План мероприятий в рамках празднования «Недели толерантности» в подготовительной группе
Цель: Воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России.
Задачи:
— воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания;
— создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
— развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой;
— расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
— формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
— знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.
Девиз:
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из детсада гони!
№п/п | Образовательная область | Мероприятие | Участники |
В течение недели:- проведение акции «Поможем малышам» (помощь в одевании, изготовление подарков);- чтение художественной литературы про дружбу («Заяц хвастун» Н. Носов, «Заплатка» А. Аким, «Моя родня» Е. Чарушин, «Лисята». Заучивание стихотворения Наталья Майданик «Единство навсегда»);- просмотр тематических мультфильмов;- проведение игр разных народов (русские, татарские, хантыйские, таджикские, молдавские и т.д.);- прослушивание национальных мелодий. | |||
05.11.2013г. | |||
1 | Коммуникация | Тематическая беседа «Мы разные, но мы дружим!». | Дети, воспитатели |
2 | Чтение художественной литературы, социализация | Оформление тематической книжной выставки «Все мы — дружная семья!» | Дети, воспитатели |
3 | Художественное творчество | Акция «Давайте жить дружно!» | Дети, родители, воспитатели |
4 | Консультация для родителей «Толерантность, что это такое?» | Родители | |
06.11.2013г. | |||
5 | Коммуникация, музыка, чтение художественной литературы | Непосредственно образовательная деятельность на тему «Что такое добро?» | Дети |
6 | Музыка, коммуникация | Хороводные игры «В хороводы становись». | Дети, воспитатели |
7 | Физическая культура | Физкультурный досуг «Веселая компания» | Дети, воспитатели, родители |
8 | Буклет для родителей: «Как воспитывать толерантность». | Родители | |
07.11.2013г. | |||
9 | Коммуникация, труд, социализация | Создание «Экрана добрых дел». | Дети, воспитатели |
10 | Художественное творчество (рисование, аппликация). | Практическая мастерская: «Улыбка», изготовление стикеров «Подари улыбку прохожему». | Дети, воспитатели |
11 | Коммуникация | Дидактическое упражнение «Назови соседа ласково». | Дети |
12 | Пополнение уголка для родителей рубрикой «Сотвори добро», «Как помочь ребенку стать добрым». | Родители | |
08.11.2013г. | |||
13 | Художественное творчество (лепка). | НОД «Дружные ребята» | Дети |
14 | Коммуникация, здоровье, физическая культура, музыка | Итоговое мероприятие «Если с другом вышел в путь». | Дети, воспитатели. |
Проект по толерантности «Мы — такие разные»
Библиографическое описание:
Старакорова, И. Н. Проект по толерантности «Мы — такие разные» / И. Н. Старакорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1239/ (дата обращения: 05.02.2022).
Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
Далай-Лама XIV
Аннотация проекта
Целью данного проекта является развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений с представителями разных культур, национальностей посредством приобщения к культурным традициям народов России.
Задачи проекта:
- Разработать и внедрить в практику ДОУ план-проект по формированию толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
- Обучить детей правилам игр народов России и умению использовать их в самостоятельной деятельности.
- Развивать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.
- Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям других национальных культур, путем приобщения детей к искусству народов России.
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении, будет обогащена и пополнена среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к представителям различных национальностей и культур.
Обоснование необходимости проекта
Наукой сформулированы концептуальные основы понятия межнациональная толерантность; анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Толерантность — это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда — многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
По отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности.
Межнациональное воспитание — это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.
Толерантность, являясь интегративным личностным образованием, не возникает на пустом месте, и не является врожденным. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. Дошкольный возраст — это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости и влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.). Таким образом, это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности других культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности.
Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам.
Проанализировав всю вышеперечисленную информацию, мы пришли к выводу о необходимости разработки инновационного проекта, который ориентирован на развитие толерантных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурным ценностям разных народов.
Разработанные специально организованные мероприятия позволяют укреплять партнёрские отношения, обогащать детей знаниями культурных традиций разных народов (игр, песен, танцев, праздников и т. п.). Проект может быть использован в различных видах деятельности педагогов и узких специалистов детских дошкольных учреждений.
Перспективный план работы над проектом
Этапы работы | Мероприятия |
Исследовательский этап | Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка» |
Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности | |
Диагностика актуального уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование) | |
Подготовительный этап | Анализ результатов диагностического исследования |
Консультация для педагогов на тему: «Формирование межнационального согласия и толерантности у дошкольников» | |
Презентация проекта, информирование родителей о проекте | |
Разработка картотеки «Подвижные игры разных народов» | |
Подбор музыкальных произведений народов разных стран | |
Основной этап— реализация проекта | Беседа-рассуждение на тему: «Зачем нужны традиции?» (коммуникация, социализация, познание) |
С/р игра «Путешествие на воздушном шаре в гости к друзьям» (знакомство с традициями разных народов) (социализация, познание, коммуникация) | |
Создания (познание, коммуникация) | |
Рисунок в подарок другу «Портрет моего друга» | |
Использование подвижных игр разных народов в НОД ФИЗО | |
Изготовление альбома «Мы все разные» (познание, коммуникация, социализация, художественное творчество) | |
Консультация для родителей на тему: «Мы живем семьей единой» | |
Основной этап — реализация проекта | Спортивно-музыкальный праздник «Праздник дружбы» (художественное творчество, социализация, ЧХЛ) |
Встречи в литературной гостиной «В кругу друзей» (ЧХЛ, коммуникация, социализация, художественное творчество, познание) | |
Музыкальное развлечение «Мы в мире дружбы будем жить» | |
Развлечение «Страна Толерантности» (коммуникация, социализация, художественное творчество, познание) | |
Создание коллажа на тему: «Мы разные, но мы вместе» (коммуникация, социализация, познание, художественное творчество) | |
Театрализованное представление «Ничего нет краше — Родины нашей» | |
Памятки «Нити дружбы» для родителей и педагогов по развитию толерантности у дошкольников | |
Заключительный этап | Итоговая диагностика уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование) |
Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности |
Заключение
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе
Литература:
- Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.
- Бондырева С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: старший дошкольный возраст, художественное творчество, дошкольный возраст, ребенок, коммуникация, познание, толерантное отношение, доброжелательное поведение, межнациональная толерантность, межнациональное воспитание.
Праздник на День толерантности в старшей группе детского сада. Сценарий
Сценарий праздника ко Дню толерантности «С любовью к людям»
Цель: познакомить детей с понятием «толерантность»; развивать нравственно-значимые качества личности; воспитывать уважение к традициям других народов. Оборудование: зал украшен надписью — День толерантности. На центральной стене картины людей разных национальностей. В углу зала постелен атласный ковер, на котором находятся разноцветные подушки и «загадочные» атрибуты. Пять костюмов на девочек разных национальностей. Ход праздника Ведущий. Здравствуйте, ребята! Какие вы все разные! Знаете, мы не только внешне разные, но мы даже здороваемся по разному. • Сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония); • Потереться носами – так здороваются в Новой Зеландии; • Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга – Великобритания (англичане); • Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки – Россия; • Показать язык – Тибет; • Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия); • Обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж). Ведущий. И разговариваем, ребята, мы тоже на разных языках. Французы – на французском, татары – на …, англичане – на …, украинцы – на …, молдаване – на … Сколько национальностей – столько языков, обычаев, разных культур. Но разве не похожие на нас люди плохие? Разве мы можем не любить и не уважать их лишь за то, что они не похожи на нас? Конечно нет, если человек не похож на нас цветом кожи, поведением – это не повод его не любить. Поэтому, ребята, и появился праздник, который назвали Всемирный день толерантности. Вы слышали когда-нибудь такое слово? Знаете что оно означает? Давайте сегодня мы с вами и попробуем понять, что же такое толерантность, но сначала я расскажу вам сказку…. Ведущий.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь.
Под музыку в зал входит девушка. Обходит зал, рассматривает все, здоровается с детьми, представляется по имени и садится в уголочке на стульчик.Ведущий. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и решила она обратиться к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику. Под музыку входит волшебник. Здоровается с детьми, рассказывает, кто он, показывает какой-нибудь «фокус» и садится на ковер с подушками.Девушка (подходит к волшебнику и грустно говорит)
. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Волшебник.
Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет.
Любовь уходит из зала. Волшебник начинает «колдовать». Под загадочную музыку по одной входят девочки, одетые в национальные костюмы, и садятся вокруг колдуна. Звучат звуки поющих птиц, звуки утра.Ведущий.
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Волшебник.
Вот, выбирай — одну зовут Радость, другую — Удача, третью — Красота, четвертую — Щедрость, пятую — Доброта.
Любовь.
Ой, а я даже не знаю, кого мне выбрать, они такие все красивые, такие разные, такие хорошие…
Волшебник.
Да, Любовь, ты права, они и правда разные — и имена у них разные, и внешне они разные, а все это потому, что разные у них национальности. И чтобы решить, какая из них станет тебе настоящей подружкой, надо с ними поближе познакомиться. Вот — Радость. Она — молдаванка. Что ты знаешь о молдаванах? Ничего? А вы ребята? Ну тогда вы должны знать, что они — прекрасные танцоры. Поэтому, Любовь, приглашай детей и станцуем молдавский танец, а мы с Радостью вас научим. Смотрите на нас и повторяйте движения.
Танец по показу Волшебника Любовь.
Ой, какая хорошая Радость. Точно, именно она и будет мне подружкой, я очень люблю танцевать.
Ведущий.
Любовь, подожди немного. Ты ведь еще с остальными девочками не познакомилась, не надо торопиться. Познакомь нас, добрый Волшебник с другими девочками.
Волшебник.
Это — Удача. Она — хантейка. Это малочисленные народы Севера. Слышали о них? Молодцы! Рад, что вы интересуетесь бытом и культурой других народов. А игры вы знаете хантейские? Тогда давайте поиграем и научим Любовь играть в игры хантов.
Игра «Озера — ручейки» Дети делятся на несколько команд. На сигнал «ручейки», дети, держа друг друга за пояс, бегут в разные стороны. На сигнал «озера», дети берут друг друга за руки и на носочках, мелким шагом, идут по кругу. Любовь.
И игра замечательная и Удача очень хороша. И что же делать, кого в подружки то взять, Удачу или Радость?
Ведущий.
Может не будем торопиться, давай с остальными девочками познакомимся.
Волшебник.
Ну что ж, вот девочка, которую зовут Красота. Она — русская. А вы, ребята, какой национальности? А что вы знаете о русских? Точно, русские люди красиво танцуют и поют.
Танец «Русская кадриль» Любовь.
Ой, ой-ей, совсем я запуталась, и эта девочка мне нравится. А вон та, как ее зовут? Мы с ней еще не знакомы.
Волшебник.
Эта девочка — Щедрость. Она башкирка. Ребята, среди вас есть башкиры? А друзья у вас есть башкиры? У башкир есть очень интересная игра.
Игра «Строим ютру» Участники игры делятся на 3-4 подгруппы и образуют круг. В кругу на стуле лежит платок. Дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова: Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок. Под слова, перестраиваются в общий круг. На сигнал «стоим юрту», берут платки и натягивают над головой. Волшебник. Осталось познакомить вас с последней девушкой — Добротой. Она — узбечка. Это восточная красавица. Она прекрасно танцует и научит вас. Танец «Цыплята» Любовь.
Они все прекрасны, не знаю, кого и выбрать… Волшебник. Да, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Ведущий.
Не торопись, Любовь, подумай, может стоит их всех взять в подружки? Красота, Доброта, Удача, Щедрость, Радость — разве можно прожить без одной из них?
Любовь.
Вы правы. Я возьму их всех в подружки, хоть они и такие разные и буду к ним всегда очень хорошо относится.
Ведущий.
Ребята, мы с вами сегодня хотели понять, что значит такое странное слово — толерантность. Посмотрев эту сказку, как вы думаете? Правильно, толерантность — это любовь, доброта, радость, щедрость, удача, красота по отношению к другим людям. Давайте будем любить друг друга, людей, проходящих мимо и совсем не похожих на нас, людей других национальностей, тогда и они ответят нам тем же, ведь за добро всегда платят добром, за любовь — любовью, за щедрость — щедростью. А сейчас давайте споем песню про наш родной край.
Песня «Родная песенка» Волшебник.
Постойте, постойте, не надо расходится. Я же волшебник, и сейчас я что-нибудь наколдую вам на память о нас с Любовью.
Волшебник колдует, вытаскивает шоколад. Гости всех угощают, прощаются и уходят.
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированное развлечение в старшей группе детского сада Сценарий развлечения для детей разновозрастной группы 4-6 лет Развлечение для детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Сценарий Консультация для родителей детского сада на тему: Толерантность
Похожие статьи:
Конкурсная программа для мальчиков в детском саду