Что такое разновозрастная группа
Это группа, в которой дети отличаются друг от друга по возрасту и развитию. Чаще всего в таких группах обучаются в детских садах. Чтобы получилась разновозрастная группа, недостаточно просто собрать в одном месте детей от 3 до 7 лет. В группе нужна особая образовательная программа: дети изучают один и тот же материал, но старшие — на углубленном уровне. Также воспитатели передают старшим детям часть бытовых и педагогических задач: старшие помогают младшим одеваться, убирать за собой посуду, объясняют задания. Чаще всего разновозрастное обучение используют в садах, работающих по Монтессори-подходу или в рамках Вальдорфской педагогики.
Добавлю еще пару слов…
Вот сын моей знакомой попал по знакомству в садик для деток с нарушением зрения, поскольку так им было удобней. Вот мальчик привык видеть детей в очках, с косоглазием, плохо видящих. И когда он попал в класс, где был только один мальчишка в очках, он не мог понять, почему над ним смеются, ведь он просто плохо видит…
Помните, в нашем советском детстве в школе дразнили всех, кто хоть чем-то отличался от массы: очкариков, лопоухих, слишком светлокожих и наоборот – смуглых, пухленьких и худых. Быть как все – вот считалось похвальным. Сегодня гуманность общества все-таки выросла, мне кажется. Дразнят гораздо меньше в детских коллективах и меньше дают обидных прозвищ.
В чем плюсы и минусы разновозрастных групп
Ускоренное развитие
. В разновозрастной группе младшие и старшие дети помогают друг другу общаться и учиться. Младшие быстрее развиваются, догоняя старших. Старшие учатся ответственность, а также «закрепляют» знания и навыки, помогая младшим по быту и с заданиями.
Модель социума.
Группа детей разного возраста сильнее напоминает реальный мир — ребенок уже в детском саду понимает принципы общения в реальной жизни.
Развитие эмоционального интеллекта
. В таких группах дети видят огромный спектр эмоциональных реакций: кто-то расстраивается из-за отсутствия мамы, кто-то радуется первым победам. Дети учатся сопереживать, развивают эмпатию. Многие получают опыт общения не со сверстниками, который не получить единственному ребенку в семье.
Минимум конфликтов
. У сверстников может быть больше конфликтов, чем у детей разного возраста. К тому же дети разного возраста по-разному реагируют в конфликте: если трехлетки «упрутся» и не поделят игрушку, то шестилетка уступит младшему или предложит другой способ, который устроит всех.
Трудности в адаптации
. В разновозрастных группах новичкам тяжелее, чем в группах сверстников. В таких группах часть детей покидает сад, и в начале учебного года приходят новенькие. Им приходится встраиваться в существующую структуру группы и многое зависит не от самих детей, а от внимания воспитателей.
Мало внимания со стороны воспитателей
. Некоторые воспитатели могут слишком сильно перекладывать ответственность на старших детей и не уделять внимания младшим. Или наоборот уделять внимание только младшим, думая, что старшие справятся сами.
Показания для определения малыша в комбинированную группу
Если вы сами хотите, чтобы ваш малыш с особенностями по состоянию здоровья воспитывался и обучался в комбинированной группе, и таковая есть в садике, то вы подаете заявление на прием на имя заведующей. Кроме того, нужно принести разные документы:
- Свидетельство о рождении или копия;
- Заключения врачей: офтальмолога, логопеда, невропатолога, отоларинголога, ортопеда;
- Выписка из истории развития ребеночка;
- Рекомендация педагога-психолога, логопеда дошкольного учреждения, если ребенок уже посещает детсад.
Далее нужно будет взять направление и пройти специальную комиссию, которая дает заключение о возможности посещения ребенком такой группы. Обычно Положение о группе комбинированной направленности конкретного детского сада прописывает условия приема деток в эту группу.
Поскольку сейчас в ДОУ большинства областей нашей страны наполняемость высокая, то существует практика постановки ребенка в очередь на поступление в садик. Поэтому советую заранее позаботиться о собирании всяких справок и т.п. Знаю, что некоторые садики открыли электронную регистрацию в очередь. Так что не оставляйте этот вопрос на крайний срок.
Хотела поднять еще такой щекотливый вопрос, как негативное отношение некоторых родителей здоровых деток к воспитанию их совместно с детками с ОВЗ. Да, бывает такое, что прямо восстают мамаши против комбинированной группы, считая, что это может навредить их чаду.
Хочу сказать следующее: по опыту моих коллег, которые давно работают в комбинированных группах, пользу получают обе стороны. Здоровые малыши, воспитываясь в одном коллективе с особенными детками, становятся более чуткими, добрыми и терпимыми к недостаткам других людей. Они привыкли воспринимать товарищей с ОВЗ как равных себе, не обращая внимания на какие-то особенности внешности и здоровья.
Количество детей с нарушениями развития и физическими особенностями растет с каждым годом. Поэтому задача цивилизованного общества обеспечить таким людям равноправное положение во всех сферах жизни.
Как организовать работу в разновозрастных группах
Соблюдать возрастную симметрию
. Разновозрастные группы работают эффективно, если в них для всех находятся сверстники. В идеале в группе должно быть поровну детей каждого возраста. Так редко получается на практике, но важно, чтобы один шестилетка не учился в группе с трехлетками. Такая группа не будет считаться по-настоящему разновозрастной. Баланс помогает каждому находить себе партнеров по общению.
Обустроить среду
. У детей разного возраста разные потребности в игре и обучении. Поэтому важно устроить развивающую среду, подходящую всем. Лучше всего для этих задач подходит среда из Реджио-подхода или Монтессори-подхода. Она зонирована и дети могут разойтись микрогруппами или поодиночке в разные уголки. В общей зоне они могут общаться друг с другом, играть в групповые игры.
Экспериментировать с режимом
. Чаще всего режим дня подходит сразу всем дошкольникам, но в мелочам младшие и старшие могут не совпадать. Младшим детям нужно чуть больше времени на сон, поэтому возможно старших нужно будить позднее. Также младшим нужно больше времени на одевание и прием пищи.
Учить работать в микрогруппах
. Причем состав этих групп желательно постоянно менять, придерживаясь лишь одного правила: в каждой группе должны оказаться разновозрастные дети. Работа в микрогруппах помогает детям эффективно общаться. Также в микрогруппах старшие дети лучше транслируют свой опыт младшим.
Использовать ритуалы
. Хотя занятия в микрогруппах эффективны, дошкольники не должны забывать о том, что они группа. В этом помогают ритуалы: общий круг в конце дня, пароль, который нужно произнести, чтобы пройти в группу, кричалки по дороге на свой участок. Ритуалом может быть почти все: например, можно читать перед сном сказки, которые ребята выбирают по очереди.
Уделять внимание каждому
. Нельзя перекладывать ответственность на старших детей. Важно, чтобы каждый, и младший и старший, получал заботу от преподавателя. Иначе старшие дети постепенно берут на себя ответственность и требуют соразмерной ей власти.
Особенности работы воспитателя в группе комбинированной направленности
Библиографическое описание:
Кузнецова, Т. Д. Особенности работы воспитателя в группе комбинированной направленности / Т. Д. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2022 г.). — Москва : Буки-Веди, 2022. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13158/ (дата обращения: 05.02.2022).
В статье раскрывается суть работы воспитателей в группе комбинированной направленности, задачи, формы работы.
Ключевые слова: воспитатели, группа комбинированной направленности, ФГОС ДО, дети с ОВЗ
ФГОС ДО одной из основных задач определяет «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми. Организация воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту-ОВЗ) должна рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.
Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не только с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, но и с изменением всей образовательной среды.
У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, развиваются такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности, и особые образовательные потребности.
Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи. Воспитание и образование детей строится в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного учреждения, а также по специальным коррекционным программам предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.
В группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:
‒ своевременным обследованием детей;
‒ •рациональным составлением расписания специально-организованной деятельности;
‒ планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
‒ •оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
‒ •совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами.
На заседаниях ПМПк детского сада рассматриваются вопросы организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.
Основные направления работы педагогического коллектива в группе комбинированной направленности:
‒ мониторинг индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
‒ комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка с ОВЗ для составления индивидуально-ориентированного плана и адаптированной образовательной программы;
‒ планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей комбинированной группы;
‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях комбинированной группы;
‒ мониторинг образовательного процесса. В течение всего времени обучения и воспитания детей с ОВЗ непрерывно осуществляется мониторинг, который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы педагогов.
Деятельность воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников группы. Особенностями организации работы воспитателя комбинированной группы являются:
‒ планирование (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проведение коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ОВЗ;
‒ планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
‒ соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению адаптированных образовательных программ детей с ОВЗ;
‒ обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет рекомендаций каждого педагога: воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед — советы воспитателя);
‒ консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;
‒ ведение необходимой документации.
Вместе с воспитателем в группе постоянно находится помощник воспитателя, который участвует в организации режимных процессов, а также занимает меньшую часть детей, пока воспитатель занят с большинством.
Задачи, стоящие перед воспитателем группы комбинированной направленности:
- Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
- Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
- Обеспечение полноценной максимальной интеграции детей с ОВЗ в коллектив обычных дошкольников путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
- Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
- Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
- Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития всех детей группы комбинированной направленности;
- Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
- Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния детей с ОВЗ.
Во время организованных форм образовательной деятельности воспитателя с детьми особое внимание уделяется способам организации совместной деятельности детей: по очереди, в парах, подгруппами, с общими средствами реализации замысла или общей целью взаимодействия. Такими организационными формами работы в комбинированной группе являются фронтальные и групповые занятия, а также занятия малыми группами (2–3 чел.), индивидуальные занятия.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований.
Предусмотрено проведение учителем-логопедом подгрупповыхииндивидуальных занятий. Наряду с этим во второй половине дня выделяется специальное время для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию учителя-логопеда «Логопедический час». Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей дошкольников, так как в процессе коррекционно-воспитательной работы учитываются речевые возможности каждого ребенка с ОВЗ.
Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития. Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи (в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.
Основными задачами групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются:
- Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
- Предупреждение нарушений устной и письменной речи.
- Развитие высших психических функций воспитанников.
- Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.
- Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
- Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и других специалистов. Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы.
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают следующие разделы:
‒ логопедические пятиминутки;
‒ подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
‒ индивидуальная работа;
‒ рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Литература:
- Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. / — Тольятти: ТГУ, 2007.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: комбинированная направленность, ребенок, комбинированная группа, группа, образовательный процесс, воспитатель, нарушение речи, детский сад, дошкольное учреждение, индивидуальная работа.