Карусель»), рассказывает о неизвестных им играх.

    Можно начать занятие с демонстрации картин народных гуляний на Руси, где молодёжь водит хоровод

  2. Если тема аппликации «Хоровод матрёшек», то занятие можно начать с рассматривания соответствующих игрушек, о том, как их делают народные мастера.

    Если тема аппликации «Хоровод матрёшек», то в начале занятия дети рассматривают эту народную игрушку

  3. Воспитатель читает стихотворение Г. Р. Лаздынь «Детский сад», а затем предлагает ребятам создать альбом о том, как они проводят время в садике, во что играют, чем занимаются, например, как они водят хороводы на музыкальном занятии и во время игр на физкультуре.
  4. Перед детьми появляются барышня Марья и молодец Иван (куклы в народных костюмах). Педагог рассказывает, что они готовятся отмечать Масленицу, водить хороводы и петь песни вокруг берёзок — дерево, символизирующего Россию. Воспитатель предлагает сделать Ивану и Марье подарок — вырезать из бумаги девиц и молодцев, чтобы получился дружный хоровод.

    К детям приходят куклы Иван и Марья в русских национальных костюмах и рассказывают, что готовятся отмечать Масленицу

  5. Педагог включает тихую музыку, предлагает дошкольникам закрыть глаза и представить себя на лесной поляне. Именно сюда много лет назад приходили крестьянские девушки и устраивали весёлые хороводы.

Динамические паузы, являющиеся обязательной частью занятия продуктивной деятельностью, должны быть связаны с темой хоровода. Например, если тема «Хоровод матрёшек», то подойдёт такой вариант.

Таблица: физкуль

ТекстДвижения
Мы весёлые матрёшки – Ладушки, ладушки.Хлопают в ладоши
На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки.Выставляют ноги вперёд
В сарафанах наших пёстрых, Ладушки, ладушки,Топают ногами на месте
Мы похожи словно сёстры, Ладушки, ладушки.Кружатся на месте вокруг себя

Примеры изготовления аппликаций с алгоритмами действий

Для начала рассмотрим модель праздничного хоровода, при изготовлении которой не нужен фон.

Аппликация с элементами декоративного рисования «Хоровод дымковских барышень»

Для этой аппликации нам потребуются акварельные краски и белая бумага. Хоровод такого типа, как правило, является индивидуальной работой.

Инструкция:

  1. Воспитатель распечатывает на листе одну фигуру барышни.
  2. Ребята складывают лист так, чтобы получилась гармошка из 4 частей с матрёшкой на верхнем. Край платья куколки должен совпадать со сгибом.
  3. Вырезают фигурки.
  4. С помощью кусочков скотча фигурки крепятся с обратной стороны за юбочки.
  5. Краской наносятся узоры на платья и кокошники.

Хоровод дымковских барышень состоит из индивидуально выполненных фигурок

Аппликация «Хоровод дружбы»

В этой аппликации можно использовать и индивидуальную, и групповую формы работы. Так, если дети работают над хороводом не одно, а 2 занятия, то на первом из них малыш делает заготовку фигурок (8 штук), на втором — одежду человечкам. Если же на эту аппликацию по плану выделено одно занятие, то лучше, чтобы малыши работали коллективно, выполняя, например, по 4 фигурки, но сразу занимаясь и «одеванием» своих персонажей.

Аппликацию «Хоровод дружбы» можно приурочить ко Дню народного единства

Аппликация выполняется из цветной бумаги, но её сложность заключается в том, что детям нужно будет отдельно вырезать одежду для фигурок.

Инструкция:

  1. «Ребята, сложите лист пополам вдоль длинной стороны».
  2. «Теперь сделайте гармошку, чтобы получилось 3 сгиба».
  3. «Я раздам вам фигурку, которую мы приложим на заготовку и вырежем».
  4. Дети выполняют задание, получают 8 деталей.
  5. «Теперь разложим отдельные фигурки, капнем клей на их ладошки и склеим между собой человечков так, чтобы они образовали круг».
  6. Малыши берут по нескольку цветных прямоугольников, складывают их вместе, на верхнем рисуют контур платья/кофты/юбки/брюк и вырезают.
  7. «Ребята, давайте приклеим одежду на фигурки».
  8. «Из остатков цветной бумаги вырежем по паре небольших кругов — это обувь для наших человечков».
  9. Воспитатель предлагает расположить хоровод вокруг заготовки земного шара с очертаниями географической карты (эту заготовку целиком делает взрослый).

Хороводы могут располагаться горизонтально в линию, горизонтально в круг (как это было описано выше), вертикально в линию и вертикально в круг.

Аппликация из ткани и бумаги «Дети в хороводе»

Этот вариант групповой аппликации усложнён тем, что некоторые элементы одежды у фигурок выполнены из ткани.

Инструкция:

  1. Дети вырезают из сложенного гармошкой листа А4 3 фигурки людей (очертания наносит воспитатель).
  2. Фломастерами рисуют фигуркам черты лица.
  3. Взрослый предлагает малышам детали из ткани, которые нужно наклеить на человечков.
  4. Берут нитки, складывают в 2–3 раза и приклеивают в качестве волос.
  5. Для подложки воспитатель делает поляну из зелёной ткани, в качестве цветов могут выступать объёмные элементы, выполненные в технике квиллинг.

    Одежда детей в хороводе может быть изготовлена из ткани

Фотогалерея: варианты расположения фигур в хороводе


Самый удобный способ вертикального размещения фигурок в линии — это наклеить их на плотную основу


Вертикальные фигуры в аппликации удобно скреплять скотчем — тогда их можно располагать и в линию, и в круг


Пример составления общей круговой работы из индивидуальных линейных


Вариант кругового хоровода матрёшек с элементами бумагопластики

Фотогалерея: образцы схем и шаблонов по теме


Схема изготовления аппликации «Хоровод снеговиков»


Схема аппликации «Хоровод Петрушек и Матрёшек»


Шаблон снеговиков для ленточного вырезания


Шаблон «Лесные зверята танцуют»

Аспекты подготовки к занятию

В зависимости от вида выбранной аппликации воспитатель готовит к занятию соответствующие материалы:

  1. Основа. Для индивидуальной аппликации (как правило, это ленточная) берутся листы бумаги или тонкого картона формата А4. Для коллективной работы понадобится ватман, иногда дети создают композиции небольшими группами (по 3–4 человека) – можно предложить им основу формата А3.
  2. Цветная бумага. Это широкие полосы разных цветов для ленточной аппликации, отдельные заготовки (квадраты или прямоугольники) для традиционной аппликации и складывания «гармошек».

    Для ленточной аппликации главный элемент — длинная полоска цветной бумаги

  3. Цветная бумага (или её кусочки) для дополнения и украшения готовых фигур.
  4. Ножницы, клей, кисть для клея, клеёнка, тряпочка.
  5. Если педагог хочет сделать занятие более необычным, наряду с цветной бумагой для дополнения фигур в хороводе можно использовать гофрированную бумагу, ткань, бисер, пайетки, конфетти, ваты, фантики от конфет. Так, полосками гофрированной бумаги можно оригинально украсить юбки барышень.

    Полосками гофрированной бумаги можно оригинально украсить юбки барышень, оформить их волосы

  6. Дорисовать недостающие элементы можно с помощью других изобразительных техник — рисования или лепки. Соответственно, ребятам нужно предложить карандаши, фломастеры или краски.

    Оригинальная идея — раскрасить барышень не только спереди, но и сзади

Самоанализ и оценка работы на занятии

Дети в подготовительной группе каждое занятие обязательно должны давать оценку собственным действиям. При обучении в школе элементы самоанализа на уроке будут для них не новым, а привычным и естественными видом деятельности. В качестве вопросов для рефлексии можно предложить:

  • Что тебе удалось на занятии?
  • Что не получилось?
  • Хочешь, я помогу тебе исправить ошибку?
  • Тебе понравилось занятие?
  • За что тебя на этом занятии можно похвалить?
  • Ты был сегодня молодцом? (Обязательно убедить ребёнка в положительном ответе. Каковы бы ни были реальные результаты деятельности дошкольника на занятии, он всегда молодец и умница, это нужно подчеркнуть и закрепить в сознании каждого воспитанника).

Успешная деятельность стимулирует дошкольников к новым исследованиям и открытиям

Разумеется, воспитатель корректирует ход оценочной деятельности так, чтобы все дети в итоге почувствовали себя комфортно, испытали радость от деятельности на занятии и удовлетворение от её результата. Создание «ситуации успеха» стимулирует детей заниматься новыми видами деятельности с интересом и воодушевлением.

Видео: хороводная песня «Мы матрёшки»

Конкретные варианты композиций

Согласно программе по изобразительной деятельности Т. Комаровой аппликация «Праздничный хоровод» предлагается воспитанникам подготовительной группы в ноябре. Однако такое занятие можно провести и в другое время, при этом немного изменив тему, например, приурочив её к Новому году. Возможны такие варианты:

  1. «Хоровод матрёшек».

    Тему занятия можно обозначить как «Хоровод матрёшек», оформив фигурки народных куколок в коллективную композицию

  2. «Хоровод дружбы» (это могут быть фигуры людей с разным цветом кожи или просто фигуры вокруг земного шара).

    Тема хоровода имеет множество интересных вариаций в аппликации, например, дружба во всём мире

  3. «Русские барышни в хороводе». Занятие лучше провести весной, сопроводив рассказом о том, как на Руси люди с радостью встречали это время года, пели песни, водили хороводы.
  4. «Красивые куклы в хороводе».
  5. «Хоровод снеговиков».
  6. «Девочки танцуют на утреннике».

Как изготовить фон для аппликации «Праздничный хоровод»

Тщательная подготовка фона не менее важна, чем изготовление основных элементов аппликации. В первую очередь необходимо продумать, как будет сочетаться фон с изображением на нём. Если планируется изготовление многоцветного, красочного хоровода, то фон для него следует выбрать пастельных тонов с минимумом дополнительных украшений. Если же фигурки в хороводе хотят сделать схематическими, одно-двухцветными, то уместен яркий, насыщенный фон с крупными, броскими элементами (солнце, новогодняя ель, земной шар). В любом случае не стоит перегружать работу декорированием, поскольку мы не только закрепляем навыки и умения детей, но и воспитываем у дошкольников чувство меры и художественный вкус.

Необычные, сказочные фоны получаются, если использовать технику набрызга гуашью по тёмной бумаге

В качестве фона можно использовать:

  • Обои с рисунком и однотонные.
  • Плотную ткань неброской расцветки, в неяркую клетку, полоску.
  • Бумагу с дополнительным нанесением краски набрызгом, штампами, валиком, тонированием по мокрому, оттиском с окрашенного гуашью или акварелью полиэтилена (монотипия).

В подготовку фона входит изображение второстепенных элементов (деревьев, домов, солнца, облаков и т. п.) Этому можно посвятить время во второй половине дня, отведённое на самостоятельную изобразительную деятельность. Дети принимают в подготовке непосредственное и активное участие, некоторые виды работ можно доверить им полностью, такие как тонирование по мокрой бумаге губками и акварелью, рисование карандашами, штампами, процарапывание по окрашенному гуашью картону.

Украшение фона монотипией — сложный процесс, но результат всегда радует и завораживает, создаёт настроение праздника

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]