«Игры для хорошего настроения» малоподвижные игры для детей дошкольного возраста


Малоподвижная игра в детском саду как форма работы по физическому развитию

Воспитанники дошкольного возраста много двигаются в течение дня в детском саду: разучивают танцевальные движения с музыкальным руководителем, занимаются на физкультуре, делают зарядку в группе и на прогулке. Педагоги обучают дошкольников подвижным играм с целью расширения их игрового опыта, потому что в самостоятельной деятельности ребята предпочитают другие развлечения. Внимание детей XXI века захватывает телевидение и компьютерные технологии. Ребята отдыхают после занятий и в выходные дни, играя в мобильные приложения или просматривая мультфильмы.

Современные дети проводят много времени перед телеэкраном

Малоподвижные игры — игры с незначительной интенсивностью действий. В них присутствуют все основные движения: ходьба, бег, прыжки, приседания, махи, метание и т. д. Цель проведения малоподвижных игр в детском саду — обучение дошкольников игровому способу снижения физической активности. Как часто детей ругают за то, что они не могут мгновенно успокоиться после резвой игры! Но это естественное состояние, ребёнок в силу особенностей нервной системы неспособен регулировать эмоциональное и мышечное возбуждение по указанию. За время пребывания в детском саду ребята усваивают, что каждая подвижная игра имеет этап завершения — небольшой отрезок времени, во время которого двигательная активность постепенно снижается. Дети запоминают, что после игры интенсивной следует игра спокойная.

Игра малой подвижности «Ладушки» создаёт хорошее настроение и помогает успокоиться после повышенной активности

Кроме того, малоподвижные игры проводятся как форма смены деятельности на занятиях в небольшом помещении: по изобразительной деятельности, познавательному и речевому развитию. На этих занятиях дети находятся в сидячем положении, и подвижные игры рекомендованы для профилактики перенапряжения и усталости. Разумеется, игра выбирается спокойная и проводится рядом с рабочими местами воспитанников.

Совет: если содержание игры соответствует теме занятия, это вызывает дополнительный интерес у ребят.

Например, на занятии по рисованию «Мышонок» в младшей группе можно провести игру «Цапки». У воспитателя ведущая роль — кошка. Он вытягивает руки вперёд ладонями вниз и зачитывает прибаутку («Под моею крышей собрались мыши…»). Дети выполняют роли мышат, ставят пальчики под «кошкины лапки». Как только прибаутка закончилась, дети должны резко убрать пальцы, чтобы кошка не поймала мышек. По завершении игры воспитатель приглашает ребят занять рабочие места и нарисовать каждому мышонка, который смог убежать от кошки.

Детям нравится участвовать в играх, героями которых являются животные, например, кошка и мышка

Как любая форма деятельности в детском саду, малоподвижные игры направлены на разностороннее развитие воспитанников. Кроме формирования привычки к здоровому образу жизни, эти игры приобщают детей к народным традициям: текст и герои взяты из фольклора. Игры могут быть направлены на развитие реакции, внимательности, памяти. Малоподвижные игры возможно проводить со всей группой воспитанников одновременно, чтобы в ребятах зарождалось чувство коллективизма.

Таблица: задачи малоподвижных игр в разных возрастных группах

Возрастная группа детейЗадачи
Первая младшая/ясельная (1,5–3 года)
  • Формирование умения повторять движения за педагогом.
  • Обучение движению по кругу, по цепочке.
  • Развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.
Вторая младшая (3–4 года)
  • Развитие памяти посредством проведения знакомых игр.
  • Развитие умения повторять песенки, подговаривать текст.
  • Совершенствование координации движений и мелкой моторики.
Средняя (4–5 лет)
  • Развитие умения координировать движения с самостоятельно произносимым текстом.
  • Закрепление в игровой форме знаний, полученных на занятиях (повадки животных, народные песни и т. д.).
  • Создание положительного эмоционального контакта между детьми.
  • Формирование способности играть различные роли (участника, водящего).
Старшая и подготовительная (5–6 и 6–7 лет)
  • Развитие словесно-логической памяти (восприятие на слух правил игры и умение их воспроизводить).
  • Создание устойчивой мотивации к проведению малоподвижных игр вне детского сада.

Игра «Карлики и великаны» развивает слуховое внимание: дети выполняют движения только на условленные команды

Виды малоподвижных игр

Классифицируют игры малой подвижности по содержанию:

  • Бессюжетные игры. Правила не предусматривают деление по ролям, в игре нет сценария. Бессюжетные игры основаны на выполнении заданий: найти, повторить, запомнить, перенести, поменяться и др. Эти игры развивают внимательность, память, моторику.

Бессюжетные игры часто воспринимаются детьми как своеобразный вызов их способностям: «Сможешь ли ты, как я?». И им это нравится, потому что каждый ребёнок копирует в повседневности действия взрослых, хочет быть таким же умелым, как родители, воспитатели. Когда мои дети были маленькими (3 и 4 года), успокоить их после шумной игры было легко играми на имитацию. «Ребята, а я умею принимать позы морских животных! Сможете повторить?». Уговаривать не приходилось, дети с удовольствием включались в игру.

В игре «Тень» дети принимают позы, показываемые ведущим

  • Сюжетные игры. Правила основываются на сказочной или бытовой ситуации. Сценарий предполагает распределение по ролям: ведущий — кот, участники — воробьи, например. Сюжетные игры сопровождаются стихотворным текстом или исполнением короткой песенки. Дети учатся выразительному исполнению роли в этих спокойных играх, а также развивают скорость реакции и координацию движений со словами. В сюжетных играх рекомендуется использовать ролевые шапочки и маски, медальоны с изображениями персонажей.Сюжетных игр малой подвижности существует немного. В готовых сборниках представлены в основном спокойные игры без ролей. Совет: попробуйте изменить правила сюжетных игр высокой и средней подвижности так, чтобы движения в игре обрели слабую интенсивность. Например, сюжетные игры с ловлей участников («Волк и зайцы», «Медведь и пчёлы», «Кот и воробушки») становятся малоподвижными, если бег врассыпную заменить на спокойные действия. Зайцы стоят — волк может их поймать. Если зайчик сел — он в домике. Прятаться от ведущего ребята могут, закрывая глаза ладошками, накрывая голову платком, ставя руки «домиком» над головой. В таких играх участникам следует располагаться кругом, а ведущему — внутри его, но не в центре (чтобы было видно всех).

    В малоподвижном варианте игры «Волк и зайцы» участники-зайчата не разбегаются от ведущего, а закрывают глаза ладонями

  • Народные игры — забавы, основанные на сказочных сюжетах, сопровождающиеся фольклорными текстами. В малоподвижных играх используются песни, потешки и прибаутки (ритмизованные короткие истории с игровыми движениями). Русские народные игры воспитывают в детях чуткое отношение к традициям страны, любовь к родной природе.Популярную игру «Колечко» можно определить как среднеподвижную: получивший колечко старается добежать до ведущего, а остальные участники догоняют его и стараются удержать. Уменьшить интенсивность игры возможно, упростив задачу игрока с колечком. Ведущий не отходит далеко от сидящих в ряд участников, отступает на один шаг. Таким образом, для выигрыша получившему колечко нужно успеть встать и сделать шаг к ведущему.

    Народная игра «Колечко» развивает скорость реакции у ребят

    Наши предки проводили подвижные забавы разнообразные, в соответствии с временами года. В народных играх сохранились мотивы, связанные с календарными обрядами славян. Летние подвижные игры содержат движения-имитации полевых работ. Осенние посвящены сбору урожая. Зимние игры «буйные», потому что в это время года крестьяне были свободны от работ в поле. В весенних играх зазывают солнце.

    Хороводные игры в спокойном темпе с имитацией движений полевых работ проводятся на прогулках

Цели и задачи

Малоподвижные развлечения направлены на снижение интенсивности физической нагрузки и постепенный переход от состояния возбуждения к спокойной деятельности. В них педагогу не нужно объяснять правила, достаточно несколько раз самостоятельно показать движение или продемонстрировать его на любом участнике.

Дети

В детском саду любая форма деятельности призвана разносторонне развивать дошкольников. Малоподвижные игры — не исключение. В непринужденной форме развиваются память, внимательность и реакция, а взятые из фольклорных сказок герои приобщают малышей к народным традициям.

Обратите внимание! Зимой они проводятся в обязательном порядке в помещении. На площадке возле веранды или внутри нее занимаются весной, в летние и осенние дни.

Малоподвижные игры в старшей группе направлены на:

  • Внедрение в привычку смены активных занятий на деятельность низкой интенсивности.
  • Увеличение памяти словесно-логической (воспроизведение правил, продиктованных вслух).

Игры малой подвижности в подготовительной группе — картотека с целями.

Картотека малоподвижных игр

НазваниеЦельОписаниеПримечание
ПузырьРазвитие дисциплины, внимания, умения действовать по командеДети стоят в кругу и держатся за руки. Воспитатель читает стихотворение, пока происходит чтение, дети отходят, увеличивая круг. Как только произносятся слова «Пузырь лопнул», малыши должны опустить руки и произнести звук «с-с-с», имитируя сдувшийся шарик.Стихотворение: «Надувайся пузырик, Надувайся большим Оставайся таким И не лопайся». Игра проходит от 2-4 раз.
КошечкаРазвивается ловкость и артистические качестваДается задание — изображать кошечку, ползая на четвереньках. По зову останавливаться и оглядываться, поворачивать голову либо наклонять ее (пить молоко). Также можно добавить задания, в которых кошечка ползает между ног, забирается на высоту, мурлычет.
АттракционыИдет развитие мышления и памятиДетей посадить за стол, пальцы рук должны быть на поверхности. Воспитатель называет любые предметы, животных, птиц и т. д. Когда называется летающий предмет, малыши должны поднять вверх все пальцы.
Море волнуетсяПроисходит развитие внимания и дисциплины, дети учатся соблюдать правила игрыСтавятся стулья, по количеству на 1 меньше числа игроков. По словесной команде «море волнуется» дети бегают вокруг стульев. Как только послышится «море утихло», нужно занять стул. Одному стула не хватит — он идет водить.Лучше всего данную игру проводить на прогулке в летнее время года. Следует запрещать детям бегать слишком близко к стульям. Также строго следить за соблюдением правила — занимать стул лишь когда прозвучат слова «море утихло».

Правила внутреннего распорядка воспитанников ДОУ в соответствии с ФГОС

Картотека малоподвижных игр в детском саду

С младшими воспитанниками проводятся игры на основе фольклорного материала. Рекомендуется использовать музыкальное сопровождение для малоподвижных игр: инструментальные мелодии в медленном темпе, народные песни, записи звуков природы.

Старшие дошкольники часто проводят подвижные игры во время самостоятельных занятий. Сориентировать их в необходимости перехода от игры с высокой интесивностью к малоподвижной также помогает музыкальный фон. Звучит музыка в быстром темпе — игры соответствующие, музыка медленная — пора играть спокойнее.

Представленная ниже подборка игр составлена на основе программы Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» и методического пособия О. Е. Громовой «Подвижные игры для детей ФГОС ДО».

Игра должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Игры для детей 1,5–4 лет

В первой и второй младших группах рекомендуются к проведению следующие малоподвижные игры:

  • «Все котятки мыли лапки»;
  • «Где же ручки»;
  • «Жили-были зайчики»;
  • «Зайка»;
  • «Карусели»;
  • «Котик к печке подошёл»;
  • «Кошка выпускает коготки»;
  • «Ладушки»;
  • «Летает — не летает»;
  • «Мыши и кот»/«Цапки» (вариант, где мышки — это пальчики детей);
  • «Найди игрушку»;
  • «Найди свой цвет»;
  • «Повстречались два…»;
  • «Раздувайся, пузырь»;
  • «Солнышко и дождик»;
  • «Тишина»;
  • «Ты медведя не буди!»;
  • «Холодно — тепло»;
  • «Шалтай-Болтай»;
  • «Шёл король по лесу»;
  • «Это глазки, вот, вот!».

Примеры подборок игр с подробным описанием для воспитанников младших групп:

  • Картотека малоподвижных игр в первой младшей группе (Сорокина Т. С.);
  • Игры малой подвижности с детьми второй младшей группы (Тарарухина Т. В.).

Фотогалерея: примеры карточек с описаниями игр


Игра «Где же ручки?» предназначена для самых маленьких детей, рекомендуется играть в неё сначала подгруппами по 2–3 человека


Игра «Зайчик» развивает крупную моторику малышей


«Ладушки» разучивают в паре: ребёнок и воспитатель


Игра «Вышел дождик погулять» развивает скорость реакции и мелкую моторику


Игра «Найди свой цвет» развивает внимание малышей


«Раздувайся, пузырь!» — популярная игра в ДОУ, её проводят на занятиях, праздниках, прогулках


В игре «Солнышко и дождик» дети ритмично двигаются и учатся играть с атрибутом (зонтиком)


Дети тренируются ходить колонной в игре «Тишина»


Игры с поиском игрушек развивают внимание детей


Ри проводится в форме хоровода с движениями по тексту


Игра по стихотворению «Шалтай-Болтай» направлена на снятие мышечного напряжения

Игры для детей 4–7 лет

С воспитанниками средней, старшей и подготовительной групп можно проводить разнообразные малоподвижные игры, среди которых:

  • «Верёвочка»;
  • «Воздушный шар»;
  • «Где постучали?»;
  • «Запрещённое движение»;
  • «Зеркало»;
  • «Как живёшь?»;
  • «Карлики и великаны»;
  • «Кого не стало?»;
  • «Колечко»;
  • «Кто я в семье?»;
  • «Лён»;
  • «Медленная черепаха»;
  • «Море волнуется, раз!»;
  • «Найди себе пару»;
  • «Найди и промолчи»;
  • «Ни зги не видно»;
  • «Нос-ухо-нос»;
  • «По дорожке»;
  • «Путешествие в Москву»;
  • «Съедобное-несъедобное»;
  • «Три движения»;
  • «Флюгер»/«Четыре стихии»;
  • «Шарик».

Пример картотеки игр для старших дошкольников можно посмотреть здесь (автор — Сяпкаева О. С.).

Фотогалерея: карточки с описаниями игр


Игра «Верёвочка» способствует выработке красивой осанки и развитию чувства равновесия


Игра «Удочка» развивает внимательность и скорость реакции, тренирует в прыжках на месте


Игра «Воздушный шар» развивает одновременно речевые и двигательные умения


Играя в «Зеркало», ребята развивают внимательность


Игра «Запрещённое движение» развивает слуховое внимание и память


В игре «Как живёшь?» детям предоставляется свобода в изображении движений по тексту


«Карлики и великаны» — ещё одна забавная игра на внимательность и скорость реакции


Существуют разные варианты игры «Колечко», в малоподвижной версии получившему колечко не нужно убегать


«Море волнуется» — одна из самых популярных игр малой подвижности


В спокойном варианте игры «Найди себе пару» бег заменён на ходьбу


В игре «По ровненькой дорожке» дети совершенствуют умение согласовывать движения с текстом


Наверное, нет такого ребёнка, который бы не знал игру «Съедобное-несъедобное»


В игре «Четыре стихии» используется замена слов на цифры, что активизирует мыслительную деятельность детей


«Кто я в семье?» — пример сочетания в подвижной игре познавательного элемента


Игра «Найди и промолчи» часто проводится на завершающем этапе физкультурного занятия

Этапы проведения в старшей и подготовительной группах

Проведение игр в старшей группе с малой подвижностью делится на несколько периодов:

  1. Собрать детей для начала. Призывом служит свисток. По желанию добавляется сюрприз — воспитатель показывает маленькое письмо или записанное сказочным персонажем видео, настраивающее на тематику выбранной из картотеки с целями малоподвижной игры в старшей или подготовительной группе.
  2. Начало. Если присутствовал сюрприз, то следует познакомиться с его содержанием (прочитать письмо, посмотреть видео от сказочного героя). Далее провести беседу и показать на примере видео или фото, что требуется делать в предлагаемой игре. При этом воспитатель с выражением читает стихотворение на соответствующую тему. Если упражнение знакомо для малышей — предложить им отгадать название по картинкам.
  3. Объяснение в старшей и подготовительной группах происходит словесно, без показа движений. Знакомые детям упражнения объясняются в формате вопросов на знание правил.
  4. Процесс игры. В первое знакомство роль ведущего лежит на воспитателе. При повторении дети выбирают главного самостоятельно, а педагог лишь направляет их по ходу действия.
  5. В завершении стоит подвести итоги и задать вопросы: «Насколько интересна была игра?»; «Что чувствовали в процессе?».

Проведение малоподвижных игр в детском саду

Игры малой подвижности в ДОУ организуются несколько раз в течение дня:

  • в заключительной части физкультурного занятия или досуга, чтобы привести в относительно спокойное состояние воспитанников;
  • на прогулке после помощи в уборке или облагораживании участка, после игры высокой подвижности;
  • в середине занятия познавательной и художественной направленности для снятия умственного и мышечного напряжения;
  • вне режимных моментов: после прогулки, после уборки группового помещения, во время спокойных занятий во второй половине дня;
  • на утренниках и праздниках.

Игры малой подвижности проводятся во время тематического досуга

Педагог заблаговременно выбирает игры малой подвижности в соответствии с возрастом детей и темой занятия (досугового мероприятия). Если воспитатель планирует провести с детьми новую игру, он предварительно обязан выучить правила и текстовое сопровождение забавы, запомнить движения. Недопустимо зачитывание содержания игры с листа! Разрешается показать детям короткое видео, как проходит эта игра (не дольше 1 минуты), предложить познакомиться с правилами. Эмоциональный рассказ воспитателя об игре располагает детей и мотивирует.

Воспитатель передаёт детям собственный игровой опыт, учит ребят тому, что умеет сам

Таблица: этапы проведения малоподвижной игры

Этап проведения игрыМладшие группыСредняя, старшая, подготовительная группы
Сбор на игру
  • Звуковой сигнал: колокольчик — для младших, свисток — для старших.
  • Сюрпризный момент: письмо или видеопослание от вымышленного персонажа,
  • посылка,
  • появление сказочного героя.
Вводный этап, мотивирующее начало
  • Знакомство с содержанием «сюрприза» (если сбор был по сюрпризному моменту): просмотр видеопослания,
  • зачитывание письма,
  • изучение содержимого посылки, беседа со сказочным персонажем.
  • Рассматривание фотографий или просмотр ролика, где другие дети играют в конкретную игру; проведение беседы.
  • Выразительное исполнение песни или стихотворения педагогом по теме игры (кратко).
  • Угадывание названия игры по картинкам (если дети будут участвовать в знакомой игре).
ОбъяснениеВоспитатель объясняет игру во время её проведения: показывает движения, даёт сигнал к смене действий.
  • Педагог сообщает название игры: «Как сеют мак».
  • Излагает содержание: весной крестьяне готовили поля и засевали на них мак.
  • Объясняет правила: дети встают в круг, ведут хоровод «по солнцу» (по часовой стрелке) и выполняют движения-имитации, которые звучат в песне.
  • Задаёт несколько вопросов на закрепление правил: В какую сторону будет двигаться хоровод? (По солнцу).
  • Какие движения будут показывать ребята? (Посев).
  • Если игра знакомая, то после сообщения названия задаются вопросы на знание правил.
Игра
  • Роль ведущего выполняет педагог.
  • Он же поёт песню, проговаривает текст (если есть в содержании игры), дети вторят.
  • Во второй младшей группе, когда дети несколько раз повторили игру, ведущим назначается кто-то из детей.
  • Воспитатель является участником игры и одновременно наблюдателем.
  • Во время знакомства с игрой воспитатель выполняет роль ведущего.
  • В повторных играх дети выбирают ведущего самостоятельно при помощи считалки.
  • Педагог активно наблюдает за ходом игры: даёт подсказки, подбадривает, направляет ход игры, помогает избежать ссор.
Завершение
  • Отклик на сюрпризный момент: ответ на письмо, например.
  • Воспитатель благодарит ребят за участие в игре.
  • Отклик на сюрпризный момент.
  • Подведение итогов игры: была ли она интересна, какие эмоции возникали у участников, каким образом можно разнообразить игру (добавить персонажные маски или музыкальное сопровождение).

Длительность малоподвижных игр

Длительность игры от момента сбора участников определяется с учётом возраста детей:

  • в младших группах — не более 10 минут;
  • в средней — 12 минут;
  • в старшей и подготовительной — 15 минут.

Таблица: временной план игры «Солнышко и дождик» в первой младшей группе

Этап игрыСбор и вводный этап: получение посылки с зонтикомОбъяснение правилИграЗавершение: воспитатель делает фото ребят с зонтиком, чтобы отправить в конверте сказочному отправителю посылки
Длительность1 минута1 минута4 минуты1 минута

Ребята изучают новый атрибут и учатся с ним играть во время первого знакомства с игрой «Солнышко и дождик»

Таблица: временной план игры «Море волнуется, раз!» в средней группе

Этап игрыСбор и вводный этап: в гости к ребятам приходит царь НептунОбъяснение правилИграЗавершение: Нептун беседует с ребятами, понравилась ли им морская игра
Длительность1 минута2 минуты6–7 минут2 минуты

В игре «Море волнуется, раз» дети не просто принимают позы, а фантазируют — как можно представить морское животное

Таблица: временной план игры «Летает — не летает» в старшей группе

Этап игрыСбор и вводный этап: письмо от насекомых из сказочного леса (картинки всех животных и объектов, которые считают себя летающими)Объяснение: беседа по вопросам о правилах знакомой игрыИграЗавершение: ребята составляют ответ насекомым, прилагая карточки летающих объектов
Длительность2 минуты2 минуты7–8 минут2 минуты

Игра «Летает — не летает» закрепляет знания детей об объектах окружающего мира

Таблица: пример конспекта игры малой подвижности для детей 5–6 лет

АвторНутикова Е., воспитатель МБДОУ Д/с №198, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Название«Мухомор»
Цель игры
  • Развитие основных видов движения (ходьба);
  • развитие музыкального слуха, восприятия.
Подготовка к игре
  • Изготавливаются атрибуты (шляпа мухомора, которая может быть изготовлена как самостоятельно воспитателем, так и совместно с детьми).
  • На этапе предварительной подготовки к игре с воспитанниками может быть разучено стихотворение.
МатериалКонус из пластмассы или картона высотой 40–50 см, к верхней части которого прикреплён кружок из красного картона с нарисованными на нём белой гуашью крапинами (диаметр кружка 10–15 см).
Ход игры
  1. Вводный этап. В.: Дети, я хочу вам рассказать удивительную историю. Однажды я шла по лесу и собирала разные грибы. Какие грибы вы знаете? (Ответы детей). Вот так однажды я бродила по лесу, и мне попался один удивительный гриб. Отгадайте, дети, о каком грибочке я говорю? Воспитатель загадывает загадку. <�…> В.: Верно, это мухомор. Далее воспитатель рассказывает стихотворение о мухоморе. <�…> В.: Вот такой мухомор мне повстречался по дорожке. (Показывает объёмный мухомор). Дети, почему мы не собираем в лукошко мухоморы? (Ответы детей).
  2. Объяснение содержания и правил игры. В.: Посмотрите, на нашем участке вырос мухомор. Давайте встанем вокруг него в круг и возьмёмся за руки. Мы вместе будем произносить стихотворение и водить хоровод. Как только стихотворение закончится, вы начнёте двигаться, приплясывать, вокруг «мухомора». Но не просто так. Ваша задача — стараться подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встаёт около меня. Нельзя толкать друг друга, специально поддаваться. Игра продолжается до тех, пока не останется 3 игрока. А стихотворение такое:
      Перед нами бор, А в бору мухомор. Мухомор стоит, На детей глядит. Мухомор кто возьмёт, Тот из круга уйдёт. Вариант усложнения игры: движения детей ограничиваются сигналом бубна.
  3. Проведение игры с 3–4 повторениями по желанию детей.
  4. Подведение итогов игры. В.: Какие вы все сильные, ловкие, умелые! Отдельно воспитателем выделяются дети, строго следовавшие правилам игры, которые были вежливы в игре. В.: Давайте нарисуем целую полянку грибов. Вот вам мелки.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnaja-igra-maloi-podvizhnosti-muhomor.html

Приведённый план-конспект описывает основные этапы организации и проведения подвижной игры с дошкольниками.

Плюсы разработки:

  • описание изготовления игрового материала (мухомора);
  • добавление усложнённого варианта игры;
  • указание в завершающем этапе игры перехода к самостоятельной творческой деятельности (рисование мелками).

Недочёт конспекта усматривается в одной из поставленных к игре целей: «развитие музыкального слуха, восприятия». Непонятно, каким образом во время описываемой игры развивается музыкальный слух. Дети произносят стихотворный текст, песни не поются. О привлечении музыкального сопровождения автором не говорится. Использование бубна нельзя считать за музыкальных элемент, так подаётся запрещающий сигнал по правилам игры.

Для хороводной игры «Мухомор» может быть использована песня Г. Вихарёвой «Мухоморчики-грибы».

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для дошкольников.

«ВОЕВОДА»

Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произносят:

— Катится яблоко в круг хоровода,

— Кто его поднял, тот воевода…

Ребёнок, у которого в этот момент окажется мяч, — воевода. Он говорит:

— Я сегодня воевода.

— Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладёт мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь И беги, как конь!. Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

«ФИГУРА»

Водящий, выбранный по считалке, стоит в середине зала. Дети под музыку выполняют различные движения, а по сигналу: «Стоп! Раз, два, три! Стройная фигура, поскорей замри!» — останавливаются.

Во время проговаривания водящим текста играющие принимают одну из заранее оговоренных поз:

1. «Часовой» — ноги вместе, лопатки сблизить.

2. «Самолёт» — ноги врозь, наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны.

3. «Звёздочка» — стойка ноги врозь, руки за голову, локти в сторону.

4. «Балерина» — стоя на правой ноге, согнутую левую поставить стопой на колено правой, руки в стороны.

5. «Египетский шаг» — носок левой ноги упирается в пятку правой на одной линии, голова гордо поднята, руки – чуть в стороны.

Водящий идёт между играющими и указывает на детей, неправильно выполняющих свою стойку или двигающихся. По ходу он старается рассмешить играющих.

«ПОЧТА»

По кругу раскладываются обручи – адреса доставки почты (названия населённых пунктов и близлежащих городов). Каждый игрок получает адрес.

В центре стоит почтальон, в обручах – игроки-адресаты. Воспитатель объявляет: «Почта идёт из Москвы в Петербург» (или какие-нибудь другие города). Игроки, чьи города названы, должны быстро поменяться местами. Почтальон в это время стремится занять одно из свободных мест. Если ему это удаётся, то оставшийся без места игрок становится почтальоном. Если почтальону долго не удаётся занять свободное место, то воспитатель может объявить: «Почта идёт во все города», тогда все дети меняются друг с другом местами.

«СКАЧЕТ ЗАЙКА»

По считалке выбирается зайка. Дети, взявшись за руки, идут по кругу с закрытыми глазами. Зайка внутри круга передвигается прыжками на двух ногах в противоположном направлении под текстовое сопровождение (воспитателя или одного из детей):

Скачет зайка быстроногий,

Скачет зайка по дороге.

Раз, два, три, четыре, пять –

Сможет кто его поймать?

Дети поднимают руки, делая воротца.

Зайка дотрагивается до одного из играющих и выпрыгивает из круга, продолжая прыжки за кругом под текстовое сопровождение:

Вот свернул в лесочек зайка,

Поднял ушки, догоняй-ка,

Эй, не зевай, зайку догоняй!

Играющие открывают глаза. По окончании чтения текста осаленный ребёнок старается догнать зайку. Если ему это удаётся, то зайка водит снова; если же нет, становится сам зайкой, и игра продолжается.

«КОСМОНАВТЫ»

По площадке раскладываются обручи-ракеты. Каждая ракета предназначена для двух космонавтов. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракете. Дети, проговаривая текст, идут по площадке и выполняют тренировочные упражнения, готовясь к полёту:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет

!

Ребята разбегаются и попарно занимают ракеты. Вставшие в обруч дети поднимают его над головой, сдвинув плечи и плотно прижавшись друг к другу спинами и затылками. По команде: «Взлёт!»-космонавты приставными шагами движутся по кругу. По команде: «Посадка!»-космонавты опускают обруч вниз и кладут у своих ног. Оставшиеся вне ракет дети оценивают самую красивую парную позу космонавтов. В конце игры отмечаются самые внимательные игроки, совершившие наибольшее число полётов.

«ЗАЯЦ В ОГОРОДЕ»

По считалке выбирается сторож, который охраняет огород – обозначенный круг диаметром 3-4 метра. Все остальные-зайцы — находятся за кругом. По команде воспитателя зайцы впрыгивают в огород и выпрыгивают из него. Сторож прыгает на месте. Если сторож долго не может поймать всех зайцев, то он превращает осаленных в своих помощников-собачек, произнося слова: «Друзья мои, вы не зевайте, ловить зайчишек помогайте». Превращенные в собачек зайцы перестают прыгать и с лаем помогаю салить остальных игроков. Победителем становится заяц, которого не удалось поймать ни сторожу, ни собаке.

«ПОВАР И КОТЯТА»

По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче кегли-сосиски. Повар разгуливает внутри отмеченного пространства – кухни. Дети идут по кругу вокруг кухни и повара, выполняя различные упражнения на формирование осанки, и произносят текст:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не даёт схватить сосиски.

С последними словами котята забегают в кухню, стремясь схватить сосиску. Повар пытается осадить вбежавших игроков. Пойманный замирает в застигнутой позе. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Котята, пойманные поваром, должны придумать название своей зафиксированной позы.

«МАЯК»

По считалке выбирается ведущий – служитель маяка, у него три флажка разных цветов (красный, жёлтый, зелёный).

Ведущий располагается в центре зала на возвышении. По всему залу расставлены подводные камни (кубы, кегли).

Играющие – гребцы в лодках. Когда на маяке ведущий поднимает зелёный сигнал, лодки спокойно движутся по периметру площади, на жёлтый сигнал – лодки огибают подводные камни, стараясь не задеть их. Красный флаг – сигнал, по которому дети останавливаются и быстро приседают. В конце игры отмечаются гребцы, не путавшие сигналы.

«Паук»

В игре принимают участие две команды по 4-5 человек. Каждая команда встаёт внутрь большого обруча и поднимает его на уровень пояса или груди. Участники команды становятся единым организмом – «пауком».

Две команды – два соревнующихся «паука» двигаются наперегонки от старта до финиша, согласуя внутри каждого круга свои движения. Побеждает команда, быстрее пришедшая к финишу.

По окончании игры нужно попытаться определить, какое внутреннее состояние (настроение) игроков помогло лучше согласовать их движения или, наоборот, препятствовало этому.

«ТУННЕЛЬ»

(игра высокой подвижности)

Цель: обучать детей в умении ползать.

Участники стоят в двух колоннах. Первый делает шаг вперед и принимает упор лежа согнувшись. Второй участник проползает под первым заданным способом (по-пластунски, на низких четвереньках с опорой на предплечья) и принимает это же положение рядом с первым. Движение начинает третий участник и т. д.

Задание выполняется 2-3 раза подряд. Выигрывает та команда, которая быстрее переползет за ориентир.

Вариант 1

Построившись в шеренги, команды принимают исходное положение – упор лежа на согнутых руках. Направляющие и замыкающие стоят лицом друг к другу. В руках у направляющих мячи. По сигналу игроки отжимаются в упор лежа и, поднимая таз, принимают положение упора согнувшись. Направляющий толчком двух рук перекатывает мяч по туннелю и ложится на пол. Замыкающий, поймав мяч, перебегает на место направляющего. В это время все остальные игроки сгибают руки, ложатся в и. п. Эстафета заканчивается, когда направляющий вернется на свое место.

Вариант 2

Те же условия, но и. п. – упор сидя сзади, а в момент проката мяча – упор лежа сзади

«СБЕЙ ГРУШУ»

(игра средней подвижности)

Цель: равновесие, броски мяча, метание.

Участники игры делятся на 2 команды. Первая – «груши», дети встают на скамейку, поставленную поперек зала. Игроки второй команды, «метатели», берут по одному мячу (d=15,25 см) и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5-6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5-6 раз, подсчитывается общее количество сбитых груш. Выигрывает команда, которая сбила большее количество груш. Сбитым считается тот игрок («груша»), в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.

Усложнение

1. Обе команды стоят на параллельных скамейках.

2. Скамейка «метателей» стоят перпендикулярно скамейке с «грушами» на расстоянии 5-6 м, перед броском игрок – «метатель» пробегает по скамейке.

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЦЫ»

(игра малой подвижности)

Цель: развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач.

По залу рассыпаются мелкие предметы: кусочки от резиновых ковриков, фломастеры, шарики, пластмассовые пробки и т. п. Играющие собирают их, захватывая пальцами ног (один предмет – правой ногой, другой – левой ногой), и берут в руки.

Когда все предметы собраны, играющие садятся на пол, и каждый раскладывает из того, что он собрал, какую-нибудь композицию (дома, цветы, корабли, лес и т. д.).

Не разрешается брать предметы с пола руками.

Усложнение

Правой ногой собирать предметы в левую руку, левой ногой – в правую руку.

«УДОЧКА»

(игра высокой подвижности)

Цель: прыжки

Играющие стоят по кругу. Водящий, находясь в середине, крутит веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел на высоте 5-10 см от пола. Все прыгают через веревочку, а задевший ее получает одно штрафное очко, после чего игра продолжается. Выигрывают прыгуны, получившие меньшее число штрафных очков после 8-12 кругов веревочки под ногами.

«ПЕРЕПРАВА НА ПЛОТАХ»

(игра средней подвижности)

Цель: равновесие

Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу»), в руках у направляющего по два резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладет один коврик перед собой на пол и на него быстро становятся два, три или четыре человека (в зависимости от длины и ширины коврика). Затем направляющий кладет на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И так, поочередно, перескакивая с коврика на коврик, группа переправляется через «реку» на противоположный «берег», где участники остаются за финишной чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующей группой. Игрокам не

разрешается становиться ногами на пол. Участники, нарушившие это условие, выбывают из игры (считаются «утонувшими»). Выигрывает команда первой и без потерь закончившая «переправу».

«ЭХО»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т. п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т. д., пока все дети не назовут свои имена.

«ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА»

(игра средней подвижности)

Цель: передача мяча

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, — по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Указание

Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

Усложнение

1. Мячи разной массы.

2. Мячи разного размера.

3. Количество мячей более двух.

«ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Дети становятся в круг. Инструктор предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т. п. Например, инструктор говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т. д. Игра проводится 3-4 минуты.

«ЗАМРИ»

(игра высокой подвижности)

Цель: обучать детей в умении ползать и бегать.

Одного ребенка выбирают «льдинкой», а остальные разбегаются в разных направлениях. «Льдинка» считает до 5, а затем догоняет убегающих. Когда до тех дотрагивается «льдинка», они замирают на месте в широкой стойке. Чтобы разморозить их, другие дети должны проползти между ногами замороженных. Игра проводится 2-3 раза по 2-3 минуты. Каждый раз выбирается новая «льдинка».

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Преподаватель предлагает детям выполнить все движения, которые он называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, преподаватель говорит: «Руки в стороны!», в сам поднимает руки вверх и т. д. Игра проводится 2-3 минуты. Ее можно проводить как в кругу, так и в любом другом построении.

Вариант

Дети выполняют то, что показывает преподаватель, а не то, что он говорит.

«ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Дети стоят в кругу, в центре – инструктор. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают или не летают.

Называя предмет, инструктор поднимает руки в стороны – вверх. Например, говорит: «Птица летает, стул летает, самолет летает» — и т. д.

Дети должны поднять руки в стороны – вверх, если назван летающий предмет.

«У КОГО МЯЧ?»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Дети встают в круг лицом к центру, руки за спиной. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Ведущий дает маленький мяч любому из играющих. Дети начинают незаметно передавать мяч по кругу за спинами. Водящий, открыв глаза, пытается определить, у кого мяч, обращаясь к игроку: «Оля, покажи руки!». Ребенок, к которому обратился водящий, показывает руки и опять прячет их за спину. Мяч нельзя долго держать в руках. Нельзя водящему обращаться к детям по порядку.

Если водящий определил, у кого мяч, тот игрок становится водящим.

«ДЕНЬ И НОЧЬ»

(игра средней подвижности)

Цель: обучать детей в умении бросать и ловить мяч

У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» — замереть в той позе, в которой застала ночь.

Игра проводится 3-4 минуты.

«Кто раньше»

.

Сядем в круг, лицом к середине, на маленьких стульях, поставленных друг от друга на расстоянии шага. Взрослый называет имена двух детей, сидящих рядом. Названные встают, выходят за линию стульев и становятся спиной друг к другу. Все дети вместе со взрослым, прихлопывая в ладоши, считают: «Один, два, три, беги!» – и пара бежит – один в одну сторону, другой в другую. Выигрывает тот, кто раньше добежит до своего места. Пара может бежать только по слову «беги». Усложнение: можно обойтись без стульчиков, а просто встать в круг.

«Мыши»

.

На одной стороне комнаты или площадки – мышиные норки; напротив – кладовая. В кладовую кладут предметы (кубики, шишки, катушки и т. д.), изображающие продукты – сыр, масло, муку, крупу и т. п. По сигналу взрослого мыши выбегают из норок, направляются в кладовую и там «едят». По сигналу «кошка» мыши бегут в свои норки, а кошка их старается поймать. Выбегать из норок и убегать в норки можно только по сигналу. Пойманные мышки садятся в сторонке. Игра кончается, когда все мышки будут пойманы.

«Кошка и котята»

.

У каждой кошки по нескольку котят. Можно взять обручи или нарисовать круги – это у каждой кошки с котятами свой дом. Когда кошки уснут, сидя на стульях или сидя скрестив ноги на полу, котята убегают от них и начинают бегать по всей комнате. По сигналу «мяу» котята бегут к своим кошкам в домики. Котята могут разбегаться по комнате, когда кошки уснут. Сигнал «мяу» дает сначала руководитель, затем по очереди кошки.

«Поезд»

.

Играющие становятся гуськом, в затылок. Каждый из них изображает вагон; впереди стоит паровоз. Взрослый дает свисток, паровоз гудит, и весь поезд начинает движение – сначала медленно, затем темп становится быстрее и быстрее. Несмотря на простоту игры, детям бывает сложно идти в едином темпе. Когда поезд приближается к станции (заранее отмеченное место), его ход замедляется, и он останавливается. По сигналу взрослого дается гудок и возобновляется движение. Поезд может двигаться только после гудка. Гудеть могут все дети, играющие в поезд.

«Воробушки и кот».

Малыши стоят на каком-нибудь небольшом возвышении (скамейке) – это воробушки на крыше. В стороне сидит спящий кот (кто-нибудь из детей). По сигналу: «Воробушки, полетели» – воробушки слетают с крыши, расправляют крылья (подняв руки в стороны), «летают» повсюду. Кот просыпается, громко говорит «мяу» и ловит воробушков, которые стараются спрятаться на крыше. Птичек, которых коту удалось поймать, он ведет в свой дом.

6.«Лови, бросай, упасть не давай»

. Малыши встают в круг, в руках у одного из них мяч. Ребенок с мячом говорит: «Лови, бросай, упасть не давай» – и бросает мяч стоящему рядом по кругу. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры.

7.«Поймай комара»

. Ребята встают в круг (расстояние вытянутых рук). Водящий находится в центре круга. Он держит прут (длиной1 м). К концу прута привязан шнур, к которому прикреплен комар (из бумаги или материи). Водящий кружит комара немного повыше голов ребят. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараются поймать его руками. Ребенку, который поймал комара, дети хлопают в ладоши.

«Гуси»

.

Это с детства известная всем игра. В одной части комнаты или площадки очерчивается дом гусей, а в другой – луг. Пастух (взрослый) с хворостинкой в руках отводит гусей на луг, а сам возвращается домой. Гуси тем временем пасутся. Через определенное время пастух начинает звать гусей: «Гуси, гуси». Они отвечают: «Га, га, га». Взрослый (пастух) несколько раз может звать гусей, но, как только он скажет «Ну, летите домой!»,– гуси, вытянув руки в стороны и размахивая ими, бегут через поле домой. Лучшим гусем считается тот, который на зов прибежит домой первым.

Усложнение: в игре появляется волк, который ловит летящих домой гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово, откуда гуси не имеют права уйти по собственному желанию, а только по окончании игры. Благодаря подобным усложнениям в эти простые подвижные игры с удовольствием играют школьники.

9.«Что спрятано»

. Все усаживаются за стол. На столе лежат 3–5 различных вещей. Играющие внимательно присматриваются к лежащим вещам и стараются их заполнить. Один ребенок, по желанию или по очереди, отходит от стола в сторону, тем временем одну из вещей прячут. Ребенок, подойдя к столу, должен угадать, что спрятано.

«Кто скорее»

.

Все дети ходят по пение взрослого или под барабан по комнате (площадке) гуськом, одни из них держат в руках красные, другие синие флажки. По сигналу «Стой!» дети останавливаются. Взрослый произносит: «Один, два, три, все сюда беги!» – поднимает красный флаг, или синий, или оба вместе, а дети должны выстроиться гуськом каждый против флага своего цвета. Выигрывает тот, кто скорее всех прибежит к флагу. Вместо флажков можно использовать цветные ленточки.

«Угадай, что в руке»

.

Дети, сидя за столом или стоя в кругу и держат руки за спиной. Взрослый, обходя детей, кладет каждому в руки небольшой предмет, например, кубик, шар, шишку и т. д. Получив предмет, ребенок называет его, а потом показывает. Если ребенок неправильно называет предмет, то все дети после показа хором произносят название этого предмета. Детям даются только знакомые предметы.

«Отыщи»

.

Разложить вещи на столе и покрыть платком. Дети по очереди подходят к столу, засовывают под платок руку и на ощупь находят предмет, названный кем-нибудь из детей. Ребенку, который вытащил названный предмет правильно, дети хлопают в ладоши. Вариант: дети садятся в круг. Вещи лежат в мешочке. Взрослый подходит к каждому по очереди и предлагает, не глядя, вынуть названную вещь из мешка.

Получить текст

Как заполняется конспект проведения игр малой подвижности для детей 5-6 лет в старшей группе

Конспект воспитателя

Опорная таблица воспитателя заполняется по следующим пунктам:

  • Автор программы (имя воспитателя, номер детского сада, город и область).
  • Название упражнения.
  • Цели и задачи.
  • Необходимые материалы.
  • Ход игры.
  • Подведение итогов.

Ценность малоподвижных игр заключается в создании положительных эмоций у детей и снятии стресса и мышечного напряжения после активных видов деятельности. Упражнения низкой интенсивности — это отличный вариант самостоятельной занятости малыша в компании своих сверстников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]