Познавательная беседа «Какие бывают насекомые»
Познавательная беседа в старшей группе
«Какие бывают насекомые».
Цель:
систематизировать представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов; уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Развивающая среда:
картинки и иллюстрации с изображением насекомых, наглядное пособие «Насекомые», аудиозапись «Танец бабочек» М. Красева; книга о природе «Чудо на ладони», графическая модель насекомого, пластилин.
ХОД БЕСЕДЫ
Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие «Насекомые», дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.
— Сегодня мы отправляемся в гости к шестиногим друзьям. Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (о насекомых)
— Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых? (У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко)
— А что ещё есть у насекомых? (На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья)
— Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?
(С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться)
— Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?
(Ходят жуки. у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик)
— Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше.
— Ребята, а чем питаются насекомые? (Цветочным нектаром, листьями)
— Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза — она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью — тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)
— Потому что они выделяют «молочко», только не белое. а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.
ФИЗМИНУТКА
Под музыку «Танец бабочек» дети плавно двигаются.
Д/И «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».
Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого. Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.
— Как окраска помогает насекомым?
Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций) У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
— Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает.
— Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)
Поиграем в игру «ХОРОШО — ПЛОХО».
Много разных насекомых — это хорошо или плохо? (ответы детей)
Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)
Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)
ИТОГ.
О ком мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали? Дети по выбору лепят насекомое.
Календарно-тематическое планирование в средней группе. Лексическая тема: «Насекомые»
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ДЕНЬ
ПОНЕДЕЛЬНИК 19.04.2021 г.
ГРУППА
2 СРЕДНЯЯ 4
ТЕМА:
«Насекомые»
ЦЕЛЬ:
Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности, уточнение особенности внешнего вида насекомых, закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы. Формирование желания получать удовольствие от общения с природой.
Итоговое мероприятие:
«Путешествие в страну насекомых»
Дата:
23.04.2021г.
Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Утро: завтрак, второй завтрак: | Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, музыкально-эстетическое, физическое развитие | Утренняя гимнастика. Беседа с детьми «Что дети знают о насекомых?» Цель: Уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении | Д\и «Соедини точки и узнай, кто получится» с Кириллом П., Вовой и Русланом. Цель: Развитие умения ориентироваться на лист, внимания, мышления. | Ситуативный разговор с детьми «Вкус и запах» — с целью формирования у детей представления об особенностях обонятельных ощущений, их роли в жизни человека. | Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности: строительные игры по желанию детей. | Подбор материалов для папки-передвижки «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ». |
Образовательная деятельность: | 9.00-9.20 Познавательно-исследовательская деятельность (ФЦКМ). Тема: «Насекомые». Цель: познакомить детей с обобщающим понятием «насекомые»; названиями и частями тела насекомых, местами их обитания. Каушкаль, Карпеева, стр. 111. 10.00-10.20 Двигательная деятельность. Под руководством инструктора по физической культуре. | |||||
Прогулка: | Наблюдение за голубями Цель: Развитие наблюдательности, закрепление знаний о перелетных птицах. П\и «Медведь и пчелы», «Поймай комара». | Работа с мальчиками- игры с мячами с целью закрепить умение вести мяч, перебрасывание друг другу. | Закрепление умения быстро собираться на прогулку. | Самостоятельные игры с выносным материалом. Обогащение предметно-развивающей среды на участке- подбор картинок по теме «Насекомые», развешивание гирлянды. | ||
Обед: | Чтение худ. лит.- В.В. Бианки. «Как муравьишка домой спешил» Цель: Знакомство с творчеством В. Бианки. Уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках. | |||||
Вечер: полдник | Бодрящая гимнастика после сна, ходьба по массажным коврикам и «дорожкам здоровья». Д\и «Ласковые слова». Цель. Развитие коммуникативных способностей детей; развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен. | Д\и «Волшебные клеточки». С Ваней С., Сашей Ч. и Полиной. Цель: Развитие мышления, логики, мелкой моторики рук. | Игровая ситуация «Правила поведения». Цель: Развитие умения находить правильное решение проблемных ситуаций. | Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности |
Прогулка: | Инд. работа с девочками- игры с мячом и скакалкой с целью развития меткости. Самостоятельные игры с выносным материалом. |
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ДЕНЬ
ВТОРНИК 20.04.2021г.
ГРУППА
2 СРЕДНЯЯ 4
ТЕМА:
«Насекомые»
ЦЕЛЬ:
Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности, уточнение особенности внешнего вида насекомых, закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы. Формирование желания получать удовольствие от общения с природой.
Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Утро: завтрак, второй завтрак: | Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, музыкально-эстетическое, физическое развитие | Утренняя гимнастика. Предложить прослушивание аудио-сказок о насекомых — «Муравьиные истории» Нины Гали. Цель: Расширение кругозора детей, воспитание интереса к творчеству детских писателей. | Д/у «Собери цветочек» с Варей Р., Сашей А. и Леной. Цель: Закрепление прямого и обратного счета, развитие мелкой моторики рук. | Ситуативный разговор с детьми «Я дружу с гигиеной». Цель: Побуждение детей к бережному отношению к коже, носу, рукам и уход за ними. | Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности: настольно- печатные игры по желанию детей. | Подбор материалов для коллажа «Мир насекомых» — рисунки, картинки, поделки. |
Образовательная деятельность: | 9.00-9.20 Музыкально-художественная (музыка). Под руководством музыкального руководителя. 9.30-9.50 Продуктивная (рисование). Тема: «Божьи коровки» Цель. Закрепление умения самостоятельно рисовать в нетрадиционной технике. Развитие образного восприятия, детского творчества. Побуждение к образной оценке изображений. Сидукова – с.9 | |||||
Прогулка: | Наблюдение за погодой. Цель: Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе весной. П\и «Море волнуется…», «Поймай комара». Труд на участке. | Инд. работа с мальчиками – игры с канатом и кольцебросом с целью развития равновесия меткости. | Совершенствование умения быстро и в правильной последовательности собираться на прогулку. | Самостоятельные игры с выносным материалом. Сбор материалов для уголка науки. | ||
Обед: | Чтение худ. лит. — Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка» (по методике «Расскажи стихи руками») Цель: Развитие памяти, моторики, умения ориентироваться в пространстве, речи, чувство ритма. | |||||
Вечер: полдник | Бодрящая гимнастика после сна, ходьба по массажным коврикам и «дорожкам здоровья». Ситуативная беседа «Следует – не следует» с целью закрепления правил поведения в детском саду и на улице. | Д\и «Шуровка» с Кириллом Б, Антоном и Дариной.. Цель: Развитие мелкой моторики кистей рук. Составление описательных и сюжетных рассказов. | Игровая ситуация «Меня укусило насекомое». Цель. Пополнение знаний детей о первой помощи. Совершенствование умения находить выход из сложных ситуаций. | Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности- художественная деятельность (карандаши и восковые мелки). Сбор материалов для уголка науки. |
Прогулка: | Разучивание р.н.и «Филин и пташки». Цель: Формирование умения детей ориентироваться в пространстве, развитие сноровки и быстроты. |
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ДЕНЬ
СРЕДА 21.04.2021г.
ГРУППА
2 СРЕДНЯЯ 4
ТЕМА:
«Насекомые»
ЦЕЛЬ:
Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности, уточнение особенности внешнего вида насекомых, закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы. Формирование желания получать удовольствие от общения с природой.
Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Утро: завтрак, второй завтрак: | Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, музыкально-эстетическое, физическое развитие | Утренняя гимнастика. Разучивание пальчиковой гимнастики «Паучок». Беседа на тему «Польза и вред насекомых». Цель: Расширение кругозора детей о пользе и вреде насекомых. | Д\у «Расскажи-ка!» с Варей З., Ярославом и Димой. Цель. Развитие умения составлять описательный рассказ с опорой на картинку. | Ситуативный разговор с детьми «Гигиена рта». Цель: Формирование представлений об особенностях гигиены рта, осязания и его роли в жизни человека. | Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности: дидактические игры по интересам детей. | Пополнение материала в уголке науки. |
Образовательная деятель-ть: | 9.00-9.20 Коммуникативная (развития речи) Е.В.Колесникова «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.Стр.38. 9.30-9.50 Познавательно-исследовательская (ФЭМП/конструирование). Тема: «Насекомые» (картотека конспектов) Цель: Упражнение в счете до 5, в нахождении геометрических фигур, в изображении предметов. Комплексные занятия. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, стр.252. | |||||
Прогулка: | Целевая прогулка. Цель: Расширение знаний о роли машин и их механизмах, воспитание любознательности, уважения к труду взрослых. Опытническая деятельность- «Уличные тени-утро». | Метание мяча в цель с девочками Цель: Развитие ловкости, координации движений. | Закрепление умения быстро собираться на прогулку. | Самостоятельные игры с выносным материалом. | ||
Обед: | Чтение худ. лит. – конкурс загадок по теме недели «Кладовая отгадок». Цель: Приобщение к народному творчеству, развитие умения находить ответ в тексте загадки. | |||||
Вечер: полдник | Бодрящая гимнастика после сна, ходьба по массажным коврикам и «дорожкам здоровья». Игровая ситуация «Мы обедаем». Цель. Совершенствование умения детей правильно пользоваться столовым приборами, салфеткой, после еды благодарить взрослых. | Разучивание чистоговорок по теме недели с Максимом, Верой и Ваней М. | Ситуативный разговор «Что такое хорошо, что такое плохо». Цель: Совершенствование умения детей анализировать поступки, находить правильное решение | Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности- предложить настольно-печатные игры |
Прогулка: | Знакомство с узбекской народной игрой «Медведи и пчелы». Цель. Развитие умений реагировать на сигнал ведущего, наблюдательности, быстроты. Труд на участке |
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ДЕНЬ
ЧЕТВЕРГ 22.04.2021г.
ГРУППА
2 СРЕДНЯЯ 4
ТЕМА:
«Насекомые»
ЦЕЛЬ:
Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности, уточнение особенности внешнего вида насекомых, закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы. Формирование желания получать удовольствие от общения с природой.
Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Утро: завтрак, второй завтрак: | Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, музыкально-эстетическое, физическое развитие | Утренняя гимнастика. Предложить настольно-печатные игры по желанию детей с целью закрепления знаний о насекомых. Предложить крупный конструктор для совместной игры «Муравейник». | Д\у «Сравни-ка!» с Ваней Н., Юлей и Кириллом П.. Цель: Развитие смысловой стороны речи через закрепление антонимов, синонимов. | Ситуативный разговор с детьми «Что такое здоровье?». Цель. Побуждение детей к бережному отношению к здоровью своему и окружающих. | Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности: развивающие игры «Узнай по контуру». | Подбор материала для создания альбома «Такие разные насекомые» |
Образовательная деятельность: | 9.00-9.20 Продуктивная (лепка). Тема: «Насекомые на нашем участке» Цель: Закреплять умение лепить, используя знакомые приемы лепки. Н. С. Голицына стр. 189 10.20-10.40 Двигательная (улица). Картотека физической деятельности на улице. Комплекс №22. | |||||
Прогулка: | Наблюдение за кустарниками. Цель: Формирование представления о том, что кустарник- дом для насекомых. Закрепление знаний детей о кустарниках. П\и «Повторяй-ка», «Эхо». | Инд. работа с мальчиками- бег с препятствиями, игры с канатом с целью развития быстроты, выносливости. | Совершенствование умения быстро и в правильной последовательности собираться на прогулку. Опыт «Куда исчезают лужи». Цель: Формирование представления о свойствах воды. | Самостоятельные игры с выносным материалом | ||
Обед: | Чтение худ. лит.- знакомство с творчеством К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» Цель. Ознакомление с творчеством детского писателя, с его произведением. Разучивание отрывка сказки. | |||||
Вечер: полдник | Бодрящая гимнастика после сна, ходьба по массажным коврикам и «дорожкам здоровья». Слушание музыкальных произведений- Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля». Цель. Развитие умения различать оттенки настроений, передаваемых музыкальным произведением | Д/у «Рифмочки» с Вовой, Ваней С. и Русланом. Цель. Упражнение детей в подборе слов со сходным значением, синонимов; обогащать словарь детей | Игровая ситуация «Извинение» Цель: Совершенствовать умения детей уместно употреблять различные формы извинений. | Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности- дидактические игры по желанию детей. |
Прогулка: | Предложить спортивный инвентарь (мяч, бильбоке) для совместной игры. Разучивание считалок для выбора ведущего. |
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ДЕНЬ
ПЯТНИЦА 23.04.2021г.
ГРУППА
2 СРЕДНЯЯ 4
ТЕМА:
«Насекомые»
ЦЕЛЬ:
Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности, уточнение особенности внешнего вида насекомых, закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы. Формирование желания получать удовольствие от общения с природой.
Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Утро: завтрак, второй завтрак: | Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, музыкально-эстетическое, физическое развитие | Утренняя гимнастика. Беседа «Мир комнатных растений» Цель: расширять представления детей о комнатных растениях, их пользе и строении. | Д/и «Сравнение пчелы со шмелем и осой» с Сашей Ч., Полиной и Варей Р.. Цели: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе. | Сри «Путешествие на автобусе» Цель: воспитывать коллективизм, ответственность за сове дело; учить играть коллективно. | Предложить детям самостоятельную деятельность с пластилином. Развивать мелкую моторику рук, закреплять навыки таких приемов как раскатывание, вытягивание, развивать воображение. | Консультация: ««Как научить ребёнка любить и беречь природу?» |
Обр-льная деятель-ть: | 9.00-9.20 Двигательная деятельность. Под руководством инструктора по физической культуре. 9.30-9.50 Музыкально-художественная (музыка). Под руководством музыкального руководителя. | |||||
Прогулка: | Наблюдение ««За работой воспитателя на клумбах» Цель: познакомить детей с правилами посева семян на клумбах, продолжать учить уважать труд взрослых. П/ и «Туннель» Цель: упражнять в ходьбе в колонне, развивать выдержку; умение поддерживать дружеские отношения в коллективе. | Упражнение по развитию движений. Ходьба по дорожке с Сашей, Леной и Кириллом Б.. Цель: упражнять в ходьбе приставным шагом по узкой дорожке. . | Опыт по экологии «Свет и тень» Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. | Трудовая деятельность: Подметание дорожек. Цель: воспитывать желание трудиться. | ||
Обед: | Этикет. Напоминать о пользовании салфетками после еды, правильном использовании приборов, о правилах культуры поведения во время приема пищи, о необходимости благодарить после приема пищи. | |||||
Вечер: полдник | Бодрящая гимнастика после сна, ходьба по массажным коврикам и «дорожкам здоровья». Настольно-печатная игра «Разрезные картинки» Цель: научить составлять целое из частей; формировать умение видеть целостный образ по части. | Д/и математика ««Один – много» с Антоном, Дариной и Варей З.. Цель: образование существительных множественного числа. | Беседа «От улыбки станет всем светлей». Цель: Обсудить как можно поделиться хорошим настроением с окружающими, почему это важно; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Наблюдать за правильным выполнения правил игры, распределение ролей. |
Прогулка: | Наблюдение за камнями Цель: знакомить с разнообразием камней и их свойствами. Лепка из мокрого песка «Стрекоза села на цветок» Цель: развивать воображение; учить задумывать содержание своей работы, добиваться воплощения замысла. |
Образовательный проект для детей средней группы «Насекомые»
Татьяна Смирнова
Образовательный проект для детей средней группы «Насекомые»
Образовательный проект для детей средней группы
«Насекомые»
Вид проекта: творческий практико-ориентированный.
Целевая группа: педагоги, дети 4 – 5 лет, родители.
Ресурсы для реализации проекта: методическая литература, детская художественная литература, детские энциклопедии, наглядные пособия, д/игры, интернет – ресурсы, детские презентации по теме.
Сроки реализации: май — июнь
Актуальность: недостаточные (часто ошибочные)
представления
детей о насекомых. Резкое деление детьми представителей мира насекомых на полезных и вредных. Отсутствие у взрослых интереса к наблюдениям в живой природе, желания и умения приобщить своего ребёнка к познанию объектов природы.
Цель проекта: расширение представлений детей о наиболее ярких представителях мира насекомых. Привлечение родителей к развитию познавательных интересов ребёнка.
Задачи проекта:
• Формирование познавательного интереса к жизни насекомых.
• Знакомство с особенностями внешнего вида и поведения муравья, бабочки, божьей коровки, кузнечика, пчелы, мухи, стрекозы.
• Расширение первоначальных представлений детей о жизнедеятельности насекомых в весеннее — летний период. Обогащение представлений о том, как насекомые «трудятся»
.
• Формирование умения безопасного поведения при встрече с некоторыми представителями насекомых.
• Создание условий для активного использования детьми своих представлений и знаний о насекомых в творческой деятельности.
• Воспитание бережного отношении я к природе.
• Привлечение родителей к оказанию помощи в реализации проекта, формирование у них потребности в совместной с детьми поисково-познавательной деятельности.
Предполагаемые результаты:
• Дети умеют вести наблюдение за насекомыми.
• Дети различают способы передвижения насекомых: бабочки, муравья, стрекозы, божьей коровки, кузнечика, мухи, комара, пчелы, осы.
• Умеют различать и называть по внешнему виду и поведению муравья, бабочку, божью коровку, кузнечика, пчелу, муху, стрекозу.
• Дети знают жизненный цикл бабочек.
• Дети знают ядовитых насекомых нашего края и знают правила безопасного поведения при встрече с ними.
• Дети бережно относятся к природе.
• Дети рисуют, лепят, конструируют, раскрашивают насекомых.
• Оформление выставки совместных детско-родительских работ «Мир насекомых»
.
• Подборка книг для библиотечки семейного чтения на тему «Детям о насекомых»
.
• Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.
Итоговое мероприятие проекта: Как найти дорожку? (по сказке В. Берестова)
План реализации проекта:
1 этап Определение проблемы, обсуждение темы, поиск путей решения проблемы, форм участия детей и взрослых в проекте.
Однажды на прогулке дети увидели паука.Ярослав сказал: «Это насекомое»
.Аня сказала: «Паук, это не
насекомое, а паукообразное – я по телевизору смотрела».Влад сказал: «Пауки вредные их надо уничтожать»
.Лиза сказала:
«Природу надо беречь»
.Татьяна Васильевна спросила: «Ребята,вы хотите узнать: Кто такие
насекомые? Полезные или вредные? Как передвигаются? Какие с ним происходят превращения? Что общего между бабочкой и гусеницей? Почему в народе говорят, «назойливый, как муха»
,
«трудолюбивый, как муравей»
?
Перед нами встал вопрос, где можно узнать о насекомых? Влад сказал, что можно посмотреть энциклопедию. Ваня решил спросить у папы. Аня предложила посмотреть телевизор. Вика, сказала, что в нашей библиотечке есть книги о природе. Артём предложил узнать о насекомых в интернете. Надя предложила понаблюдать за насекомыми на прогулке. Татьяна Васильевна предложила пригласить в гости своих родителей и нашего старого знакомого – лесовичка и рассказать им о насекомых.
Мероприятия:
— индивидуальные беседы с родителями: «Задаёт ли ваш ребёнок вопросы о насекомых? Любите ли вы сами наблюдать за насекомыми? Интересен ли для вас мир насекомых?»
— общение с детьми «Назови, каких ты знаешь насекомых. Почему муху отовсюду прогоняют? Чем похожи и чем отличаются бабочка и пчела? Как называется дом муравья?»
— подбор методической литературы
— выбор методов и приёмов для решения проблемы
2 этап Реализация проекта.
Мероприятия:
• наблюдение на прогулке за насекомыми;
• рассматривание энциклопедии;
•чтение детям произведений: В. Усачёв «Божья коровка»
,
«Жучок»
, Э. Мошковская
«Кузнечик»
, Э. Шим
«Жук на ниточке»
, А. Сарсеков
«Бабочка, давай дружить!»
, В. Пальчинскайте
«Муравей»
, К. Чуковский «Муха — Цокотуха;
• загадывание загадок о насекомых;
•беседы: «Как определить насекомое»
, «Почему говорят, что
«муравью роса – ливень»
,
«Как насекомые двигаются»
,
«Насекомые в саду и огороде»
;
«Почему насекомые прячутся?»«Где живут насекомые?»«Трудолюбивые насекомые»
.
•речевые игры: «Кто больше назовёт действий?»
(Что умеет делать божья коровка? – ползать, летать, смотреть, расправлять крылышки, есть тлю, подниматься по стеблю, сидеть на листике). Что умеет делать муравей? – бегать, таскать груз, строить муравейник, подниматься по дереву, спускаться);
«Назови, какой»
;
«Отгадай и назови»
;
«Летает – не летает»
;
• прослушивание и пение песни В. Шаинского и Н. Носова «В траве сидел кузнечик»
;
• рассматривание набора предметных картинок С. Вохринцевой «Насекомые»
;
•дидактические игры: «Найди пару»
,
«Будь внимательным!»
,
«Похожи – не похожи»
,
«Четвёртый лишний»
, лото
«Насекомые»
,
«Хорошо – плохо»
,
«Кто, где живёт?»
,
«Муравьишки»(с блоками Дьенеша)
;
•работа по мелкой моторике: «Угадай, кто спрятался»
— разглаживание бумажных комочков с контурным
изображением насекомых; выкладывание контура бабочки из пуговиц на пластилиновой основе;
• рисование «Божья коровка в траве»
, лепка
«Кто живёт в траве?»
, аппликация с элементами рисования
«Этот маленький жучок…»
, конструирование из бумаги
«Божья коровка»
, индивидуальные работы по рисованию
«Бабочки — красавицы»
; раскрашивание раскрасок
«Насекомые»
;
•разучивание физкуль
,
«Бабочка летала, над цветком порхала»
;
• пальчиковая игры «Насекомые»
,
«Божья коровка»
;
• п/и «Медведь и пчёлы»
,
«Поймай комара»
,
«Бабочка и цветы»
.
Взаимодействие с родителями:
• индивидуальное общение с родителями «Какие энциклопедии о насекомых будут интересны детям 4 – 5 лет»;
• рекомендации родителям по организации наблюдений с детьми за насекомыми;
• подбор для родителей библиотечки семейного чтения по теме «Детям о насекомых»
;
• организация выставки совместных детско-родительских поделок на тему «Мир насекомых»
• совместное рисование детей и родителей мелками на асфальте во время вечерней прогулки «Шестиногие малыши – насекомые»
.
3 этап Проведение итогового мероприятия «Как найти дорожку»
(по сказке В. Берестова, подведение итогов, презентация
проекта.
Итоги проекта:
• Дети заинтересованно наблюдают за насекомыми, рассматривают иллюстрации с их изображениями, рассказывают родителям о своих впечатлениях.
• Дети различают и называют муравья, бабочку, божью коровку, кузнечика, пчелу, муху, стрекозу.
• Дети знают и выполняют правила безопасного поведения при встрече с некоторыми насекомыми.
• Повысился познавательный интерес детей и родителей к миру насекомых, особенностям их жизнедеятельности.
• Родители участвуют в мероприятиях проекта, многие из них приобрели для своего ребёнка детские энциклопедии о насекомых.
• Развивающая среда группы пополнилась наборами предметных картинок «Насекомые»
,
«Как растёт живое?»
, альбомом
«Жизнь насекомых»
, детской презентацией
«Удивительный мир насекомых»
, дидактической игрой
«Лото. Насекомые»
,
«Кто где живёт?»
, коллекция
«Такие разные насекомые»
.