Конспект занятия — развлечения «Лекарственные травы»план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме


Интегрированное занятие по познавательному развитию «Травы, которые лечат»

Гоптарева Наталия Викторовна

Воспитатель МБДОУ д/с «Ромашка»

Пояснительная записка

Гоптарева Наталия Викторовна воспитатель МБДОУ д/с «Ромашка»

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Травы, которые лечат».

Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе я разработала, опираясь на методические рекомендации следующих авторов: Кузнецова М.П. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях»; А. Уманской и К. Данейки «игровой массаж»; Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам», Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день»

В своем конспекте я использовала ТСО: детям подается образовательный материал в наглядно – игровой форме. Яркие картинки в сопровождении стихов, загадок, дают положительный результат в познавательном развитии. Побуждает детей к речевой активности, мыслительной деятельности.

Одним из основных факторов оздоровления воспитанников является двигательная активность. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Поэтому мною была разработана система игровой деятельности, которая включает в себя:

Физкультминутка;

Дыхательная гимнастика, сопровождаемая движениями (по Б. Толкачеву);

Подвижная дидактическая игра «Найди такое же»;

Игровой массаж.

Также я использовала релаксацию (слушание звуков природы) и фитотерапию.

Я считаю, что такие методы работы являются эффективными для укрепления здоровья детей.

Программное содержание

Цель:

познакомить детей с лекарственными растениями; приобщать к здоровому образу жизни.

Задачи:

формировать знания детей о лекарственных растениях, об их роли в жизни человека; способствовать развитию речи у детей, их коммуникативных качеств, а развивать общую моторику у детей.

Методы и приемы:

Наглядные;

Словесные;

Игровые;

Практические.

Материал и оборудование:

ноутбук, проектор, экран, презентация «Травы, которые лечат!», макет «ковер-самолет», аудиозапись «звуки природы», декорации леса и лекарственных растений, картинки лекарственных растений, наволочки из ситца с застежкой на молнии 15х15, сбор трав (мелиссы, мяты, валерианы), тарелочки.

Предварительная работа

:

Проведение анкетирования с родителями воспитанников на тему: «состояние здоровья вашего ребенка»;

Привлечение родителей к сбору лекарственных растение и пошиву наволочек для фито сбора;

Работа медперсонала с родителями;

Беседа с детьми «Что нужно сделать, если ты простудился?»;

Факультативный курс «Лекарственные травы Сибири»

Факультативный курс «Лекарственные травы Сибири»

Пояснительная записка

Факультативные занятия по теме «Лекарственные травы Сибири» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование знаний и умений, способствующих укреплению здоровья воспитанников, развитию навыков заботы о своём здоровье, усвоению здорового образа жизни.

Факультатив призван решать следующие задачи:

— познакомить с лекарственными травами Сибири;

— пополнить знания о полезных свойствах овощей;

— выработать умения заготавливать лекарственные травы;

— научить применять средства народной медицины в необходимых ситуациях

— познакомить воспитанников с народной косметикой;

— формировать нравственные качества, адаптировать к дальнейшей жизни в современном обществе.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма знаний. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано расширять знания и укреплять практические навыки воспитанников.

На занятиях учащиеся знакомятся с лекарственными травами Сибири и правилами их заготовки и применения, расширяют знания о целебных свойствах овощей, их значении для организма человека, получают представление о пользе воздушных и водных процедур, лечении музыкой и звуками, различных видов гимнастики и массажа, учатся использовать резервы своего организма.

На занятиях отводится время для изучения правил приготовления, заготовки, сушки, хранения лекарственных трав, при одном важном

условии – назначает их только врач.

Ближе знакомясь с окружающей природой, её целебными свойствами, воспитанники учатся бережно к ней относиться, вырабатываются качества рачительного и разумного хозяина природы.

В разделах «Целебные свойства ягодных кустарников», «Здоровье на грядке» учащиеся знакомятся с широко распространёнными заболеваниями, учатся оказывать первую помощь, применяя народные средства медицины. Каждый человек может оказаться в непредвиденной ситуации, когда по тем или иным причинам рассчитывать на быструю и квалифицированную медицинскую помощь не приходится. И тогда знания народной медицины помогут учащимся найти оптимальный выход.

Особое внимание на занятиях уделяется профилактике отравлений грибами, ягодами, растениями. Так как большинство случаев отравлений происходит дома, и жертвами являются дети, необходимо научить их придерживаться некоторых общепринятых правил, которые позволят избежать несчастного случая, ведь отравление легче предупредить, чем вылечить.

В разделе народная косметика учащиеся знакомятся со строением и функцией кожи, выполняют практические работы ухода за кожей лица, рук, волосами, применяя лекарственные растения и другие народные косметические средства. Прививаются эстетические навыки, которые помогут детям в любых обстоятельствах выглядеть опрятными, привлекательными, красивыми.

Основными формами и методами обучения являются беседы, экскурсии, практические работы, проведение опытных и исследовательских работ, широкое участие воспитанников в школьных конкурсах, викторинах.

В процессе занятий отводится время для закрепления правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, а также навыков обращения с кипятком при приготовлении отвара, настоя, витаминного чая. Во время выполнения практических заданий учащиеся учатся соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Во время занятий факультатива уделяется внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения. Углубляются теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, уроков СБО.

На занятиях ведётся тетрадь, в которую вносится необходимая информация, записываются правила приготовления настоев, отваров, народные методы лечения, которые можно применить в будущей самостоятельной жизни. Результаты годовой работы факультатива (рисунки, проекты, альбомы, газеты и др.) оформляются в виде итоговой выставки.

Новизна факультативного курса в пропедевтике знаний о лекарственных растениях Сибири. Знания и умения, полученные на факультативном курсе, позволят побудить интерес к формированию потребности в здоровом образе жизни.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений учащимися в повседневной жизни. Изучение учебной программы факультативного курса повышает уровень социальной компетентности воспитанников.

Список литературы

  1. Заликина Л. Общий уход. – Медицина, 1982.
  2. Полный семейный справочник домашнего доктора Н.Н. Полушкина Рипол. Классик Москва 2007г.
  3. С.А.Кабанова «Секреты здоровья» (энциклопедия)
  4. И.А.Лившиц «Здоровье рядом»
  5. Мурашко В.В. Учебник для подготовки младших медицинских сестёр по уходу за больными. Медицина, 1983.
  6. Милич М.В. Ланченко С.Н. Поздняков В.И. Учебное пособие по специальному уходу за больными. – Медицина 1983.
  7. Мухина С.А. Тарновская И.И.Общий уход за больными. – Медицина, 1989.
  8. Петров В.Д. Врач, больной и здоровье.
  9. Перекопская А.Г. Саркисян Э.Э. Гигиена с основами организации здравоохранения. – Медицина 1972.
  10. Полная энциклопедия массажа. Ленинград 2005г.
  11. «Попращайтесь с болезнями» Майя Гогулан Санкт-Петербург «Вектор» 2009г.
  12. «Лекарственные растения Восточной Сибири» Восточно-Сибирское книжное издательство 1996г.
  13. Энциклопедия народной медицины. Изд. «АНС»

и «Олма Пресс» 2004г.

  1. Домашняя аптека (справочник) 2001г.

Календарно-тематический план по факультативному курсу «Лекарственные травы Сибири»

2012 2013 учебный год

6класс

Тема урока часы дата Формы методы

Общие сведения
(2часа)

1. Введение. Народная медицина. Состав лекарственных растений. 1 7.09 Игра-путешествие
2. Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья. 1 14.09 Практ. работа

Лекарственные растения Сибири
(3час.)

1. Многообразие лекарственных растений Сибири. 1 21.09 Рассказ
2. Лекарственные растения Сибири в Красной книге 1 28.09 Беседа
3. Ядовитые растения. 1 5.10 Сообщ. уч.

Целебные свойства ягодных кустарников
(7час.)

1. Малина 1 12.10 Сообщ. уч.
2. Смородина. 1 19.10 Сообщ. уч.

Практ. работа

3. Боярышник. 1 26.10 Сообщ. уч.

Практ. работа

4. Шиповник 1 9.11 Сообщ. уч.

Практ. работа

5. Черёмуха 1 16.11 Пригот. реферата
6. Рябина 1 23.11 Сообщ. уч.

Практ. работа

7. Облепиха 1 30.11 Беседа

Здоровье на грядке
(7час.)

1. Разнообразие овощей. Полезные свойства для организма человека. 2 7.12

14.12

Викторина

Творч. Игра «Я знаток природы»

2. Огурец 1 21.12 Сообщ. уч. Практ. работа
3. Морковь 1 28.12 Сообщ. уч. Практ. работа
4. Чеснок 1 11.01 Сообщ. уч. Практ. работа
5. Свёкла 1 18.01 Сообщ. уч. Практ. работа
6. Редька 1 25.01 Сообщ. уч. Практ. Работа

Народная косметика
(5час.)

1. Лицо – зеркало души. 2 1.02

8.02

Практ. работа
2. Косметика на кухне. 1 15.02 Практ. работа
3. Советы для каждого дня. 2 22.02

1.03

Сообщ. уч.

Практ. работа

Интересное о здоровье
(4час.)

1. Здоровые зубы – здоровый организм 1 15.03 Защита рефератов
2. Питание для глаз 1 5.04 Беседа

Тест

3. Как победить усталость 1 12.04 Практич. работа
4. Добрые мысли лучшее лекарство 1 19.04 Беседа

Ролевые игры

Оздоровление организма
(5час.)

1. Фитотерапия и хорошее самочувствие. 1 26.04 Беседа
2. Воздушные и водные процедуры. 1 3.05 Оформление стенда
3. Баня и здоровье. 1 10.05 Соц. опрос
4. Ароматерапия. 1 17.05 Беседа
5. Домашние лечебные процедуры. 1 24.05 Практ. работа

Учащиеся должны иметь представление:

— о многообразии лекарственных растений Сибири;

— о сборе и хранении лекарственного растительного сырья;

— о разнообразии методов и приёмов укрепления здоровья человека.

Учащиеся должны знать:

— целебные свойства изученных растений и овощей;

-правила применения народных средств в конкретных ситуациях;

— значение фитотерапии для организма человека;

— лечение лекарственными растениями проводится под наблюдением врача.

— косметические средства для ухода за кожей лица.

Учащиеся должны уметь:

— приготовить настой, отвар, целебный чай;

— применять полученные знания в жизни и практической деятельности;

— использовать народные средства медицины при оказании первой помощи;

-демонстрировать приобретённые навыки.

7 класс

Тема урока часы дата Формы методы

Общие сведения
(3час.)

1. Здоровье без лекарств 1 3.09
2. Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья. 1 10.09 Практ. работа
3. Сибирская тайга – клад для здоровья человека 1 17.09 Сообщ. уч.

Полезные дикорастущие растения
(4час.)

1. Берёза 1 24.09 Сообщ. уч.

Практ. работа

2. Ель 1 1.10 Сообщ. уч.

Практ. работа

3. Сосна, пихта 1 8.10 Сообщ. уч.

Практ. работа

4 Кедр 1 15.10 Сообщ. уч.

Практ. работа

Целебные свойства трав
(4час.)

1. Мята, мелисса 1 22.10 Сообщ. уч.

Практ. работа

2. Укроп 1 12.11 Сообщ. уч.

Практ. работа

3. Петрушка 1 19.11 Сообщ. уч.

Практ. Работа

4. Крапива 1 26.11 Оформл. рефератов

Ягоды для здоровья
(4час.)

1. Брусника 1 3.12 Конкурс знатоков
2. Голубика 1 10.12 Сообщ. уч.
3. Черника 1 17.12 Соц.опрос
4. Толокнянка обыкновенная 1 24.12 Беседа школьн. фельдшера

Здоровье на грядке
(5час.)

1. Картофель 2 14.01 21.01 Сообщ. уч.

Практ. работа

2. Лук 1 28.01 Сообщ. уч.

Практ. работа

3. Помидор 1 4.02 Оформление плаката
4. Тыква 1 11.02 Защита реферата

Народная косметика
(5час.)

1. Волосы – наше украшение. 2 18.02 25.02 Сообщ. уч.

Практ. работа

2. Уход за руками. 1 4.03 Сообщ. уч.

Практ. работа

3. Язык — мой друг. 1 11.03
4. Накануне праздника. 1 18.03 Мастер-класс

Интересное о здоровье
(4час.)

1. Всё о мёде. 1 1.04 Беседа
2. Массаж для всех. 1 8.04 Практ. работа
3. Помоги себе сам. 1 15.04 Практ. работа
4. Поговорим о стрессе. 1 22.04 Беседа

Практ. работа

Оздоровление организма
(5час.)

1. Фитотерапия и её значение. 1 29.04 Конкурс
2. Профилактика простудных заболеваний. 1 6.05 Практ. работа
3. Домашние лечебные процедуры. Соколечение. 1 13.05 Практ. работа
4. Аутогенная тренировка. 1 20.05 Практ. работа
5 Ваш друг – физкультура. 1 27.05

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны иметь представление:

— о значении фитотерапии для здоровья человека;

— о правилах сбора, сушки и хранении лекарственных растений;

-о значении массажа для сохранения и укрепления здоровья человека;

-о самовоспитании при помощи аутотренинга;

— о пользе и вреде применения народных средств медицины.

Учащиеся должны знать:

— целебные свойства изучаемых растений и овощей;

— применение народных средств при общих симптомах заболеваний;

— приёмы профилактики по предупреждению простудных заболеваний;

Учащиеся должны уметь:

— готовить блюда при уходе за больным;

-выполнять основные домашние лечебные процедуры;

-использовать средства народной медицины в косметических целях;

-применять рекомендации врача в практической деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]