Труд детей младшей группы в природе
Труд детей младшей группы в природе
Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах
представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу
за растениями: с помощью воспитателя дети кормят птиц, поливают растения, сеют крупные семена цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.
Уход за растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание
к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она
впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому:
подержать лейку, налить в нее воды и т. д.
В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения
для того, чтобы они лучше росли.
Можно предложить детям погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками вспомнить, как называется данное растение, и т. д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти вплотную).
Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая,
рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает
неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем
вдавливает ее в землю — луковица должна плотно сидеть в земле.
В конце апреля в начале мая проводится посев крупных семян бобов,
фасоли, настурции.
Труд детей средней группы в природе
В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые
знания и навыки по уходу за растениями. Теперь
они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить
растения, опрыскать их.. Уход за растениями в начале года осуществляется в присутствие детей. Постепенно привлекая их к посильной помощи, показывая, как наливать воду,
как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей класть все на свои места. Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют поручения по уходу за растениями..
В течении зимы дети сеют овес, как и малыши сажают лук, следят за его ростом, осторожно поливают (не заливая луковицы).
Поливка растений является для детей трудным видом ухода.
.Необходимо показать, как рыхлить палочкой землю в горшках, на огороде
приучая к этому уходу и детей.
Труд детей старшей группы в природе
В старшей группе детей знакомят с некоторыми способами размножения
растений. Для этого пересаживают и размножают два-три растения. В этой
работе принимают участие и дети. Хорошо, если дети будут вести наблюдение за ростом и развитием своего черенка и все интересное (по своему желанию) зарисовывать в альбом. Такой альбом может быть использованы, как иллюстрации к беседе о растениях.
.
Труд детей в подготовительной группе
В подготовительной к школе группе детей учат новым приемам ухода: рыхлению, опрыскиванию. Весной — пересадке, размножению растений. Они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями.
Одним из наиболее важных и трудных по освоению видов ухода за
растениями является полив. Детей нужно научить не только правильно
поливать, но и определять недостаток влаги в горшке и на грядке по сухости верхнего
слоя земли. При поливке растений необходимо учитывать период развития (время
года), погоду, степень сухости помещения. В период роста (весной и летом)
растения требуют обильной поливки, т. е. более частой, в период покоя
(осенью и зимой) — умеренной, более редкой
Опрыскивание. Для лучшего роста растений весной и летом нужно их не
только поливать, но и ежедневно опрыскивать отстоянной водой.
Детей можно научить опрыскивать растения из пульверизатора или с помощью
распылителя, вставленной в бутылку. Первое время воспитатель
опрыскивает растения сам в присутствии детей и постепенно привлекает к этой работе.
Летом, в жару, хорошо опрыскивать растения по два раза в день. Надо
объяснить ребятам, что на солнце опрыскивать растения нельзя: на листьях
появляются ожоги. Некоторые растения, листья которых покрыты волосками
нельзя опрыскивать.
Рыхление. Важным видом ухода за растениями является
рыхление земли в горшках и на грядке. Надо объяснить, что уплотненная земля плохо
пропускает воздух и воду к корням растений, поэтому растения хуже растут.
Рыхлить землю надо очень осторожно, чтобы не повредить корней. Первое
время рыхлит землю воспитатель в присутствии детей, в дальнейшем он
привлекает детей к помощи и, дав им тупые палочки, предлагает взрыхлить
землю в горшках тех растений, у которых корни не находятся на поверхности
земли.
Дети 6 — 7 лет уже по мере надобности самостоятельно сеют семена:
овес, салат, пшеницу, ячмень; сажают корнеплоды для получения молодой
зелени. Посев цветочных семян на рассаду проводится на занятии (примерно в
начале мая, чтобы рассада не переросла). Перед посевом семена следует
рассмотреть, сравнить, вспомнить, с каких растений их собрали, показать
ранее засушенные цветки или иллюстрации, чтобы повысить интерес ребят к
выращиванию этих растений. Для выращивания рассады можно использовать ящики и цветочные горшки.
Посеянные семена рекомендуется засыпать песком, который лучше
пропускает воздух, происходит более полная аэрация; песок при поливке не
смывается так легко, как земля, как превращается после поливки в корку,
легко оседает и пропускает воду. После посева земля, покрытая песком, снова опрыскивается. Посевы следует беречь от пересыхания, резких колебаний
температуры; надо дать им как можно больше света.
Когда рассада подрастет, их надо рассадить (пикировка), после чего
они быстро пойдут в рост. Наблюдения за развитием и ростом растений надо провести до пересадки в грунт и продолжать их после высадки на участок.
В подготовительной группе желательно вырастить два-три вида овощей и
цветов. Не обязательно выращивать все те растения, которые хотят посадить
на участке рассадой. Весь смысл этой работы заключается в том, чтобы
показать детям рост и развитие растения от посева семени до получения новых
плодов и семян. Удобнее выращивать рассаду в бумажных стаканчиках, в
торфяных горшочках или в обыкновенных цветочных горшках небольшого размера.
У выращенной в горшочках рассады при высадке земляной ком не разрушается,
рассада хорошо приживается и не болеет. Изготовление бумажных стаканчиков и
посадка рассады проводятся с детьми на занятиях.
Труд детей по месяцам
ЯНВАРЬ
Подготовка почвы для выращивания рассады
Подготовка тары для посева рассады
Проверка семян на всхожесть. Для этого влажный лист бумаги складывают гармошкой, в каждую «борозду» насыпают не менее 3 семян и помещают в теплое место, пока семена не прорастут.
Посадка лука, полив лука .(мл. гр)
ФЕВРАЛЬ
Необходимо определить какие семена будите сажать в теплицу и приготовить их.
Посев на рассаду семян корневого сельдерея
Посев рассады высокорослых и среднерослых томатов
самостоятельный полив растений(стар.,подг. гр), уход за посадками
МАРТ
Посев на рассаду семян лука-порея и лука-чернушки
Посев среднепоздних сортов капусты
Опрыскивание растений совместно с воспитателем
Уход за посадками, рыхление, полив, пикировка(стар. гр)
АПРЕЛЬ
Когда стает снег и земля чуть подсохнет, следует начинать готовить почву для посева семян овощных культур. Необходимо пробороновать граблями все грядки, перекопанные осенью или вскопать заново
Посев на рассаду для теплиц семян огурцов
Посев на рассаду семян кабачков, тыквы,
Подготовка теплиц под огурцы и томаты и патиссонов
Посев гороха и бобов
Опрыскивание растений совместно с воспитателем, пересадка, рыхление
Выращивание рассады уличных цветов
МАЙ
Высадка в теплицу высокорослых томатов февральского посева Посадка в открытый грунт рассады ранней белокочанной и брюссельской капусты мартовского посева.
В открытый грунт на тёплую грядку высеваются огурцы семенами или высаживаются рассадой Высадка в открытый грунт рассады кабачков, тыквы и патиссонов апрельского посева
Посев в открытый грунт семян кабачков, тыквы и патиссонов
Посев репы и редьки для летнего потребления Посев семенами или высадка апрельской рассады огурцов в тепли
Посев свеклы и моркови
Посадка картофеля Высаживаем рассаду или сеем семена теплолюбивых зелёных культур
Посев семян фасоли
Необходимо также проводить уход за растениями (рыхления, полив, прополка ) . Поливать всегда лучше вечером, водой, отстоявшейся в бочке на солнце.
Поставить опоры для гороха, фасоли и томатов
ИЮНЬ
Повторный посев редиса, редьки, укропа и салата
Подвязать огурцы(по необходимости)
Огурцы в фазе пятого-шестого настоящего листа следует прищипнуть в конце плети, в целях развития боковых плетей,
Окучить картофель, прорыхлить междурядья,
Проредить всходы моркови, свеклы.
ИЮЛЬ
Посев редьки для зимнего хранения
Полив растений
Уборка сорняков с грядок
Частичный сбор огурцов
АВГУСТ
Уборка лука
Полив растений
Рыхление почвы
Частичный сбор помидоров
СЕНТЯБРЬ
Уборка картофеля
Уборка моркови и свеклы
Совместно с воспитателем собирать природный материал и раскладывать в коробки по видам(мл. гр)
На участке совместно с воспитателем уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений
Сбор семян для зимней подкормки птиц
Сбор природного материала для поделок.
Сбор красивых листьев для букета в природный уголок
ОКТЯБРЬ
Продолжение уборки овощей: сельдерея (корнеплодов), петрушки (корнеплодов), репы
НОЯБРЬ
Подготовка теплиц к зиме (вскапывание грядок)
Помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участке(мл. гр)
Установка кормушек, подкормка птиц
ДЕКАБРЬ
Подкормка птиц,
Уход за комнатными растениями (обрезка сухих листьев, полив)
Посев овса, салата, посадка лука в уголке природы (стар. гр)
Получить текст
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по трудовому воспитанию в уголке природы
Автор: Масальская Наталья Васильевна, МАДОУ № 163 г. Кемерово «Мы поливаем комнатные растения – делаем добрые дела»
(вторая младшая группа)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: знакомство с фиалкой создание условий для трудового воспитания в игровой форме.
Образовательные: закрепить и дополнить знания детей о приемах ухода за растениями: учить различать политое растение (земля темная, сырая) и неполитое растение (земля светлая, сухая); Развивающие: формировать умение выполнять работу в определенной последовательности. Воспитательные: продолжать воспитывать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними.
Словарная работа. Побуждать воспитанников использовать в речи слова: фиалка, ухаживать, поливать, протирать листья, гладкие, блестящие.
Ежедневный уход за растениями в уголке природы; знание названия растений; фикус, рассматривание наглядно-дидактического материала на тему: «Комнатные растения» (Цветы).
Материалы и оборудование:
На столе воспитателя — растение фиалка (экземпляры), лейка с водой. Перед столом детские стульчики, клеенчатые детские фартуки.
Содержание организованной деятельности детей:
(Дети находятся рядом с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие бывают добрые дела? (Дети отвечают) Да, ребята, добрые дела приносят всем радость, поднимают настроение, отводят от беды и т.д. Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать (вытирать пыль с игрушек, развязывать друг другу шнурки, раскладывать карандаши, пластилин, дощечки для занятий, поливать комнатные растения и т.д.).
— Когда мы поливаем и моем цветок, кому мы делаем доброе дело? Дети: цветку (растению).
— Правильно, без нашей заботы цветок не будет расти и цвести.
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, кто это к нам пришел?
Дети: девочка ромашка.
Воспитатель: правильно, — это девочка ромашка.
Девочка Ромашка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Девочка ромашка!
Воспитатель: Ребята, а что Девочка ромашка держит в руках?
Дети: горшок с комнатным растением.
Воспитатель: Да, ребята, это горшок с комнатным растением, у которого вялые, опущенные листья. Как называется это растение?
Воспитатель: Ребята. Это комнатное растение – фиалка.
Девочка Ромашка: Я сколько ни мыл это растение, все равно оно оставалось каким-то не красивым и грустным. Как помочь растению — фиалке?
Воспитатель: Что надо сделать с растением, чтобы оно снова стало красивым?
Дети поливают растения и ставят на солнечное место.
Воспитатель предлагает детям и Девочке Ромашке пройти и сесть на стулья.
Воспитатель: Перед вами, дети, растения. Как называется это растение?
Воспитатель: Посмотрите: какая земля у этого (показывает) растения, (которое стояло у воспитателя на столе), какого цвета?
Воспитатель: подойдите и потрогайте землю. Какая она на ощупь?
Воспитатель: Теперь посмотрите, какая земля у другого растения, (которое принесла Девочка Ромашка). Такого же цвета?
Дети: Нет, светлая.
Воспитатель: подойдите и потрогайте землю. Какая она?
Воспитатель: Как вы думаете, какое из этих растений уже поливали, а какое нет?
Дети: То, которое стояло на столе — поливали, а которое принесла Девочка Ромашка — нет, не поливали.
— Как можно узнать, нужно ли поливать растение? (По цвету земли и на ощупь).
Девочка Ромашка: А можно, я полью растение?
Воспитатель: Конечно, подойди и полей растение.
Девочка Ромашка: Я знаю, как надо это делать, и предлагает облить растение сверху ведром воды.
Воспитатель: так поливать растения нельзя. Дети, почему этого нельзя делать? (Ответы детей и воспитателя).
— Можно залить растение, налить воду на пол и т.д.
Воспитатель просит ребёнка подойти и полить растение, которое не поливали. Правильно ли. выбрал растение? Правильно ли он его поливает? Воспитатель комментирует его действия и поощряет: . правильно держит леечку, носик лейки упирается в край горшка. При отсутствии влаги (воды) растение (листья, стебель) теряют упругость, поникают. Поливать нужно до тех пор, пока вода не появится на поддоне. . вот мы и полили твое растение. А теперь мы поставим фиалку на солнечное место, т.к. цветок — будет хорошо расти там, где много света и тепла.
— Но наши ребята не только умеют поливать растение, но и хорошо их мыть (протирать листья). Воспитатель показывает известное детям комнатное растение (фикус) и предлагает вспомнить его название.
(Дети отвечают), называя название растения.
Затем воспитатель спрашивает детей о том, на что похож «фикус», на дерево или на траву, какие у него листья, большие или маленькие, какого они цвета? (Дети отвечают).
— Мы с вами ухаживали за растением (фикусом), поливали, мыли — вот он и подрос — стал похож на маленькое деревце, у него большие зеленые гладкие листья.
(Дети выполняют задание), воспитатель комментирует: «Возьмите тряпочки, намочите их, отожмите, чтобы с них не капала вода, расправьте их; положите на ладонь одной руки листочек и, поддерживая его снизу, медленно и осторожно проводите тряпочкой по нему в одном направлении от черешка к концу сверху, а потом снизу. Мыть нужно осторожно, чтобы листочек не сломался. Прополоскать тряпочку и также протирать следующий лист».
— А сейчас все дети будут протирать листья растений.
Воспитатель предлагает Девочке Ромашке оказать помощь детям.
— Молодцы, ребята, хорошо трудятся (хвалит воспитатель).
Воспитатель: «Поработали, пополощите тряпочки, отожмите, мы их повесим сушить на батарею. В следующий раз, когда мы будем мыть растения, тряпочки будут чистые».
После того, когда все листочки у растений будут чистыми, воспитатель предлагает кому-то из детей взять лейки и полить растения, которые сегодня еще не поливали. Полить лучок — это наш огород.
Чтение стихотворения И. Воронько «Не мешайте мне трудиться».
Не мешайте мне трудиться
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех конечно, угощу.
Он ведь тоже воду пьет!
Дети трудятся, воспитатель при необходимости помогает им советом. Затем воспитатель предлагает посмотреть на растения — какими они стали чистыми и красивыми (ухоженными).
Воспитатель, ромашка и дети расставляют комнатные растения в уголке природы.
Игра «Найди цветок».
Цель: учить детей правильно находить и называть цветы, развивать память, мышление, воспитывать любовь к природе.
(Воспитатель показывает карточку с изображением цветка — дети находят такой же цветок — в уголке природы.)
По предложению воспитателя дети дарят Буратино чистое, цветущее и ухоженное растение — бальзамин (огонек) с просьбой, чтобы Буратино не забывал ухаживать за растением.
Ромашка благодарит и прощается со всеми.