Подготовка к аппликации «Лодки плывут по реке»
Успешность занятия по аппликации во многом зависит от его подготовки. И здесь ведущая роль, конечно, принадлежит воспитателю. Ведь, в средней группе ребята ещё не могут самостоятельно заготавливать детали.
Подходящие материалы
Прежде всего, для создания композиции понадобится основа — лист белой бумаги формата А5. Также педагог готовит для каждого ребёнка цветную бумагу:
- длинные узкие полосы голубого, синего или серого оттенка (для создания образа реки) или же овалы таких же цветов (озеро);
- бумажные прямоугольники разных цветов (основа для лодок) разных размеров (примерная величина 7Х3 см);
- обрезки цветной бумаги для украшения лодочек (флажок, иллюминаторы и пр.).
Можно обыграть основу более интересно — использовать картон синего или голубого цвета, а традиционному прямоугольнику сделать волнистые края. Это создаст впечатление, что лодочка, действительно, качается на волнах.
Можно интересно обыграть основу — традиционному прямоугольнику сделать волнистые края
Конечно же, для работы дошкольникам необходимы ножницы, клей, кисти, клеёнки и салфетки.
Используемые техники и приёмы
Воспитанники средней группы начинают работать с ножницами — учатся разрезать детали по прямой линии, а также скруглять углы. Для создания образа лодочки требуется срезать углы с одной стороны так, чтобы прямоугольник превратился в трапецию.
Задача дошкольника — срезать у прямоугольника углы так, чтобы он превратился в трапецию
Если у кораблика предполагается парус, его можно оформить в виде треугольника или полукруга. В первом случае ребёнок разрезает по диагонали квадрат, во втором варианте — у полученной детали нужно скруглить угол, превратив её в полукруг.
Для создания паруса ребёнку понадобится вырезать треугольник из квадрата, а затем преобразовать эту фигуру в полукруг
Полуовал можно получить и срезая углы у прямоугольника.
Сделать парус можно и их прямоугольника, превратив его в полуовал
Предварительно воспитатель уточняет форму каждой детали, демонстрирует образец. Дети проводят рукой по воображаемому контуру предмета в воздухе.
Готовый кораблик можно украсить флажком (треугольником).
Готовые композиции в традиционном варианте выглядит примерно так
Когда все детали вырезаны, педагог уделяет внимание композиции, обсуждает с детьми, как красиво расположить на основе лодочки в зависимости от их количества — одна, две или три. После этого отрабатываются навыки аккуратного наклеивания: наносить клей кисточкой нужно аккуратно, в небольшом количестве, деталь при этом располагается цветной стороной вниз.
Видео: кораблик из геометрических фигур (процесс выполнения аппликации)
Нетрадиционная аппликация
Изображать лодочки, плывущие по реке, можно не только в традиционной технике. Дошкольники могут успешно использовать обрывную аппликацию, создавая образ из мелких кусочков бумаги произвольного размера, которые отрываются вручную.
Изобразить кораблик можно в обрывной аппликативной технике
Как вариант данным способом можно изобразить только реку или озеро.
В обрывной технике можно изобразить только воду
Интересная идея — выполнить кораблик в технике оригами. Нужно взять самый простейший вариант, когда образ получается путём складывания квадрата и отгибания его края. А дополнят работу волны из атласной ленточки (ребёнок без труда сможет и приклеить, ориентируясь на указания педагога).
Парусник совсем легко можно смастерить, используя технику оригами, а волны из атласной ленты сделают композицию ещё более оригинальной
Необычные волны можно создать из кусочков мятой салфетки. Для этого она рвётся на мелкие части, и приклеиваются комочки. Другой вариант — салфетка сминается руками так, чтобы получился жгутик, а затем немного разворачивается и приклеивается.
Интересные волны получаются из мятой салфетки
Аналогичным способом хорошо изображать облака в небе (также для этого подойдёт вата).
Видео: кораблик с объёмными парусами, морская пена из ваты (детали готовит взрослый, а ребёнок наклеивает)
Чем можно дополнить аппликацию
Создать оригинальную композицию из лодок, помогут дополнительные изобразительные техники. Так, волны, которые качают кораблик, можно нарисовать акварелью или более яркой гуашью.
Волны вполне можно нарисовать акварелью или гуашью
Также с аппликацией замечательно сочетается пластилинография. Так, пластилином можно обозначить мачту и иллюминаторы кораблика, а также морские волн и ярко-жёлтое солнышко в небе.
Аппликация и пластилинография прекрасно дополняют друг друга
Индивидуализация заданий
На занятиях изобразительным искусством обязательно нужно применять индивидуальный подход. Так, ребятам, которые ещё не очень хорошо управляются с ножницами, можно предложить смастерить только лодки (корпус), а тем, кто уже хорошо умеет вырезать детали — лодки с парусом.
На занятии аппликацией педагог должен активно поощрять проявление детской активности и творчества. Некоторые дети справляются с любой работой быстро, поэтому им обязательно нужно ещё более усложнять задание — предложить дополнить композицию деталями: например, вырезать из бумаги солнышко и облака или украсить свою лодочку деталями. Также можно дать краски, чтобы малыш изобразил дождик или рыбок, выглядывающих из воды.
Вариантов здесь множество. Главное — увлечь ребёнка, чтобы его интерес к творчеству становился только сильнее.
Некоторые дети быстро и качественно справляются с основныой работой, им обязательно нужно давать дополнительные задания, чтобы поддерживать интерес к творчеству
Корабль из картона: как сделать своими руками
В школу часто просят принести совместные поделки детей и родителей на заданную тематику. На морскую тему не сложно придумать поделку из картона. Корабль можно смастерить за один вечер, взяв старую коробку из-под техники.
Материалы:
- Плотный картон – старая коробка
- Ножницы
- Карандаш
- Клей
- Скотч
- Цветная бумага
- Декор
Распечатайте или нарисуйте шаблон. Перенесите его на картон
Вырезаем детали из картона
Собираем корабль с помощью клея и скотча
Разбавим клей ПВА с водой, нарвем бумаги кусочками и намочим в клее. Приклеим кусочки к заготовке корабля
Можно разрисовать корабль, обклеить цветной бумагой.
Сделайте также мачту из пластиковой трубочки или деревянной шпажки. Не забывайте, что у каждого корабля должен быть флаг. Сделайте из картона паруса.
А если вы недавно покупали холодильник или другой большой бытовой прибор, то можно сделать большой корабль из картона на радость любому мальчишке.
Кораблик из картона и бумаги
Картон – очень удобный материал для поделок, а цветная бумага поможет сделать поделку яркой и привлекательной. Для того, чтобы работа получилась красивой и аккуратной, используйте хорошие ножницы, которые не будут рвать картон, а красиво и ровно сделают срез. Если ребенку рано еще пользоваться острыми ножницами, то родители могут сделать это за них.
Втулки от туалетной бумаги тоже активно используются в поделках благодаря форме.
Варианты композиций на основе темы
Согласно программе по изобразительному творчеству для средней группы аппликация на тему «Лодки плывут по реке» предлагается дошкольникам в октябре. Варианты композиции обозначены как «Рыбацкие лодки вышли в море» и «Яхты на озере».
Однако данное занятие можно провести и весной, связав тему с весенними ручейками, по которым так весело пускать бумажные кораблики («Бумажный кораблик плывёт по ручейку»).
Можно выполнить такую аппликацию к Дню защитника Отечества — пусть это будет военный корабль, плывущий по волнам, которые дети преподнесут в подарок папе.
Занятие можно также связать с чтением сказки В. Сутеева «Кораблик», обозначив тему, как «Кораблик для зверюшек». Это будет более сказочный вариант, а вместо паруса воспитатель может предложить каждому ребёнку свежий или засушенный листик дерева.
Аппликацию можно приурочить к чтению сказки «Кораблик» В. Сутеева и создать такой же образ
Видео: мультфильм «Кораблик» (1956 год)
Как сделать корабль из дерева своими руками
Деревянный кораблик – это мечта каждого мальчишки. Вместе с папой или дедушкой можно выточить самый просто вариант кораблика.
Чтобы дольше сохранить дерево, можно покрасить сверху или покрыть лаком.
Мотивирующее начало занятия
Чтобы ребёнок выполнял работу с радостью, его обязательно нужно мотивировать. Сделать это можно по-разному, например, с использованием игрового персонажа, который приходит к ребятам на занятие и просит о помощи.
Это может быть кот Леопольд. Герой сообщает, что его пригласили в гости мышата, но они живут далеко. Чтобы до них добраться, нужно пересечь широкую реку. А для этого нужна лодочка. Конечно же, малыши с энтузиазмом примутся за работу, чтобы помочь коту.
К ребятам приходит какой-нибудь известный персонаж, например, кот Леопольд, и просит о помощи — нужно сматерить ему лодочку
Другой вариант — телеграмма от доктора Айболита. В Африке его ждут больные зверята. Но чтобы отправиться туда, нужен корабль с парусами (ведь плыть далеко).
Начать занятие можно с загадки, чтобы заинтриговать детей. Например, такой вариант:
- По реке плывёт пилотка От огромного солдата Машут вёслами ребята Не пилотка — это… (лодка)
Далее следует обсуждение, на какую геометрическую фигуру больше всего похожа лодка (на прямоугольник, потому что она длинная). В итоге педагог предлагает ребятам сделать себе лодочки.
Ещё один способ — воспитатель предлагает малышам включить своё воображение и нарисовать картину по стихотворению. Звучит стихотворение «Кораблик»:
- Плыл кораблик по волнам, Парус рвался к облакам. Волны к борту подымались, О кораблик разбивались. Светлана Сирена (Котляр)
Затем проводится беседа по стихотворению, после чего ребята приступают к творческому процессу — созданию образа кораблика из бумаги.
Можно начать разговор о весне, о том, как весело пускать кораблики по ручейкам, когда солнце согревает всё вокруг своими тёплыми лучами.
Чтобы поддержать интерес дошкольников к теме аппликации, педагог обязательно проводит соответствующую пальчиковую гимнастику или физкультминутку.
Таблица: пальчиковая гимнастика «Ветер по морю гуляет…»
Текст | Движения |
Ветер по морю гуляет | дети покачивают ладонями, имитируя волны |
И кораблик подгоняет | сложили ладошки лодочкой |
Он бежит себе в волнах | перебирают пальцы начиная с большого |
На раздутых парусах. | широко расставляют пальцы |
Таблица: физкуль (по стихотворению А. Барто)
Текст | Движения |
Матросская шапка, | «надеть» шапку на голову |
Верёвка в руке | сжатые кулаки приставить друг к другу, развести руки – показать длину «верёвки» |
Тяну я кораблик | сложить ладони «лодочкой» |
По быстрой реке. | покачать «лодочку» |
И скачут лягушки За мной по пятам, | прыжки на месте |
И просят меня: | прижать руки к груди |
— Прокати, капитан! | протянуть открытые ладони вперёд |
Конспект открытого занятия по художественно- эстетическому развитию «Кораблик»
Конспект открытого занятия по художественно- эстетическому развитию
Аппликация на тему «Кораблик»
.Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие. Программное содержание: Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой: учить разрывать бумагу (салфетку) и сминать ее (комком и жгутиком), наклеивать изображение соответственно замыслу. Познакомить детей с отрывком стихотворения «Кораблик». Вызвать интерес к созданию образа. Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы.
Оборудование:
Листы цветной бумаги голубого цвета, салфетки белого и синего цвета, вырезанные из цветной бумаги кораблик, парус, солнце (по количеству детей). Оборудование для аппликации.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Какие вы сегодня красивые, нарядные. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Все посмотрите на них. Посмотрели. Молодцы! А сейчас послушайте меня внимательно.
Ребята, сегодня мы с вами попробуем создать картину. Да не простую. Что будет изображено на картине, нам подскажет стихотворение. Послушайте его и попробуйте представить все, о чем услышите.
Чтение стихотворения «Кораблик»
Пришел сегодня я к реке, Кораблик
у меня в руке. Пускай в страну чудес плывет Друзьям привет передает Он повидает много стран, Он вдаль уйдет за океан На встречу айсбергам и солнцу, Но обязательно вернется!
Расскажите, что вы представили себе, когда слушали стихотворение? Значит, что должно быть изображено на нашей картине? Ведь в темноте мы не смогли бы увидеть ни кораблик, ни парус, ни море, ни облака.
А перед тем, как начать работать с бумагой и клеем, давайте потренируем пальчики. Поиграем в игру с пальчиками.
Проводится физкультминутка:
Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно, Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою! ( дети машут руками).
Мы теперь плывем по морю. И резвимся на просторе. Веселее загребай И кораблик догоняй ( дети гребут руками).
Перед вами лежат листы бумаги. Какого цвета они? Голубого, как небо. Вот на небе мы и разместим- солнце. Найдите «солнце» среди других элементов нашей картины. Как вы догадались, что это оно? Правильно, оно круглое, желтого цвета. Приложите его к верхней части листа. А теперь наклейте.
Ребята, возьмите в руки кусочек салфетки синего цвета и сомните его двумя руками вот так (показ), чтобы получился жгутик. Теперь немного разверните жгутик. У нас получились волны морские. Теперь нужно намазать клеем нижнюю часть листа (расположенного вертикально) и приложить на клей волны — смятую синюю салфетку.
Какими словами начиналось стихотворение? «Плыл кораблик по волнам». У нас есть волны, теперь нужно сделать кораблик. Приложите кораблик к синей салфетке, так, чтобы было понятно, что кораблик плывет по волне. Получилось? Тогда приклеивайте кораблик. Напоминаю, что кораблик нужно положить на клеенку цветной стороной вниз и намазать клеем. Затем мы аккуратно берем его, прикладываем сверху на волны и осторожно прижимаем салфеткой.
А теперь остался приклеить парус. Да, кораблик у нас непростой, а с парусом. Такой кораблик называется «парусник». Запомните: парусник — это корабль с парусами. Повторите это слово и запомните его. Что нужно сделать, чтобы наклеенный нами кораблик стал парусником? Наклеить парус. А сделаем мы это вот так. Воспитатель показывает, как именно расположить треугольник- парус- острым углом вверх.
А чего не хватает в нашей картине – облаков. Давайте сделаем два облака. Возьмите в руки белую салфетку и разорвите ее на две части. Каждый кусочек сомните, но не очень сильно, что бы получились облака. В какой части нашей картины мы приклеим облака? Вверху, там, где небо.
Вот и готова наша картина. Давайте еще раз вспомним стихотворение, которое помогло нам создать такую замечательную картину. Кто запомнил слова этого стихотворения, могут произносить вместе со мной. Пришел сегодня я к реке, Кораблик
у меня в руке. Пускай в страну чудес плывет Друзьям привет передает Он повидает много стран, Он вдаль уйдет за океан На встречу айсбергам и солнцу, Но обязательно вернется!
А теперь, пока подсыхает клей на наших работах, давайте потанцуем.
Динамическая пауза музыка про плывущий кораблик
После занятия можно разучить с детьми стихотворение «Кораблик» и устроить выставку детских работ.
Фотогалерея готовых работ — идеи для педагогов
Аппликация сочетается с рисованием гуашью и пластилинографией
Аппликация сочетается с рисованием восковыми мелками Сочетание аппликации (лодки выполнены с помощью оригами) и рисования (небо и камыши)
Оригинальные волны выполнены из полосок с использованием обрывной техники
Простое оригами, которое дополняется рисованием
Аппликация в виде открытки для папы с оригинальными волнами (их готовит воспитатель)
Обрывная аппликация с заполнением нарисоанного шаблона Дети заполняют кусочками бумаги нарисованный контур, красочно смотрятся паруса из ярких фрагментов
Занятия по аппликации должны отрабатывать и совершенствовать изобразительные умения дошкольников, а также расширять их кругозор, знания о форме окружающих предметов. Так, тему лодки или кораблика, плывущего по реке, можно очень интересно обыграть, используя правильную мотивацию и привлекая необычные материалы.