Конспект занятия для детского сада по математике на тему «Измерение длины»


Задачи: расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с изме­рительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).

Материалы: сантиметровые ленты, линейки, простые ка­рандаши, бумага, отрез ткани длиной 2—3 м, тесьма или шнур длиной 1 м, рабочие листы.

Описание. На столе разложены рабочие листы «Измерение высоты стула».

Воспитатель. Какое задание оставил нам дедушка Знай? (Измерить стул.) Чем он предлагает измерить?

(Тапком, каран­дашом, носовым платком.)

Приступайте к измерению, но не забывайте записывать результаты.

Дети производят измерения.

Воспитатель. Какая получилась высота стула? Резуль­таты измерения карандашом одинаковые у всех, а тапком и носовым платком разные. Почему? У всех разная длина ноги, разные платки. Посмотрите, у дедушки Зная висит картинка «Измерение в Древнем Египте». Чем производили измерения древние египтяне? (Пальцем, ладонью, локтями.) Измерьте стул по-древнеегипетски.

Дети измеряют, записывают.

Воспитатель. Почему получились разные результаты? У всех разная длина рук, размер ладоней, пальцев. А в Древ­нем Риме (обращается к картинке) существовала своя система измерения.

Чем римляне измеряли? (Футами, унциями, пасами, ярдами.)

Чем мы можем измерить ткань по-древнеримски? (Яр­дами.)

Дети измеряют ткань, записывают результат.

Воспитатель. Сколько ярдов в куске ткани? Почему у всех разные результаты? Как же быть, если результаты полу­чаются разные?

Представьте, что вы решили сшить костюм, измерили себя и определили, что вам необходимо купить три ярда ткани. И вот вы пришли в магазин, продавец вам отмерил три ярда. Но вдруг во время шитья вы видите, что ткани не хватает. Вы расстроены.

Что же делать, чтобы избежать таких неприятностей? А что нам посоветует дед Знай?

Дед Знай. Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры. Первая в мире единица измерения названа метром. Вот такой длины один метр. (Показ шнура длиной 1 метр.) Метр был создан двести лет назад во Фран­ции. Сегодня многие страны пользуются метром. Торговля между странами стала гораздо проще и удобнее. Метр разделен на сантиметры. В одном метре сто сантиметров (показывается сантиметровая лента). Какие приборы для измерения длины вы знаете? (Линейка, сантиметровая лента.) Посмотрите на ри­сунок. Одинаковые ли это линии?

Выслушиваются ответы детей.

Дед 3 н а й. Не всегда можно доверять глазам. Проверьте теперь с помощью линейки. Одинаковые линии ? (Да.) А теперь измерьте с помощью линейки, сантиметровой ленты стульчик, кусок ткани.

Дети производят измерения.

Дед Знай. Почему теперь получились у всех одинаковые результаты? Чем вы измеряли? Измерьте все, что вам хочется. Для чего необходимы измерительные приборы?

Мы сегодня с вами убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнить измерения.

Конспект урока математики «Метр. Таблица мер длины», 2 класс. Школа России

Урок математики «Метр. Таблица мер длины» (2 класс ФГОС). УМК: «Школа России»
Учитель: Усова Маргарита Валерьевна, МОУ Новоберезовская ООШ им.Маркидонова Базовый учебник: УМК «Школа России» Математика 2 класс М.И.Моро. Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся с единицей измерения длины – метром; формировать наглядное представление о метре; развивать умение преобразовывать одни единицы измерения в другие; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи. Планируемые результаты: Предметные:
— знакомиться с единицей измерения длины – метром; -сравнивать именованные числа, решать задачи изученных видов; — развивать навыки счёта.
Метапредметные:
— понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; — осуществлять поиск нужной информации, выполнять операцию сравнения, делать выводы и чётко излагать их; — выделять из темы урока известные знания и умения.
Личностные:
— проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к математике.
Оборудование: Измерительные инструменты: линейки, метровая линейка, модели сантиметра, дециметра, метра
Ход урока
I. Организационный момент. Прозвенел звонок и смолк, Начался у нас урок В руки ручки вы возьмите, Число красиво напишите. Вы пишите аккуратно, Чтобы было всем приятно Вам в тетрадку посмотреть. II. Закрепление знания нумерации чисел в пределах 100. Каждый учащийся получает лист с заданием:


• Раскрасьте рыбок следующим образом: красным – рыбку с числом, стоящим между числами 70 и 90; синим – рыбку с числом, предшествующим числу 51; желтым – рыбку с числом, следующим за числом 69; зеленым – рыбку с числом, которое находится между числами 25 и 50. • Обведите рыбку с наибольшим числом коричневым цветом, с наименьшим числом – зеленым. Математический диктант. • Найдите разность чисел 45 и 20 (25). • Первое слагаемое – 35, второе – 15. Найдите значение суммы (50). • На сколько 43 больше 30? (На 13) • Уменьшаемое – 30, вычитаемое – 16. Найдите разность (14). • Найдите сумму чисел 28 и 12 (40). (На слайде появляются ответы: 25, 50,13, 14, 40 Молодцы! Расположите эти числа в порядке возрастания Слайд (13,14,25,40,50) III. Каллиграфическая минутка. Дед Игнат сказал соседу: — Мне уж сотня лет к обеду! — Ты прибавил 30 лет! — Возразил ему сосед. Прошу, ребята, сосчитать, Сколько лет прожил Игнат. (70) -Запишем эти циры красиво и аккуратно в тетради: 7 …. 7 …. 7 …. 7…. 7 0 …. 0 …. 0 …. 0 ….0 – Запишите все двузначные числа, используя цифры 4, 7, 0. (40, 44, 47, 70, 74, 77.) IV. Актуализация знаний 1 см …. 1 кг … 1 дм … 1 мм … 1л (На доске карточки) — Как назвать одним словом всё, что записано на доске? (Единицы измерения величин) — Как вы считаете, какие две единицы здесь лишние? (1 кг и 1л) — Почему? (Килиограм-это единица измерения массы, а литр-единица измерения объема) — Для измерения какой величины исползуются оставшиеся величины? (Длины) — Разместите карточки с величинами в порядке возрастания (миллиметр, сантиметр, дециметр) — Давайте заполним схему: 1 см=…..мм. 1 дм=…см=….мм. На доске избражения: гусеница, крокодил, жук


-Ребята, какими величинами удобнее воспользовать, чтобы измерить их длину? (гусеница-миллиметры, сантиметры, крокодил- дециметры, жук-миллиметры). -А как вы думаете какой величиной удобнее измерить высоту дома? (ответы детей) -Для измерения более крупных предметов ввели новую единицу. А её название вы узнаете разгадав математическую шифровку: -Какое слово у вас получилось? (Метр) -Кто может сформулировать тему урока? V. Изучение нового материала. -Как можно узнать длину карандаша, книги и т. д. (Измерить.) – Что поможет нам выполнить эту работу? (Линейка.) – Какой единицей длины будете пользоваться? – А теперь нам нужно измерить длину класса. – Удобно ли будет пользоваться миллиметром? Сантиметром? Дециметром? – Почему? Для измерения длин больших предметов существует единица измерения – метр. 1 метр – это 10 дм, или 100 см З а п и с ь на доске:1 м = 10 дм = 100 см Затем учитель демонстрирует учащимся метр и просит с помощью метра измерить длину и ширину класса, ширину двери, длину доски и т. д. После этого учитель просит учащихся сравнить 1 метр с 1 дециметром и 1 сантиметром и определить, на сколько 1 метр больше 1 дециметра (сантиметра). Учащиеся, рассуждая, сравнивают 1 м с 1 дм и 1 м с 1 см (в случае затруднения ученики могут пользоваться палочками или пучками палочек). 1 м – это 100 см. (100 – это 10 десятков.) 1 дм – это 10 см. (10 – это 1 десяток.) 10 дес. – 1 дес. = 9 дес. (9 дес. = 90.) Значит, 1 м больше 1 дм на 90 см. 1 м – это 100 см. Числу 100 на числовой прямой предшествует число 99. 100 – 1 = 99, значит, 1 м больше 1 см на 99 см. VI. Физминутка Мы считали и устали Дружно все и тихо встали Ручками похлопали 1,2,3 Ножками потопали 1,2,3 И еще потопали И дружней потопали Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. VII.Закрепление изученного материала Работа по учебнику Откройте учебник на стр.13 №2 (с.13) — Прочитайте условие задачи. Поставьте вопрос к задаче. (Сколько страниц занимают две сказки?). (Те, кто знает, как решить задачу, решаю самостоятельно, остальные работают с учителем). — Что в задаче известно? — Что нужно узнать? (Один ученик на доске выполняет краткую запись к задаче)


— Решите задачу самостоятельно (Один ученик записывает решение и ответ на доске. Проверка. Самооценка. Работа в печатной тетради. №25 (с.12) — Что сказано о синем отрезке? Как найти его длину? (1 д.-3 см=10см-3 см=7 см.) — Что сказано о красном отрезке? Как найти его длину? (1 дм-2 см=10 см-2 см=8 с.) — Начертите отрезки. От какой точки начнете чертить? (от точки 0) №27 (с.12) — Прочитайте задачи.Составьте одну задачу. — Прочитайте, что у вас получилось. Сколько действий будет в задаче? — Решите задачу самостоятельно. (Проверка в парах. Взаимопроверка) VIII. Рефлексия. — Какую новую единицу длины вы узнали? — Что вы можете о ней рассказать? — Что можно измерять в метрах? – Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко работать на уроке, поднимите зеленый флажок. Если вы испытывали некоторые трудности, флажок должен быть желтым. Если вам нужна помощь товарищей и учителя, покажите красный флажок. IX. Домашнее задание Учебник с.13 №3, №5

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики для 2 класса. Закрепление сложения и вычитания в пределах 100 Конспект урока математики для детей с ОВЗ в коррекционной школе, 2 класс Конспект урока математики во 2 классе на тему «Путешествие в зимний лес» Устный счёт на уроках математики во 2, 4 классе

Похожие статьи:

Конспект урока математики 2 класс по теме: Прямая. Параллельные прямые

Конспект урока математики 2 класс по теме: Сложение и вычитание двузначных чисел

Конспект урока математики 2 класс по теме: Взаимно-обратные операции

Конспект урока математики для 2 класса по программе Л. В. Занкова

Конспект открытого урока по математике во 2 классе

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Тема «Измерение длины» Программа «От рождения до школы» Возраст Подготовительная группа Основная образоват.область «Познавательное развитие» Интеграция с др.областями «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Форма проведения Совместная деятельность детей и взрослых Цель Развитие познавательных и математических способностей Воспитательные задачи Воспитывать дисциплинированность, умение слушать воспитателя, продолжать формировать умение быстро выполнять задания. Развивающие задачи Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, воображение.

Образовательные задачи — Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой; — познакомить с см и м как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков; — закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6. Планируемый результат Научить использовать линейку для измерения длин отрезков. Методы и приемы Словесный: объяснение, разъяснение; Наглядный: показ; Практический: упражнения, выполнение заданий. Наглядные средства обучения Демонстрационный:белая полоска бумаги-40см, полоски-мерки: красная-10 см, синяя-8 см; метр(портняжный, складной,рулетка и т.д.); модель см; линейка. Раздаточный: белая полоска бумаги-20 см;полоски-мерки: красная-5см, синяя-4см;линейка; листки с тремя отрезками5 см,2 см,4см.; звездочки. Организация детей

Индивидуальная работа Напомнить Никите,как правильно пользоваться линейкой. Словарная работа Сантиметр, метр, пядь, сажень,локоть, отрезок, длиннее, короче, «целое» и «сумма», шире, уже. Предварительная работа Беседа об единицах измерения, о способах измерения длины. Структура 1. Начало НОД: 1 мин. 2. Эксперимент: 5 мин. 3. Работа с раздаточным материалом: 6 мин. 4. Физминутка: 1 мин. 5. Измерение длин: 6 мин. 6. Физминутка:2 мин. 7. Повторение: 6 мин. 8. Итог занятия: 3 мин.

Ход НОД

I.Начало НОД -1 мин. II. Эксперимент -5 мин. III.Работа с раздаточным материалом. IV.Физминутка V.Измерение длин линейкой VI. Физминутка VII. Повторение VIII. Итог занятия

-Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие буду вести я, Динара Ляуфировна. Сейчас попрошу вас сесть правильно и слушать меня внимательно. Договорились? За каждый правильный ответ, буду давать вот такие звездочки (показываю). Дополнительные звездочки будут за хорошее поведение. У кого звездочек будет больше, тот получит главный приз. Он здесь (показываю коробочку в подарочной упаковке. Затем я убираю коробку в шкаф, чтобы дети не отвлекались). Ребята, сегодня мы вами научимся с вами измерять длину с помощью линейки, узнаем, что такое см и м.

А) Сейчас я хочу к себе позвать самого высокого мальчика и самую низкую девочку (имена). Ребята, посмотрите на полу две полосы. Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, какая полоска длиннее? (Индивидуально спрашиваю у неск. детей). Правильно, они одинаковые по длине. Сейчас проведем эксперимент. Максим пройдет по этой полосе, Ксюша-по этой(показываю). Этот ряд будет считать, сколько шагов прошел Максим. Этот ряд будет считать, сколько прошла Ксюша. Сколько шагов получилось у Максима? А сколько шагов у Ксюши? У Максима больше шагов или у Ксюши? А теперь подумайте, полоски одной длины, а количество шагов разное, почему же так получилось? Как ты думаешь, Никита? А ты как думаешь, Диляра? Таким образом, сделаем с вами вывод: чем шире шаги, тем меньше кол-во шагов. У Максима были шаги шире,у него получилось меньше кол-во шагов. А у Ксюши шаги уже,поэтому у нее кол-во шагов получилось больше. Молодцы, ребята! Ксюше и Максиму вручаю звездочки за хорошую работу. Спасибо! Можете сесть за свои места. (Затем даю звездочки детям, которые отвечали). Б) Следующее задание такое. На ваших столах лежат белая(20см),синяя(4см), красная(5 см) полоски. Сравните, пожалуйста, синюю и красную полоски. Какая полоска длиннее: красная или синяя? А каким способом вы измеряли, наложением или приложением? Очень хорошо. А сейчас измерьте с помощью красной полоски белую полоску. Сколько красных полосок вместилось в белую? Вера, сколько полосок у тебя вместилось? Хорошо. У всех так получилось? Замечательно! Запомните эту цифру. Сейчас измерьте с помощью синей полоски белую. Сколько полосок вместилось? У всех одинаковое кол-во? Каких полосок вместилось больше: красных или синих? Полина, как у тебя получилось? Сделаем вывод: у нас получилось, что чем больше размер мерки, тем меньше результат измерения,т.е. красных полосок вместилось меньше, т.к. она длиннее. Молодцы, Ребята! (В ходе задания, выполняю его на доске. Подхожу к каждому ребенку, помогаю. За правильные ответы даю звездочки).

На прошлом занятии, вы познакомились с некоторыми мерками для измерения длины. Давайте вспомним, какими еще мерками можно измерять длины отрезков? (звездочки за правильный ответ). Как вы думаете, одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? Все верно, ребята. Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, — они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – метром и сантиметром. (Демонстрирую модель метра и сантиметра). Теперь отметьте зеленым карандашом(или простым) 1 см на своих линейках(показываю на доске на демонстр.линейке. объясняю, как правильно пользоваться линейкой). Как вы думаете, какой из мерок удобнее измерять расстояние в комнате? Первый ряд измеряет длину стола, второй-длину доски, третий-длину ковра(помогаю каждому ряду. У каждого ряда спрашиваю, сколько у них получилось. За правильные ответы даю звездочки). А теперь посмотрите задание №1. Какой меркой измеряет длину доски мальчик на картинке? Правильно, метром. А какой меркой удобнее измерять длину дорожки, по которой проползла улитка? Сантиметром. Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? Давайте проверим. Ясмина, сосчитай, пожалуйста. Хорошо. Дима, у тебя как получилось? У всех получилось 4 отрезка по 1 см? Молодцы, ребята. На линейке отложены отрезки по 1 см. Числа 1,2,3 и т.д. показывают, сколько см отложено. Например, на моем отрезке шесть отрезков, значит здесь 6 см (показываю на доске на демонстр.линейке). Давайте узнаем, сколько см проползла улитка? Денис, как правильно нужно приложить линейку? Никита, нужно держать линейку вот так(индивид.подход к детям). Итак,ребята, сколько см проползла улитка? Молодцы, правильно, 5 см проползла улитка.

Ребята, мы очень долго занимались и нам нужно немного отдохнуть. Все выходим на коврик и встаем на четвереньки. Давайте мы с вами представим,что мы очень медленные улитки. Вы же знаете, что улитка очень долго ползет. Кто так медленно ползет, На себе свой дом везет? Проползет еще немножко, Высунет и спрячет рожки. По листу, по ветке гибко Очень медленно ползет улитка. Молодцы! Теперь садимся за свои места и продолжаем занятие.

На ваших вас дожидаются ваши линейки. Сейчас они нам понадобятся. Посмотрите задание №2. Что же тут изображено? Верно. Это отрезки. Наша с вами небольшая задача, измерить их длину. Мне нужны помощники. На доске есть отрезки. Они точно такой же длины, что и в вашей тетради (вызываю к доске одного из детей). (д.)будет измерять, а вы с своих тетрадях. Потом проверим (индивид.подход). Давайте проверим. Сколько см получилось у тебя,Карина? А у тебя, Кирилл? Хорошо. А давайте сейчас узнаем, сколько см получилось у (ребенок у доски)? Значит, мы правильно измерили все три отрезка(звездочки). Сейчас мы с вами проведем маленький эксперимент. Какие геометрические фигуры нарисованы на доске? Правильно. Точно такие же фигуры у вас в тетрадях. Давайте вспомним, где у нас находятся стороны этих фигур? (каждую фигуру рассматриваем). Как вы думаете, равны ли стороны этих фигур? Например, у треугольника стороны равны? А у квадрата? У прямоугольника? Сейчас мы с вами узнаем. (Разбиваю фигуры, которые на доске по деталям. Каждую отдельно. Прикладываю детали друг к другу). Посмотрите, ребята, каждая деталь имеет разную длину. Что же это значит? Это значит, что, например, у треугольника стороны разные. А что вы скажите о квадрате? Прямоугольнике? Измерьте в своих тетрадях стороны геом.фигур и запишите результаты в клетку. (даю время, помогаю). Все справились с этим заданием? Хорошо. Ребята,посмотрите задание №4. Как думаете, что нам нужно сделать? Что это такое? правильно,это равенства и их нужно правильно составить. Для начала нам нужно измерить длину каждого отрезка. Измерьте длину самого большого отрезка и результат запишите в верхнем «окошечке». Какие равентсва можно составить? (индивидуально спрашиваю у неск.детей. за правильный ответ-звездочка. Ответы записывают. Я показываю на доске).

Мы очень хорошо поработали. Думаю, мы заслуживаем отдыха. Мы поставили пластинку И выходим на разминку. На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Раз-два, раз-два! Хватит, хватит! Прибежали! Потянулись, подышали! Еще чуть-чуть позанимаемся, и отдохнете подольше.

Сейчас посмотрите задание № 5. Смотрите, какие красивые картинки. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? Здесь есть знаки > < =. Все правильно, нужно сравнить. Артем, скажи нам, пожалуйста, на первой картинке что изображено? Правильно. Где мячиков больше, где меньше? Значит, какой знак мы поставим? (показываю на доске знаки) Правильно. О следующей картинке нам скажет Егор. Скажи, пожалуйста, что изображено и какой знак нужно поставить? Почему? Будь внимателен. Правильно. Все согласны? Хорошо. И последняя картинка. Ростислав, скажи, пожалуйста, какой знак нужно поставить? Все правильно. Ребята, вы справились с этим заданием. Задание №6 вы выполните с Ольгой Сергеевной после сна. А потом я проверю, как вы его выполнили. (В случае если не уложусь во времени).

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми мерками. Давайте вспомним, какие это мерки? Правильно, метр и сантиметр. Для чего нам нужна такая мерка, как метр? А для чего нужен сантиметр? Никита, напомни нам, пожалуйста, как нужно правильно пользоваться линейкой? Молодцы! Чтобы вы не забывали об этих мерках, измерьте дома длину стола, кровати, длину ваших книжек, которые у вас есть дома. Я очень рада, что вы так внимательно меня слушали, вели себя хорошо, были такими активными. Как и обещала, самому активному и послушному, главный приз. (определяем самого активного, умного и послушного. Остальным поощрительные призы). Вы все очень умные, активные, послушные, но, как видите, (имя ребенка) был шустрее, быстрее всех. Для вас я тоже приготовила поощрительные призы. Всем спасибо и до новых встреч!

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]