Конспект НОД в старшей группе Тема: «Путешествие в лес».план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему


Конспект НОД «Путешествие в зимний лес» (образовательная область «Познание»)


Цель: Формировать знания детей о диких животных.

Задачи:

1. Обучающие: -закреплять знания детей об образе и повадках диких животных в зимнее время, через игровые обучающие ситуации; — формировать умения различать и называть животных (белка, лиса ,заяц, медведь); 2. Развивающие: — развивать речь детей при ответах на вопросы воспитателя, память , двигательную активность; читать стихи о животных, отгадывать загадки; — активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, тёплая, берлога, дупло, кора; 3. Воспитательные: -Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем. -Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным. — Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.

Материалы и оборудование: Декорации: поляна в зимнем лесу, берлога, ёлочки, пенёк. Игрушки: мягкие белка, лиса, медведь, заяц; кукла-снеговик, корзинка с угощениями для зверей, игра «Рассели по домикам».

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций о диких животных; Чтение произведений В.В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка»; Е. Чарушина «Мишка — башка», «Волчишко», « Лис и мышонок»; р.н.с. «Лисичка сестричка и серый волк»; «Три медведя», « Лиса и заяц»; Стихов И .Токманова «Медведь»; загадывание загадок о диких животных; дидактическо — печатные игры «Лесные жители» (лото), «Чьи детки?», «Кто где живёт?»; рисование, лепка, раскрашивание животных.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение Художественной литературы», «Социализация», « Физкультура»

Ход НОД:

1. Организационный момент:

Воспитатель: Загадывает загадку:

Снег на полях, лёд на реках Вьюга гуляет, когда это бывает?

Дети: Зимой!

2. Практическая часть:

Воспитатель: Правильно. Да на улице много снега, стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили ,да и снег выпал, спрятал траву и в лесу тоже.

Интересно, а что сейчас происходит в лесу?

Давайте с вами отправимся в зимний лес. Возьмём с собой корзинку с гостинцами для животных, вдруг мы там их встретим. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Вокруг себя обернись в зимнем лесу окажись!»( дети произносят слова, открывают глаза, в это время звучит фонограмма записи голосов лесных птиц).

Воспитатель: Ребята послушайте, зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится (Дети проходят потихоньку в лес. Впереди лесная поляна. На поляне, на пеньке стоит снеговик.)

Воспитатель: Ой, Ребята, посмотрите, кто нас встречает в лесу? Кто это сидит?

Дети: Снеговичок, (здоровается со всеми) дети тоже с ним здороваются.

Воспитатель: А почему ты такой грустный, снеговик? Что случилось?

Снеговик: Тихо здесь, не с кем и поговорить, да и знакомых животных не встретишь.

Воспитатель: Пойдём с нами вместе, мы хотели посмотреть зимний лес, а также посмотреть , как дикие животные живут в лесу. Пойдёшь с нами?…

Снеговик: Да.

-Ребята кто это ?Я его не узнаю.

Дети : Заяц.

Снеговик: Действительно заяц. А почему он белый? Ч то случилось с ним?

Воспитатель: Ребята,

А почему заяц белую шубку надел? А где зимой прячется зайка? Почему? (Под кустиком) Чем питается зайка?

Дети: корой, веточками, сухой травой.

Воспитатель: Кто знает стихотворение про зайца?

Ребёнок рассказывает стих:

Длинноухий шустрый зайка Ест листочки на лужайке. А зайчонок притаился он Он в лесу всего боится.

Воспитатель: Давайте мы угостим зайчика морковкой. ( Угощаем зайчика ). -А теперь пойдём дальше Ребята: Посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? (Дети подходят к ёлочке, там сидит белка).

Дети: Белка.

Воспитатель: Правильно это белочка.

Какие припасы себе готовит на зиму белочка? ( Орешки, грибы, яблоки). Куда прячет белка свои припасы? (В дупло).

Ребенок рассказывает стих про белку:

Белка шишки собирает И грибочки запасает. Двое маленьких бельчат Ей всегда помочь спешат.

Воспитатель: Ай да белочка, ай да хлопотунья!

Воспитатель: А что это за огонь горит между ёлок? Кто это там притаился?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Правильно .А какая лиса? (Хитрая, рыжая, красивая, плутовка).

А что любит кушать лиса?

Дети: кур, рыбку, зайчат и мышек.

Воспитатель: Послушаем стишок про лису.

Ребёнок рассказывает стих:

Любит рыжая лисица Свежей рыбкой поживиться. А лисёнок на пригорке Ловит мышку возле норки.

Воспитатель: Давайте угостим лисичку рыбкой, чтобы она добренькой стала. (Дети угощают лису)

Воспитатель: Продолжим наш путь.

Снеговик: Что это за горка?

Воспитатель: Дети, а я слышу — кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:

Кто мохнатый и большой Летом по лесу гуляет? Зимой в берлоге отдыхает?

Дети: Медведь.

Правильно, медведь.

Как на горке снег, снег. И под горкой снег, снег, И на ёлке снег, снег, И под ёлкой снег, снег. А под ёлкой спит медведь- Тихо, тихо – не шуметь.

Что делает зимой медведь? (Спит).

Кто расскажет стишок про медведя?

Ребёнок рассказывает стих:

Бурый мишка без забот С медвежатами живёт. Есть для них в лесу малина И душистый мёд пчелиный.

Воспитатель : А что любит есть медведь? ( Мёд, малину, рыбку).

Давайте оставим здесь мёд, чтобы медведю было чем полакомиться, если вдруг он проснётся .

Покажем, как мишки ходят?

Физминутка: « Три медведя»

Три медведя шли домой — Дети шагают на месте вперевалочку. Папа Мишка был большой — Поднимают руки вверх. Мама чуть поменьше ростом — Наклоняются вперёд. А сынок малютка просто — Приседают. Очень маленьким он был с погремушками ходил — Дети имитируют игру на погремушках. Дзынь — дзынь – дзынь с погремушками ходил. (Оставляем туесок с мёдом и идём дальше, на пеньке лежит игра «Рассели по домикам»).

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите кто -то игру оставил, давайте мы с вами сейчас поиграем. Посмотрите сколько малышей, давайте поможем им найти свой домик. Кто в каком домике живёт? Лисёнок где? (В норе). А зайчонок где? (Под кустиком). А медвежонок где? ( В берлоге). Молодцы!

Воспитатель: Смотрите ребята, какая чудесная поляна, сколько много снега и чьи-то ушки виднеются.

Дети: Это зайка.

Воспитатель: Ребята, он наверное очень замёрз, смотрите весь трясётся, давайте с ним поиграем.

Игра «Зайке холодно сидеть».

Зайка беленький сидит — дети приседают, руки над головой, как И ушами шевелит — ушки у зайца Зайке холодно сидеть — встают, хлопают в ладоши Надо лапочки согреть. Зайке холодно стоять — дети прыгают на двух ногах Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал — приседают, закрывают ладонями лицо. Зайка прыг и спрятался.

Воспитатель: Вот и согрелся наш зайка.

Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со снеговиком, скажем ему до свидания. Закройте ладошками глаза и говорите: « Вокруг себя обернись, в детском саду окажись» (Дети закрывают глаза и повторяют слова).

3.Рефлексия.

Ребята, где мы с вами побывали? (В зимнем лесу ).

Понравилось вам в лесу?

Кого мы повстречали в зимнем лесу? (Белку, зайца, лису).

А какие ещё животные живут в лесу ,которых мы не встретили? (Лось, бобр, волк, ёжик). Кто расскажет про них стихотворение?

А какие это животные? (Дикие). Почему? (Потому, что они живут в лесу). Спасибо все сегодня хорошо работали.

Автор: Подузова Ольга Николаевна воспитатель, МАОУ гимназия №2 СП «ГДО» г. Асино, Томская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Конспект занятия «Лес – многоэтажный дом»

МБДОУ № 5 «Аленький цветочек», г. Тихорецк, Краснодарский край

Воспитатель

Победитель (диплом I степени) Всероссийского конкурса для педагогических работников дошкольных организаций «Лучший конспект занятия в детском саду»

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Посохова С.Б. Конспект занятия «Лес – многоэтажный дом» // Совушка. 2015. N1. URL: https://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00010.html (дата обращения: 05.02.2022 ).

Цель: уточнить и расширить представления детей о лесе и его обитателях.

Задачи :

  • дать детям первоначальное представление о том, что лес – это многоэтажный дом, в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор;
  • показать многоярусность леса;
  • выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека;
  • дать детям представления о леснике – человеке, который заботится о лесе : бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды;
  • развивать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение;
  • воспитывать интерес к природе, умение видеть его красоту, желание сохранять все живое.

Предварительная работа:

  1. беседа о лесе;
  2. рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»;
  3. заучивание пословиц о лесе;
  4. отгадывание загадок о лесных зверях;
  5. рассматривание иллюстраций с изображением лесника .

Материалы:

  1. модель «этажи леса», картинки с изображением деревьев, кустарников, грибов, ягод, лесных обитателей ;
  2. таблицы; картинки «Как лесник заботиться о лесе», «Правила поведения в лесу», «Зачем люди ходят в лес».;
  3. музыкальное сопровождение.

Методические приемы: загадывание загадки, игровые действия по размещению животных по этажам на схеме, заполнение таблиц, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание музыкальных записей, просмотр слайдов.

Оборудование : мультимедийная установка, магнитофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре, а куда вы узнаете по дороге (воспитатель предлагает занять детям места). Пока мы будем лететь, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, куда мы отправимся.

Богатырь стоит богат Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешками, Петю – сыроежками, Катеньку – малиной, Хулигана – хворостиной.

Дети : в лес. Воспитатель: правильно, это лес. Пока мы с вами будем лететь в лес, давайте посмотрим , сколько интересного можно увидеть (просмотр мультимедййных слайдов , поинтересоваться у детей, каким видится все сверху, подвести к тому, что с высоты все кажется маленьким, у домов видны только крыши) Воспитатель : Прислушайтесь … Слышите, как ветерок играет с листьями . А вот послышались голоса птиц (звучат голоса птиц) Слышите ? Синь –синь – синь – это песенка синицы, ча –ча- ча – а это сорока, чив- чив – чик- чирик – это воробей. Мы приближаемся к лесу (звучит музыка). Дети, а можно сказать, что мы слышали голос леса? Почему? (ответы детей) Воспитатель: Вот мы и прибыли в лес, давайте выйдем из воздушного шара. Здравствуй , лес, дремучий лес, полный сказок и чудес. Посмотрите, сколько деревьев в лесу, грибов, кустарников. Сколько красок… Красный, бордовый цвет можно найти в шляпках грибов и спелых ягодах брусники, клюквы. Желтый, оранжевый цвета дарят лесные ромашки и бабочки. Зеленый цвет вы найдете в траве, листьях и озорных кузнечиках. Голубой – в небесных просторах и прозрачных водах. Синий цвет спрятан на лесных полянках в васильках и колокольчиках. А фиолетовый цвет вот – вот улетит на крыльях жука (Показываются слайды с изображением леса на мультимедийной установке). Воспитатель: А как вы думаете, кто самые главные жители леса ? Дети: деревья Воспитатель: Правильно, деревья. Какие деревья растут в лесу? (показываются слайды с изображением деревьев и уточняются их названия). Воспитатель: Ребята, перед вами картинки с изображением деревьев , попробуйте назвать их ( дети называют деревья, воспитатель спрашивает , как они узнали, что это береза, дуб, ель и. т.д.) Воспитатель: Что еще растет в лесу? (ответы детей: кустарники, ягоды, грибы, трава…) Воспитатель: Как вы думаете, кому и зачем нужны деревья, трава, кустарники и грибы? (ответы детей: животным , птицам, насекомым…) Воспитатель: Правильно, в лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, рысь), лесные птицы (сорока, соловей, сова, дятел), насекомые (муравьи, жуки, гусеницы, комары). Воспитатель: А можно ли назвать лес многоэтажным домом? (ответы детей) Воспитатель: Давайте мы сейчас свами создадим свой лес (на панно собирается картина леса) Воспитатель: А теперь давайте сравним лес с многоэтажным домом (к таблице-панно «Лес»подставляется таблица с изображением многоэтажного дома, от каждого этажа проводиться линия, проходящая через панно) Воспитатель: Что растет на первом этаже? (ответы детей: трава, грибы , цветы….) Воспитатель: Что растет на втором этаже? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, следующий этаж занимают кустарники и деревья поменьше и самый верхний этаж –высокие дубы и сосны. На всех этажах обитают жители леса. Расскажите какие обитатели леса на каком этаже живут? (ответы детей) Воспитатель: Лес – это как большой многоэтажный дом. Там живет много- много жильцов, соседей. Они все нужны друг другу ( Показ слайда — многоярусность леса) Воспитатель: Ребята, а кто из вас живет в многоэтажном доме ? (ответы детей) Воспитатель: Теперь вы знаете, что многоэтажным может быть не только дом, но и лес (уточняется с детьми , что растет и кто живет на разных этажах леса) Воспитатель: Как вы думаете, человеку нужен лес? (ответы детей) Воспитатель: Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами (работа с таблицей — детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать те, на которых изображено зачем человек ходит в лес. Дети выбирают картинки и вклеивают их в таблицу ) Воспитатель: Дети, как вы думаете, лес можно обидеть? (ответы детей) Воспитатель: Ко мне в руки попала жалобная книга леса. (дети рассматривают жалобную книгу, воспитатель зачитывает жалобы цветов, птиц и т.д.) Воспитатель: А чем можно помочь лесу? (ответы детей) На столе разложены картинки с изображением чего не следует делать и чем можно помочь. Воспитатель: Я приготовила для вас 2 таблицы: на одной цветочек улыбается, а на другой грустит. Как вы думаете, почему? (ответы детей: цветок грустит – этого не следует делать в лесу, улыбается – чем можем помочь лесу). Воспитатель: Давайте с вами выберем себе картинки и заполним таблицы. (Дети заполняют таблицу о правилах поведения в лесу) Воспитатель: Молодцы! Запомните эти правила и соблюдайте их. Ребята, мы с вами говорили, что лес – это большой дом. В каждом доме есть хозяин. А знаете ли вы , кто в лесу главный хозяин? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, главный человек в лесу – лесник. Он хорошо знает всех обитателей леса и старается помочь им в трудное время. Он следит чтобы деревья не болели, гасит лесные пожары и сажает новые деревья взамен срубленным. Лесников не так уж много в нашей стране, работа лесника трудная, а иногда опасная. Он живет в лесу вдали от города. Давайте с вами посмотрим как лесник заботится о лесе (рассматривание таблицы). Воспитатель: Ребята, подумайте, могут ли обычные люди помогать лесу, лесным обитателям? Как? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы. Мы с вами много говорили о лесе, его обитателях, правилах поведения в лесу, необходимости леса для людей, о работе лесника. А сейчас нам пора попрощаться с лесом:

Лес дремучий , до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес!

Воспитатель: Давайте с вами сядем в наш воздушный шар и отправимся обратно в детский сад (дети занимают свои места). Воспитатель: А пока мы с вами долетим, скажите, почему лес называют дремучим, могучим? (ответы детей) Воспитатель: А что значит «ты расти на радость людям»? Воспитатель: Как вы думаете, почему лес полон сказок и чудес? (ответы детей) Воспитатель: Мы с вами не заметили как долетели (дети выходят из воздушного шара). Мы снова в детском саду. Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей) Воспитатель: Теперь вы знаете, что лес – это многоэтажный дом, в котором на разных «этажах»живет много растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Знаете правила поведения в лесу и что в лесу главный человек — лесник.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]