Занятие по развитию речи в младшей группе: заучивание стихотворения «Жили-были зайчики»
Тема «Заучивание стихотворения «Зайчики» с помощью мнемотаблицы»
Цель:
Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение.
Задачи:
- помочь детям понять содержание стихотворения, его эмоциональный настрой; передавать его радостный характер в самостоятельном чтении посредством интонации.
- учить детей слышать, слушать, запоминать и воспроизводить текст стихотворения, используя приемы визуализации текста с помощью: игровой мотивации, движений по тексту, многократного чтения текста (воспитателем и детьми);
- учить пересказывать текст стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Материал:
мнемотаблица, игрушки зайчики, 2-3 искусственные елочки, аудиозапись с песней «Солнечные зайчики».
Ход занятия
. Ребята, посмотрите у нас гости. Это зайчата! Какие они хорошие, только очень грустные. Давайте мы их успокоим и утешим. Погладьте зайчиков, успокойте, подбодрите.
(Дети гладят зайчиков, говорят успокаивающие слова).
Что-то зайчики всё ещё грустят, не улыбаются, не играют. Как же нам их развеселить?
(Дети предлагают, как развеселить зайчиков).
-А давайте мы подарим зайчикам весёлое стихотворение. Но для этого стихотворение нужно выучить наизусть. Вы согласны, ребята?
— Тогда рассаживайтесь на стульчики, а зайчата сядут возле меня, и слушайте внимательно. Воспитатель читает стихотворение:
«Жили – были зайчики на лесной опушке. Жили – были зайчики в беленькой избушке. Мыли свои ушки, мыли свои лапочки. Наряжались зайчики, надевали тапочки».
— Понравилось ли вам, ребята, стихотворение? О ком говорится в стихотворении? (Дети отвечают).
— Про веселых и аккуратных Зайчишек. У меня есть картинки про этих Зайчиков, они помогут нам, быстро и легко запомнить стихотворение.
(Читаю первую строчку стихотворения и показывая к какой картинк
е
относится каждое слово).
— А теперь я буду показывать картинки, а вы, все вместе, повторите эту строчку стихотворения.
(Читаю вторую строчку стихотворения и показывает второй ряд картинок).
— Повторите, пожалуйста, эту строчку, мальчики…, а теперь девочки.
(Показываю третий ряд картинок, читаю следующую строку).
— А эту строку повторите, только тихим голосом.
(показывает четвёртый ряд картинок, заканчивая стихотворение).
— А эту строчку повторите, громким голосом. — Сейчас, ребята, я превращу вас в зайчиков. Вокруг себя повернитесь,
в зайчиков превратитесь. У вас выросли длинные ушки, короткие хвостики, лапки перед собой, согнули в локотках. Прыгайте за мной на лесную опушку и повторяйте стихотворение.
«Жили – были зайчики на лесной опушке. (Дети прыгают)
Жили – были зайчики в беленькой избушке.
(Дети приседают, делают руками крышу домика)
Мыли свои ушки, мыли свои лапочки.
(Дети моют ушки, моют лапочки)
Наряжались зайчики, надевали тапочки.
(Имитируют движения)
-Что – ж, пора возвращаться к нашим зайчикам.
Вокруг себя повернитесь,
в девочек и мальчиков превратитесь. — Нашим гостям было очень интересно за вами наблюдать. Вы очень веселые и игривые малыши. — Предлагаю поднять настроение зайчикам. Расскажите им стихотворение, а картинки вам помогут рассказывать без ошибки. Только рассказывать надо ласково, весело, шутливо, с добротой.
— Кто из вас хочет порадовать зайчат? Маша, какого зайчика ты возьмешь?
(Дети по очереди берут игрушки и читают для них стихотворение).
— Ой! Зайчата улыбнулись!
— У наших зайчиков хорошее настроение, они улыбаются. А когда настроение хорошее хочется петь и танцевать. Дети берут игрушки. Под песню «Солнечные зайчики» танцуют с ними.
Ж — Б
Ж — Б
Нетрадиционные способы разучивания стихотворений
Перед занятием по заучиванию стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения.
Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты: подготовка детей к восприятию стихотворения; выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза); беседа по содержанию стихотворения; повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз); чтение стихотворения детьми.
Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.
1 способ.
Метод иллюстрации.
Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
Согласно этого метода – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8.
Покажем это на примере стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…»
2 способ.
Учим стихи в движении.
Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Например, «Солнце светит (чертим руками в воздухе большой круг, а на лице изображаем улыбку), шепчут листья (прикладываем руку к уху, как бы прислушиваясь к шёпоту) и т.п. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или детям). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.
Или можно по-другому, педагог предлагает ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода, вы можете предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины.