Лексико-грамматические упражнения по теме: Продукты питания


Задание 1. Формирование обобщающего понятия «продукты питания».

Логопед беседует с ребенком о том, что такое продукты (Продукты — это то, что человек употребляет в пищу).

Предлагает ему раскрасить только продукты и назвать лишние предметы (нож, ложка).

Ребенок отвечает на вопрос, почему раскрашенные предметы называются продуктами (молоко, мясо — это продукты, потому что из них готовится еда).

— Что у хозяйки? Раскрась только продукты питания. Назови предметы по образцу. Какие предметы лишние?

— Почему эти предметы называются продуктами?

Питание детей с нарушениями речи

4. Строителями являются холин и лецитин. Этими веществами богаты яйца, печень, рыба и молоко. Кстати, если ребенок гипервозбудим, и это мешает его речевому развитию, либо его нервная система слишком лабильна, и Вы наблюдаете у него появление судорожных запинок. Полезным будет пить теплое молоко перед сном в течение 2-3 недель. Больший эффект эта процедура будет иметь в сочетании с расслабляющим массажем и ванной перед сном.

5. Одним из самых важных витаминов для ЦНС являются витамины группы В.

Именно их в последнее время модно назначать детям с задержкой речевого развития в таблетированной форме (например, Нейромультивит), однако с учетом высокой вероятности возникновения аллергических рекомендаций, можно начать с активного включения в рацион ребенка продуктов их содержащих.

Чтобы получать витамин В 1 – пейте хлебный квас всей семьей. Подчеркну, не напиток купленный в магазине или приготовленный из квасного сусла, а сделанный Вами на хлебных сухарях. Достаточно много витамина В1 содержится в гречневой и овсяной крупах.

Опять же для хорошего сна и настроения нужен достаток витамина В3.

Биологическая роль витамина В6 состоит в синтезе нейромедиаторов, улучшении состоянии клетки печени и нервных волокон.

Детям с дизартрией необходимо принимать этот витамин для улучшения трофики ткани (что повысит эффективность логопедического массажа). Достаточно велико его содержание в шпинате, из которого можно сделать вкусные оладушки: шпинат отварить и измельчить в пюре, добавить молоко, муку грубого помола, фруктозу, морскую соль и яйцо. Быстро обжарить. Добавляя в привычные салаты проростки пшеницы также можно повысить уровень потребления этого важного витамина.

Витамин В 12 – один из основных для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии, т.к. участвует в синтезе миелина (именно его недостаток является одной из важных причин указанных нарушений). Витамин плохо усваивается при приеме внутрь, улучшает всасывание одновременный прием фолиевой кислоты.

Для усвоения необходимо разводить употребление цитрусовых, перца и других продуктов, богатых витамином С. Основные пищевые источники витамина В12: кисломолочные продукты, яйца, соя, дрожжи, пивные дрожжи, зеленые части растений (ботва репы, редиса, моркови), салаты, зеленый лук, говяжья печень.

И наконец, важно соблюдать режим в питании (кушать в одно и то же время), что формирует ритм деятельности нервной системы – профилактика заикания, а также не забывать знакомить ребенка как с названиями продуктов, так и вербализовать запахи (пряный, тухлый и т.п.), вкус (острый, кисло-сладкий), действия при приготовлении (тереть, выжимать и пр.).

Задание 2. Производство продуктов питания.

а) Логопед рассказывает ребенку, что людям разных профессий нужно много потрудиться, прежде чем продукты питания попадут на стол.

Он последовательно разбирает каждую кортинку и объясняет ребенку процесс производства хлеба (Трактор вспахал поле. Поле засеяли семенами пшеницы и т.д.). При этом упоминаются профессии: хлебороб, тракторист, камбайнер, пекарь и т.д.

— Как появился хлеб? Расскажи по картинкам.

В заключение логопед объясняет ребенку, что хлеб надо беречь.

б) Логопед объясняет ребенку, что можно приготовить из пшеницы.

— Какие продукты питания производят из пшеничной муки? Расскажи по картинкам.

— Что еще делают из пшеницы?

Ребенок, глядя на картинки, составляет предложения по образцу (Из пшеницы делают белый хлеб, торт, пирожнки, крендели).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

Речевые игры.

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: Одна тарелка – много тарелок, один чайник – много чайников, одно ведро – много вёдер и т.д; тарелка – тарелки, нож – ножи, ведро – вёдра.

«БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: тарелка – тарелочка, блюдце – блюдечко, чайник – чайничек и т.д.

«СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Задачи: упражнять в образовании сложных слов путём слияния двух основ

Например: сок варит – соковарка, мясо рубит – мясорубка, чеснок давит – чеснокодавилка

«ЧТО КУДА ПОЛОЖИТЬ?»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: сахар – сахарница, соль — солонка, хлеб – хлебница, масло – маслёнка и т.д.

Соль кладут в пюре, а сахар — в чай. (В какую еду кладут соль, а в какую сахар?)

В стакане — кефир, а в чашке — кофе. (Какой напиток в какой посуде)

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных .

Например: ведро из железа – железное, сервиз из фарфора – фарфоровый, стакан из стекла – стеклянный, нож из стали – стальной, вилка из пластмассы – пластмассовая, чайник из глины – глиняный и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: образование прилагательных от глаголов

Например: тушить – тушёное мясо, печь – печёные пироги и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в подборе антонимов

Например: сковорода тяжёлая, а чашка лёгкая, кастрюля широкая, а кружка узкая, миска глубокая, а тарелка мелкая и т.д.

«НАЗОВИ ЕЩЁ»

Задачи: подбор глаголов к существительным

Например: Посуду покупают, моют, убирают, ставят на стол, вытирают, бьют, из неё едят, в ней готовят еду и т.д.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»

Задачи: использование в речи глаголов настоящего и прошедшего времени

Например: вытирает – вытирала, убирает — убирал

«НЕУМЕЛЫЙ ПОВАР»

Задачи: образование приставочных глаголов.

Например: варить – недоварить – переварить, жарить – недожарить – пережарить и т.д. «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО).

Например: — Где лежит посуда? – на столе, в шкафу, на полке, откуда взяли? – с полки, со стола, из шкафа и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные 1, 2,……10 с существительными

Например: одна сковородка, пятый пирог и т.д.

«У КОГО И У ЧЕГО»

Задачи: расширение представлений о многозначности слов

Например: ручка у кастрюли, у двери, у ребёнка; дно у кастрюли, у реки, у коробки; стенки у чайника, у коробки, в комнате и т.д.

«РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

Задачи: упражнять в подборе родственных слов.

Например: хлеб – хлебница, хлебороб, соль – солонка, солёный, солить и. т.д.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «МЕБЕЛЬ. ЭЛЕКТРИЕСКИЕ ППРИБОРЫ»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: стол – столы, стул – стулья, кровать – кровати, телевизор – телевизоры, много стульев, кроватей, шкафов, утюгов и т.д.

«БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: стул – стульчик, стол – столик, шкаф – шкафчик и т.д.

«СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Задачи: упражнять в образовании сложных слов путём слияния двух основ

Например: сок варит – соковарка, мясо рубит – мясорубка, скоро варит – скороварка и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Например: деревянный стол, пластмассовая табуретка, кожаный диван и т.д.

«НАЗОВИ, КАКОЙ»

Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: она бывает широкая и узкая, деревянная – полка, он бывает высокий, большой – шкаф…

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.

Например: Большой стул — …Высокий стол — …Широкая кровать — …Мягкое кресло — …Тонкая ножка — …Длинная полка — … .

«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: за столом сидят, пишут, обедают, играют и т.д.

«ЧТО РАЗНОГО?»

Задачи: учить различать слова, близкие по смыслу

Например: моет – стирает, собирает – убирает, шить – вязать, сесть – присесть и т.д.

«ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Задачи: Образование приставочных глаголов.

Например: сидит – присядет, лежит — приляжет и т.д.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА, У и т.д.

Например: одежда в шкафу, мяч под столом, люстра над столом, у стола и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: два шкафа, пятый стол и т.д.

«РАЗЛИЧАЙ»

Задачи: учить различать многозначные слова

Например: ножка у стола, стула, гриба, у человека, ручка у человека, у двери, у ящика, ей пишут

«РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

Задачи: упражнять в подборе родственных слов.

Например: стол — столовая

Задание 3. Виды продуктов.

Игра «Продовольственный магазин».

а) Логопед объясняет ребенку, что существуют разные виды продуктов в зависимости от того, из чего они приготовлены: рыбные , мясные , молочные, растительные и др.

— Что делают из молока? (Из молока делают масло). Что дает курица? Расскажи по картинкам.

Ребенок рассматривает картинки и называет вид продуктов по образцу (Масло, молоко, сыр, творог — это молочные продукты питания, так как они сделаны из молока).

— Назови мясные, рыбные, молочные, растительные продукты питания.

— Какие хлеболулочные, кондитерские изделия ты знаешь?

Можно совершить ознакомительную экскурсию в продуктовый магазин.

б) Логопед предлагает ребенку, как бы пробивая чек в кассе, назвать продукт и отдел, в котором этот продукт продается (Дайте мне, пожалуйста, батон белого хлеба из хлебного отдела).

лексическая тема Продукты питания

Тема: «Продукты питания»

Цели:

расширить представления детей о продуктах питания и их значении, для здоровья человека;

учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе;

практическое усвоение категории творительного падежа;

учить дошкольников грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов; развивать умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета;

развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.

Оборудование:

картинки с изображением продуктов питания (суп, щи, каша, котлеты, чай, кофе, масло, молоко, сыр, сметана, творог, хлеб, печенье, колбаса, сосиски, торт, вафли, пирожные, конфеты), картинка с изображением повара и пекаря, панно, указка, мяч.

Ход занятия

1.Оргмомент

Сядет тот, кто назовёт то, что мы едим? (Хлеб, сосиски, масло, колбаса и т. д.)

2. Постановка учебной цели

Д/и «Покажи и назови»

Покажите и назовите предмет.

Назовите, одним словом все эти предметы? (Продукты питания).

Сегодня мы поговорим о продуктах питания.

3. «Вопрос-ответ»

Назовите профессию человека, который готовит еду (пищу)? (Повар, пекарь)

Что может приготовить повар? (Щи, кашу, котлеты, суп)

Что может испечь пекарь? (Хлеб, пирожные, печенье, вафли, торт).

Кто готовит дома? (Мама, бабушка, папа…)

4. Знакомство с видами продуктов питания

(молочными, мясными и хлебо-булочными изделиями)

Из чего пекут хлеб, батоны, бублики…? (Макароны, пироги, печенье и т.д.)

Продуктыиз муки называются – мучные продукты питания.

Отгадайте загадку: «Жидкое, а не вода, белое, а не снег» (Молоко)

Давайте назовем продукты из молока (Из молока делают творог, сметану, масло, кефир).

Продукты из молока называются – молочные продукты питания.

Из чего делают колбасу, сосиски, котлеты? (Из мяса)

Продукты из мяса называются – мясные продукты питания.

5.Пальчиковая гимнастика

а)Отхлопывание ритма ладонями по столу.

б) Чередование положения руки: кулак-ладонь-ребро.

в) Воспроизводить различные положения руки: колечко-цепь-щепоть.

6

.
Д/и «Назови ласково»
(с мячом)

Каша, котлета, сосиска, вафля, конфета, молоко, хлеб.

7. Динамическая пауза

Проводится игра с речевым сопровождением «Маша и медведь».

Дети

(
идут по кругу на внешней стороне стопы, имитируя походку медведя).
Сяду на пенёк, съем пирожок.

Машенька
(грозит пальчиком).
Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

Игра повторяется 2-3 раза. Роль Машеньки исполняют разные дети.

8. Д/и «Скажи какой, какая, какие, какое?»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]