Подготовка к занятию «Украшение фартука»
Занятия по декоративному рисованию с детьми 4–5 лет направлены на решение двух основных задач:
- развить навык владения кистью,
- сформировать способность складывать узор из простых элементов.
Декоративное рисование в средней группе — это роспись заготовки кистью и красками
Краски и основа для рисования
- Гуашь — оптимальный вариант для росписи фартука. Краска хорошо набирается на кисть (без воды), ложится плавно, узоры получаются яркие и чёткие. Гуашью можно рисовать на белом и цветном фоне, украшение не сольётся с основой.
- Акварель допустимо использовать. Но только для рисования на плотной основе белого цвета. Воспитатель внимательно следит, как дети набирают воду и краску, чтобы убирали излишки влаги, иначе накапают на рисунок или растекутся узоры.
Гуашь легко набрать на кисточку, это идеальная краска для пятилеток
- Основой для рисования фартука обычно является 1/2 листа А4: из плотной белой бумаги, воспитатель может предварительно тонировать акварелью,
- из цветного картона.
Заготовку фартука воспитатель может вырезать к занятию
Иногда детям предлагают украсить заготовки фартука цветными карандашами. Это неправильно. Цветные карандаши используются в средней группе для предметного рисования. В декоративном рисовании малыши могут использовать простой карандаш для обрисовки трафарета: обводят фартук на бумаге.
Техника и приёмы рисования
- Предварительное повторение и тренировка каждого приёма: дети «рисуют» круги и линии в воздухе сухой кистью,
- мелом на доске (маркером на специальной доске).
- листочки в растительном орнаменте: приложить кисть всем ворсом к бумаге и убрать,
Важно. Воспитатель следит за выполнением практического задания детьми. Тем, кто испытывает трудности в рисовании, показывает приёмы индивидуально.
Дети совершенствуют приёмы рисования гуашью под контролем педагога
Это интересно. Роспись фартука можно провести с пятилетками в необычной технике. Украшать заготовки ребята будут при помощи нетрадиционных материалов и инструментов:
- восковых мелков,
- ватных палочек или дисков,
- кусочков губки,
- пальчиками,
- штампами из овощей или фруктов.
Сделать необычный узор на фартуке легко, рисуя пальчиками по мокрой бумаге
Сочетание с аппликацией и лепкой
При создании поделки «Фартук» могут использоваться приёмы рисования, аппликации, лепки. Расписанный узором фартучек прекрасно дополняется различными элементами:
- кусочками, полосками цветной или обёрточной бумаги,
- пластилиновой мозаикой,
- мазками пластилина,
- засушенными цветами, листьями,
- пуговицами, пайетками.
Узор фартука можно дополнить композицией из осенних листьев, например
Украшать наклейками, блёстками и прочей фурнитурой детишками нравится. Если доступ к этим материалам открыть в начале практической работы, поделку малыши сделают в виде аппликации из всевозможных кусочков и картинок. Сначала дети рисуют узор, а потом воспитатель приносит «волшебную коробочку» с новыми украшениями.
Индивидуализация заданий
Продуктивной работе и хорошему настроению внутри группы способствуют простые задания, направленные на удовлетворение личных вкусов и интересов ребят:
- Разберите заготовки фартуков: круглый, треугольный, с оборкой, — кто какой хочет.
- Для украшения фартука используйте цвета и оттенки по желанию.
- Можете оформить рисунок дополнительными материалами: аппликацией, наклейками.
Пятилеткам, проявляющим повышенный интерес к рисованию, воспитатель усложняет общее задание. Например, просит нарисовать в центре фартука цветочную композицию, когда группа рисует один цветок.
Детские работы не шаблонные, каждый фартучек — уникален и красив
Место занятия «Украшение фартука» в картотеке по рисованию
Декоративное рисование в средней группе условно делится на украшение заготовок в виде бытовых предметов/одежды (свитер, варежки, платье, салфетка) и роспись в стиле народных промыслов (хохлома, гжель, дымковская игрушка). Тема «Украшение фартука» является универсальной. Украшать фартук дети могут геометрическим/растительным узором или народным орнаментом — это определяет воспитатель. Проводится занятие в середине учебного года, когда ребятами изучена тема «Одежда» и начинается знакомство с народным искусством.
Варианты темы:
- «Мамин фартук»,
- «Сорочий фартук»,
- «Фартучек для дымковской игрушки»,
- «Подарок любимой бабушке».
Расписывая фартук для дымковской барышни, ребята знакомятся с народным геометрическим орнаментом
Занятия по декоративному рисованию позволяют в игровой форме показать детям, что своими руками доступно сделать невзрачные вещи красивыми или создать подарок для друга или родственника. Вводный этап занятия направлен на создание у ребят мотивации к изучению узоров и самостоятельному творчеству.
Таблица: варианты мотивирующего начала занятия «Украшаем фартук»
Мотивирующая форма | Содержание |
Игровая ситуация | Воспитатель подводит ребят к игровому уголку и предлагает показать сценку «Кукла Катя ждёт гостей». В сюжете проигрываются следующие моменты:
Когда ребята подводят куклу к кухонной плите, воспитатель обращает внимание: «Катюша надела красивое чистое платье, а во время готовки его можно забрызгать, испачкать. Как быть?» Когда прозвучал вариант, что нужно надеть фартук, воспитатель протягивает кукле белую заготовку, ей не нравится. Ребята должны будут украсить фартучек для Кати. |
Чтение стихотворения и беседа | Дети слушают стихотворение «Фартук для мамы».
Вопросы для беседы с малышами:
|
Изучение наглядного материала | Эта форма лучше всего подходит для мотивации к рисованию народных узоров. Дети рассматривают выставку предметов, выполненных в том стиле, которому посвящено занятие (гжель, хохлома или дымковская роспись). Для занятия «Фартук для дымковской игрушки» подбирается выставка барышень с разными узорами на фартуке: полосками, кругами, листочками. Вопросы по выставке:
|
Для пятилеток достаточно рассмотреть несколько фигурок с различными вариантами расписных фартуков
Делаем выкройку
Изготовить выкройку фартука своими руками очень просто. Нужно только соблюдать порядок действий:
- Сперва нужно снять замеры;
- Делаем эскиз будущего изделия;
- Составляем чертеж выкройки, соблюдая размеры, либо можно использовать готовую модель из приложения с выкройками, которую можно найти во многих журналах по шитью;
- Теперь чертеж фартука нужно перенести на ткань, не забыв оставить припуски на швы, чтобы свести к минимуму отходы матери;
- Если все вышеперечисленные этапы вы смогли выполнить без ошибок, то можете начинать раскрой ткани.
При изготовлении любой вещи своими руками особую актуальность приобретает известная народная мудрость: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Из этого следует, что до того, как вы начнете раскраивать ткань, еще раз проверьте, что контуры всех деталей перенесены на ткань правильно, а долевые нити и рисунок лежат в правильном направлении. Для создания разносторонних деталей вам придется сделать две выкройки в зеркальном отражении или же перевернуть одну таким образом, чтобы получились правильные детали из ткани. Иначе вы будете иметь две левые или две правые детали.
Нередко в старых изданиях можно найти указание, что фартук можно сшить любой формы, но в нём обязательно должны присутствовать карманы. Многие современные фартуки имеют этот элемент, однако это не означает, что его вам придется включить и в выкройку фартука, изготавливаемого своими руками. Всё зависит от личного взгляда на этот элемент хозяйки и ее позицию относительно удобства. Одним карман не помешает, ведь в нем можно хранить полезные мелочи. Другие же, наоборот, сочтут неуместным из-за того, что там постоянно будет скапливаться мусор, от которого давно пора избавиться.
Конспект занятия «Украшение фартука» в средней группе
Конспект включает в себя не только планирование деятельности воспитанников на занятии, но и указание образовательного значения, материальной базы:
- Цель.
- Задачи.
- Предварительная работа.
- Оборудование и материалы.
- План НОД: Оргмомент — 1 минута.
- Ввидно-информационный этап — 3–4 минуты.
- Практическая часть — 13–14 минут.
- Показ работ, подведение итогов — 2 минуты.
Важно. Практическая часть должна содержать 1–2 динамические паузы: пальчиковую игру или физкультминутку. Детям 4–5 лет сложно заниматься одним видом деятельности более 4 минут.
Детки любят показывать рисунки, обязательно обсуждайте их работы, хвалите, устраивайте выставки
Таблица: конспект НОД по декоративному рисованию по ФГОС в средней группе «Украшение фартучка»
Автор | Мокроусова Т. |
Задачи |
|
Оборудование |
|
Ход НОД | Здравствуйте, ребята. Мы с Осенью ждём вас. Но почему-то она очень грустная? Осень, почему ты такая грустная, разве ты не рада снова с нами встретиться? — Ну что вы, я очень люблю приходить к вам в гости. А грустная я, потому что ко мне должны завтра прийти гости, я буду печь торт и очень боюсь испачкать своё новое платье. — Не нужно расстраиваться. А давай, Осень, спросим у ребят, что нужно сделать, чтобы не испачкаться? Ответы детей. — Правильно, ребята, надо надеть фартук. — Посмотри, Осень, а у нас есть фартуки и мы готовы тебе помочь. Вот только они совсем не украшены. Мы с ребятами поможем раскрасить для тебя. Согласны, ребята? — У меня есть несколько фартуков с разными узорами, посмотрим на них. — Чем украшен этот фартук? — Где на фартуке расположены полоски? — Вы знаете, как нарисовать полоску? Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и провести линию слева направо, не отрывая кисть от бумаги. — А какой узор между полосками? — Правильно (листочки и цветочки). Как они расположены на этом фартуке? — Какие вы молодцы, конечно, один листочек справа, другой — слева, а между ними цветочек. На что похожи цветочки? — Правильно, на кружочки. Какого цвета листочки? — Молодцы, конечно, зелёного. А цветы? — Великолепно, молодцы, цветы красного цвета. — А как нам нарисовать листочки? Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и убрать — вот наш листочек и готов. — А как нарисовать цветочек? — Посмотрим на узор второго фартука. Он похож на первый? — Правильно, ребята, на этом фартуке другой узор. Три цветочка в серединке, а между ними по два листочка. Посмотрим ещё раз на оба фартучка, чем они похожи? — Правильно, элементы узора одинаковые: листочки, цветочки и полоски. — Скажите, с чего вы начнёте украшать свой фартучек? — Правильно, конечно, с полосок, а между полосками нарисуем узор из листочков и цветочков. Полоски рисуем слева — направо, одним движением кисти не останавливаемся и не отрываем кисть от бумаги. Полоски рисуйте дальше друг от друга. Не забудьте оставить место для узора. — Подумайте, как будет расположен ваш узор, сколько цветочков и листочков вы будете рисовать. Физминутка «Мы к плечам прижали руки» — Кто уже придумал узор, приступайте к рисованию. Держите спину прямо, кончики кисточек смотрят вверх. — А мы с Осенью будем смотреть, как вы рисуете. Если кому нужна помощь, мы с Осенью поможем. Напомним, как купать кисточку, как наносить на кисточку краску, излишки краски снимать о край баночку. — А теперь давайте посмотрим на наши работы. Ты тоже, Осень, посмотри. Тебе нравятся наши фартучки? — Конечно, нравятся! — Мы тебе дарим эти фартучки, чтобы ты не испачкала своё платье, когда будешь печь для гостей торт. — Ребята, а теперь давайте попрощаемся с нашей гостьей. — Теперь надо убрать своё рабочее место. — Ребята вы молодцы, хорошо потрудились. А что больше всего запомнилось? Ребята, мы смогли помочь Осени? Как мы ей помогли? Что тебе понравилось на занятии? Что тебе было трудно делать? Как ты помог Осени? Чему ты научился? Осень благодарит всех за чудесные фартучки. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/dekorativnoe-risovanie-po-fgos-v-srednei-grupe-ukrashenie-fartuchka.html |
Ребята украшают фартучки для гостьи — Осени
Конспект занятия допускается составлять в форме вопросов и фраз, которые будет произносит воспитатель. Единственное замечание — автору следовало разбить ход НОД на этапы. По столбцу вопросов сложно будет быстро сориентироваться, на каком моменте занятия остановились. В идеале отрабатывать приёмы декоративного рисования нужно с гуашью. Но акварель дешевле, поэтому автор конспект правильно делает, что напоминает детям, как обращаться с этой краской.
Варианты темы
Согласно традиционной программе по рисованию для средней группы тема «Украшение свитера» предлагается воспитанникам в ноябре. Это логично, поскольку наступает холодное время года, когда люди переодеваются в тёплую одежду. Педагогу предлагается на своё усмотрение заменить это занятие украшением юбки дымковкой барышни. Тем не менее дымковским узором вполне можно украсить и свитер — тогда тема занятия будет звучать более конкретно и ребята будут отрабатывать определённые приёмы декоративно-прикладного искусства.
Ещё один вариант декоративного рисования — «Украсим свитер снежинками» (занятие можно провести тогда, когда уже выпадет первый снег, так малышам будет интереснее). При этом воспитатель предлагает заготовки (лучше синие, голубые, фиолетовые), а ребята украшают их простейшими снежинками.
Тему можно обозначить и как «Ажурный свитер». Для этого педагог готовит цветные шаблоны насыщенных тонов, который дошкольники украшают белой гуашью — она создаст видимость ажурной вязки.
Белой краской реалистично изображается ажурная вязка свитера
Незадолго до одного из указанных занятий воспитатель предлагает малышам тему «Украшение фартука», где они украшают более простую заготовку (октябрь). Также целесообразно заранее поупражняться с детьми в декорировании других более простых силуэтов, например, шарфика, шапочки, салфетки, платочка. Также очень кстати будет предварительная аппликация – «Укрась салфеточку» (сентябрь): ребята смогут отработать композиционные навыки (располагать узор не хаотично, а в определённом порядке, равномерно заполняя элементами середину и углы).
Покраска по трафаретам
Покраска это быстрый и простой способ обновить стену на кухне. Красить можно в один или несколько цветов. Последний вариант удобно и легко осуществлять, используя при этом трафареты. С их помощью вы сможете сделать красивый узор ли надпись, создавая свой собственный стиль.
Например, здесь стена была покрашена в черный цвет, а потом с помощью трафарета нанесли надпись белым цветом.
Также можно создать геометрические узоры. Причем в таком случае трафарет можно сделать самостоятельно с помощью малярного скотча.
Мастер класс как сделать узоры и рисунки на стенах
И еще один вариант трафаретной покраски:
Также окрашенные стены можно украсить дополнительными элементами декора. Например, этот кухонный фартук был покрашен с использованием трафаретов, а потом сверху наклеили сердечки, которые чудесно сочетаются с выбранным узором:
Нравится плиточный узор, но не хотите заниматься укладкой плитки? Тогда попробуйте варианты ее имитации. Например, вот чудесный пример нарисованной белой плитки. Понадобится только краска и точная разметка стены.
Плитка
Создайте мозаичный фартук с вашим собственным рисунком, используя мелкую плитку разных цветов. Например, в данном случае понадобилась темная коричневая плитка для пола.
Также создать мозаичный узор можно, разбив большую плитку на более мелкие кусочки, прежде чем крепить на стену. Результат получается похожим на предыдущий, но более хаотичный, без четких линий.
Если вам нравятся более строгие формы и цвета, тогда обратите внимание на вот такую комбинацию маленьких плиток белого, коричневого и серого цветов:
При использовании совсем мелкой плитки создается впечатление, что цвета переходят друг в друга, переливаются. В примере на фото выбрана темная цветовая гамма, но с такой плиткой можно экспериментировать даже самыми яркими цветами.
Форма плитки имеет большое влияние на результат, например, взяв шестигранную плитку вместо квадратной сразу достигается оригинальный эффект. Особенно хорошо брать шестигранную плитку, которая имеет некоторые цветовые переходы, как здесь от белого до серого:
С помощью плитки можно достичь и 3D-эффекта. Для этого укладывайте плитку не рядышком в стык, а заходя друг на друга, создавая объем. Например, как в этом случае:
Как сшить фартук 5 класс технология, подробно.
Для начала, как и для пошива любого изделия нужно построить выкройку. Как снять мерки, мы вам уже рассказали выше. Итак. Выкройка у нас будет состоять из 2 прямоугольников 50*35 — низ фартучка, 20х22 см — нагрудник, 14х14 см — карман, 2 детали 6х40 см для бретелей и пояса.
1. Складываем ткань пополам. Прикалываем выкройку на ткань с помощью булавок. Верх фартука прикалываем, отступив от верха 2 см.
2. Далее вдоль ткани прикалываем булавками остальные части выкройки, по 1 см для припуска на шов.
3. Обводим с помощью мела, карандаша или обмылка все детали будущего фартука, прибавляя в стороны по 1 см на шов.
4. После того, как на ткань нанесли все детали, их нужно вырезать при этом выкройку не откалываем от ткани.
Раскрой фартука готов.
5. Приступаем к пошиву фартучка. Начнем с бретелей. Складываем каждую заготовку пополам лицом к лицу. Далее берем утюг и хорошенько проглаживаем. Затем берем линейку и с помощью карандаша на расстоянии 0,5 см наносим линии вдоль кромки.
6. Далее прострачиваем края. Один узкий край оставляем не простроченным. Это нужно для того чтобы вывернуть бретели.
7, Выворачиваем. То же самое проделываем и со второй бретелькой. После того, как детали вывернули их нужно хорошенько прогладить.
8. Берем деталь нагрудника, разворачиваем ее. На сгиб нагрудника кладем одну часть бретели, а на край, отступив 1 см от края — вторую.
9, Накрываем второй половинкой нагрудника и прикалываем в нескольких местах булавками, а именно: верх бретелей и с боку. С боку нужно приколоть так, чтобы бретель не попала в шов.
10. Сшиваем детали. Линии швов указаны на картинке черными стрелками.
11. Выворачиваем и разутюживаем нагрудник. Нагрудник готов.
12. Берем наш карман, закрепляем булавками и пришиваем, оставляя вход в карман открытым.
13. Загибаем нижнюю часть фартука на 1 см внутрь и прострачиваем. Предварительно для большего удобства шов можно пройти утюгом.
14. После того как все детали готовы их нужно сшить между собой. Находим средину пояса и средину нагрудника. Вкладываем нагрудник в пояс и пришиваем. Вот такая деталь у вас должна получиться.
15. Точно так же пришиваем и нижнюю деталь фартука.
Хорошо все утюжим. Фартук готов!