Конспект занятия «Ориентировка во времени» в старшей группе детского сада


Конспект занятия «Ориентировка во времени» в старшей группе детского сада

Занятие по ФЭМП в ДОУ. Старшая группа. Тема: Ориентировка во времени
Программное содержание: упражнять в ориентировке на листе бумаги; продолжать учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счёте в пределах десяти; в названии последовательности дней недели; развивать внимание, усидчивость; мелкую моторику пальцев рук; формировать навыки самоконтроля. Демонстрационный материал: карточки для игры «Танграм»; раздаточный материал: иллюстрации из «Умной книжки»; цифры до семи; палочки X. Кюизенера.
Ход занятия
1. Игра «Что где?». Можно использовать сюжетные картинки или игрушки. Дети называют, где что находится:
• Белка сидит на ветке. • Зайчик под кустом. • Машина за домом. • Кукла на диване. • Кубик под столом. И т. п.
Воспитатель предлагает детям спросить друг у друга, что справа (слева, вверху, внизу).
— Кто справа от елки? — Что внизу? — Что вверху, над домом? И т. п.
2. Гимнастика для глаз. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Движения глазными яблоками: • глаза вправо — вверх; • глаза влево — вверх; • глаза вправо — вниз; • глаза влево — вниз. Глаза закрыть. Отдых 10-15 с. 3. Игра «Неделька, стройся». На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками (или цифрами). Дети по сигналу берут карточки со стола, выстраиваются по порядку. Задания: • выходят дети с карточками, на которых цифрами обозначены дни недели, стоящие после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); • выходит ребенок с карточкой «Понедельник»; • выходит ребенок с карточкой с названием дня, который стоит после вторника, и так далее. 4. Игра «Кто знает, пусть дальше считает». Воспитатель предлагает посчитать цветы (например: тюльпаны, одуванчики и т. п.). Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Один одуванчик» — и бросает мяч ребенку, тот ловит мяч и продолжает: «Два одуванчика», бросая мяч другому ребенку. И так далее. Физкультминутка Мы пойдём сначала вправо – Раз, два, три. А теперь пойдём налево – Раз, два, три. А теперь мы все присядем – Раз, два, три. Дружно и тихонько встанем – Раз, два, три. А теперь мы все станцуем – Раз, два, три. 5. Состав чисел 6 и 7. Работа с палочками X. Кюизенера. Воспитатель читает стихотворение:
Цифра 1 — самый первый снежок, 2 — нежно головку повесил цветок, 3 — ветер играет с морского волной, 4 — алеет флажок (он по цвету какой?), 5 — солнышка и одуванчика цвет, 6 — цвета фиалки прекраснее нет, 7 — сажа в трубе всё чернее, 8 — спелая вишня стала вкуснее, 9 — как колокольчик хрупкий, приятный, 10 — как апельсин свежий и ароматный.
Г. ПоповаЗадание: положите на стол палочку, которая соответствует числу 6 (фиолетовая). Дети выкладывают число шесть из других палочек (шесть белых или желтая и белая; две голубых; три розовых и так далее). 6. Игра с палочками. В понедельник — мандарин, А во вторник — апельсин, В среду — шоколад, В четверг — мармелад, В пятницу — виноград, В субботу — печенье, В воскресенье — варенье. В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. 7. Игра «Танграм». На доске образец:


Дети самостоятельно собирают квадрат. Тот, кто собрал, может составить изображение по собственному замыслу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада с презентацией. Состав числа 5 НОД по развитию речи в старшей группе. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Конспект занятия в старшей группе. Свойства бумаги Конспект НОД в старшей группе на тему: «Одуванчик»

Похожие статьи:

Конспект занятия в старшей группе на тему «Наша родина – Россия»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Посуда». Ознакомление с окружающим

Конспект НОД во 2 младшей группе: Ориентировка во времени

НОД во второй младшей группе на тему «Ориентировка во времени: день-ночь»
Автор: Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии №1503 города Москвы (СП ДО 1964)


Описание: Предлагаю вариант занятия с детьми 3-4 лет, которое в игровой форме учит детей первоначальной ориентировке во времени, так как знакомим с понятием день и ночь. Малыши данного возраста часто путают или совсем не определяют временные понятия. Материал будет полезен воспитателям ДО и родителям. Цель: Подведение детей к осмыслению временных понятий. Задачи: Помочь детям понять особенности дня и ночи. Научить различать части суток: день-ночь. Расширять представления детей об окружающем мире, его объектах и явлениях. Материалы для воспитателя: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением дня и ночи.
Ход НОД

К ребятам в гости приходит зайчик и рассказывает, что недавно с ним произошло что-то странное. Когда он возвращался домой, на улице, вдруг, стало темно и зайчик нашёл звёздочку.
«Игра со звёздами» Детям раздаются вырезанные из картона звёздочки. У воспитателя в руках облачко. В соответствии со словами стихотворения дети выполняют движения (сначала дети-звёздочки прячутся за облачко, затем показывают, как дремлет звёздочка, в конце грозят пальчиком, показывая, что звёздочка озорница). Игра проводится по стихотворению М. Петрова Спряталась за облачко Маленькая звёздочка. Задремала в небе Слабым огоньком. Не спалось, наверно, Озорнице днём. Чтение сказки «День и ночь» Любовь Вощенко Показ детям картинок «день-ночь», обсуждение, что когда происходит.


Игра «День-ночь» Дети стоят в кругу, воспитатель в середине круга. Когда воспитатель произносит слово «день», дети поднимают руки вверх, как лучи солнца, улыбаются и повторяют слово «день». Когда воспитатель произносит слово «ночь», дети закрывают ладошками лицо и садятся на корточки, повторяя слово «ночь». Игра проводится 3 раза. Дети выполняют задание, когда что бывает. Воспитатель загадывает загадки и получают символ отгадки. В конце игрового сеанса предлагаю детям шаблоны солнца и звёзд, которые дети наклеивают на полотно соответствующего цвета (ночь-чёрное, день-голубое).

Рекомендуем посмотреть:

Игровые упражнения для детей 4 — 7 лет Конспект НОД для 2 младшей группы. Путешествие в весенний лес Дидактическая игра для детей 5-7 лет. Словомания — С Конспект образовательной деятельности для детей и родителей старшей группы с презентацией на тему: Т

Похожие статьи:

Конспект занятия в детском саду во 2 младшей группе. Профессия врача

Конспект занятия по социально — коммуникативному развитию в младшей группе детского сада

Конспект занятия про детский сад. Младшая группа

Для развития мышления ребёнка важна ориентировка во времени. Уже младенец усваивает день и ночь. Это самая первая ориентировка во времени с древности.

Малыш растёт, и его представления о времени расширяются. К понятиям «день» и «ночь» добавляются «утро» и «вечер». Основывается такая ориентировка во времени на деятельности ребёнка и его окружения.

Игра на ориентировку во времени «Часы: время суток»

Вариант для 2-3 лет.

Вырезаем из картона круг. На него наклеиваем 2 картинки. На одной небо со звёздами, на другой – солнце на голубом небе. В середине просверливаем острым предметом отверстие, через которое к «часам» прикрепляем стрелку из картона. В качестве крепежа используем гайку с болтиком. Это удобно, потому что при ежедневном поворачивании стрелок крепёж может разболтаться, и стрелка в нужном положении держаться не будет. Тогда надо будет просто подтянуть гайку.

Ориентировка во времени суток: как играть?

  1. Два раза в сутки менять положение стрелки, в зависимости от времени суток, обращая внимание и рассказывая малышу, что там за окном.
  2. Организуйте рисование дня и ночи. Рисовать лучше гуашью, потому что гуашь – краска плотная. Если появятся какие-нибудь огрехи, такой краской их будет удобно замазать.
  3. Кисти: плоские разного размера. Широкой кистью будем рисовать небо. Покажите малышу, как набирать краску на кисть, снимать избыток, как наносить её на бумагу. Чаще всего дети предпочитают рисовать хаотично. Покажите мазки слева направо.
  4. Теперь нам надо подождать, пока первый слой нашего рисунка высохнет. Малыши не в состоянии ждать долго, поэтому ускоряем процесс с помощью маминого фена Бумага: любая, хорошо впитывающая. Любая в том смысле, что необязательно покупать какую-то дорогую бумагу. В доме всегда найдутся остатки, например, обоев. Размер отрезать по возрасту и силам.

Есть ряд вариантов размещения бумаги. Первый – на мольберте. Второй – на столе. В любом случае лист бумаги должен быть зафиксирован неподвижно.

  • На мольберте лист закрепляется прищепками сверху и по бокам или только по бокам.
  • На столе лист фиксируем за уголки клейкой лентой.
  • Окунаем альбомный лист бумаги в чистую воду, поднимаем вертикально и ждём, когда вода стечёт. Мокрая бумага хорошо «приклеится» к столу.

Вариант размещения зависит от возраста и физического развития малыша. Учтите, что рисуя на мольберте, ему придётся держать на весу руку с кистью, что не каждому под силу. Современные дети не отличаются хорошим физическим статусом.

Ведро с водой и тряпка – обязательно присутствуют. Аварийные ситуации бывают часто – краска разливается на стол, на пол. Гуашь важно вымыть быстро.

Пример занятия на ориентировку во времени «Рисуем день» для 2-3 лет.

  1. На столе (или мольберте) закрепляем альбомный лист.
  2. Разведем до нужной степени синюю и желтую гуашь. Синюю нальём на блюдце, чтобы кисть можно было обмакнуть в краску по всей ширине. Жёлтую краску нальём в ячейку палитры.
  3. Широкой плоской кисточкой ребёнок раскрашивает лист – «небо».
  4. Сушим рисунок феном. Близко не подносите, чтобы краска не разбрызгалась.
  5. Когда «небо» высохнет, нарисуем на нём узкой плоской кисточкой круг жёлтого цвета. Можно закрасить его или оставить как есть. Это солнышко.
  6. Осталось только нарисовать от солнышка лучики и посушить картину феном.

Если бумага деформировалась, прогладьте рисунок утюгом с обратной стороны. Готовый рисунок можно приклеить на «часики» для ориентировки во времени, вложить в пластиковый файл, завести в рамку и разместить на стене. Аналогичным образом рисуем ночь. Вот самая простая ориентировка во времени. Собственные рисунки с удовольствием будет рассматривать даже самый непоседливый ребёнок.
0

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

1. Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

2. Содержание работы по развитию временных представлений у детей в ДОУ

3. Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях по математическому развитию

Список используемой литературы

1. Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его»

Как же ребенку показать время?

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И.П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]