ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
В период младшего и среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста – это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста в нашей группе раскрывается следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм через разучивание народных подвижных игр, инсценированние и рассказывание детьми потешек и прибауток.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, гербом, достопримечательностями. Очень активно проходит через Организацию различных фотовыставок по темам: «Я и моя мама», «Лучшие воспоминания о летнем отдыхе», оформление предметно-развивающей среды –патриотического уголка, семейных альбомов, альбомов достопримечательностей села и особенностями нашего детского сада)
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года. Участие детей в краткосрочных проектах «Накорми птиц зимой», «Как порадовать друга», «Юные помощники природы» и др.
Одно из слагаемых патриотизма – это воспитание любви к родной природе. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, родном крае. Природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. И именно эти качества проявляются у детей при участие в долгосрочном проекте «Моя Родина-Самарский край», начатой еще во 2 младшей группе- проектом «Животные нашего края» и продолжавшийся в средняя группе проектом- «Птицы самарского края»
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их помощью проходят выставки рисунков и поделок. С большим удовольствием они принимают участие в творческих конкурсах по патриотическому воспитанию. В таких как «Герб села», «Народная кукла». Помогают в проектной деятельности.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях нашей работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Следующая > |
Патриотическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание в детском саду через игры
Играя, дети не только развиваются и развлекаются, но и многому учатся, познают окружающий мир. Только через игру возможно патриотическое воспитание дошкольников. Именно в игре можно приобщить малышей к родной культуре, развить чувство патриотизма к своему краю, городу, народу.
- Красивые дымковские или гжельские игрушки, всевозможные свистульки и русские матрёшки, глиняные мишки и зайчики – всё это учит ценить и любить мастерство своего народа, и вызывает чувство долга за красоту, сделанную руками мастеров своей родины. Таких истинно национальных игрушек должно быть в детском саду как можно больше, ведь именно с них начинается знакомство малышей с родной культурой и творчеством, ремёслами и промыслами, закладывая прочный фундамент патриотизма и любви к своему отечеству.
- Кроме этого, отлично закладывают любовь к своей родине куклы в национальных нарядах. И девочкам, и мальчикам интересно и полезно будет рассмотреть красивое платье с народной вышивкой, головной убор в виде веночка или кокошника, многоярусные бусы из бисера. Кукол можно изготовить и сшить самим. Такие игры отлично помогают в патриотическом воспитании детей с ранних лет.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через песенное творчество
- Маленькие дети очень любят слушать пение взрослого человека, а иногда и пытаются подпевать вместе. Ребёнку нужно как можно чаще слышать народные мелодии и песни, потешки и колыбельные, шуточные песенки. Песенное творчество очень понятно даже самым маленьким детям. Таким образом, воспитывается патриотизм и любовь к своей национальной культуре и своему народу. Песенки можно не только петь самим, но и включать в аудиозаписи.
- Интересно детям будет и знакомство с национальными музыкальными народными инструментами. Желательно, показывать их не только на картинке, но и приобрести в детский сад миниатюрные народные музыкальные инструменты, чтобы малыши сами смогли издавать на них звуки, познакомиться с ними, посмотреть и потрогать их. Деревянные ложки, дудочки, флейты, барабаны, бубны, губные гармошки, маракасы, трещотки – всё это принесёт не только пользу, но и много радости маленьким детям.
Патриотическое воспитание в ДОУ детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание в детском саду через художественное искусство
- Детей старших и подготовительных групп детского сада уже можно приобщать к художественному искусству родного края и страны. На уроках рисования и прикладного творчества желательно показывать репродукции картин и скульптуры художников и скульпторов нашей родины, рассказывая об их жизни и творчестве. Можно предложить детям изобразить рисунок на такую же тему, как любой известный художник-земляк, или слепить из пластилина фигурку, похожую на скульптуру известного мастера.
- В детском саду желательно организовывать выставки с детскими работами, посвящёнными какому-либо национальному календарному празднику.
- Очень интересно было бы организовать поход в национальный музей родного города. Детям 6-7 лет уже многое будет понятно и интересно, а рассказ опытного экскурсовода наверняка оставит прекрасные впечатления от такого мероприятия.
Воспитание патриотизма у дошкольников через музыкальную деятельность
- Со старшими детьми необходимо разучивать детские народные песни и танцы. Не обязательно учить сложный танец со множеством движений. Для того, чтобы ребёнок понял и полюбил танцевальную культуру своей родины, достаточно нескольких характерных движений, которые дополнит красивое и ритмичное музыкальное оформление и яркие национальные костюмы, а также атрибуты в виде лент, цветов, веточек и так далее.
- Обычно все дети с удовольствием поют народные песни и танцуют под них, так как большинство этих произведений задорного и весёлого характера и чаще всего обладают интересным смысловым сюжетом. Можно устраивать национальные песенные и танцевальные конкурсы в стенах детского сада, а также проводить календарно-обрядовые праздники. Соприкасаясь с музыкой и творчеством своей страны или края, ребёнок начинает любить и ценить свой народ и своё отечество.
Очевидно, что мероприятия по патриотическому воспитанию в детском саду могут и должны быть самыми разнообразными. Любовь к Родине детям невозможно привить через скучные лекции и нравоучения и, составляя план по патриотическому воспитанию, необходимо учитывать все это. Так, помимо вышеперечисленного, нравственно — патриотическое воспитание в ДОУ можно вести, организовывая встречи с соотечественниками, писателями, художниками, мастерами, героями родного края. А также устраивая походы на городские концерты народных песен и танцев, экскурсии по родному городу с посещением памятников и других достопримечательностей, читая народные сказки, стихи и былины, рассказывая детям о быте, национальных костюмах, культуре, обычаях и традициях своего народа.