Малыши все познают через игру. Хотите, чтобы ребенок быстро запомнил буквы и научился читать — придумайте нескучные развивалочки-обучалочки. И совсем не обязательно покупать дорогие пособия и искать репетитора. Вы все сможете сами. Учите алфавит всегда и везде! Играйте в буквы — и ребенок запомнит их в два счета.
3ladies.su
Что делать, если ребенок не хочет учить буквы? Не может запомнить алфавит?
Первое правило: не заставлять! Сделайте так, чтобы обучение было похоже на увлекательную игру, а не на нудную зубрежку.
Чем разнообразнее будут занятия, тем быстрее ребенок выучит буквы и научится читать. Запаситесь терпением! Занимаетесь регулярно и не перегружайте кроху информацией. Достаточно 10 минут в день и нескольких занятий в неделю, чтобы малыш уверенно двигался к поставленной цели, а вы радовались его успехам и достижениям.
Лепим буквы
Детям нравится лепить. Предложите им тесто, пластилин, глину, мокрый песок и все, что хоть как-то может держать заданную форму. Лепка развивает мелкую моторику, мышление, речь. Ум, как известно, — на кончиках пальцев.
alwaysbusymama.com
Не стоит за раз лепить несколько букв. Достаточно одной. Буквы можно украшать бусинками, фасолью, горохом. Если лепили из соленого теста, можно запечь и раскрасить гуашью.
Рекомендуем почитать:
- Домашний пластилин: рецепты массы для лепки
Параллельно с лепкой, придумайте и другие задания на закрепление узнавания изучаемой буквы.
Решили испечь печенье? Предложите ребенку слепить, а потом съесть собственную букву. Можно испечь несколько букв с разной начинкой, а затем провести дегустацию, какая вкуснее. Например, «А» — с абрикосом, «К» — с корицей, «Я» — с яблочным джемом и т.п.
alwaysbusymama.com
В продаже есть готовое печенье в виде букв. Из него можно даже слова складывать.
whatican.ru
Методики обучения дошкольника чтению в домашних условиях
Для обучения детей при подготовке к школе существуют эффективные методики. О наиболее популярных из них рассказано далее.
Традиционная методика
Для обучения дошкольников может быть применена классическая методика. Она основана на следующем:
- В процедуре обучения применяются карточки, на которых изображены буквы. Важно, чтобы изображение было красочным и ярким. Для букв фон должен быть невзрачным и не привлекать к себе внимания. По мере изучения такие карточки прикрепляют к стене в игровой комнате ребёнка или на других видных местах. Это необходимо для того, чтобы малыш привыкал к ним и развивал зрительную память.
- Рекомендуется самыми первыми буквами для изучения выбирать 10 гласных букв. Считается, что на первых порах их легче освоить, чем согласные. Когда проводится обучение, их не только нужно называть, но и петь для того, чтобы дитя лучше его освоило.
- При заучивании буквы нужно использовать не название, а то, какому звуку они соответствуют. Для демонстрации можно продлевать звучание звука, если это возможно.
- При изучении согласных надо учитывать, что некоторые из них более трудны для восприятия и повторения, чем другие. Рекомендуется начинать с освоения Т, Г, Н, М, Б, П, К. Эти буквы ребенку проще освоить. Ш, Щ, Ч или Р в большинстве случаев вызывают больше сложностей.
- При интенсивном обучении в классе могут возникнуть ситуации, когда малыш будет утомлен и будет испытывать трудности при усвоении материала. В этом случае нет необходимости оказывать на него давление. Нужно дать ему отдохнуть, а потом продолжить обучение с новыми силами.
- Важно не ограничивать занятия домашней обстановкой. Нужно поощрять ребенка отыскивать знакомые ему буквы при прогулках на улице в названиях магазинов или на рекламных объявлениях.
Обратите внимание! Важно, чтобы обучение происходило в спокойной и доброжелательной обстановке. Малыша необходимо поощрять и хвалить, отмечая его успехи, помогая развивать навыки.
Кубики Зайцева
При изучении отдельных букв иногда возникает ситуация, когда буквы уже известны, но слова из них составлять пока не получается. Автор, создавший эту методику, считает, что изучение букв по карточкам с картинками вредно для развития ребенка.
Иллюстрирует Зайцев это следующим примером. Для буквы З на карточке изображают зебру. Аналогичные картинки сопровождают другие буквы. При этом возникает проблема, как ребенку объяснить, что четыре карточки (зебра, орёл, носорог и тигр) вместе означают «зонт».
Согласно методике Зайцева для обучения малышей используется несколько каналов поступления информации:
- Кубики различаются по размеру.
- Изображения букв нанесены с использованием пяти различных цветов, что не даёт возможности их перепутать.
- Использование различных материалов для изготовления кубиков приводит к их различному звучанию при работе с ними. Некоторые из них металлические, а другие — деревянные.
Обратите внимание! Зайцев делит слова не на буквы, а на склады. В зависимости от ситуации они могут состоять из сочетания согласной и гласной; согласной с мягким знаком; иногда в его состав входит только одна буква.
Как научить ребенка запоминать цифры и их написание
С использованием этих кубиков начинать изучение алфавита можно даже с годовалым малышом. Перед началом занятия надо объяснить, что эти кубики не простые — они помогут со временем научить чтению.
При продаже в комплектации кроме кубиков имеются полочки, таблицы и диски с учебными песенками. Они предназначены для помощи при обучении. На полочках можно выставлять кубики таким образом, чтобы они могли создавать нужные сочетания из складов (они указаны в прилагаемых таблицах). Полученные слова можно пропевать для улучшения усвоения.
Обратите внимание! С помощью кубиков выкладывают знакомые слова и поют их сами, затем вместе с ребёнком. В комплект входит 246 складов.
Методика Глена Домана
Этот человек разработал методику интенсивного развития детей. Те, кто занимались таким образом, уже в 2, 3 или 4 года в результате обучения могли читать и считать. В созданной им системе предусматривается не только психологическое и интеллектуальное развитие, но и физическое.
Лото для изучения букв
Система обучения построена на следующих принципах:
- Начинать занятия для развития ребенка рекомендуется как можно раньше.
- Важно, чтобы малыш видел, что родители рады его успехам и всячески поддерживают его на этом пути.
- В процессе обучения важно проявлять уважение к ребёнку и демонстрировать доверие к нему.
- Важно организовать обучение таким образом, чтобы оно вызывало положительные эмоции и у ребенка и у его родителей.
- Нужно останавливать обучение, если ребёнок начинает тереть глаза или смотреть в окно. Лучше объявлять перерыв до того, как у малыша возникнет эта потребность.
- Для обучения нужно создавать специальную поддерживающую обстановку.
- При занятиях важно как можно чаще предлагать новый материал для усвоения.
- Занятия должны быть последовательными и происходить на регулярной основе.
- Важно обучать, но не проверять знания ребёнка.
- Родители должны готовиться к занятиям заранее и делать это продуманно и тщательно.
- Если малышу стало скучно, нужно перейти к отдыху.
Обратите внимание! Таким образом можно изучать не только буквы или цифры, но и другие необходимые для развития малыша предметы.
Еще один способ обучения буквам
Пример занятия по обучению чтению выглядит следующим образом:
- В первый день показывают шестимесячному ребенку пять карточек со словами «папа», «мама», «бабушка» и подобными в течение 10 секунд и громко, отчётливо произносят их. На протяжении суток это можно повторить ещё дважды.
- На второй день добавляют ещё 5 штук. Делают три аналогичных занятия по старым и три по новым.
- Добавляют ещё 5 штук. По каждому из трёх комплектов проводится по три занятия.
- За четвёртый день прибавляют ещё по 5 карточек, соответственно увеличивая количество занятий.
- Добавляют ещё 5 карточек в существующие наборы, убрав из каждого предыдущего комплекта по одной.
Обратите внимание! Постепенно от изучения слов переходят к словосочетаниям, затем к простым и сложным предложениям. Время каждого занятия с одним комплектом не превышает 10 секунд.
Азбука для малышей
Существует несколько вариантов такой азбуки:
- Сделанная на отдельных карточках.
- Звуковая — представляет собой электронное устройство, которое при нажатии на определённые клавиши малыш слышит, как звучит выбранная буква.
- Магнитная состоит из металлической доски и магнитных букв, которыми можно выкладывать на доске нужные слова и предложения.
- Азбука может быть на кубиках в этом случае имеется возможность выкладывать слова, располагая их в ряд.
Обратите внимание! Необходимо под руководством родителя, проводящего занятие, произносить слова, которые получаются из букв.
Строим буквы
alwaysbusymama.com
Многие малыши часами готовы просиживать с конструктором. Воспользуйтесь этим увлечением, чтобы выучить алфавит.
adalin.mospsy.ru
Есть мозаика? Поиграйте в буквы. Можно не просто выкладывать буквы, а еще и превращать их друг в друга, добавляя или убирая элементы.
nasolini.livejournal.com
Удобно строить буквы из счетных палочек.
www.babyblog.ru
Можно использовать кубики и другие подручные материалы.
bukvar-online.ru
otvetprost.com
Чтение слогов разной сложности
При переходе от изучения букв к чтению предложений правильное произношение слогов является важным этапом развития. При этом важно показать ребёнку, как из звучания букв складываются слова.
Набор букв для изучения
Важно! При изучении слогов важно точно проговаривать их вслух, закрепляя произношение. Впоследствии на основе изученного можно будет перейти к чтению слов и предложений. В освоении произношения слогов могут помочь обучающие мультики — например – «Азбука с машинками».
Рисуем буквы
Ориентируйтесь на интересы своего малыша. Любит рисовать? Отлично, предложите изобразить букву, нарядить ее в платьице или поводить пальчиком по подносу с манкой, пока вы заняты приготовлением каши-малаши к обеду.
alwaysbusymama.com
Рисовать буквы можно и просто в воздухе. Один рисует — второй отгадывает. Главное помнить про зеркальное отображение: стоять нужно у зеркала или рядом с ребенком (не напротив).
Много радости доставляет рисование букв на запотевшем стекле или в собственной тарелке.
С чего лучше начинать (поэтапное обучение)
При проведении занятий важно определить последовательность обучения. При этом нужно обратить внимание на следующее:
- Во время первоначального изучения букв нет необходимости осваивать их в соответствии с тем порядком, в каком они расположены в алфавите.
- Поскольку гласные и согласные буквы существенно различаются по произношению, не нужно изучать их вперемешку.
- Рекомендуется в начале обучения заняться изучением гласных.
- Согласные буквы более сложны для ребенка по сравнении с гласными и их нельзя изучать вначале.
- При обучении малышей нужно учитывать разницу между названием, которое носит буква, и тем, как она звучит в составе слов. Важно, чтобы ребенок в первую очередь усвоил второе. Это сможет помочь при обучении чтению в дальнейшем.
Как с детьми выучить цвета в английском языке — полезные упражнения
Важно! Помощь окажет просмотр обучающих мультфильмов. Например, можно остановить выбор на том, где показано, как с помощью Лунтика изучать буквы.
Почему важно хорошо выучить 10 гласных
Когда ребенок проходит первые шаги при обучении чтению, он не сможет прочитать слова, если не знает, как правильно произнести гласные. При прочтении слов он будет запинаться каждый раз, когда встретит их в слове. Важно, чтобы малыш вначале хорошо усвоил, как выглядят и как произносятся все 10 гласных букв. Это послужит надёжным фундаментом для дальнейшего обучения.
Как выучить согласные
При их изучении начинают с того, что знакомят со звуком и только потом с названием буквы в алфавите. Рекомендуется называть согласные без сопутствующих звуков: не «ЭМ», а «М». Это послужит базисом для дальнейшего изучения букв. Нужно показывать ребенку буквы, которые он знает, в книжках и произносить слова с их участием.
Обратите внимание! Во время прогулок обращают внимание на вывески или рекламу, предлагают малышу находить в них знакомые буквы и произносить их. Спрашивая, какую букву он увидел, за правильный ответ надо его обязательно похвалить.
Деревянная рамка для букв
Если такого рода занятия проводить регулярно и ненавязчиво, малыш постепенно освоит все буквы и сможет легко их узнать.
Ищем букву в журналах и газетах
Детям совершенно не интересно читать газеты и журналы, а вот резать их вдоль и поперек — это пожалуйста.
bookmix.ru
Поставьте конкретную задачу: найти и вырезать букву «А», например. Усложненный вариант — вырезать буквы и составить из них послание.
alwaysbusymama.com
Еще одна проверенная игра. Взять ручку и закрасить в тексте все буквы «о», какие найдешь. Вот это точно задание для настоящего сыщика!
Советы экспертов: как учить алфавиту
Родители постоянно ищут новые быстродействующие способы выучить алфавит с ребенком, но быстро не значит качественно.
Дополнительная информация! Для комфортного изучения, следует не забывать про особенности физиологии и психологии детей (возраст и особенности его мышления).
Малыш учится
Зачем учить ребенка алфавиту?
Алфавит — основа всех языков. Это строгое последовательное построение букв, которое является ключом ко всем документам и книгам.
Знание алфавита ничего не даст маленькому ребенку. Он может легко заучить его, но читать при этом не научится. Лучше оставить алфавит для начальной школы, где он нужен, а с малышом заучить буквы без строгой последовательности.
В каком возрасте дети должны уже знать все буквы?
Необходимый уровень развития мозга для чтения обычно сформировывается к 5 годам, реже к 4-5. Поэтому нет смысла пытаться заставить ребенка читать в более раннем возрасте. Лучше расширить кругозор, развить речь и произношение, научить правильно ставить вопросы и приучить давать ответы.
Учет возрастных особенностей при знакомстве с буквами
У маленьких детей доминирует наглядно-действенный тип мышления, а по достижению пяти лет, мозг начнет активно воспринимать знаковые изображения и абстрактную подачу информации.
Обратите внимание! До 4 лет малыш должен выучить базовые знания для комфортной дальнейшей жизни. Он акцентирует свое внимание социальной связи с миром, поэтому не рекомендуется нагружать его излишней и сложной информацией, доводя до слез.
Изучение алфавита
Любые занятия с малышом, это увлекательная игра
Малыши не могут концентрироваться на одном занятии больше 10-15 минут, поэтому длительность стоит ограничивать, иначе внимание рассеивается, и ребенок перестает усваивать новую информацию.
Стандартный академический урок не подходит малышам, поэтому стоит стараться преподносить любое обучение, как ненавязчивую игру, которая будет ему интересна. Лучше использовать разнообразные задания:
- стихи;
- песни;
- скороговорки и загадки.
Обратите внимание! Это обеспечит ребенку погружение в процесс и облегчит восприятие новых знаний.
Мемори.
Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.
Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх.
Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.
Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше!
Когда нужная карточка найдена — игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.