Интегрированное занятие по познавательному развитию «Травы, которые лечат»
Гоптарева Наталия Викторовна
Воспитатель МБДОУ д/с «Ромашка»
Пояснительная записка
Гоптарева Наталия Викторовна воспитатель МБДОУ д/с «Ромашка»
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Травы, которые лечат».
Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе я разработала, опираясь на методические рекомендации следующих авторов: Кузнецова М.П. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях»; А. Уманской и К. Данейки «игровой массаж»; Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам», Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день»
В своем конспекте я использовала ТСО: детям подается образовательный материал в наглядно – игровой форме. Яркие картинки в сопровождении стихов, загадок, дают положительный результат в познавательном развитии. Побуждает детей к речевой активности, мыслительной деятельности.
Одним из основных факторов оздоровления воспитанников является двигательная активность. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Поэтому мною была разработана система игровой деятельности, которая включает в себя:
Физкультминутка;
Дыхательная гимнастика, сопровождаемая движениями (по Б. Толкачеву);
Подвижная дидактическая игра «Найди такое же»;
Игровой массаж.
Также я использовала релаксацию (слушание звуков природы) и фитотерапию.
Я считаю, что такие методы работы являются эффективными для укрепления здоровья детей.
Программное содержание
Цель:
познакомить детей с лекарственными растениями; приобщать к здоровому образу жизни.
Задачи:
формировать знания детей о лекарственных растениях, об их роли в жизни человека; способствовать развитию речи у детей, их коммуникативных качеств, а развивать общую моторику у детей.
Методы и приемы:
Наглядные;
Словесные;
Игровые;
Практические.
Материал и оборудование:
ноутбук, проектор, экран, презентация «Травы, которые лечат!», макет «ковер-самолет», аудиозапись «звуки природы», декорации леса и лекарственных растений, картинки лекарственных растений, наволочки из ситца с застежкой на молнии 15х15, сбор трав (мелиссы, мяты, валерианы), тарелочки.
Предварительная работа
:
Проведение анкетирования с родителями воспитанников на тему: «состояние здоровья вашего ребенка»;
Привлечение родителей к сбору лекарственных растение и пошиву наволочек для фито сбора;
Работа медперсонала с родителями;
Беседа с детьми «Что нужно сделать, если ты простудился?»;
Факультативный курс «Лекарственные травы Сибири»
Факультативный курс «Лекарственные травы Сибири»
Пояснительная записка
Факультативные занятия по теме «Лекарственные травы Сибири» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование знаний и умений, способствующих укреплению здоровья воспитанников, развитию навыков заботы о своём здоровье, усвоению здорового образа жизни.
Факультатив призван решать следующие задачи:
— познакомить с лекарственными травами Сибири;
— пополнить знания о полезных свойствах овощей;
— выработать умения заготавливать лекарственные травы;
— научить применять средства народной медицины в необходимых ситуациях
— познакомить воспитанников с народной косметикой;
— формировать нравственные качества, адаптировать к дальнейшей жизни в современном обществе.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма знаний. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано расширять знания и укреплять практические навыки воспитанников.
На занятиях учащиеся знакомятся с лекарственными травами Сибири и правилами их заготовки и применения, расширяют знания о целебных свойствах овощей, их значении для организма человека, получают представление о пользе воздушных и водных процедур, лечении музыкой и звуками, различных видов гимнастики и массажа, учатся использовать резервы своего организма.
На занятиях отводится время для изучения правил приготовления, заготовки, сушки, хранения лекарственных трав, при одном важном
условии – назначает их только врач.
Ближе знакомясь с окружающей природой, её целебными свойствами, воспитанники учатся бережно к ней относиться, вырабатываются качества рачительного и разумного хозяина природы.
В разделах «Целебные свойства ягодных кустарников», «Здоровье на грядке» учащиеся знакомятся с широко распространёнными заболеваниями, учатся оказывать первую помощь, применяя народные средства медицины. Каждый человек может оказаться в непредвиденной ситуации, когда по тем или иным причинам рассчитывать на быструю и квалифицированную медицинскую помощь не приходится. И тогда знания народной медицины помогут учащимся найти оптимальный выход.
Особое внимание на занятиях уделяется профилактике отравлений грибами, ягодами, растениями. Так как большинство случаев отравлений происходит дома, и жертвами являются дети, необходимо научить их придерживаться некоторых общепринятых правил, которые позволят избежать несчастного случая, ведь отравление легче предупредить, чем вылечить.
В разделе народная косметика учащиеся знакомятся со строением и функцией кожи, выполняют практические работы ухода за кожей лица, рук, волосами, применяя лекарственные растения и другие народные косметические средства. Прививаются эстетические навыки, которые помогут детям в любых обстоятельствах выглядеть опрятными, привлекательными, красивыми.
Основными формами и методами обучения являются беседы, экскурсии, практические работы, проведение опытных и исследовательских работ, широкое участие воспитанников в школьных конкурсах, викторинах.
В процессе занятий отводится время для закрепления правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, а также навыков обращения с кипятком при приготовлении отвара, настоя, витаминного чая. Во время выполнения практических заданий учащиеся учатся соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Во время занятий факультатива уделяется внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения. Углубляются теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, уроков СБО.
На занятиях ведётся тетрадь, в которую вносится необходимая информация, записываются правила приготовления настоев, отваров, народные методы лечения, которые можно применить в будущей самостоятельной жизни. Результаты годовой работы факультатива (рисунки, проекты, альбомы, газеты и др.) оформляются в виде итоговой выставки.
Новизна факультативного курса в пропедевтике знаний о лекарственных растениях Сибири. Знания и умения, полученные на факультативном курсе, позволят побудить интерес к формированию потребности в здоровом образе жизни.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений учащимися в повседневной жизни. Изучение учебной программы факультативного курса повышает уровень социальной компетентности воспитанников.
Список литературы
- Заликина Л. Общий уход. – Медицина, 1982.
- Полный семейный справочник домашнего доктора Н.Н. Полушкина Рипол. Классик Москва 2007г.
- С.А.Кабанова «Секреты здоровья» (энциклопедия)
- И.А.Лившиц «Здоровье рядом»
- Мурашко В.В. Учебник для подготовки младших медицинских сестёр по уходу за больными. Медицина, 1983.
- Милич М.В. Ланченко С.Н. Поздняков В.И. Учебное пособие по специальному уходу за больными. – Медицина 1983.
- Мухина С.А. Тарновская И.И.Общий уход за больными. – Медицина, 1989.
- Петров В.Д. Врач, больной и здоровье.
- Перекопская А.Г. Саркисян Э.Э. Гигиена с основами организации здравоохранения. – Медицина 1972.
- Полная энциклопедия массажа. Ленинград 2005г.
- «Попращайтесь с болезнями» Майя Гогулан Санкт-Петербург «Вектор» 2009г.
- «Лекарственные растения Восточной Сибири» Восточно-Сибирское книжное издательство 1996г.
- Энциклопедия народной медицины. Изд. «АНС»
и «Олма Пресс» 2004г.
- Домашняя аптека (справочник) 2001г.
Календарно-тематический план по факультативному курсу «Лекарственные травы Сибири»
2012 2013 учебный год
6класс
№ | Тема урока | часы | дата | Формы методы |
Общие сведения
(2часа)
1. | Введение. Народная медицина. Состав лекарственных растений. | 1 | 7.09 | Игра-путешествие |
2. | Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья. | 1 | 14.09 | Практ. работа |
Лекарственные растения Сибири
(3час.)
1. | Многообразие лекарственных растений Сибири. | 1 | 21.09 | Рассказ |
2. | Лекарственные растения Сибири в Красной книге | 1 | 28.09 | Беседа |
3. | Ядовитые растения. | 1 | 5.10 | Сообщ. уч. |
Целебные свойства ягодных кустарников
(7час.)
1. | Малина | 1 | 12.10 | Сообщ. уч. |
2. | Смородина. | 1 | 19.10 | Сообщ. уч. Практ. работа |
3. | Боярышник. | 1 | 26.10 | Сообщ. уч. Практ. работа |
4. | Шиповник | 1 | 9.11 | Сообщ. уч. Практ. работа |
5. | Черёмуха | 1 | 16.11 | Пригот. реферата |
6. | Рябина | 1 | 23.11 | Сообщ. уч. Практ. работа |
7. | Облепиха | 1 | 30.11 | Беседа |
Здоровье на грядке
(7час.)
1. | Разнообразие овощей. Полезные свойства для организма человека. | 2 | 7.12 14.12 | Викторина Творч. Игра «Я знаток природы» |
2. | Огурец | 1 | 21.12 | Сообщ. уч. Практ. работа |
3. | Морковь | 1 | 28.12 | Сообщ. уч. Практ. работа |
4. | Чеснок | 1 | 11.01 | Сообщ. уч. Практ. работа |
5. | Свёкла | 1 | 18.01 | Сообщ. уч. Практ. работа |
6. | Редька | 1 | 25.01 | Сообщ. уч. Практ. Работа |
Народная косметика
(5час.)
1. | Лицо – зеркало души. | 2 | 1.02 8.02 | Практ. работа |
2. | Косметика на кухне. | 1 | 15.02 | Практ. работа |
3. | Советы для каждого дня. | 2 | 22.02 1.03 | Сообщ. уч. Практ. работа |
Интересное о здоровье
(4час.)
1. | Здоровые зубы – здоровый организм | 1 | 15.03 | Защита рефератов |
2. | Питание для глаз | 1 | 5.04 | Беседа Тест |
3. | Как победить усталость | 1 | 12.04 | Практич. работа |
4. | Добрые мысли лучшее лекарство | 1 | 19.04 | Беседа Ролевые игры |
Оздоровление организма
(5час.)
1. | Фитотерапия и хорошее самочувствие. | 1 | 26.04 | Беседа |
2. | Воздушные и водные процедуры. | 1 | 3.05 | Оформление стенда |
3. | Баня и здоровье. | 1 | 10.05 | Соц. опрос |
4. | Ароматерапия. | 1 | 17.05 | Беседа |
5. | Домашние лечебные процедуры. | 1 | 24.05 | Практ. работа |
Учащиеся должны иметь представление:
— о многообразии лекарственных растений Сибири;
— о сборе и хранении лекарственного растительного сырья;
— о разнообразии методов и приёмов укрепления здоровья человека.
Учащиеся должны знать:
— целебные свойства изученных растений и овощей;
-правила применения народных средств в конкретных ситуациях;
— значение фитотерапии для организма человека;
— лечение лекарственными растениями проводится под наблюдением врача.
— косметические средства для ухода за кожей лица.
Учащиеся должны уметь:
— приготовить настой, отвар, целебный чай;
— применять полученные знания в жизни и практической деятельности;
— использовать народные средства медицины при оказании первой помощи;
-демонстрировать приобретённые навыки.
7 класс
№ | Тема урока | часы | дата | Формы методы |
Общие сведения
(3час.)
1. | Здоровье без лекарств | 1 | 3.09 | |
2. | Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья. | 1 | 10.09 | Практ. работа |
3. | Сибирская тайга – клад для здоровья человека | 1 | 17.09 | Сообщ. уч. |
Полезные дикорастущие растения
(4час.)
1. | Берёза | 1 | 24.09 | Сообщ. уч. Практ. работа |
2. | Ель | 1 | 1.10 | Сообщ. уч. Практ. работа |
3. | Сосна, пихта | 1 | 8.10 | Сообщ. уч. Практ. работа |
4 | Кедр | 1 | 15.10 | Сообщ. уч. Практ. работа |
Целебные свойства трав
(4час.)
1. | Мята, мелисса | 1 | 22.10 | Сообщ. уч. Практ. работа |
2. | Укроп | 1 | 12.11 | Сообщ. уч. Практ. работа |
3. | Петрушка | 1 | 19.11 | Сообщ. уч. Практ. Работа |
4. | Крапива | 1 | 26.11 | Оформл. рефератов |
Ягоды для здоровья
(4час.)
1. | Брусника | 1 | 3.12 | Конкурс знатоков |
2. | Голубика | 1 | 10.12 | Сообщ. уч. |
3. | Черника | 1 | 17.12 | Соц.опрос |
4. | Толокнянка обыкновенная | 1 | 24.12 | Беседа школьн. фельдшера |
Здоровье на грядке
(5час.)
1. | Картофель | 2 | 14.01 21.01 | Сообщ. уч. Практ. работа |
2. | Лук | 1 | 28.01 | Сообщ. уч. Практ. работа |
3. | Помидор | 1 | 4.02 | Оформление плаката |
4. | Тыква | 1 | 11.02 | Защита реферата |
Народная косметика
(5час.)
1. | Волосы – наше украшение. | 2 | 18.02 25.02 | Сообщ. уч. Практ. работа |
2. | Уход за руками. | 1 | 4.03 | Сообщ. уч. Практ. работа |
3. | Язык — мой друг. | 1 | 11.03 | |
4. | Накануне праздника. | 1 | 18.03 | Мастер-класс |
Интересное о здоровье
(4час.)
1. | Всё о мёде. | 1 | 1.04 | Беседа |
2. | Массаж для всех. | 1 | 8.04 | Практ. работа |
3. | Помоги себе сам. | 1 | 15.04 | Практ. работа |
4. | Поговорим о стрессе. | 1 | 22.04 | Беседа Практ. работа |
Оздоровление организма
(5час.)
1. | Фитотерапия и её значение. | 1 | 29.04 | Конкурс | |
2. | Профилактика простудных заболеваний. | 1 | 6.05 | Практ. работа | |
3. | Домашние лечебные процедуры. Соколечение. | 1 | 13.05 | Практ. работа | |
4. | Аутогенная тренировка. | 1 | 20.05 | Практ. работа | |
5 | Ваш друг – физкультура. | 1 | 27.05 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
— о значении фитотерапии для здоровья человека;
— о правилах сбора, сушки и хранении лекарственных растений;
-о значении массажа для сохранения и укрепления здоровья человека;
-о самовоспитании при помощи аутотренинга;
— о пользе и вреде применения народных средств медицины.
Учащиеся должны знать:
— целебные свойства изучаемых растений и овощей;
— применение народных средств при общих симптомах заболеваний;
— приёмы профилактики по предупреждению простудных заболеваний;
Учащиеся должны уметь:
— готовить блюда при уходе за больным;
-выполнять основные домашние лечебные процедуры;
-использовать средства народной медицины в косметических целях;
-применять рекомендации врача в практической деятельности.