Конспект НОД старшая группа «Зима»
● проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года; ● развивать познавательный интерес; ● формировать способность видеть красоту окружающего мира; ● воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру; ● воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры; ● развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление. Оснащение образовательного процесса: иллюстрация «Зимний лес», картинки для игровых упражнений «Снеговики», «Путаница»; подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях; Ход деятельности: Воспитатель собирает вокруг себя детей и читает им стихотворение: Белый снег пушистый В воздухе кружится. И на землю тихо Падает, ложится
— Ребята, о каком времени года я прочитала стихотворение? — А почему вы думаете, что о зиме? — Правильно, только зимой бывает снег. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие к Царице – зиме. Представьте себе, что вот это у нас волшебные сани и мы на них отправляемся в гости. Воспитатель. Вот мы и приехали ребята послушайте загадку . Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица – Белокожа, светлолица. Как махнула рукавом – Все покрыла серебром! Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас? К ребятам выходит Царица – зима. Царица – Зима: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я. Хотите ли вы увидеть настоящую русскую зиму? (Ответы детей). Тогда смотрите! Звучит музыка, Царица – зима рассыпает всюду «снег» Вам нравится? Наша русская зима, словно сказочное царство. Послушайте, как пишут о красоте зимнего леса русские поэты. Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою. ( С.Есенин.) Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И на утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной, И заснул под нею Крепко, непробудно. ( И.Суриков.) Как красиво говорят поэты о природе, о зиме. А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме.) Молодцы! А загадки вы умеете отгадывать? Попробуйте отгадать мои загадки, это очень сложно! — Скатерть бела весь свет одела. (Снег.) На дворе горой, а в избе водой. (Снег.) — Гость погостил – мост замостил, Рыбам зиму жить тепло; — Крыша – толстое стекло. (Лёд.) Старик у ворот тепло уволок. Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.) И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберет. (Иней.) Молодцы, ребята, вы правильно отгадывали. За это я дарю вам нашу зиму на память! Царица – зима дарит детям картину «Зимний лес» и уходит. Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину. Какие краски использовал художник, чтобы ее нарисовать? (Ответы детей.) Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.) Кого еще мы видим на картине в зимнем лесу? Как изменилась жизнь животных и птиц зимой? Что стало с растениями? (Ответы детей.) А в нашей с вами жизни, в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Масленица.) А в какие игры вы любите играть зимой? (Дети называют зимние игры.) Дайте с вами сейчас поиграем. Физкультурная минутка. Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, Проложи другим дорогу А теперь бочком, бочком Друг за другом все бегом Ножка ножку догоняла, Всё бочком за ней скакала. Отставала, догоняла. — Стоп ! – сказала. – Я устала. Ножка ножку догоняла, Всё бочком за ней скакала. Воспитатель. Ребята пришла пора нам поиграть свою смекалку показать. — Упражнение «Снеговики». Задание: сравнить двух снеговиков, найти различие между ними. — Дидактическая игра « Назови приметы зимы» Воспитатель: Скажите ребята, какая она, зима? Холод…. Дети : Холодная Воспитатель: Мороз — …. Дети : Морозная Воспитатель: Стужа -…. Дети : Студеная Воспитатель: Вьюга — …. Дети : Вьюжная Воспитатель: Лёд — …. Дети : Ледяная Воспитатель: Снег — …. Дети : Снежная Подведение итогов. Ребята, о чем мы сегодня говорили, что делали на занятии? Что вам особенно понравилось, запомнилось? Послушайте еще одну красивую загадку о зиме. Хоть сама и снег, и лед, А уходит – слезы льет. Сюрпризный момент. Дети с воспитателем находят ледяную шкатулку Царицы-зимы с запиской, в которой она благодарит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие леденцы.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада «Здравствуй, Зимушка-зима!»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима!» Цель:
— Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, стремления применять на практике имеющиеся знания и умения.
Задачи:Образовательные:
— обогащать эмоционально-эстетическое восприятие дошкольников через поэтическое слово, музыку; — формировать умение инсценировать простейшие стихи: сочетать в роли движение и текст — познакомить детей и помочь в освоении нетрадиционной техники рисования (губкой по трафарету);
Развивающие:
— развивать творческое воображение, фантазии, мышление, память, умение видеть, чувствовать, обсуждать зимние забавы;
Воспитательные:
— воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувства партнерства, дружбы и ответственности.
Материалы:
костюмы Снеговика, Волка, шапочки зайцев, Зимы, клеёнки, губки, кисти, ванночки с гуашью, трафареты волков, зайцев, снеговиков, салфетки, три листа ватмана форматом А1, с подготовленным фоном.
Предварительная работа:
заучивание наизусть стихотворений о снеговиках, песен, танцев, выразительное чтение заученных стихов. Ход ООД Дети заходят в музыкальный зал, под музыку, образуя круг.
Воспитатель:
Повела зима над нами снеговыми рукавами, И посыпались снежинки на деревья и дома. Мы в снежки сражаться будем, Мы с горы кататься любим И поэтому нам очень
Дети (хором) :
Очень нравится зима!
Воспитатель:
А раз вам зима нравится, давайте споем о ней веселую песню. (дети встают врассыпную и исполняют песню с движениями) «Зимняя песенка» (музыка — В. Витлина, слова — Т. Волчиной) 1 ребенок: Ой, ты зимушка — зима, Рады мы, что ты пришла. Хоровод заведем песню зимушке споем. Хоровод «Здравствуй, зимушка-зима! » (музыка — А. Филиппенко, слова — Т. Волчиной) . 2 ребенок: (читает считалку, выбирает водящего для игры) Начинаем мы играть, Будем всех подряд считать: Раз, два, три, четыре, пять, Будем зиму выбирать. (Выбранному ребенку надевает шапочку Зимы) Игра «Зима и дети» (автор неизвестен) Дети (хором) : Один, два, три, четыре, пять, Давай Зима, скорей играть. (Зима в центре круга) Зима, зима, ты где была? (Дети подходят к Зиме, сужая круг, Зима, зима, ты где была? расширяют круг, далее повторяют движения, которые показывает Зима) Зима: В мешке стужу несла, (Зима идет, изображая мешок за плечом, На землю холод трясла, встряхивает кисти рук от себя, Руки, ноги познобила, потирает ладонями плечи, переступает с ноги на ногу, В избы стужу напустила, дует, выполняет плавные движения кистями рук вперед, Все дороги земела плавно покачивает руками внизу, И сугробы намела поднимает руки вверх, через стороны возвращает их в исходное положение) Дети (хором) : Уж, ты Зимушка-зима, (Дети сужают круг, Зима лютая была, расширяют круг, Я прошу тебя, вытягивают руки вперед, Не морозь меня! грозят пальцем) После этих слов дети бегут по кругу к стульчикам, Зима пытается догнать и «заморозить» как можно больше детей.
Воспитатель:
А сейчас, я загадаю вам загадку. Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой: Ком на ком поставит ловко, Загадка — Рот — дуга, и нос — морковка, А два глаза — угольки, Да из веток две руки. Солнце вышло, он и сник. Кто же это? (Снеговик) Про снеговиков мы с вами учили очень много стихов. Давайте попробуем их сейчас не только прочитать, но и показать (инсценировка стихотворений) «Снеговик» (автор — В. Егоров) — 3 мальчика, Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратится в снежный ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка – Увы! – и нет снеговика. «Снеговик» (автор — Т. Шорыгина) — 2 девочки и мальчик, Мы с подругой Катей Ком большущий катим. Из пушистого комка Слепим мы снеговика. В белой шубке меховой, С угольками вместо глаз, Улыбаясь, как живой, Снеговик глядит на нас. Мы дадим ему метелку, Слепим пышный воротник, Пусть по улицам поселка Ходит дворник — снеговик.
Воспитатель:
А сейчас давайте послушаем историю, в которой проявил себя отважно еще один снеговик. «Снеговик» (автор — И. Гурина) — (чтение стихотворения с инсценировкой по ролям: автор, 5 зайцев, снеговик, волк (8 детей) На пеньке у старой ели Зайки белые сидели. — Чем бы нам таким заняться? — Рассуждали грустно братцы. — И в снежки мы поигрались, И на горке покатались! А давайте, может быть, Бабу снежную лепить! Точно! Принялись за дело, И работа закипела! Катят зайки впятером Преогромный снежный ком. Ком второй полегче был, Третий — младший брат слепил! Руки — две большие палки, А прическа — из мочалки. Нос веселый — из морковки, Из сучков — глаза и бровки. Рот и щеки — из рябины, Шляпа — из большой корзины. Зайки прыгают вокруг: — Здравствуй, здравствуй, снежный друг! Головой он вдруг кивнул И зайчатам подмигнул: — Не хотите ли зайчатки Поиграть со мною в прятки? Старший крутит головой: — Снеговик-то наш — живой! В это время за кустами Лязгал серый волк зубами. Только он к зайчатам — прыг! А на встречу снеговик! Волк ужасно испугался, Снеговик за ним погнался. Это что за снежный зверь Бродит по лесу теперь? Волк от страха тихо стонет, Больше зайцев он не тронет, Ведь у братьев новый друг, Он сильнее всех вокруг!
Воспитатель:
Посмотрев эту историю вам, наверное, очень захотелось нарисовать ее на бумаге. Но сначала давайте исполним замечательный танец «Я рисую». Танец «Я рисую» (на музыку «Зима» диск «Новогодние снежинки» Издательство Весть — ТДА Москва)
Воспитатель:
Сейчас мы с вами приступим к рисованию зимней истории про отважного снеговика необычным способом с помощью трафаретов и губок. Левой рукой нужно плотно прижать трафарет, а правой рукой с помощью губки наносить краску. Еще вам необходимо выбрать 2 человек, которые будут с помощью кисточки белой краской завершать зимний пейзаж. Разделитесь на три подгруппы и приступайте к работе. Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года», по окончании рисования дети рассматривают рисунки. Воспитатель: Дети, какие вам работы понравились и почему? (ответы детей) Молодцы, ребята, у вас получились замечательные иллюстрации к зимней истории со снеговиком. Скажите, дети, что вам понравилось на занятии? (ответы детей). Ну а сейчас давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением будем собираться на прогулку, где придумаем новые истории с поделками из снега.