«Подвижные игры их виды. Значение для развития личности»

Ребенок во время игры познает мир, учится его законам и принципам. Соперничать, бегая и прыгая, обретать различные навыки можно по определенному алгоритму – правилам. Подготовиться к жизни, научиться ловкости и смекалки помогут подвижные игры для детей. Знания и умения, которые приобретает ребенок во время занятия игровой активностью, помогают правильно развиваться.

Классификация подвижных игр

Существуют различные виды подвижных игр. Их классификация была введена для удобства использования на практике.

Таблица классификации:

По какому признаку классифицируютсяВид
Уровень сложностиспортивные
элементарные подвижные
Уровень активностималой подвижности
средней подвижности
большой подвижности
Образное содержаниебессюжетные
сюжетные
Характер действийсоревновательные
коллективные

Для самых маленьких

Для малышей 1-3 лет хорошо подойдут занятия в зале. Ясельные группы не используют игры с элементами конкурса. Здоровьесберегающий характер должны носить все занятия в подготовительных группах.

Дети в возрасте 1-4 лет еще не скоординированы, поэтому некоторые забавы могут быть опасными. Нужно побеспокоиться о предотвращении травм. Само определение игр для самых маленьких можно кратко сформулировать: безопасные, интересные, простые задания.

Для таких игр минимальная группа составляет 2-3 ребенка. Между тем, музыкальное сопровождение поможет весело проводить время в помещении.


Заяц угощает медведя

Необходимый инвентарь для этой игры: 2 стула, ведерко с водой, пустое ведерко, мини стаканчик из пластика, игрушка медведь.

Методика проведения:

  1. Поставить ведра на разные стулья на расстоянии 2 м друг от друга. Возле одного из ведер поставить игрушку.
  2. Полное ведро – это угощение от зайца для медведя
  3. Ведро, рядом с которым находится игрушка, нужно наполнить наполовину водой с помощью стаканчика, в котором дети носят воду.
  4. Воспитатель (родитель) читает стихотворение:

Годик мишке бурому,

Угостим компотом,

Двое милых зайчиков

Вместе с бегемотом.

Горелка

Необходимый инвентарь: стул, ведерко и ложка.

Методика проведения:

  1. Поставить ведро на стул, дать ребенку ложку.
  2. Воспитатель (родитель) читает стихотворение:

Варим суп национальный,

Щи кипят с капустой,

Ярко, здорово, полезно,

Да еще и вкусно!

  1. Ребенок делает вращательные движения ложкой в ведре.

Воспитатель читает:

Покрутились, покрутились,

И мешать остановились!

  1. Ребенок крутится вокруг себя 2 раза и отдает ложку другому.
  2. Игра продолжается, пока все дети не помешают щи.

Автомобиль

Необходимый инвентарь: 3 стула.

Методика проведения:

  1. Поставить стулья рядом друг с другом.
  2. Воспитатель (родитель) читает:

Я один поеду к речке,

Сяду поскорей.

  1. Один из детей садится на стул, остальные дети продолжают ходить. Воспитатель (родитель) читает:

Мы вдвоем поедем к речке,

Пригласим друзей.

  1. Второй ребенок садится на стул, оставшийся ребенок продолжает ходить. Воспитатель (родитель) читает:

Мы втроем поедем к речке,

Будет веселей!

  1. Последний ребенок садится на оставшийся стул. Игра закончена, когда все трое детей сидят на стульях.

Схемы проведения самые разные, но важно учитывать возраст (он может быть указан в названии видео). В подборке музыки, которая используется при проведении игр, должна преобладать легкая классика, детские песни.

Меры предосторожности

При проведении подвижных игр стоит помнить о технике безопасности. Несоблюдение мер предосторожности может привести к травмам и другим неприятным последствиям, поэтому важно ознакомить детей с правилами игры, указать территорию, на которой она будет проводиться, рассказать, что делать при падении и т.д.

Основные правила проведения подвижных игр:

  • Проводите игры на безопасной поверхности: плоской, без неожиданных ям и бугорков, желательно не слишком твёрдой. Идеальная поверхность – травянистая.
  • Не проводите игры на улице во время или сразу после дождя, так как земля становится скользкой.
  • Если игра проводится в помещении, убедитесь, что его площади будет достаточно.
  • Не проводите игры вблизи автомобильных дорог или парковок. Лучшее место – специально оборудованная закрытая площадка.
  • Если используется спортивный инвентарь (мяч, канат, скакалка), убедитесь в его исправности, расскажите детям о правилах использования. Следите, чтобы ребята придерживались их.
  • Проверьте обувь детей: она должна быть удобной, крепко держаться на ноге, не вызывать сложностей при беге. Одежда также должна быть подходящей. Не стоит пренебрегать головным убором, если игра проводится на улице в солнечный день.
  • При необходимости используйте защиту: шлем, наколенники, налокотники.
  • Можно подготовить воду, чтобы ребята могли утолить жажду после игры.

Если кто-то из детей всё-таки получил травму, окажите первую помощь и при необходимости доставьте до места, где он получит квалифицированную помощь.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Школьный спортзал или двор – отличное место для занятий. Чтобы ребенок все время не стремился поиграть в ГТА, и в другие игры онлайн на компьютере, а находил азарт в движении, ему важно правильно предложить альтернативные развлечения.

Картотека подвижных игр станет помощником в воспитании, детском физическом развитии. Для старших дошкольников можно использовать те же сюжеты, что и для других.

Веселые и интересные для детей также спортивные состязания. Такие детские подвижные игры развивают следующие качества:

  • стремление к подвижному образу жизни,
  • выносливость,
  • развитая сила,
  • находчивость,
  • коллективный дух,
  • реакцию.

Гусь, волк и мальчик

Что развивается и задействуется: скорость, ловкость.

Особенности: для игры нужно 7-10 детей, нужны мелки.

  1. Выбрать «волка» и «мальчика», остальные дети – «гуси».
  2. Нарисовать круг на площадке, в нем будут прятаться «гуси».
  3. На расстоянии 4-6 м (четыре метра – минимум) нарисовать еще один круг – дом «волка».
  4. «Гуси» первоначально находятся в домике «волка», а «волк» – в домике «гусей».
  5. «Мальчик» выгоняет «гусей» гулять. Они бегом рассыпаются по площадке, бегут в сторону своего домика. Волк читает стихотворение:

День иль ночь не важно мне,

Я умелец в быстроте,

Я бываю на лугу,

Тут гусей я всех найду.

Вид хоть страшный у меня,

Но гусей ловлю не зря.

  1. Задача «волка» – коснуться «гусей», переловить их всех. Пойманные «гуси» становится в круг «волка». Задача «гусей» – попасть в свой дом.
  2. Как только все «гуси» пойманы, дети меняются ролями.

Детский волейбол

Как для детского сада, так и для любой другой группы ребят подойдет знаменитая, но адаптированная разновидность волейбола. Интересная и спортивная игра проходит с использованием легкого игрального мяча.

Дети имеют возможность продемонстрировать индивидуальные навыки, потому что каждый играет сам за себя. Оздоровительное времяпровождение приучит каждого малыша к ЗОЖ. А лето – лучшее время для волейбола.

Что еще почитать: «Не оставайся на полу» или «Выше ноги от земли» — подвижная игра, знакомая миллионам

Основа проведения:

  1. 5-9 детей становятся в круг.
  2. Задача ребенка – отбить мяч в сторону другого игрока, или поймать.
  3. На одну игру дается 6-8 минут.
  4. Каждому участнику нужно набрать как можно больше очков:
  • 1 очко – за пойманный мяч,
  • 2 очка – за отбитый мяч,
  • 5 очков – если мяч получилось отбить в сторону другого участника на уровне груди.
  1. Выигрывает тот, кто набрал больше всего очков.

Совушка

Включает как творческую направленность, так и двигательную активность. Эта командная игра необычная и многокомпонентная.

Что развивается и задействуется: координация, воображение.

Особенности: для игры нужно 8-9 детей, нужен мелок.

  1. Из группы детей выбирается девочка, которая будет «совушкой».
  2. Так как это командная игра, остальные дети делятся на две команды «мышей».
  3. На асфальте рисуется круглая «мышеловка» диаметром 1 м.
  4. «Мыши» бегают вокруг «мышеловки». «Совушка» приговаривает:

Совушка я, Валентина,

Мне не вкусная малина,

Я люблю мышей ловить,

Ух-ух-ух всем говорить,

Солнышко всем светит,

Я не буду есть…

  1. «Совушка» называет слово – любое животное, которое не сможет съесть сова. «Мыши» должны остановиться и изобразить это животное.
  2. Кто медленнее всех выполнит задание, идет в «мышеловку».
  3. Выигрывает последняя, оставшаяся вне круга «мышка».

Введение

В развитии двигательной активности дошкольника ведущую роль играет подвижная игра. Е.А. Аркин определяет активную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребенка, главный рычаг дошкольного образования. Преимущество игры среди различных физических упражнений он видит в эмоциональной насыщенности, которая придает ей особую привлекательность, мобилизует силы детей, доставляет радость и удовлетворение; по характеру двигательной активности, способствующей работе значительной массы крупных мышц (бег, прыжки, метание); в разнообразных движениях, исключающих опасность переутомления; в возможности регулирования темпов и энергии движений самими детьми; в проявлении личной инициативы и развитии умственных качеств — смелости, дисциплины, находчивости и др.

Интенсивная мышечная деятельность способствует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мышечную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребенка, уменьшают заторможенность и умение измерять движения в соответствии с заданием. Использование в игре различных действий и движений активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, игра оказывает целостное воздействие на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе нервной системы, что, в свою очередь, повышает функциональный уровень всей умственной деятельности ребенка.

Оздоровительный эффект, достигаемый во время подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, которые возникают в процессе игровой деятельности и благотворно влияют на детскую психику. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, восторг, вдохновение) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в четком осознании поставленной задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентации в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При таком энтузиазме детей и радостном стремлении к достижению захваченной ими цели возрастает роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная игра как двигательная активность имеет определенную специфику: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой среды. Различные ситуации, возникающие в игре, порождают необходимость изменения характера движения и действий, степени напряжения мышц и быстрой смены направления движения.

Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, улучшая и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Для игры на свежем воздухе характерно, как указывалось выше, что ребенок использует свои движения самостоятельно: бегать, прыгать, делать паузу, приседать, ходить осторожным шагом и т. д. Таким образом, ребенок учится регулировать степень внимания и мышечной активности: в зависимости от развивающейся игровой ситуации может чередовать движения с отдыхом. Все это способствует воспитанию наблюдательности, умению ориентироваться в меняющихся условиях окружающей среды, находить выход из сложившейся ситуации, быстро принимать решение и реализовывать его, проявлять инициативу, самостоятельно выбирать путь для достижения цели. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенной детьми моторики.

Игры для школьников

Подвижные игры – это возможность обеспечить детям всестороннее развитие. В современных сборниках для педагогов интересная картотека смешных игр в форме упражнений, спортивных и развивающих воображение игр.

Значение двигательной активности для школьников колоссально.

Это знакомство с новыми понятиями, получение необходимых в жизни навыков. Конечно при внедрении новых игр педагогами потребуется согласование. Список самого важного инвентаря, который пригодится:

  • мяч волейбольный,
  • мяч футбольный,
  • кегли пластиковые,
  • ворота,
  • баскетбольная корзина,
  • флажок.

Комплекс упражнений, которые выполняют дети в ходе игры, развивает вестибулярный аппарат, ловкость, скорость и силу. Содержание и правила не сложные, но тренируют смекалку.

Количество участников практически не влияет на процесс игры, но желательно чтоб было не меньше 10-11 детей. Основная классификация игр:

  • сюжетные,
  • спортивные,
  • комбинированные.

Крайне важно подобрать для детей игру, соответствующую возрасту и сезону. Ведь для более взрослого ребенка и нагрузка, и задания будут сложнее.

Дидактические материалы облегчают образовательный процесс. Они могут быть в виде брошюр, книг и видеороликов. Все средства, которые помогают родителям и педагогам заинтересовать современных детей хороши.

Спортивные игры и упражнения для дошкольников

В физическом воспитании дошкольников спортивные игры очень важны. Они укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества (силу, ловкость, выносливость, сообразительность), воспитывают ответственность, волю, решительность, помогают снимать нервное напряжение, высвобождать эмоции. Однако без начальной подготовки знакомить детей со спортивными играми не рекомендуется. Вначале лучше всего проводить подвижные игры с элементами спортивных игр.

Одна подходящая спортивная игра для дошкольников – бадминтон. В ней используется волан и ракетка. Цель – не допустить попадания волана на свою площадку и приземлить его на стороне соперника. В садиках перед знакомством детей с бадминтоном воспитатели проводят подготовительную работу. С помощью спортивных упражнений и подвижных игр с элементами спорта специалисты:

  • формируют у детей умение играть с мячом;
  • вырабатывают у воспитанников соответствующую осанку;
  • формируют навык броска;
  • вырабатывают подвижность кисти руки;
  • формируют необходимые физические качества (быстроту реакции, силу удара);
  • знакомят с правилами;
  • отрабатывают основные приемы игры в бадминтон.

Баскетбол – это еще одна игра, которую можно предложить дошкольникам. Она является довольно сложной, эмоциональной. В нее входят прыжки, быстрый бег, броски мяча. Некоторые дети не могут быстро овладеть приемами игры. Успешно ее осваивают те воспитанники, которые уже владеют навыками различных манипуляций с мячом. Перед игрой в баскетбол подготовительная работа тоже проводится. С детьми воспитатели осваивают перед занятиями спортивными играми подвижные игры, выполняют такие упражнения, которые способствуют обучению технике перемещения и удержания мяча, его передаче, ведению, бросанию в корзину.

Бадминтон и баскетбол – это не единственные игры, с которыми можно знакомить дошкольников. Детям будет интересно и полезно узнать о большом теннисе и настольном, хоккее. Наряду со спортивными играми стоит проводить и обычные спортивные упражнения – катание на коньках, ходьбу на лыжах, плавание и др. Они выполняются на свежем воздухе. У детей благодаря им повышаются защитные силы организма, ускоряются обменные процессы. Дополнительная польза заключается в том, что девочки и мальчики получают знания о явлениях природы, приобретают понятия о свойствах снега, льда, воды.

Школьники младших классов

В 6-7 лет дети привыкли к сюжетным играм, но надо начинать вносить спортивные элементы.

Алфавит и словарь

Цель игры: повышение грамотности, изучение родного языка.

Инвентарь: прищепки с буквами, карточки со словами одинаковой сложности.

  1. Дети делятся на команды, выбирают капитанов.
  2. Капитаны наугад выбирают слова-задания для противоположной команды.
  3. Находят буквы, из которых состоят слова для команды-противника.
  4. Капитаны прикрепляют на спины участников команды-противника буквы.
  5. Команды выстраиваются в ряд.
  6. На счет 1-2-3 капитаны показывают слова, которые нужно собрать.
  7. Выигрывает команда, которая быстрее соберет слово, выстроившись в ряд.

Прятки

Ориентировка: хорошо спрятаться, затем добежать до базы.

Особенности локации: двор, где достаточно безопасных мест для укрытия.

  1. Дети выбирают курсового, который будет искать.
  2. Курсовой, находясь на базе, закрывает глаза и считает до 20.
  3. В это время участники игры прячутся.
  4. Если курсовой находит участника, он бежит на базу и называет имя найденного участника.
  5. Цель участников: добежать до базы и назвать свое имя раньше, чем курсовой.

Другие игры

В 7-8 лет дети уже могут играть в мини-футбол, хоккей (понадобится лед на катке), что позволит развить скорость бега, умение работать в команде. В 7-9 лет дети начинают играть в классический волейбол.

Школьники средних и старших классов

Для школьников постарше будут интересны другие игры, чем для учащихся начальных классов. С педагогической точки зрения увлечь подростка сложнее, чем ребят младшего возраста.

С этой задачей будет легче справиться, если вводить новые игры, идущие в ногу со временем. Игры на природе особо полезны для школьников, ведь обычные прогулки не дадут нужную физическую нагрузку.

Ляп снежком от Линкольна

Поиграть в увлекательную игру с популярным сюжетом захотят и старшеклассники. Зимняя забава увлечет каждого ребенка.

Особенности: проводиться зимой, когда достаточно свежего снега, и не сильный мороз, есть достаточное пространство на улице.

Реквизиты: бутылка пластиковая с цветным рисом (рис красится пищевыми красками) будет имитировать бутылку святой воды; картинка с изображением карты города, ленточки красного и синего цвета для каждого участника.

Что еще почитать: Активное развитие ребёнка: подвижные игры дома

История для сюжета: президент Линкольн борется с оборотнями. Оборотни сидят в крепости, президент и его помощники в квартире. Они решают идти бороться со злом. Предмет борьбы – карта города, которую держат в своей крепости оборотни.

Организация игры:

  1. Накануне нужно слепить 2 крепости на расстоянии 9-10 м друг от друга, высотой с ребенка.
  2. Выбираются команды оборотней, Линкольна и его помощников.
  3. Каждый участник отмечает себя ленточкой: оборотни красной, команда борцов – синей.
  4. Оборотни занимают позицию в своей крепости, в этой крепости находится и карта. Оружие оборотней: снежки.
  5. Президент и его команда занимают вторую крепость-квартиру. Их оружие: бутылка святой воды (подкрашенный рис) и снежки.
  6. Линкольн выполняет прыжок вверх так, чтоб это видели оборотни и машет рукой, говоря: «Я легкой жизни вам не дам, а покажу пример. Для вас один способ себя спасти – отдать карту нам!».
  7. После этого охотники на оборотней пытаются добежать до крепости соперников и забрать карту. Оборотни пытаются проникнуть в квартиру президента.
  8. При попадании снежка в участника одной из команд он выбывает из игры на три минуты. При попадании на оборотня святой воды он выбывает на 10 минут.
  9. Игра заканчивается, когда команда президента захватила карту, или если треть оборотней зашла в квартиру.

Эстафета

Эстафеты известны в каждой школе, проводится они на уроках физкультуры. Проведение эстафет улучшает физическую подготовку, укрепляет соревновательный дух. Общий принцип проведения:

  1. Предложить детям поделиться на команды.
  2. Построить команды в колонны у линии старта.
  3. По команде «Марш!» капитан бежит (прыгает) до флажка, касается его рукой и возвращается к команде.
  4. Хлопает по плечу следующего в колонне, который выполняет те же действия, что и капитан и так далее.
  5. Побеждает та команда, последнее звено которой вернется к линии старта раньше.


Другие игры

Старшеклассники занимаются атлетикой, бегут на малые дистанции. Но все же, с большим удовольствием будут играть в футбол. Цель подвижной игры – не только улучшить физические характеристики, но и привить любовь к спорту на всю жизнь.

Общие правила выбора и организации игр

Огромное значение играет правильный выбор игры. Он зависит от возраста детей, их развития, подготовленности, количества занимающихся. Обязательно учитывается форма занятий (например, перемена, урок или праздник). На перемене проводятся непродолжительные игры для отдыха от умственной деятельности. На уроке физкультуры они уже предлагаются более длительные, способствующие выработке силы, ловкости, быстроты и других качеств. На праздничных мероприятиях востребованы массовые игры.

Участие в различных видах спортивных и подвижных игр вызывает незначительную усталость. Это ощущение является полезным. Оно, возникая систематически, способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но иногда дети все же переутомляются из-за индивидуальных особенностей или по той причине, что они сильно увлекаются играми, слишком эмоционально реагируют на все происходящее. Очень важно так дозировать физическую нагрузку, чтобы она не вызывала переутомления, ведь из-за него наступает вялость, снижается аппетит, нарушается сон.

К внешним признакам переутомления относят чрезмерную одышку, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движения. У детей снижается интерес к игре. Они иногда начинают жаловаться на усталость, легкое головокружение. При таких признаках нужно прекратить игру. Стоит отметить, что бывают такие случаи, когда признаки переутомления не наблюдаются. Дети, сильно заинтересовавшиеся и увлекшиеся игрой, начинают просить воспитателя, учителя или родителей о продолжении. Однако в таких случаях не стоит идти на поводу у детей. Важно вовремя завершить игру.

Конечно, в проведении подвижных, спортивных игр детей участвует много. В большой группе учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности каждого ребенка сложно, поэтому следует планировать оптимальные нагрузки. В самом начале занятия никогда не предлагаются игры, требующие проявления значительной силы, быстроты, ловкости, ведь сперва требуется проведение разминки. Если у детей день был довольно насыщенным (с большими умственными и физическими нагрузками), то стоит предложить малоподвижную игру. Если же день был ненапряженным, то рекомендуется чередовать интенсивные игры с малоинтенсивными.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]