Виктория Лысова
Картотека дидактических игр по аппликации для детей дошкольного возраста
Младшая группа
«Весёлый паровозик»
Цель: Формировать умение предварительно выкладывать (по определенной последовательности)
на листе бумаги готовые детали.
Материал: Аппликация паровоз и детали.
Ход игры: Заранее рассмотреть иллюстрацию паровоз. Обратить внимание на детали паровоза (колеса, дверь, труба, окна)
. Разложив перед ребенком
аппликацию,воспитатель спрашивает: Какой детали паровозику не хватает? Давай «починим»
паровозик и
«приделаем»
к нему колеса.
«Цветные чашечки и блюдца»
Цель: Учить подбирать предметы по цвету.
Материал: Готовые детали чашечек и блюдца (по количеству детей)
.
Ход игры: Детям предлагают выбрать чашечку и соответствующего цвета блюдце и назвать цвет. Либо ребенок выбирает блюдце и к нему чашечку.
«Весёлые бусины»
Цель:Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке)
; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Материал: Вырезанные из цветной бумаги круги разных цветов; готовая поделка.
Ход игры: Предоставляем ребенку готовую поделку и просим собрать кружочки в такой же последовательности. И приклеить бусины.
«Покажи такой же шарик»
Цель: Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
Материал: Разноцветные шарики.
Ход игры: Педагог выкладывает на стол шарики и перемешивает их выбирает один мяч и просит ребенка найти такой же. Например, «Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч»
.
«Цветная дорожка»
Цель: Закреплять знание формы предметов и их цвета.
Материал: Вырезанные из цветной бумаги большие разноцветные круги, а также небольшие квадратики. Выкладывает разноцветную дорожку. Расстояние между кругами 50 см.
Ход игры: Педагог показывает и дает ребенку карточку, например, зеленого цвета, ребенок находит зеленый круг и помещает на него карточку такого же цвета.
Средняя группа
«Собери животных из геометрических фигур»
Цель: Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.
Материал: Геометрические фигуры, карточки животных.
Ход игры: Детям предлагается выбрать карточку любого животного и с помощью геометрических фигур собрать животное.
«Волшебные животные»
Цель: Воспитывать интерес к аппликации.
Материал: Карточки животных, геометрические фигуры (маленькой формы)
.
Ход игры: Детям предлагается выбрать картинку любого животного и украсить его геометрическими фигурами.
«Весёлые матрешки»
Цель: Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Материал: Картинки матрешек, цветные полоски длинные и короткие и клей.
Ход игры: Детям предлагается выбрать карточку матрешку и украсить ее длинными и короткими полосками.
«Составь из полосок предметы»
Цель: Формировать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.)
Материал: Полоски разной длины, шаблоны предметов.
Ход игры: Детям предлагается выбрать любой шаблон и выложить из полосок контур.
«Укрась ёлочку»
Цель: Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Материал: Конус из цветной бумаги, геометрические фигуры разного размера.
Ход игры: Детям предлагается выбрать конус (ёлочку)
и украсить ее разными геометрическими фигурами.
Старшая группа
«Украсим рукавички»
Цель: Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.
Материал: Готовые рукавички, геометрические фигуры, полоски разной длины.
Ход игры: Педагог предлагает детям взять и украсить рукавички геометрическими фигурами и полосками.
«Собери транспорт»
Цель: Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет)
.
Материал: Готовые геометрические фигуры разного размера.
Ход игры: Детям предлагается выбрать геометрически фигуры и собрать транспорт.
«Составь клоуна»
Цель: Совершенствовать изобразительные навыки и умения.
Материал: Геометрические фигуры разного размера.
Ход игры: Детям предлагается выбрать геометрические фигуры и составить веселого клоуна.
«Сказочные вазы»
Цель: Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Материал: Готовые вазы, кружочки.
Рабочая программа «Аппликация» (средняя группа)
вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр);
привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей; закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей);
поощрять стремление детей изображать в аппликациях реальные и сказочные строения;
организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея;
развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок;
закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации; познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами;
знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства);
воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Изобразительная деятельность
продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности; вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение вырезать и наклеивать;
продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности;
продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук;
обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества; учить детей выделять и использовать средства выразительности в аппликации;
продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в аппликации;
закреплять умение сохранять правильную позу: не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть свободно, не напрягаясь; приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола;
учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Аппликация
воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;
формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими; обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос; учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.); учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.;
Картотека дидактических игр для младшей группы
Ход игры
: детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.
Игра «Закончи картинку».
Дидактическая задача:
выявить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.
Материалы и оборудование:
картинки с частично нарисоваными предметы (зайка, елка.)
Ход игры:
детям нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.
Игра«Угадай-ка время года»
Дидактическая задача:
закреплять знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, соответствующей временам года.
Материалы и оборудование:
картины, присущие осени, лету, зиме, весне; кукла Незнайка.
Ход игры:
педагог держит в руках Незнайку и говорит, что он пришел ко мне в гости и поведал, что забыл, какие есть времена года. Он просит, чтоб мы помогли ему вспомнить. Воспитатель спрашивает у детей какое сейчас время года, а как можно узнать то или иное время года. Затем выслушивает ответы, хвалит, если у них возникли затруднения, наводящими вопросами напоминает что характерно для каждого сезона. Незнайка говорит спасибо и уходит, а педагог приглашает детей поиграть в игру « Угадай-ка». Дети располагаются полукругом на паласе, а воспитатель показывает им картины и просит назвать изображенное время года. Игра заканчивается: рисованием любимого времени года; выставкой детских работ в приёмной (Трофимова М.В., Тарабарина Т. И. И учёба, и игра: изобразительное искусство).
Игра«Необыкновенные рисунки»Дидактическая задача:
развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.
Материалы и оборудование:
манная крупа; тарелки по количеству детей.
Ход игры:
воспитатель говорит: « Дети, на завтрак сегодня была манная каша. Она очень вкусная, полезная и её нужно обязательно кушать. А вы знаете, что манную кашу не только едят, но и при помощи неё создают необычные картины». Педагог приглашает желающих нарисовать такие картины. Дети садятся за стол, и воспитатель показывает, как можно рисовать на манке пальчиками солнце, дождик, круги, травку, причудливые узоры и т.д. Игра заканчивается: фотографированием полученных картин; помощью воспитателю в уборке. (Прокофьева А.Г. Развивающие игры для детей.)
Игра «Что бывает красного цвета?»
Дидактическая задача:
закрепить знание основных цветов; учить детей отбирать предметы красного цвета среди предметов разных форм и цветов.
Материалы и оборудование:
кукла Катя, предметы разного цвета.
Ход игры:
воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.). В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш и т.д. При правильном ответе кукла Катя одобрительно кивает головой, и ребенок кладет предмет в ее сумочку; если ответ неверный, то Катя отворачивается.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Одной из главных проблем воспитания является всестороннее и гармоническое развитие человека, его способностей, дарований. В этом сложном процессе художественное развитие детей дошкольного возраста представляет собой первую ступень, и происходит оно путём приобщения ребёнка к искусству, разным видам художественной деятельности, среди которых аппликация занимает важное место, являясь видом декоративно- прикладного искусства.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему осознанно воспринимать явления окружающего мира.
Однако успешность эстетического развития и развития речи детей во многом зависит от характера педагогического руководства этим видом деятельности. Большое значение имеет использование оптимальных методов и приёмов обучения, соответствующих специфике изобразительной деятельности и возрастным особенностям детей.
Необходимый путь совершенствования методики руководства детской изобразительной деятельностью — использование игровых приёмов, которые являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста. Мы полагаем, что применительно к руководству изобразительной деятельностью детей с общим недоразвитием речи необходимость использования игровых приёмов имеет особое основание, заключающееся во взаимосвязях игры, художественного творчества и развития речи.
В ряде психологических исследований, проведённых под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г. В. Ендовицкая), восприятие (З. М. Богуславская), память (Л. И. Зинченко), внимание (З. М. Истомина), воображение (Г. Д. Луков
О.М. Дьяченко, Н.Н. Палагина), процессы мышления (А. В. Запорожец, Я.З. Неверович), протекают наиболее успешно в игре.
Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Близость игры и художественной деятельности, как разновидностей творчества, проявляется в общности ведущих психических процессов, лежащих в их основе (воображение, чувства). Известно, что эти процессы наиболее легко возникают и развиваются в условиях игры. Это дает основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью с целью активизации воображения и чувств.
То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке игровых приемов обучения принадлежит Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Р.И. Жуковской, З.М. Богуславской, Т.С. Комаровой и т.д.
Большое внимание к использованию игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности уделяла Г.Г. Григорьева. По её мнению: «Игровые приёмы в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей…».
Для развития речи детей на занятиях изобразительной деятельностью применяются различные приемы: показ предмета, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т.д. Широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью художественное слово. Оно вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Следует отметить большую эффективность одновременного использования на занятии нескольких приемов, например сочетание словесного объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их изображения детьми (движение кистью без клея — на бумаге).
В коррекционных целях следует предусмотреть выполнение работы небольшими частями. Задание делится на две-три части. Такое деление обеспечивает чередование объяснения с выполнением работы детьми. Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей, отсрочивает утомление, помогает вовремя включиться в деятельность, нормализовать ее темп. А от этого зависит и правильность выполнения работы детьми.
Специфика построения занятия определяется психологическими особенностями детей с общим недоразвитием речи — их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить какие-то звенья в работе. Поэтому задание к изобразительной деятельности объясняется не целиком, а частями, за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и регуляции действий. Дети должны научиться понимать из объяснения, что можно выполнить, а чего делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать, одновременно начинать и заканчивать и т.д.
Как в массовых детских садах, так и в группах для детей с нарушениями речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н.П. Сакулиной, B.C. Мухиной, Е.А. Флериной.
Учить детей в игре — такова основа предложенных Е.А. Флериной игровых упражнений, ведущих к закреплению доступных детям движений руки: вертикальных, горизонтальных, круговых. Они придают нарисованному (наклеенному) предмету движения (машина едет), на основе рисунка (аппликации) с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог. В своей работе «Эстетическое воспитание дошкольника» Е.А Флерина пишет: «… ребенок ощущает непосредственное качество своей речи, иногда подыскивает слово «получше», замечает, что «складно вышло», подыскав рифму к строке, чувствует свою удачу, и это его радует».
Какова же специфика игровых приёмов обучения? Под системой игровых приемов обучения мы понимаем совокупность приемов, характеризующихся едиными существенными признаками (наличием игровых действий, воображаемой ситуации и направленностью на решение дидактических задач), определенным образом классифицированных и включенных в современную методику руководства детской изобразительной деятельностью.
С одной стороны, как и всякие приёмы, они должны быть направлены на решение дидактических задач. С другой стороны, по своему характеру должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать её существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от «настоящей» свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приёма должна быть игровая задача.
Игровая задача в этих приёмах — своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Построим мишке домик» или: «Позовём Петрушку в гости»; «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку».
В процессе использования игрового приёма может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.
Иногда педагог ограничивается только постановкой игровой задачи, а затем на занятии идёт обычная учебная работа. Получается, что детям «пообещали» игру, но игра не состоялась. Произошло это потому, что в таком игровом приёме не оказалось самого главного — игровых действий, через которые осуществляется любая игра. Поэтому игровые действия являются непременным, одним из важнейших признаков игровых приёмов обучения. С их помощью и решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки, «сажают» в них зайчиков, «плывут» по реке, «выбираются» на берег. Лодки с «кривыми парусами» могут перевернуться, в них «зайцы не хотят садиться». Дети «ремонтируют» такие лодки и т.п.
В тех случаях, когда дети увлечены происходящими на занятии событиями, когда у них есть определённый запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения.
Таким образом, игровые приёмы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Воспитателю надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии носит поверхностный сиюминутный характер, определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации.
При разработке игровых приёмов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приёмы надуманны, неестественны. Игровой приём будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Поэтому воспитатели, придумывая их, должны ориентироваться на содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения при этом человека, животных. Если же в игровых приёмах используются игрушки (заместители), изображающие неодушевлённые предметы, следует знать особенности их использования в реальных ситуациях.
Таким образом, в каждом игровом приёме должны быть игровая задача и игровые действия. Их содержание придумывается педагогом, но обязательно с учётом знаний детей об окружающем и их интересов. От этого зависят содержание, количество, разнообразие, логика игровых задач и действий. Если это условие не учитывается педагогом, то ребёнок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно.
Очень важно, чтобы педагог умел создать подлинно игровые отношения, не выхолащивая игровую суть излишним дидактизмом. Печально, когда воспитатель торопливо и сухо произносит: «Дети, к нам пришёл мишка (при этом она приносит его из-за двери). У него будут гости. Он хочет, чтобы мы приготовили ему угощение». Этим игровой приём исчерпан. В результате теряется не только игровая суть, но искажается нравственный смысл ситуации.
Для детей с общим недоразвитием речи наиболее актуально проведение совместно-индивидуальной деятельности в небольшой группе. Каждый ребенок — участник деятельности, выполняет свою, порученную ему часть общей работы индивидуально и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Согласованность действий участников работы осуществляется в ее начале — на этапе планирования и в конце, когда нужно суммировать результат. На подгрупповых занятиях в отличие от фронтальных каждый ребенок имеет больше возможностей для речевых высказываний.
Правильное руководство изобразительной деятельностью детей с общим недоразвитием речи может быть осуществлено только в результате изучения и знания возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с проведением фронтальных занятий совершенно необходимо использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками, которые в этом особенно нуждаются. Воспитывая интерес к аппликации, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.
Занятия по изобразительной деятельности, в том числе и по аппликации, предоставляют большие возможности к осуществлению индивидуального подхода. Воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.
В результате выше изложенного можно сделать следующие выводы:
- выступая как специфическое образное средство познания действительности, аппликация способствует проявлению умственной и речевой активности детей, выработке понятий и представлений об окружающем мире, развитию творчества
- в процессе аппликации решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д.
- игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают огромное влияние на творческое развитие детей, формируют эстетические чувства и представления, развивают образное мышление и воображение
- использование комментирующей речи оказывает большое влияние на развитие восприятия речи, способствует более отчетливому выражению потребности в общении, речевой активности на основе накопленных речевых средств, а также подводит детей к пониманию определенной последовательности в действиях через рассказ и может рассматриваться как подготовительный этап в обучении рассказыванию
- занятия по аппликации предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
Следующая > |
В связи с расширением знаний ребенка о таких свойствах предметов, как форма, строение, величина, их пространственное расположение на бумаге, происходит усложнение заданий по аппликации. Это касается конструкции предметов, решения более сложных композиционных и колористических задач при оформлении работ. Воспитатель учит детей более точно вырезать и наклеивать сначала простые формы, в основе которых лежит квадрат, прямоугольник, треугольник. Их можно использовать при составлении орнаментальных композиций для украшения шарфика, тарелки, коврика, дорожки, а также отображать такие предметы, как кубики, платочки, косынки и т. д. Затем ребят учат вырезать отдельные части и составлять из них более сложные предметы (домик, скворечник, ворота), а также сочетать их друг с другом по величине (домик большой, а рядом ворота, они ниже домика).
В аппликациях дети должны уметь объединять композиции по окраске, по способам пространственного расположения на поверхности листа бумаги определенного формата, что дает возможность выполнять задания разного характера (предметные, тематические и орнаментальные), дифференцировать специфические задачи для каждого из них в процессе обдумывания будущего изображения, его вырезания и наклеивания.
Прежде чем обучать дошкольников вырезанию ножницами, необходимо закрепить их умение раскладывать и наклеивать готовые формы на примере составления узоров из геометрических или растительных элементов (одно-два занятия в начале учебного года). Так, можно предложить ребятам украсить узорами платочек или фартук для куклы, давая им возможность самостоятельно выбрать заготовку по форме, окраске, отобрать элементы для украшения, по-своему скомпоновать их по цвету, расположению. Если малыш выбрал белый квадрат, чтобы оформить его в виде платочка, то он может взять маленькие цветные квадраты и расположить их по углам основной заготовки. Между квадратами будут хорошо смотреться чередующиеся красные и синие фигуры. Когда же для украшения ребенок берет полоску — шарфик красного цвета, то воспитатель помогает ему ритмически повторить по всей длине поставленные на угол квадраты, сочетая зеленые и желтые тона (белые и черные; черные и зеленые).
Чтобы осуществить такой выбор, надо заранее иметь варианты заготовок и отдельные элементы разных цветов и величин для их сопоставления при создании орнамента. Воспитатель оказывает детям помощь в выборе фона, узорного решения, варьировании фигур по количеству, форме, окраске, ритму. На рисунке представлены варианты аппликаций разной степени трудности. Дети самостоятельно по предложенным мотивам комбинируют квадраты различного размера и цвета, а также треугольники и круги.
Украшение узором платочков, косынки, тарелок
В начале занятия воспитатель дает словесную инструкцию. Например, если ребенок выбрал для упражнения платок (квадратную основу), то ему предлагается использовать сочетание больших и маленьких элементов (квадратов другого цвета) либо дополнить узор треугольниками . Для орнаментации косынки (треугольника) лучше взять круги, а между ними прикрепить треугольники. А круглые тарелочки, подносы дети могут украсить орнаментом из маленьких кружочков, чередуя их по цвету, или построить из них другую узорную композицию.
Когда дети овладеют приемами раскладывания и наклеивания форм, их внимание сосредоточивается на приемах пользования ножницами при вырезании элементов для аппликации. Этот процесс требует значительного напряжения, внимания и воли. Чтобы облегчить его, воспитатель первоначально упражняет ребенка в разрезании узких полосок поперек однородными движениями ножниц, выполняя игровое задание: вырезать билетики для игры в «театр», «цирк», чеки для игры в «магазин», талоны для игры в «больницу», проездные билеты для игры в «автобус» и т. д. Игровая форма результатов вырезания повышает интерес ребенка к этому процессу, в непринужденной игровой обстановке он легче усваивает приемы использования нового инструмента, приспосабливает свои движения, чтобы научиться управлять ножницами. Детям обязательно надо давать хорошо разработанные ножницы, чтобы их рычаги легко раздвигались и не создавали дополнительные трудности.
Педагог наблюдает за работой каждого ребенка, оказывает ему своевременную помощь, поощряет его усилия, поддерживает желание научиться правильно, красиво вырезать фигуры (чтобы их контуры были ровными и не махрились).
В качестве упражнения для рук необходимо давать ребятам задания, требующие выполнения нескольких одинаковых вырезок. В данном случае происходит закрепление движений и их совершенствование. С этой целью можно использовать орнаментальные построения, а также предметные изображения, состоящие из нескольких однородных частей. Например, при вырезании окон двух-трехэтажного дома берут полоску бумаги определенной длины и ширины и разрезают ее поперек на несколько частей на равном расстоянии друг от друга. Их наклеивают на прямоугольник, соблюдая ритмичность расположения: через отведенные интервалы в один, два или три ряда (соответственно количеству этажей дома).
Таким же образом выполняют аппликации окон автобуса или троллейбуса, а также праздничной гирлянды из флажков. Здесь нужно чередовать фигуры по окраске, создавать яркое звучание украшения. Поэтому воспитатель заранее готовит разноцветные полоски, а дети выбирают из них наиболее яркие, понравившиеся и учатся чередовать их при наклеивании на фон по типу гирлянды или на подставке с использованием флагштоков разной высоты, или на палочках и т. д. Возможность трактовки содержания аппликации подчеркивается при формулировке задания: «Праздничные флаги», «Флаги, которые мы видели на площади», «Праздничная гирлянда из разноцветных флажков».
Разные виды флажков
На последующих занятиях по аппликации детей обучают более точно вырезать прямоугольную форму, дифференцировать прямоугольник, квадрат, полоску. Основой для вырезания этих фигур является полоса бумаги разной длины и ширины. Так, прямоугольник получают при разрезании полосы 3×12 см на две части, а деление каждой из них еще пополам позволяет получить по два квадрата, которые затем наклеивают для украшения конца полотенца или шарфика.
Можно изменять величину элементов или придавать им разное положение, например поместить в ряд большие и маленькие поставленные на угол квадраты, чередуя их еще и по цвету (на белом фоне полотенца красные и зеленые фигуры; синие и оранжевые; красные и желтые). Это задание требует от ребенка соблюдения следующих условий: вырезать несколько одинаковых форм, самостоятельно регулировать их количество в зависимости от построения узора, сочетать элементы по размеру и окраске. Предоставление самостоятельности в выборе цвета фона и заготовок для частей украшения позволяет детям творчески подходить к созданию орнамента, использовать разные варианты его трактовки.
Закреплению умения изображать квадраты и составлять из них многообразные комбинации служат аппликации, группируемые из отдельных частей по типу мозаики. Каждому ребенку дают разноцветные полоски одинакового размера, из которых он получает квадратики, и объединяют их в виде узоров или предметных изображений на разном по форме и цвету фоне. Такие мозаики дети выполняют самостоятельно в свободное время. Для этого в групповой комнате организуется отдельный уголок — зона, где размещают необходимые для работы материалы. Их разноцветие и многообразие побуждают ребенка создать панно для кукольного уголка, оформить узором фартук или платье, приготовить поздравительную открытку к празднику и т. д.
Мозаичная аппликация из разноцветных квадратов
Из квадрата путем разрезания его пополам по диагонали слитным движением ножниц получают два треугольника. Обычно такой прием дети осваивают довольно легко и быстро. Но, несмотря на это, его надо закреплять на нескольких занятиях, сохраняя интерес дошкольника к процессу изображения и его результату. Это достигается подбором интересных заданий: «Косынки для матрешек», «Шалаши в лесу», «Елочка».
Наряду с однородными частями в аппликациях применяют и сочетания прямоугольных, квадратных, треугольных фигур. Так вырезают и наклеивают рыб, объединяя поставленный на угол квадрат (тело) и треугольник (хвост) или два треугольника — большой и поменьше. Чтобы достичь большего сходства с образом рыбки, дополнительно наклеивают крупные глаза, полоски или чешуйки из цветной бумаги. Особенно нарядно можно выполнить аппликацию на тему «Аквариум», где на синей или голубой плоскости дети располагают больших и маленьких рыб с треугольным или квадратным телом желтого, красного, оранжевого, серого цвета в сочетании с зелеными водорослями, камешками на дне и т. д. Для получения такой композиции воспитатель готовит фон с наклеенными силуэтами водорослей, камней, ракушек, а дети приклеивают между ними рыб разного цвета и величины. Здесь каждый ребенок может проявить свою творческую активность: по-своему изменить направление движения рыбок, сделать их побольше, поменьше, использовать декоративные наклейки (полоски, кружки-чешуйки).
Приемы вырезания треугольников и вариантов рыб из квадратов и треугольников
Рыбки в аквариуме