Образовательная деятельность в режимных моментах с учетом ФГОС ДО
деятельность в режимных моментах с учетом ФГОС ДО
«Дети охотно всегда чем — нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.»
Ян Коменский.
С введением в действие ФГОС ДО кардинально изменилась модель организации образовательного процесса. На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель через адекватные возрасту формы и виды детской деятельности. Решение воспитательно-образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей. Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмоленной и интересной, а образовательный процесс более эффективный, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности ребенка – игре.
Образовательная деятельность включает непосредственно образовательную деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.
Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Режимное время – определенное время, необходимое для осуществления конкретных режимных моментов.
Образовательная деятельность в режимных моментах по направлениям развития ребенка (образовательным областям):
физическое развитие
комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам после сна)
утренняя гимнастика,
упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
социально — коммуникативное развитие
ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;
развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания;
помощь взрослым;
формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
речевое развитие
создание речевой развивающей среды;
свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях;
ситуативные разговоры с детьми;
художественно эстетическое развитие
использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики,
привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
познавательное развитие
создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, ситуативные разговоры с детьми.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен идти непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной образовательной деятельности. Во всех режимных моментах мы обязаны создавать условия для решения задачи всех образовательных областей. В образовательной деятельности в режимных моментах я решаю задачи формирования общей культуре детей. Это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду.
Осуществляя режимные моменты, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности детей.
Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре.
Рассмотрим различные варианты современных форм обучения, которые строятся на основе детских видах деятельности в режимных моментах:
На каждый режимный момент я планирую определенные мероприятия.
Прием детей.
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге в садик; природные, погодные сезонные изменения.
Беседы со всеми детьми («Что делали вчера?», «Что хотели бы делать сегодня?»).
Проговаривание потешек, упражнения на звукоподражание («Кто как разговаривает? А. Барто».
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики («Кораблик», «Сидит ворон на дубу», «Этот пальчик — дедушка…» и другие)
Настольные игры (пазлы, вкладыши).
Дидактические игры по сенсорике.
Во время приема пищи провожу ситуативные беседы ( о витаминах, которые находятся в овощах), о правилах поведения за столом(«Когда я ем, я глух и нем» и так далее.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Во время одевания использую стихи для того, чтобы дети сами принимали участие в одевании («Где мой пальчик?» Н. Саконская, «Я сам» С. Сеф, «Наша Маша маленька..»). Обращаю внимание детей на того ребенка, который сам старается что-то надеть, и хвалю их за старание.
Удовлетворяя потребность детей в двигательной активности, планирую подвижные игры («Пузырь», У медведя во бору», «Воробышки и автомобиль» и др.) и индивидуальную работу по развитию движений (равновесие, перепрыгивания, перешагивания, метание вдаль, в цель и т д).
Кроме этого, ежедневные наблюдения за живой или неживой природой, за транспортом, за детьми и работой взрослых. Обязательно планирую стихи о том, за чем наблюдаем.
Для того, чтобы дневной сон был полноценным отдыхом, нужно создать для этого условия перед сном мы проветриваем все помещения, создаем приток свежего воздуха. Во время раздевания, туалета мы разговариваем тихим, спокойным голосом.
Ежедневное чтение я выбрала время во второй половине дня. Я читаю детям сказки, потешки, стихи и небольшие рассказы. Я стараюсь не превращать чтения в занятия, представляю ребенку выбор — слушать или заниматься другим делом. Но я стараюсь сделать процесс чтения настолько увлекательным, чтобы ребенок заинтересовался сам.
По мимо традиционных форм работы с детьми рассмотрим современные формы работы с детьми:
Детское экспериментирование как активная преобразующая деятельность детей существенно изменяющая исследуемые объекты, позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям интересны разные виды экспериментов. Эксперименты можно проводить в разные режимные моменты: на прогулке с песком, водой, снегом и т. д., в утренний прием детей.
Игры-инсценировки — это игровые ситуации, которые побуждают детей к положительным формам общения, формируют чувства сопереживания, отзывчивости, желание оказать помощь. В свободной деятельности дети используют различные виды театров: кукольный, настольный, теневой. Всё это способствует развитию связной речи, формированию у детей коммуникативных навыков (умения распределять роли, договариваться о выполнении главной роли, считаться с интересами и желаниями друг друга) .
Мы выстраиваем образовательный процесс в работе с детьми, используя принцип интеграции образовательных областей. И здесь сказка снова приходит нам на помощь. Посредством сказки можно закреплять различные математические понятия, знакомить детей с геометрическими фигурами: мы шифруем, моделируем сказки, прячем героев в фигурки. Так, например, в некоторых сказках математическое начало лежит на поверхности — в названии: «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Сюрпризные моменты.
В содержание данного вида деятельности включается информация, освоенная детьми в процессе учебной работы и обновленная введением неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. Например, на завтрак приходит кот Леопольд, он рассказывает какаю сегодня вкусная молочная каша, предлагает попробовать, дети с удовольствием её едят.
Проблемные ситуации в режимных моментах помогают решить множество задач: формирование гигиенических навыков, воспитание культуры поведения, привитие правил этикета и т. д., а также вовлечь детей в игру и навести на разные размышления чтобы найти способы самим решить ту или иную проблему.
Таким образом, образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к основной образовательной деятельности. Напротив, в новых нормативных документах акцент с основной образовательной деятельности переносится на образовательную деятельность при проведении режимных моментов.
А закончить свое выступление хочу словами педагога Джона Дьюи «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».
Получить текст
Зачем ребенку режим
Распорядок дня ребенка часто строится на основе режима питания. Дети привыкают, что утром они встают, умываются, завтракают, занимаются или гуляют, потом обедают, отдыхают и так далее до отбоя. Если этого разделения нет, то начинаются проблемы с едой, потому что ребенок может перекусить в любой момент йогуртом, булочкой, фруктами. В результате не чувствует голода, который необходим для полноценного приема пищи.
Интересно, что часто в семье, где не соблюдаются режимные моменты питания, родители не волнуются о соблюдении распорядка дня в целом. Это приводит к тому, что время пробуждения и засыпания всегда разное, дневной сон – явление непостоянное.
Доказано, что дети – консерваторы. Они чувствуют себя намного спокойнее, когда знают, что их ожидает в следующий момент, и остро реагируют на смену запланированных действий.
Поведение детей, у которых отсутствует режим дня, отличается частыми эмоциональными всплесками в виде истерик по любому поводу, у них может повыситься уровень агрессивности и конфликтности. На ночной сон малышей сложно уложить. Если он проснулся поздно, соответственно, днем не отдыхает. Нервная система перегружается, в результате ребенку сложно перестроиться и спокойно уснуть.
Чтобы этого не случалось, лучше все-таки придерживаться определенного расписания, пусть даже не очень строгого.
Подводя итог
Анализируя режимные моменты в детском саду, можно заметить, что некоторые пункты остаются неизменными для всех возрастных групп. К ним относятся:
- Утренний прием детей.
- Прием пищи.
- Развивающие занятия.
- Игровая деятельность.
- Прогулка.
Однако руководители ДОУ стараются разрабатывать распорядок дня таким образом, чтобы учесть возрастные особенности детей в каждой группе.
Подготовка к тихому часу и подъем
Обед проходит примерно так же, как и завтрак. Здесь тоже назначаются дежурные, им даются посильные задания.
Режимные моменты соблюдаются и после еды, когда начинается подготовка ко сну. Для этого воспитателю необходимо строго следить за дисциплиной в группе, чтобы дети не разыгрались и не расшумелись, создается настрой на отдых. Обстановка должна быть спокойной, чтобы ребята могли расслабиться.
В процессе приготовлений ко сну перед воспитателем стоит задача продолжать прививать детям бережное отношение к вещам, поощрять положительные эмоции относительно дневного отдыха.
Во время подъема дети не должны отвлекаться на посторонние вещи, а сразу одеться и потом ждать остальных. В это время можно предложить ребенку тихую игру, например, собрать несложный пазл.
Развивающие занятия с детьми
В режимные моменты в саду обязательно включаются развивающие занятия по математике, развитию речи, рисованию, лепке, физической культуре, музыке, закрепление бытовых навыков и прочие.
Чаще всего занятия длятся не больше получаса, потому что дети в таком возрасте еще не способны долго удерживать внимание, из-за чего им необходима постоянная смена деятельности.
Естественно, что продолжительность занятий в ясельной группе отличается от таковой в подготовительной группе.
Ещё один весомый аргумент в пользу режима
Иногда родителей устраивает такая жизнь, когда ребенок волен сам принимать решение. Однако проблемы начинаются, когда приходит время идти в дошкольное учреждение. Режимные моменты в детском саду соблюдаются строго, и ребенку будет очень сложно адаптироваться, если он не привык к ним.
Поэтому родителям настоятельно рекомендуется ознакомиться с режимом дня в ДОУ и заранее организовать свой день максимально приближено к расписанию детского сада. Это облегчит жизнь ребенка во время привыкания к новым условиям.