Подготовка к занятию по декоративному рисованию в средней группе.
В младших группах детского сада дети выполняли задания по рисованию на бумажных заготовках в виде предметов одежды (платье, платочек). Рисование имело декоративный характер, но было направлено на оттачивание навыка работы с кистью и красками: проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий по краю заготовки, нанесение точек в пределах обозначенных контуров. Обучение непосредственно декоративному рисованию начинается в средней группе. Воспитатель знакомит ребят с народными промыслами, выделяет особенности дымковской, филимоновской, городецкой росписей. Через изучение предметов, созданных и расписанных мастерами из народа, дети учатся уважать ручной труд, видеть прекрасное в предметах интерьера, глиняных и деревянных игрушках. Возникает желание к самостоятельному созданию узоров.
Занятие по декоративному рисованию в средней группе
Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе:
- Оттачивание технических навыков. Дети 4–5 лет создают узоры из точек, линий, простых геометрических фигур при помощи кисти и красок или карандаша.
- Развитие композиционных умений. Ребята осваивают понятия «симметрия» и «ритм», учатся располагать узоры на поверхностях предметов, различных по форме.
- Развитие чувства цвета. Воспитатель обучает ребят смешиванию цветов, использованию контрастных цветовых сочетаний в узоре.
- Обучение способности различать различные виды народной росписи и выполнять отдельные элементы в собственных работах.
Занятие по декоративному рисованию в средней группе
Материалы для занятия
Для декоративного рисования в средней группе рекомендуется использовать фигурные заготовки из плотной бумаги (для акварели или гуаши) или картона. Заготовки в виде предметов посуды (чашки, ложки, тарелки), одежды (фартук, платье, свитер, варежки) или игрушек могут быть заранее вырезаны и храниться в шкафу с материалами для занятий по изобразительной деятельности. Другой вариант основы для декоративного рисования — использование шаблона. Ребятам раздаются картонные шаблоны свитера, они должны обвести его карандашом на лист бумаги. В средней группе можно не давать задания вырезать по контуру для экономии времени, но тем из ребят, кто быстро справится с рисованием узора, следует предложить вырезать украшенный предмет.
Также используется в качестве основы цветная бумага или картон. Яркий материал привлекает внимание детей и развивает способность сочетать цвета узора и фона.
Фигурные заготовки для тематических занятий по декоративному рисованию можно поручить сделать воспитанникам дома вместе с родителями и принести к следующему занятию для украшения узором. Например, на выходные даётся задание подготовить вырезанный из плотной бумаги заготовку для занятия «Украшение свитера». Творческий процесс для ребят начнётся уже с момента выбора фасона свитера (широкий или узкий, рукава с резинками или без, воротник хомутом или под горло, или он отсутствует и тогда нужно определиться с формой горловины) и цвета бумаги, из которой будет вырезана заготовка. В качестве идеи воспитатель может предложить родителям найти бумагу с тиснением. Она продаётся в специализированных магазинах для творчества, имеет рельефную поверхность и послужит материалом для различных поделок, в том числе для заготовки свитера.
Вариант материала для основы
Эта тема может быть использована для проведения кратковременного проекта — «Украшаем свитер для любимой игрушки». Ребёнок выбирает, для какой игрушки в подарок он хочет украсить свитер, а родители помогают нарисовать контуры подходящего по размеру свитера. Дома дети могут попробовать самостоятельно вырезать заготовку.
Варианты шаблонов для заготовки «Свитер».
Шаблон
Шаблон Шаблон
Шаблон Шаблон
Шаблон
На занятиях по декоративному рисованию в средней группе ребята рисуют цветными карандашами, восковыми мелками, акварелью и гуашью. Воспитанникам предоставляется свобода выбора (краски или карандаши) во время занятий, направленных на закрепление приёмов декоративного рисования.
Техники и приёмы рисования в средней группе.
Дети 4–5 лет учатся правильно держать карандаш. Выполняют обведение шаблонов по контуру, рисуют узоры из прямых и изогнутых линий, простых геометрических фигур. В средней группе начинается обучение карандашной штриховке: закрашивание кругов и овалов линиями в одном направлении, не заходя за контуры.
Большое внимание уделяется развитию навыков рисования красками. Дети закрепляют навыки работы кисточкой: смачивание, набирание краски, смешивание красок, рисование всем ворсом или кончиком кисти. Дошкольники среднего возраста создают узор при помощи следующих приёмов рисования:
- Мазки. Простой декоративный элемент, не требующий предельной точности выполнения. Ребята создают узор лёгким прикладыванием ворса кисти к бумаге. В задания по закреплению этого приёма включается освоение техники чередования: в определённом порядке наносятся мазки красками разных цветов.
- Точки. Более сложный элемент, дети должны научиться рисовать кончиком кисти в вертикальном положении. Точки ставятся в определённом ритме в пределах контуров декорируемой заготовки. В отличие от заданий в младшей группы («При помощи точек изобрази снег, капли дождя, ягодки, зёрна для птичек») детям предлагается нарисовать узор с точками в соответствии с замыслом: параллельные ряды, шахматный порядок или точечный контур фигуры, например, круга. Навык чередования сначала закрепляется в выполнении задания по нанесению точек разных цветов, затем развивается при рисовании точек и мазков в заданном порядке.
- Кольца и круги. Эти элементы дети учились рисовать в младших группах. На занятиях по декоративному рисованию их выполнение усложняется: ребята должны рисовать круги и кольца одинакового размера.
Первоначально дети обучаются простейшему композиционному приёму в создании орнамента — повтору, после — чередованию. Закрепляется навык создания линейного узора на полосках бумаги или по краю заготовок (подол платья, каёмка чашки). На заготовках, имеющих форму квадрата или круга, ребята учатся определять центр фигуры, рисуют узор по окружности или с поворотом на 90 градусов.
Использование других видов изобразительной деятельности и нетрадиционных техник.
На занятиях по декоративному рисованию могут быть использованы приёмы других изобразительных видов деятельности — аппликации и лепки. Изображение с орнаментом дополняется по замыслу элементами из бумаги или пластилина. Например, на заготовки в форме варежек можно приклеить бумажные полоски — это будут вязаные резинки; заготовку сарафана можно украсить аппликацией в верхней части — оформить лиф сарафана; к перчаткам, шапочке или свитеру можно добавить пластилиновые шарики для имитации шерстяных помпонов; украшение готовой работы маленькими пластилиновыми шариками — бисер, бусины или пуговицы на предметах одежды и головных уборах.
На занятиях по созданию узоров могут быть применены следующие нетрадиционные техники рисования:
- Пальчиковая живопись. У детей 4–5 лет ещё сохраняется интерес к рисованию кончиками пальцев и ладошками.
- Печатание — создание узора путём обмакивания в краску и прикладывания к бумаге кусочков поролона, листьев, пуговиц и т. д.
- Пуантилизм — рисование точками, как правило, при помощи ватных палочек.
- Монотипия — техника единственного отпечатка. Рябята рисуют на одной половине симметричной заготовки, не дав высохнуть узору, складывают лист бумаги пополам и получают зеркальный отпечаток.
- Рисование восковыми мелками с акварельной заливкой. Ребята рисуют узор восковой свечкой или мелком, затем полностью закрашивают заготовку акварелью (поверх воскового рисунка). При высыхании краски красиво проступают восковые контуры.
- Граттаж — процарапывание рисунка на высохшей гуаши, под которой находится цветной восковый фон.
Примеры работ, выполненных в нетрадиционных техниках.
Пальчиковая живопись Пальчиковая живопись Печатание пуговицами Рисование ватными палочками
Монотипия Рисование ватными палочками Пальчиковая живопись
Граттаж Граттаж
Рисование ватными палочками Печатание
Индивидуальные задания на занятиях по декоративному рисованию.
Обучающая деятельность в детском саду реализуется в рамках личностного-ориентированного подхода. Это означает, что при проведении занятий (в том числе по изобразительной деятельности) воспитатель должен учитывать особенности развития каждого ребёнка, уровень владениям им теми или иными умениями, эмоциональное состояние в конкретный момент. Поскольку практическая деятельность по декоративному рисованию направлена на выполнение цели создать узор на заданной поверхности, основное задание должно быть доступно к выполнению всеми воспитанниками. Если ребёнок испытывает сложности, воспитатель использует приём индивидуального показа действий. В средней группе допустимо повторение ребёнком действий педагога.
Для тех ребят, которые успешно справляются с поставленной практической задачей, воспитатель должен предоставить индивидуальные задания.
Рассмотрим варианты индивидуальных заданий по теме «Украшаем свитер»:
- Используй элементы аппликации или лепки для украшения заготовки.
- Затонируй акварельной краской бумажную заготовку.
- Обведи фломастером фигуры нарисованные карандашом.
- Нарисуй на отдельном листе предметы одежды, похожие по стилю с твоим свитером (шапка, шарф, варежки).
Занятие «Украшаем свитер» в картотеке тем по рисованию.
При составлении учебно-тематического плана по изобразительной деятельности на год нужно учитывать, что занятия по рисованию в средней группе проводятся один раз в неделю. При этом из 35 занятий за год — 5–6 должны быть отведены под обучение декоративному рисованию:
- «Украшение фартука».
- «Украшаем свитер».
- «Украшаем платочек».
- «Украшаем полоску флажками».
- «Перчатки для котят».
- «Сарафан для матрёшки».
- «Платье для куколки».
Занятие «Украшаем свитер» рекомендуется проводить для закрепления навыков рисования точек и линий, простых геометрических фигур. Задачей этого занятия должно быть украшение заготовки по представлению. Ребята самостоятельно выбирают, какой узор они будут рисовать на свитере: геометрический (чередование линий и фигур в различных цветовых сочетаниях) или тематический (попробуют создать растительный или природный узор — цветы, листья, снежинки).
Обучение декоративному рисованию
Декоративное рисование обладает своими функциональными особенностями — оно позволяет сфокусироваться в большей степени на тех нюансах, которые общее рисование не всегда может задействовать: свободная фантазия сначала подчиняется чёткой структуре узора, а затем учится создавать такую структуру.
Этапы обучения
Первые шаги по ознакомлению с декоративным рисованием напоминают задания, связанные с наклеиванием готовых элементов композиции. Дети осваивают умение наносить ровные линии, а между ними размещать чередующиеся по цвету, форме и размеру точки и мазки, постепенно усложняя комбинацию узора, добавляя новые элементы.
Наиболее простой в плане техники исполнения декоративный элемент — это мазок, поскольку он не требует чёткой координации движений и получается в результате лёгкого прикосновения к бумаге. Поэтому целесообразно начинать составление декоративных узоров с мазков, затем подключать точки. Точечный рисунок основан на вертикальном движении руки и прикосновении кисти только кончиком, поэтому требует более уверенной и развитой моторики.
Композиционное решение первых работ в декоративном жанре будет состоять из элементарного ритмического воспроизведения одного и того же базового элемента, например, кружочка.
Ребёнок осваивает первый этап создания узора, построенном на повторении одного элемента
Следующий уровень сложности связан с освоением принципа чередования, поскольку опирается на сочетание нескольких форм. Для детей четырёх лет достаточно использования двух элементов, различных по форме и цвету. Постепенно уровень заданий повышается благодаря введению в узор новых художественных элементов и созданию более сложных композиций. Дети также активно используют приёмы рисования округлых форм, с которыми они познакомились на предыдущем этапе обучения.
Фотогалерея: «Принцип чередования элементов по форме и цвету» (презентация к занятию)
Можно начать с ограниченного набора красок
Смешивать краски, чтобы получить новые цвета, довольно интересно
Человечество очень давно использует такие орнаменты Шаблоны-заготовки помогут создать красивую галерею одежды Юные художники проявляют фантазию
Мотивирующее начало занятия на тему «Украшаем свитер».
Рисование орнамента само по себе может быть неинтересно дошкольникам среднего возраста. Для активизации внимания и побуждения к творческой деятельности, в первую очередь, рекомендуется привлечь личное восприятие зрительных образов у ребят и использовать элементы игры на занятии.
Мотивирующие материал на начальном этапе занятия.
Вариант материала | Применение в мотивирующем начале занятия |
Наглядный материал | Ребята изучают картинки со свитерами. Воспитатель проводит беседу: Из каких элементов составлены узоры? Какими приёмами можно выполнить подобные узоры на бумаге (ритмичный повтор, чередование). Какие цветовые сочетания представлены в этих моделях свитеров? Вариантом наглядного материала могут быть свитеры на самих воспитанниках. Особое оживление приносит задание принести в назначенный день свой любимый свитер. Непосредственно в начале занятия воспитатель предлагает устроить показ мод: воспитатель включает весёлую музыку, ребята надевают принесённые свитеры и по очереди дефилируют, демонстрируя узор на изделии. Далее проводится беседа по особенностям увиденных свитеров. |
Игровая ситуации | Воспитатель обращает внимание ребят на то, что близится зима, начинается морозное время года, а у игрушек/кукол в их группе нет тёплой одежды. Ребятам предлагается выбрать по игрушке и приготовить для них в подарок красивые свитеры. Перед каждым воспитанником на столе лежит рисунок девочки или мальчика и бумажная заготовка свитера. Детям предлагается нарисовать узор на заготовке и «надеть» свитер на ребёнка с картинки, чтобы он не замёрз на прогулке. Если в группе есть бумажные куклы с бумажным же «гардеробом», то к занятию можно сделать заготовки с «ушками», чтобы украшенные свитеры ребята использовали в последующей игре. |
Сюрпризные моменты | В группу заходит Лисичка (младший воспитатель или другой сотрудник в костюме лисы), приветствует ребят и жалуется на морозы. Лисичка просит ребят подсказать ей, что нужно делать, чтобы лисята не мёрзли на прогулке. Когда дети скажут, что можно одевать на лисят тёплые вещи, Лисичка плачет, что она ни шить, ни вязать не умеет. Воспитатель подводит ребят путём наводящих вопросов или подсказок, что они могут нарисовать и украсить для лисят свитеры. На столе воспитателя стоит коробка. Воспитатель сообщает, что её доставил в группу утром почтальон, зачитывает вслух адрес (реальный адрес детского сада: город, улица, дом, номер группы). На вопрос, как быть с коробкой, ребята, конечно, предлагают открыть её, что воспитатель и делает. В коробке оказываются бумажные заготовки свитеров одного цвета и письмо от Гномика. Воспитатель зачитывает письмо: Гномик рассказывает, что по осени бабушка связала ему и его многочисленным братьям свитеры, но все они одного размера и цвета — гномики путают, какой свитер кому из них принадлежит, и просят у ребят помощи. Воспитатель предлагает разобрать заготовки и украсить по собственному желанию, чтобы у каждого гномика был свой неповторимый свитер. |
Дидактические игры | С ребятами 4–5 лет проводятся коллективные дидактические игры: задания даются не на карточках, а представлены на больших картинках/плакатах или проецируются на экран. Варианты игр: «Найди отличия». На двух одинаковых картинках свитеров нужно найти отличия, воспитатель сразу называет их количество. «Найди свитер по силуэту». На картинке изображены свитеры и один теневой силуэт. «Найди пары одинаковых». Среди изображённых на картинке свитеров нужно найти одинаковые. «Кому какой свитер подходит». В левой части картинки нарисованы свитеры с различными узорами, справа — персонажи. Например, свитер с бантиками подходит для девочки, свитер с машинками — для мальчика, а свитеру с морковками будет рад зайчонок. |
Составление конспекта на тему «Украшаем свитер».
Цель занятия: украшение бумажной заготовки декоративным узором.
Задачи: закрепление умения рисовать кистью и/или карандашом линии, мазки/штриховку, точки, кружки и кольца, галочки; развитие умения украшать готовую работу элементами других видов изобразительной деятельности (бумажными полосками или фигурками, пластилиновыми деталями); развитие чувства цвета; развитие умения видеть прекрасное в предметах окружающей действительности; активизация фантазии; воспитание самостоятельности и проявления инициативы.
В соответствии с гигиеническими нормами длительность занятия по рисованию в средней группе составляет не более 20 минут и состоит из следующих этапов:
- Организационный момент 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия 4–5 минут.
- Практическая работа 10 минут.
- Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
- Подведение итогов занятия 1 минута.
Воспитателю необходимо составлять подробный план каждого занятия с последующим обязательным проведением анализа: были ли достигнуты поставленные цели и задачи, эффективны ли были применяемые методы и приёмы обучения, как вели себя дети на различных этапах занятия, трудности и задержки на каких-либо этапах занятия и их причины, анализ работ воспитанников, примерные пути совершенствования проведения занятия.
Методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему «Декоративное рисование «Украшение свитера»». Автор: Селезнёва Наталья Ивановна.
Цели и задачи | Закрепление умения украшать предмет одежды, используя знакомые элементы: линии, мазки, точки, кольца и круги. Оформление заготовки бумажными полосками. Развитие эстетического восприятия и самостоятельности. |
Материалы | Заготовки свитеров из плотной бумаги разных цветов, бумажные полоски для оформления горловины, манжет и резинки. |
Связь с другими аспектами воспитательной работы | Изучение декоративных узоров на предметах одежды. |
Ход занятия | Создание проблемной ситуации. Воспитатель приносит в группу плюшевого зайца и читает стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка». Ребятам сообщается, что и сам зайка промок под дождём, и, конечно, промок его свитер — стал бесцветным и смылся рисунок. Как можно помочь зайчику? Ребята предлагают заново нарисовать узор на зайкином свитере. Сообщение цели занятие, обозначение задачи для практической работы. Проведение физкуль под строки стихотворения о цветах. Прежде, чем ребята приступят к выполнению задания, воспитатель обращает внимание, что на их столах не хватает оранжевой краски, ребята вспоминают, какие цвета нужно смешать для получения оранжевого цвета. Педагогический показ. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить элементы для декоративного рисования и демонстрирует их выполнение на доске/мольберте. Во время выполнения практической работы воспитатель следит за процессом смешивания красок ребятами на палитре, правильностью рисования кистью, заполнением всей площади заготовки, за осанкой воспитанников. Украшенные свитеры ребята крепят на магнитную доску. Обсуждение работ. Подведение итогов занятия. Зайка говорит, что у ребят получились яркие и красивые свитеры с интересными узорами, благодарит их за старание и фантазию. |
Темы «Украшение свитера»: варианты и формулировки
Эта тема занятия связана с изучением и украшением одежды и предлагается детям после выполнения ими более простых заданий, которые постепенно усложняются, например:
- шарфик (полоска);
- платочек (треугольник);
- салфетка (квадрат);
- фартук (квадрат или овал);
- шапочка и варежки.
Т.С. Комарова в своей работе «Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа» предлагает проводить занятие в ноябре и сделать акцент на необходимости тёплой одежды по сезону для сохранения здоровья.
Таблица: возможные темы занятий и их содержание
«Свитер для моих друзей» (рисование в нетрадиционной пальчиковой технике) | Задачи: знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. Оборудование: две куклы — мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
«Ажурный свитер» (рисование гуашью с использованием ватных палочек) | Задачи: учить наносить узор на шаблон свитера с использованием простого карандаша и линейки; при помощи ватной палочки и белой гуаши, обводить свои ажурные узоры. |
«Свитер в стиле дымковского орнамента» (рисование в традиционной технике с помощью кистей и красок) | Задачи: закреплять умение украшать силуэт свитера, используя дымковскую роспись; учить подбору красок в соответствии с цветом свитера; воспитывать эстетический вкус и восприятие. Материалы: вырезанные силуэты свитера разного цвета, краски, кисть, баночка для воды, салфетка, музыка, таблица с элементами растительного орнамента. |
«Свитер для зайки» (рисование в традиционной технике с помощью кистей и красок) | Задачи: закреплять умение детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги; учить подбору красок в соответствии с цветом свитера; развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу. Оборудование для педагога: картинки свитеров с разными узорами, игрушки: мокрый заяц, сухой заяц, связанный на игрушку свитер, магнитная доска. Оборудование для детей: вырезанные из плотной бумаги свитеры, кисточки, краски, банки с водой, салфетки. |
«Украшение свитеров для мальчиков и для девочек» (рисование в традиционной технике с помощью кистей и красок) | Задачи: закреплять представление о зимней одежде и о важности тёплой одежды для сохранения здоровья; учить осознавать гендерные отличия среди сверстников; закреплять умение создавать узор на полосе, используя линии, мазки, точки, круги и другие знакомые элементы; учить подбирать цветовые сочетания. Оборудование демонстрационное: свитер мальчика, свитер девочки. Раздаточное: шаблоны свитеров, краски, кисти, подставки для кистей, салфетки. |
«Свитер для куклы» (рисование гуашью с использованием ватных палочек) | Задачи: закреплять умение детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги; учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера; развивать эстетическое восприятие, самостоятельность и инициативу. Материалы: бумажные куклы, вырезанные из плотной бумаги свитеры из разных цветов, краски, гуашь, кисти, ватные палочки, стаканы с водой, презентация на тему: «Одежда». |
Фотогалерея: детские работы по трафарету свитера для рисования в средней группе, раскрашенные гуашью с использованием ватных палочек – «Ажурный свитер»
Жёлтый с белым создаёт ощущение теплоты Зелёный — один из любимых детских цветов
Красный и белый — классическое праздничное сочетание Констрастные сочетания выглядят красиво
Порядок выполнения работ на тему «Украшаем свитер».
Во время выполнения педагогического показа воспитателю рекомендуется показать на доске или мольберте рисование названных ребятами приёмов, а затем показать пример поэтапного рисования узора на свитере. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки и в какой последовательности.
Украшение бумажными полосками и рисование карандашом.
Для украшения свитера подбираются бумажные полоски по размеру горловины, манжет, резинки Приклеивание бумажных полосок
Рисуем карандашом вертикальные линии Чередование карандашных линий на свитере
Рисуем кольца в плечевой зоне, располагая полукругом Штриховка элементов
Рисуем кольца по нижнему краю свитера и манжетов, закрашиваем штриховкой Рисуем подобные элементы по центральной поперечной линии изделия
Рисование узоров карандашом и украшение пластилиновыми элементами.
Оформление горловины, манжет и резинки карандашными линиями Рисование зигзагообразных линий розовым карандашом
Рисование зигзагообразных линий зелёным карандашом
Скатывание пластилиновых элементов Прикрепление пластилиновых шариков путём сплющивания
Процесс украшения свитера Готовая работа
Создание узора приёмом мазка.
Нанесение мазков одного цвета по диагонали
Нанесение мазков другого цвета по диагонали зеркально ранее нанесённым мазкам Украшение мазками горловины, манжет, резинки
Рисование узора приёмами линий и точек.
Обозначение линиями горловины и манжет
Оформление манжет и горловины
Рисование линий: чередование линий разных цветов
Рисование точек: ритмичный повтор
Рисование акварелью: тонирование, линии и кольца.
Разделение горизонтальной линией заготовки Тонирование верхней части свитера Тонирование нижней части свитера и рукавов другим цветом Рисование зигзагообразных линий (чередование)
Оформление горловины свитера
Рисование колец (чередование в шахматном порядке)
Рисование гуашью: круги и точки.
Обозначение линиями горловины, манжет, резинки
Рисование точек: чередование точек двух цветов Рисование кругов в шахматном порядке
Рисование кругов другого цвета
Рисование точек по нижнему краю светера и рукавов
Рисование точек второго цвета
Рисование точек по центру кругов
Готовая работа
«Зимние узоры»: рисование гуашью линий и точек на цветной основе.
Начинаем рисовать ёлочки в нижней части свитера: повтор диагональных линий Повтор диагональных линий в зеркальном положении Посередине обозначаем стволы ёлочек вертикальными линиями
Рисуем точки в шахматном порядке Оформляем манжеты, горловину и резинку Готовая работа
«Весенние узоры»: линии, круги и точки гуашью на цветной основе.
Обозначение линиями горловины, манжет, резинки Рисование кругов по центру заготовки в шахматном порядке Рисование вертикальных линий от кругов к нижнему краю
Рисование диагональных линий — солнечных лучей
Рисование точек по центру кругов
«Летние узоры»: линии, круг, мазки гуашью на цветной основе.
Рисование горловины, манжет и резинки горизонтальными линиями и вертикальными мазками Ритмичный повтор горизонтальных волнистых линий — море Круг в верхней части свитера по class=»aligncenter» width=»425″ height=»425″[/img] Рисование мазков в стороны от круга — лучи солнца
Ритмичный повтор галочек — чайки
Примеры готовых работ по теме «Украшаем свитер».
Выставка готовых работ Чередование линий
Чередование линий Повтор диагональных линий Выставка работ Примеры работ Узор из линий Примеры работ
Примеры работ Выставка работ к 8 Марта на тему «Свитер для любимой мамы»
Примеры работ
Этапы занятия и методические приёмы
Перспективные планы, составленные на базе стандартных образовательных программ, включают четыре занятия по рисованию в месяц. Общая продолжительность занятия не должна превышать 20 минут. Методические пособия рекомендуют проводить внутри занятия также физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 2–3 минуты для снятия психологического напряжения, достижения умственного и физического расслабления.
Организационная часть
Информационно-ознакомительный этап (3–5 минут) предполагает пробуждение у детей интереса к заданию. Необходимо использовать игровые события, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность. Мотивирующими приёмами могут стать появление игрушечного персонажа, опора на известный сказочный сюжет, демонстрация картинок, музыкальная пауза, сюрприз, знакомство с новыми знаниями, личный артистизм воспитателя.
Оформление демонстрационного стенда поможет подвести детей к теме занятия
Таблица: «Украшаем свитер дымковским орнаментом» (пример организационной части занятия, автор Т. Коробских)
№ | Реплики воспитателя | Ожидаемые ответы (детей или педагога) |
1 | Кто мне скажет, что у меня в руках? | (Вырезанные из бумаги) свитера |
2 | Ребята, давайте мы сегодня с вами распишем свитера дымковскими узорами! | Да! |
3 | А кто мне расскажет немного об этой росписи? | Ответы детей (если есть) |
4 | Затрудняетесь? Хорошо. Я вам прочитаю стихотворение! | …Дым идёт из труб столбом, Только в дымке все кругом, Голубые дали, И село большое «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски, Там рождались чудо-сказки, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные, Белоснежные, как берёзки Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. |
5 | Ребята, кто мне скажет какими элементами мы будем расписывать свитер? | Кругами, точками, клеточками |
6 | Но помимо этих элементов есть и другие. Давайте рассмотрим таблицу с другими элементами. | (Показываем картинку с дымковскими узорами) |
7 | Кто мне скажет, какая это роспись? | Дымковская роспись |
8 | Кто мне назовёт элементы росписи? | Точка, запятая, клеточка, полоски, круг |
9 | Давайте вспомним, как можно нарисовать эти элементы. Кто мне поможет? | (По желанию дети на мольберте показывают приёмы рисования) |
Народное творчество — благодатный материал для занятий с детьми
Таблица: «Свитер для зайки» (пример организационной части занятия, автор А. Дмитриева)
№ | Шаг | Содержание шага |
1 | Создание проблемной ситуации | Воспитатель вносит в группу Зайку, который «громко плачет». Зайку бросила хозяйка – Под дождём остался Зайка, Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. (А. Барто) – Ребята, что случилось с Зайкой? (промок под дождём). Дети рассматривают Зайку и убеждаются, что он действительно мокрый. – Зайка промок, свитер его стал мокрый, краски побледнели, рисунка на нём не стало. Как можно помочь Зайке? (нарисовать узор) |
2 | Сообщение темы | Сегодня мы с вами будем украшать свитер линиями, точками, кружками и другими знакомыми элементами, для этого нам понадобятся краски разного цвета! |
3 | Дидактическое упражнение «Будь внимателен» | Красный цвет — похлопаем в ладоши, Жёлтый — потопаем, Зелёный — приседаем, Синий цвет — руки вверх. |
4 | Начало перехода к показу | – Видишь, Зайка, сколько ярких красок у нас есть. Ребята, вы готовы помочь зайчику? Да (садятся за столы). – А какой краски нет на столах? (оранжевой). Что вы должны сделать, чтобы она появилась? (ответы детей). Смешать красную и жёлтую краску. |
5 | Педагогический показ | Предложить вспомнить и показать у доски приёмы украшения. Показ на доске образцов украшения свитера: – Посмотрите, Зайка каждому из вас подарил свитер, давайте свитер украсим! |
6 | Пальчиковая гимнастика | А чтобы узоры у нас получились красивыми, мы сначала разогреем наши пальцы на руках. Жил-был зайчик (хлопают в ладоши), Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний — ушки). Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук) Носик на опушке (трут нос). Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук), Отморозил хвостик (машут рукой, изображая хвост). И поехал греться («крутят руль») К ребятишкам в гости. Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук), Волка нет (хлопают в ладоши), И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке). |
Фотогалерея: «Свитер для зайки» (презентация к занятию)
Персонажи стихотворений и сказок помогут мотивировать детей
Какой ребёнок не захочет сделать что-то доброе для зайчика? Важно понятно объяснить малышам задание
Радость — отличная награда за творческую активность
Практическая часть
Практический этап включает объяснение и демонстрацию воспитателем способа рисования (2–3 минуты).
При обучении декоративному рисованию обязателен показ, поскольку дети впервые изучают композицию абстрактного характера, и понимание ритмических закономерностей узора может появиться только в процессе копирования умелых движений рук воспитателя. Для закрепления новых умений можно дать аналогичное задание по созданию геометрического или растительного орнамента, например, на полосках цветной бумаги, но выполненном в ином колористическом решении и без опоры на образец.
Процесс освоения декоративного рисования содержит два этапа:
- Сначала дети в точности воспроизводят узор по образцам, выполненным воспитателем. Педагог показывает и объясняет, как строится узор, из каких компонентов состоит, в какой последовательности создаётся композиция. Воспитатель предлагает конкретное цветовое оформление. Воспитанники дублируют рисунок без изменений, иначе могут увлечься и уйти от поставленной задачи повтора декоративного узора.
Вначале дети просто учатся повторять узоры за педагогом
- На последующих занятиях, в том числе посвящённых украшению одежды, детям предоставляется больше свободы: воспитатель не требует точного копирования образца, поэтому после знакомства с примерами ребёнок может создать свой рисунок, проявив фантазию и творческое воображение, но с соблюдением ритмических принципов построения композиции. В процессе пояснения задания воспитатель предлагает выбрать цвет, количество и месторасположение выполненных мазков и т. д. Воспитатель показывает вырезанные из бумаги шаблоны и предлагает украсить их, в форме беседы обсуждает с детьми, какие знакомые элементы они будут использовать, в каком порядке разместят, просит показать у доски технические приёмы выполнения работы.
Работы, выполненные детьми самостоятельно с элементами нетрадиционной техники