Суть игровой деятельности в детском саду
Игра в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является формой общественной жизни ребёнка, способствующей его физическому, психическому и интеллектуальному росту, а также воспитывающая волевые, нравственные качества и творческие способности.
В игре дети учатся быть креативными
Цели
Исходя из определения игровой деятельности, можно составить перечень целевых ориентиров, определяющих её значимость в детском саду.
Обучающие
К этой группе относится:
- организация познавательной деятельности (как следует из практики, в игровой форме дети быстрее усваивают новые знания);
- расширение кругозора (новые виды активности или иные формы уже знакомых игр раскрывают для детей некоторые неизвестные явления и факты, например, проводя в подготовительной группе игру-исследование по выращиванию цветка, ребята знакомятся с понятием «черенок», разбирают такое явление, как «анабиоз» и пр.);
- формирование навыков и умений (например, в процессе игр на прогулке дети учатся, помогая дворнику, убирать снег с дорожек, при этом игровое задание состоит не только в качестве уборки, но и в скорости, что воспитывает чувство здоровой конкуренции).
Развивающие
В этом случае миссия игры заключается в развитии:
- внимания (чтобы быть равноправным участником игры, ребёнку нужно не только выполнять свои действия, но и следить за тем, что делают остальные участники);
- памяти (игра требует запоминания не только содержания игрового действия, но и правил, а также перечня необходимых атрибутов, вариантов условий и пр.);
- речи (активное взаимодействие друг с другом пополняет активный и пассивный словарный запас детей);
- мышления (игровая деятельность включает все процессы мышления через необходимость сравнивать, сопоставлять, анализировать);
- фантазии (ребята имеют возможность примерять на себя разные социальные роли — мамы, учителя, врача и др., что важно в том числе и для определения круга интересов);
- чувства ответственности за своё физическое состояние;
Игры помогают детям постичь культуру здорового образа жизни
- мотивации учебной деятельности (дети воспринимают дидактический материал не набором сухих фактов, а важной составляющей забавы).
Воспитательные
Часть триады целевого компонента образования в игре реализуется воспитанием:
- самостоятельности (в процессе игровой активности дети 6–7 лет не только сами выполняют игровые действия, но и придумывают правила, например, для сюжетно-ролевых забав);
- саморегуляции (ребята учатся не бросать начатое, доводить дело до конца, не поддаваться сиюминутным чувствам);
- общительности (взаимодействие в большинстве игр подразумевает коммуникацию друг с другом и со взрослым);
- чувства сотрудничества;
- нравственных и эстетических позиций.
Задачи
В контексте реализации поставленных целей, организуя и проводя игры, педагог решает следующие задачи:
- учит ребят эвристическому подходу в получении знаний (так, например, в дидактической игре на складывание пазлов с изображением экзотических птиц педагог предлагает детям самим в справочнике найти изображения этих пернатых, чтобы получить представление об их внешнем облике);
- развивает воображение малышей, предлагая не готовый набор правил, например, для подвижной игры, а лишь основу, чтобы дети могли сами додумать сюжет забавы;
- совершенствует координацию и мелкую моторику (даже в подготовительной группе игры с мозаиками очень востребованы, для усложнения можно выкладывать фишками не готовые картинки, а собственные сюжеты);
- воспитывает терпение, толерантное отношение к товарищам.
В процессе игр в небольших группа дети учатся с терпением относиться к товарищам
Занятие по самообслуживанию в подготовительной группе детского сада
Ребёнок седьмого года жизни совершенствует и закрепляет навыки самообслуживания. Он следует правилам приёма пищи, умело обращается со столовыми приборами, соблюдает чистоту и аккуратность. Знает последовательность одевания на прогулку, умеет обращаться с различными видами застёжек. Следит за порядком личных вещей и своим обликом. Это то, каким в идеале ребёнок выпускается из детского сада, — самостоятельным человеком. В начале учебного года педагогом должен быть проведён мониторинг уровня самостоятельности всех воспитанников. При выявлении затруднений в выполнении каких-либо действий или недостаточной сформированности одного из навыков воспитатель предпринимает коррекционные меры.
Старшие дошкольники любят ухаживать за комнатными растениями самостоятельно
Воспитанники подготовительной группы понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Основной формой закрепления навыков по самообслуживанию у детей 6–7 лет становятся трудовые поручения: «Надо собрать снег в нужном месте, чтобы дворник залил для нас горку», «Протри подоконники влажной тряпкой, пожалуйста», «Помоги нянечке разложить фрукты в вазу». Для ребят подготовительной группы составляется список дежурств в столовой, спальне, уголке природы.
Введение обязанностей по уборке и контролю состояния помещения дисциплинирует ребят, воспитывает в них уважение к чужому труду и ответственность в выполнении поручений.
Дежурство активизирует трудовую деятельность ребят и вызывает чувство гордости за свой труд
Таблица: картотека тем по самообслуживанию в подготовительной группе
Тема по самообслуживанию | Развивающие и воспитательные задачи | Варианты трудовых поручений как основного приёма мотивации воспитанников |
«Дежурства» |
|
|
«Содержание в порядке обуви и одежды, спального места, рабочих инструментов и проч.» |
|
|
«Правила личной гигиены» |
|
|
«Генеральная уборка» |
|
|
Навыки самообслуживания и соблюдения гигиенических норм закрепляются в подготовительной группе
Фотогалерея: примеры организации уголка дежурства
График дежурств воспитанников в детском саду должен быть наглядным
Распределение дежурных по зонам ответственности развивает у ребят различные навыки самообслуживания
Уголок дежурных может быть оформлен увлекательно
Для дежурных в столовой должны быть приготовлены фартуки и головные уборы
Уголок дежурных должен быть приятным местом, выполнение трудовых обязанностей — это не рутина
Мотивирующее начало занятия
Самостоятельная деятельность дошкольников начинается с возникновения мотива — интереса к какой-либо теме, возникновения проблемной ситуации, желания пообщаться со сверстниками. Практические действия осуществляются с применением имеющихся у ребёнка знаний и способностей. Результат деятельности оценивается самим воспитанником подготовительной группы, о выполнении опытов и исследований он рассказывает педагогу, совершенствуя речевые навыки.
Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Интерес к самостоятельной деятельности может носить игровой характер, коммуникативную, творческую, познавательную направленность. Воспитатель следит, чтобы в группе поддерживалась дружеская атмосфера и у каждого воспитанника наблюдался положительный, ровный эмоциональный фон.
Педагог создаёт интересные ситуации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования и индивидуальных особенностей и пристрастий ребят.
Сюжетная игра отражает новые знания воспитанников и помогает их фиксации в виде образов долгосрочной памяти
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Вариант мотивирующего начала занятия | Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников |
Проведение познавательных и эвристических бесед. — Ребята, где хранится посуда у вас дома? — На кухне: в посудных шкафах и на полках. — Чистую посуду мама ставит в шкаф вперемешку? — Нет. Есть ящики с ячейками для столовых приборов, полки для кастрюль и сковородок, навесные полки для чашек и тарелок, крючки для половника, дуршлага, овощечистки и т. д. — Почему мама ставит посуду на полки в таком порядке? — Что легко находить нужный предмет. Каждой вещи — своё место! — Какие ещё категории предметов, кроме посуды, надо ставить на определённые для них места? — Обувь — в обувницу, одежду — в платяной шкаф, книги и журналы — в книжный шкаф, письменные принадлежности — в ящики рабочего стола. |
|
Изучение наглядного материала. Воспитатель предлагает детям изучить макет Солнечной системы: сколько в ней планет, какого они размера, какие особенности заметны (углубления-кратеры, горные вершины, облака, кольца, наличие спутников). |
|
Создание проблемной ситуации. В группу приходит письмо от Незнайки. Он пишет, что недавно уронил в реку монетку, она утонула. Незнайку с тех пор мучает вопрос: «Почему маленькая металлическая монета утонула, а большие корабли из металла не тонут?». |
|
Привлечение к игре. Воспитатель приносит в физкультурный центр набор для игры в городки и спрашивает ребят, помнят ли они правила. | Коллективное обсуждение правил игры, подвижная игра. |
Чтение во время досуга сказки «Три поросёнка». |
|
Чтение литературных произведений побуждает к играм и инсценировкам сказочного сюжета
Временной план занятия
Воспитательные и обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости. В режимные занятия, не посвящённые собственно образовательной деятельности (прогулка, досуг), рекомендуется включать трудовые поручения.
Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы
Тема занятия | Оргмомент | Мотивирующее начало | Развитие мыслительных способностей | Двигательная активность | Практическая работа | Подведение итогов |
«Ремонт книг» | 1 минута | Создание проблемной ситуации. В группу приходит Незнайка и сообщает, что его отстранили от занятий в первом классе. Дети спрашивают, что случилось. Незнайка отвечает, что дома он с приятелями играл в войнушку и отстреливался от воображаемых врагов снарядами из учебников. В школе учитель увидел, что у учебников оторвались обложки, порвались страницы, и сказал нерадивому ученику не приходить на уроки, пока он не научится правильному обращению с книгами. 4 минуты. | Проведение беседы о бережном отношении к книгам. 4 минуты. | Физкуль. 4 минуты. | Ремонт повреждённых книг в библиотечном уголке: подклеивание страниц, ремонт обложки. 15 минут. | 2 минуты. |
«Большая стирка» | 1 минута | Включение в игровую ситуацию. Воспитатель предлагает дошкольникам собрать кукол для игры с ребятами другой группы. Во время того, как дети собирают кукол, в комнату вбегает персонаж Чумазик и пачкает кукольную одежду. 4–5 минут. | Проведение беседы о необходимости соблюдения опрятности и чистоты. Проговаривание порядка действий при стирке одежды (с ним ребята ознакомились на предварительной экскурсии в прачечную). 4 минуты. | Подвижные игры «Кукла играет в мяч», «Кукла-неваляшка». 4 минуты. | Стирка кукольной одежды, развешивание выстиранного на бельевой верёвке. 15 минут. | 1 минута. |
Стирка кукольной одежды — это выполнение трудового поручения в игровой форме
Таблица: пример конспекта занятия по формированию навыков самообслуживания в подготовительной группе
Автор | Гордиенко М. К., воспитатель МБДОУ Д/с № 48, г. Ачинск, Красноярский край. |
Название | «Каждой вещи своё место» |
Программное содержание |
|
Оборудование |
|
Ход НОД | Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша» и проводит беседу по его содержанию:
Беседа о порядке. Воспитатель задаёт вопросы:
Дети: Убираем игрушки на место, одежду вешаем в шкафчик, перед сном — на стульчик, обувь ставим на полку, накрываем на стол, убираем бокалы со стола после еды. В.: Молодцы, все внимательны и помогают поддерживать порядок в группе! Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе и посмотрим, все ли вещи лежат на месте. Если кто-то не убрал игрушку на место, то игрушки могут обижаться и прятаться от вас. Воспитатель подходит к спортивному уголку и просит детей назвать, чего не хватает. (Кеглей и мяча). Воспитатель подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает. (Барабана, в уголке изодеятельности — раскрасок). В.: Вот видите, дети, многие вещи попрятались. Но я подскажу вам, кто поможет их отыскать. Вы этого героя знаете. Это Домовёнок, он живёт в каждом доме и всё знает, что в нём происходит. Воспитатель показывает детям Домовёнка, обращает внимание на его внешность и говорит, что он добрый, внимательный, заботливый, а в руках у него мешок, в котором могут быть пропавшие игрушки. В.: Домовёнок хочет с вами поиграть. Игра «Чудесный мешочек». Воспитатель вызывает по одному ребёнку и просит достать любую вещь из мешочка. Ребёнок достаёт предмет, называет его и относит на место. После игры воспитатель беседует с детьми:
В.: Вы знаете, где должна находиться каждая из вещей. Но в каждой группе и дома много мелких предметов и они тоже должны иметь своё место. Домовёнок предлагает поиграть в игру «Каждой вещи — своё место». На столе много мелких предметов: швейные принадлежности, карандаши, ленты, заколки, резинки, украшения для кукол и шкатулки, коробочки, корзиночки, стаканчики. Воспитатель просит поочерёдно из вызванных детей найти место для каждого предмета. После игры награждает детей звёздочками за помощь. |
В игровой форме дети закрепляют навык хранения вещей на положенных местах
Приёмы
В организации игровой деятельности детей педагог использует три группы приёмов.
Словесные
Дети 6–7 лет уже хорошо владеют речью, но слышать речь взрослого им просто необходимо, так как это даёт возможность сформировать свой собственный коммуникативный образ и богатством словаря, и набором невербальных компонентов (мимикой, жестами). Для игр используется четыре вида приёмов.
Объяснение
Воспитатель детально описывает все игровые действия, комментирует роль каждого участника, даёт рекомендации и указания по мере проведения забавы.
Объяснение должно всегда присутствовать на занятии
Загадки
Обычно этим приёмом педагог пользуется для мотивации ребят. Особенно часто применяются загадки перед дидактическими и подвижными играми.
Например, в своей практике при рассмотрении темы «Электроприборы» я предлагаю игру «Что сломано», суть которой состоит в том, что дети смотрят на картинку из пазлов с изображением техники и определяют, какой части не хватает. Перед началом забавы стоит повторить, какие приборы существуют и для чего они используются.
- У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер «ТУ». Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает. (Телевизор);
- В Полотняной стране По реке Простыне Плывёт пароход То назад, то вперёд. А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать! (Утюг);
- Живёт в нём вся Вселенная, А вещь обыкновенная. (Утюг).
Короткие сказочные истории
Наиболее удобным мотивационным приёмом считаются короткие истории. Они могут напрямую затрагивать сюжет игры.
Например, перед дидактической забавой «Художники», я рассказываю о том, что в группу заехал старый художник, который очень страдает от того, что злая колдунья вытерла все красивые здания в его городе. Предлагаю детям оказать помощь бедолаге и нарисовать новые красивые постройки на листе-макете города. Или же задание можно организовать так: дети на занятии выполняют все предложенные сказочным гостем задания, а тот, в свою очередь, в качестве благодарности за качественную работу, предлагает малышам поиграть и игру.
Чтение должно сопровождаться демонстрацией картинок, чтобы у ребёнка формировался цельный образ персонажа, а не разрозненный
Чтение
В 6–7 лет большинство ребят уже умеют читать, поэтому перед игрой можно давать задания, связанные с зачитыванием подходящих по теме забавы отрывков или описаний игровой ситуации. Особенно часто этот приём предваряет народные игры.
Наглядные
У дошкольников преобладающим является образно-зрительное восприятие, поэтому, как и в любой другой активности, детям важно видеть:
- картинки с изображением детей, выполняющих игровые действия;
- представленную педагогом демонстрацию всех действий.
Практические
Как уже отмечалось, игровые действия — это и есть практическая реализация такого вида активности. Однако после игры ребята могут материализовать образы, впечатления в лепке, рисунках, аппликации.
Продуктом игровой деятельности является, прежде всего, сам процесс игры
Картотека игр в подготовительной группе
Для удобства составления конспекта занятия или досуговой деятельности, игры вносятся в отдельные для каждого вида забав календарные планы. Педагог, владея полным перечнем забав, подбирает их под отрабатываемый навык, умение, этап занятия или тему. Последний критерий является самым продуктивным.
Таблица: пример планирования игровой деятельности в подготовительной группе
Тема (или этап работы на занятии) | Вид игры | Название | Цели | Ход игры |
Любая (преимущественно лексическая, то есть связанная с пополнением словарного запаса) | Дидактическая | «Поле чудес» |
| Дети на скорость отвечают на вопросы отборочного тура. Так в игру приглашается первая тройка, которая по буквам, после оборота барабана, угадывает слово. По итогам игры трёх троек проводится финал, а затем суперфинал с победителем. |
Обобщение материала | Дидактическая | «Что? Где? Когда?» | Детям, объединённым в команду из шести человек, задают вопросы, на которые они за 1–2 минуты должны ответить. Игра идёт до шести очков. | |
«Осадки» (или в качестве физкультпаузы) | Подвижная | «Дождик» |
| Дети-«тучки» становятся в круг, в с султанчиками в руках. Под музыку ребята разбегаются, «дождик» старается их намочить. По сигналу ведущего снова собираются в хоровод, «дождик» во время звучания одного музыкального отрывка старается дотронуться султанчиком дотрагивается до «тучек», после окончания музыкального отрывка, все вместе считают, сколько «тучек» зацепил «дождик». |
Развлечения, закрепление изученного материала, открытое занятие. | Разные виды игровой деятельности | «Путешествие по станциям» |
| В ходе игры ребята попадают на разные «станции» и играют в предложенные на ней игры. |
«Хлеб — всему голова» | Дидактическая | «Хлеб» |
| Дети индивидуально или в командах раскладывают последовательность карточек с изображением процесса выращивания хлеба, комментируя каждый этап. |
«Птицы нашего края» | Подвижная | «Вороны и воробьи» |
| Команда «воробьёв» спокойно летает по площадке. По сигналу «ворона» пернатые должны быстро сесть на свои места иначе «ворона» и засалит. |
«Словообразовательные суффиксы» | Дидактическая | «Взгляд в будущее» |
| Педагог даёт детям перечень имён, от которых ребята образуют отчества. |
Описание расположения предметов в пространстве | Пальчиковая | «Мебель» |
| Это стул — на нём сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх). Это стол — за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху). Вот кровать — на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой). В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей). На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам). |
«Правила этикета» | Сюжетно-ролевая | «Урок вежливости» |
| Фея предлагает ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает бабушку, другой её внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают правильный вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжёлыми и большими сумками нужно уступать дорогу. Эту же ситуацию обыгрывает другая группа детей, они пропустили бабушку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе, создавая неудобство для проходящих. Снова разговор о вежливости. В итоге следующая группа играющих действует правильно. |
Игровая деятельность (подготовительная группа)
Игровая деятельность (подготовительная группа)
Задачи развития игровой деятельности:
— Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру;
— Формировать умение не только следовать готовым игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх, но и самостоятельно создавать новые правила.
— Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
Сюжетно-ролевые игры.
Развитие интереса к отображению в сюжетно-ролевых играх разнообразных событий, связанных с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатлений, полученных от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы, ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. Участие в играх проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх; стремление к играм «с продолжением» сюжета в течение нескольких дней.
Самостоятельное использование совместного со сверстниками сюжетосложения, переход от внесения изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события) к сложению новых творческих сюжетов. Участие в подготовительном этапе сюжетно-ролевой игры: самостоятельное придумывание новых сюжетных линий, комбинирование и согласование вариантов развития сюжета со сверстниками. Активное использование приема словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Здесь море. Это корабль, — он плывет к замку волшебника») приемом условного проигрывания части сюжета — «как будто».
Проявление инициативы и активности в использовании продуктивной деятельности детей для создания необходимых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «Цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для победителей конкурсов и пр.), участие в создании коллекций предметов для разных игр (коллекция новогодних украшений для игры «Новогодний базар к гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»).
Участие в согласовании общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
Самостоятельное стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.
Режиссерские игры.
Проявление интереса к отображению в режиссерских играх содержания знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов, творческому объединению в сюжете событий из разных книг, мультфильмов, самостоятельно придуманных событий.
Участие в индивидуальных и совместных режиссерских играх, управление 1-2 игрушками, согласование действий с действиями сверстников, изменение интонации голоса в зависимости от создаваемого образа, передвижение игрушки по игровому полю, имитируя движение персонажа, использование звукоподражаний, комментирование событий, происходящих в сюжете режиссерской игры, оценка поступков игровых персонажей. Проявление стремления к согласованию сюжета со сверстниками, ведению диалогов от имени игровых персонажей, импровизации по ходу развития сюжета.
Самостоятельное создание обстановки для режиссерской игры: подбор необходимых игрушек и предметов-заместителей, оформление игрового поля (лес, волшебная поляна, дом и пр.), использование готового полифункционального игрового материала, проявление инициативы в создании нового полифункционального игрового материала при помощи продуктивной деятельности.
Игра-фантазирование.
Проявление интереса детей к совместному со сверстниками фантазированию, инициативы в предложении темы игры, сюжетных линий, развертывания сюжета в воображаемом речевом плане, а также дополнения замыслов друг друга («Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось….», «Мы увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть…»).
Самостоятельное использование разнообразных средств придумывания сюжета: карты сказочной страны, своих рисунков, картинок с изображением героев. Сочинение новых игровых сюжетов, используя прием частичного преобразования готового сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), согласовывание придуманных событий с замыслами партнеров-сверстников.
Совместное с воспитателем участие в играх-фантазированиях разнообразного содержания (краеведческого, природоведческого и пр.), 95
создание вместе с детьми продуктов-сюжетов, зафиксированные разными способами (рисунки, пиктограммы, карты сказочной страны и пр.).
Игра-экспериментирование с разными материалами.
Содержание данных игр аналогично содержанию в старшей группе. При их организации дети проявляют большую самостоятельность, педагог поддерживает инициативу детей в выборе игр, материалов, уборке пространства группы по окончании игры.
Дидактические и развивающие игры. Игры с готовым содержанием и правилами.
Содержание: Игры на составление целого из частей, от 10-12 частей и более: «Лоскутное одеяло», «Пазлы», «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет». Игры на освоение отношений «целое – часть»: «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Маленький дизайнер». Игры на группировку предметов и объектов на основе существенных признаков (живое — неживое; реальное — фантастическое; домашние — дикие животные), на разбиение совокупности объектов по группам одновременно по 2-3 присущим им свойствам (цвет, форма, размер): «Сложи в корзину», «Заполни ячейки», «Что не подходит». Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Общее и отличное», «Найди одинаковых гномиков», «Помоги найти нужный дом», «Одинаковые фото». Игры на установление последовательности по степени возрастания или убывания признака: «Установи порядок», «Разложи по яркости цвета», «От сладкого к кислому», «От твердого к мягкому». Игры на поиск недостающей в ряду фигуры: «Найди, что пропущено», «Потеряшки», «Догадайся, кто спрятался», «Для кого это письмо». Игры на узнавание предметов по описанию, или по вопросам («Угадай, что задумали?»; «Задай вопрос и узнай», «Что предмет рассказывает о себе», «Догадайся и найди такой же». Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам («Найти путь в пещеру Алладина», «Найти клад по схеме»; «Лабиринт»). Игры на плоскостное моделирование: головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Чудесный круг», «Три кольца». Игры на объемное моделирование: «Кубики–затейники», «Трансформер», «Собирайка», «Тетрис» (объемный). Игры на осуществление контрольно-проверочных действий: « Сколько ошибок сделал художник», «Исправь ошибки», «Контролер», «Путаница», «Кто быстрей найдет все ошибки». Народные игры. Речевые игры. («Садовник», «Краски», «Катилася торба с высокого горба»). Игры с запрещающими действиями и правилами («Фанты», «Черное и белое», «Да и нет не говорите»).Различные виды лото. Шашки. Шахматы. Крестики и нолики.
Сознательное принятие игровой задачи, выполнение игровых действий по правилам, умение добиваться правильного результата, проявлять 96
настойчивость в поиске решения и достижении результата. Проявление стремления рассуждать, анализировать, обдумывать свои ходы и действия, пояснять и комментировать свои действия в процессе игры.
Освоение умения объяснить воспитателю или сверстникам содержание и правила игры, ответить на вопросы об игре. Активное стремление действовать в совместной игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку; контролировать свои действия и действия других играющих на основе правил, исправлять ошибки. Понимание того, что некрасиво смеяться над проигравшим сверстником. Проявление инициативы в организации нескольких знакомых игр (речевых, подвижных, развивающих, познавательных и др.).
Самостоятельное придумывание новых правила в знакомых играх, внесение разнообразия в их содержание за счет включения новых игровых действий. Совместное с воспитателем, а затем самостоятельное придумывание по аналогии со знакомыми новых игр: оформление с помощью рисунков или готовых картинок игрового поля, обозначение при помощи стрелок маршрута, условных знаков – препятствий; согласование общих правил игры, условий выигрыша, придумывание название игры («Путешествие по стране сказок», «Опасный маршрут», «Космические приключения»).
Проявление инициативы в процессе создания в группе игротеки, поддержка порядка, бережное отношение к играм и игровым материалам.
Игровая деятельность организуется с учетом программы «Детство» в течение всей воспитательно-образовательной деятельности.
Получить текст
Временной план игры
Как уже было сказано, в подготовительной группе игра в среднем длится около 15 минут. При этом хронометраж зависит от вида и содержания игры: так, на некоторые дидактические будет достаточно и 5 минут, а вот театрализованные точно не впишутся в такие временные отрезки.
Время, необходимое для проведения игры, зависит от содержания и формы забавы
Таблица: хронометраж этапов проведения разных видов игр
Вид игры | Вводный | Ознакомление с правилами | Игра + усложнение | Заключительный |
Педагог объявляет название, мотивирует на участие. | Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета | Собственно игровой процесс. Воспитатель после 2–3 повторов усложняет игру (если игра новая, этот этап пропускается). | Взрослый благодарит ребят за работу, выделяет отличившихся. Дети дают оценку своей работе и активности группы в целом. | |
Дидактическая | 2 минуты | 1 минута | 10–12 минут | 2 минуты |
Сюжетно-ролевая | Полминуты | 15 минут | 2–3 минуты | |
Подвижная | 2 минуты | 10 минут | 2 минуты | |
Театрализованная | 3–5 минут | 2–4 минуты | 15–20 минут | 3 минуты |
Пальчиковая | Полминуты | 1 минута | Полминуты |
Таблица: пример конспекта дидактической игры «Первоклассник» в подготовительной группе
Автор — Зырянова А., воспитатель МБДОУ «Детский сад №65», г. Каменск-Уральский, Свердловская область.
Этап | Содержание |
Вводный | — Ребята, а у меня для вас есть маленький сюрприз, подойдите все ко мне. — Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и Незнайка собрался в школу. Но он не знает, что нужно брать с собой. Ребята, посмотрите: Незнайка уже попробовал собрать портфель к школе, давайте посмотрим, правильно ли он это сделал. (Достаю предметы из портфеля) — Ребятки, поможем Незнайке разобраться с тем, какие предметы нужны в школе и зачем? |
Ознакомление с правилами | — Сейчас я буду показывать предмет, вы будете поднимать руки, выходить ко мне и полными предложениями рассказывать, что это за предмет, нужен ли он в школе и для чего он. |
Игра | Показываю школьные принадлежности и прочие предметы. В случае необходимости корректирую ответы детей. От лица Незнайки хвалю детей. — А теперь мы вместе с Незнайкой научимся быстро, правильно и аккуратно собирать школьные принадлежности в портфели. Для этого мне нужны: один мальчик и одна девочка. (Выбираю двоих детей). — Теперь мы с ребятами посчитаем, и вы начнёте собирать предметы в портфели. (Раз, два, три, портфель собирать начни) (игра проводится 3 раза) После каждого проведения игры проводим анализ выполненных действий (Правильно ли выбрали предметы, аккуратно ли их положили). В случае необходимости корректирую действия детей. От лица Незнайки хвалю детей. Поднимают руки, выходят и рассказывают о предметах. Начинают собирать портфели. |
Заключительный этап | — Ребята, Незнайка очень рад, что пришёл к вам в гости. Теперь он знает, какие бывают школьные принадлежности и для чего они нужны. Знает, что нужно брать с собой в школу, а что не нужно. Он говорит вам спасибо, до свидания, до встречи в школе! Прощаются. |
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-provedenija-didakticheskoi-igry-pervoklasnik-v-rezhimnyh-momentah-v-podgotovitelnoi-grupe.html |
Диагностика игровой деятельности
Образовательная деятельность в детском саду тщательно анализируется. Причём разбор составляющих учебно-воспитательного процесса проводит сам педагог, методисты и коллеги. Самоанализ необходим для выявления и исправления недочётов в организации и проведении игр, а сторонний комментарий нужен для составления общей оценки компетентности воспитателя в организации учебно-воспитательного процесса. Если же говорить об общей оценке игровой деятельности детей в группе, то подготовкой такого отчёта в начале и в конце учебного года занимается воспитатель. Для этого он использует алгоритм, увидеть который можно здесь https://yadi.sk/i/h9xM3BE53SLSwU
Поскольку ребёнок играет не только в ДОУ, но и дома, к анализу игровой деятельности малыша подключаются родители. Схему разбора в виде анкеты для мам и пап можно найти здесь https://yadi.sk/i/K5T4siNu3SLSwk
Для формулирования выводов относительно уровня развития игровой деятельности у ребёнка педагог использует полученные результаты, описывая их в свободной форме с опорой на полученные данные.
Диагностика игровой деятельности, кроме всего прочего, помогает определить, насколько быстро ребята включаются в игру
Игровая деятельность является ведущей у ребёнка в дошкольный период. Именно поэтому в игровую форму вписываются все элементы учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Это даёт возможность реализовать широкий спектр целей и задач подготовки детей 6–7 лет к следующей ступени образования — к школе. При этом на плечи педагога ложится ответственность за выбор содержания и формы игры, а также подготовки, проведения забавы и составления диагностических карт по уровню развития игровой деятельности.
Мотивирующее начало занятия
Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе начинается с создания основного мотиватора, — интереса к определенной тематике, решения проблемы или желания коммуникации с другими дошкольниками.
Действия практического характера могут осуществляться исходя из собственных навыков или умений, которыми обладает ребенок.
Непосредственно результат обучения оценивается не только педагогом, но и дошкольником, потому он рассказывает о собственном опыте и наблюдениях учителю. Это также позволяет еще эффективнее развить навык коммуникации.
Основная роль воспитателя направлена на создание нужной мотивации к действиям дошкольников, которую он организует исходя из предметной или пространственной среды конкретной группы. Подобный интерес к деятельности может обладать как игровым, так и творческим, познавательным характером.
Педагог должен создать интересные случаи в рамках конкретного плана для того, чтобы спрогнозировать самостоятельную работу ученика в отношении определенной тематики, а также исходя из индивидуальных особенностей дошкольника.
Мотивирующее начало должно характеризоваться повышением интереса к самому обучению, что лучше всего развивается при помощи игровой деятельности. Различные игры, представления или любые другие творческие аспекты хорошо интегрируются в любую задачу: от познавательной и творческой, до двигательной или трудовой.