Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста


Музыкальные игры для младшей группы детского сада

Методическая разработка. Музыкальные игры для младших дошкольников
Автор: Землемерова Надежда Вениаминовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №6 «Малахит» города Чебоксары Чувашской республики.
Данная разработка будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов. Может использоваться как на музыкальных занятиях, так и в досуговой деятельности с младшим дошкольным возрастом.
Цель: Формирование мотивации к музыкальной деятельности; — развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Задачи: — воспитание у ребёнка интереса к миру музыкальных и немузыкальных звуков, элементарному музицырованию; — развитие у детей восприятия музыкальных и немузыкальных звуков; — обогащение музыкального опыта детей; — активизация эмоциональных реакций малышей на музыку; — развитие у детей музыкально-игровых импровизаций, исполнительских умений и творческих способностей.
Младшая группа
«Угадай инструмент» (Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен. Воспитатель читает четверостишье, называя имя какого- либо ребёнка из группы, кукла Катя играет на любом музыкальном инструменте, дети отгадывают)
Мы с ребятами играем, Что сейчас звучит узнаем, Кукла Катя поиграй! Быстро, Оля, называй!
«Тихие и громкие ладошки» (В зависимости от звучания музыки дети хлопают в ладоши то громко, то тихо)
Мы в ладошки поиграем, Громко, громко ударяем, Раз, два, три, не зевай, Громко, громко ударяй! Мы в ладошки поиграем, Тихо, тихо, ударяем. Раз, два, три, не зевай, Тихо, тихо ударяй.
«Ритмичные ножки» (Дети шагают в ритм музыки, то медленно, то быстро; одновременно, вместе с шагами, стучат палочками)
Медленно шагаем, Ножки поднимаем, В Палочки играем, Дружно ударяем. Быстро мы шагаем, Ножки поднимаем, В палочки играем. Дружно ударяем.
«Дети и медведь» (Дети гуляют по всему залу, играют погремушками под весёлую музыку; когда появляется медведь музыка меняется на маршевую, медведь играет на барабане; все дети прячутся от него- приседают)
Дети вышли погулять В погремушки поиграть, Вот как весело гуляем, В погремушки мы играем. Вышел мишка с барабаном, Бум-бум-бум, трам – там-там, Все ребята притаились, Тут и там, тут и там.
«Музыкальная мозаика» (Детям показывают картинку с изображением, рассказывают стих, ребёнок выбирает инструмент и изображает того, кто нарисован на картинке.)
Вот лягушка на болоте Очень весело живёт Вы послушайте, ребята, Ква-ква- ква она поёт! Вышел мишка из берлоги, Уноси скорее ноги, Да как начал он реветь, Вот так мишенька- медведь! Дождик капает по крыше, Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Еле слышно, еле слышно, Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Воробьи развеселились, Зёрнышки клевать пустились, От других не отстают, Всё клюют, клюют, клюют. Вот течёт ручеёк, Видно его путь далёк, Так журчит, плескается, Убежать пытается!
«Весёлые мячики» (На определение контраста в музыке. На первую часть музыки «мячики» катятся друг за другом или в рассыпную, на вторую часть –подпрыгивают на месте.)
Покатился, покатился Мячик по дорожке, Мы как мячики бежим, Вот какие ножки! Вдруг запрыгал мячик наш Весело так скачет Мы как мячики сейчас Дружно все поскачем!
«Маленькие музыканты» (На первую, быструю часть музыки дети играют на ложках, на вторую, медленную часть играют на бубнах).«Курочки и лисичка» (Выходят курочки, клюют зёрнышки, чистят пёрышки. Затем выбегает лисичка, ловит курочек: кого заденет, тот садится на корточки)
Клю-клю-клю-клю, Вот как зёрнышки клюю. Клю-клю-клю-клю, Вот как зёрнышки клюю. Да-да-да-да, Пёрышки почищу я. Да-да-да-да, Пёрышки почищу я.
(выбегает лисичка)

Рекомендуем посмотреть:

Игры в воде для второй младшей группы. Картотека Музыкальный калейдоскоп в детском саду. Сценарий для детей 4-5 лет Подвижная игра с бубном для детей 5-7 лет Музыкальные дидактические игры для детского сада с презентацией

Похожие статьи:

Что такое развивающие игры для дошкольников

Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Дидактические игры в младшей группе. Картотека

Игры с песком в младшей группе

Консультация для родителей «Музыкальные игры в семье»

Валентина Трубенкова

Консультация для родителей «Музыкальные игры в семье»

Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Музыкальная игра являются важным средством развития музыкальной деятельности ребенка. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребенок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты,

В своей педагогической работе музыкальные игры использую на занятиях, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной деятельности ребенка в детском саду. Для музыкального воспитания и развития ребенка в семье я хочу предложить вам, родители, простые музыкальные игры. В эти игры вы можете играть как вдвоем, например ребенок и мама, так и всей семьей дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

«ПРИДУМАЙ НОТАМ СЛОВА»

Участники игры по очереди придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам и произносят вслух. В результате должен получиться ряд слов.Например: дом – редиска – мишка – фартук– соль – лягушка – синица.

«ПЕСНЯ-ТАНЕЦ МАРШ»

Первый участник называет любой жанр музыки, второй участник его должен изобразить движениями (если это марш или танец)

или спеть песню
(если жанр песня)
. После выполнения задания второй участник называет жанр, а следующий участник показывает жанр и т. д.

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. И так далее.

«СТУЧАЛКИ»

Для этой игры нужны музыкальные инструменты. Если дома нету музыкальных инструментов подойдут предметы, с помощью которых можно извлечь звук, например металлические столовые приборы, кубики и др. Желательно использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или пластиковые коробочки, металлические банки и кастрюли. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

Первый участник придумывает и «проигрывает»

ритм на предметах, например, железными палочками простучать часть ритмического рисунка по деревянной поверхности, а часть – по металлической. Второй участник повторяет ритмический рисунок с использованием тех же самых предметов и тембров.

«БУДЕМ ПЕТЬ ПЕСЕНКУ ПО ЦЕПОЧКЕ»

В игре используются песни, которые знают все участники игры, например детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поет первую строчку, вторую строчку песни поет следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок.

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди пропевают. Например, участник говорит,что слышит гул летящего самолета и поет на одном звуке: у-у-у-у-у, также участник изображает голосом приближающийся и улетающий в даль самолет, постепенно усиливая и ослабляя звучание.

«ЗАЙМИ МЕСТО»

В эту игру желательно играть большой семьей. Это самая любимая игра детей. На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.

Игру можно разнообразить движениями. Бег можно заменить, прямым и боковым галопом, хороводом, танцевальными движениями, а также вместо бега можно передавать в движении образ животного или другого сказочного персонажа,

«ГРОМКО-ТИХО»

Для игры подойдут 2 одинаковых предмета, но разные по размеру,например два кубика: большой и маленький. Первый частник поет отрывок песни,а второй должен показать с помощью предмета как спел первый участник: большой кубик – громко, маленький кубик – тихо.

Другой вариант игры. Первый участник показывает маленький кубик, второй участник должен тихо спеть песенку или пропеть своё имя. Второй участник показывает большой кубик, следующий участник должен громко исполнить песню или пропеть своё имя.

«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

Первый участник пропевает мелодию известной песни на любой слог (ля-ля-ля, на-на-на, второй участник должен угадать название песни. После правильного ответа, второй участник загадывает мелодию другому участнику и пропевает её и т. д.

«ПРОДОЛЖИ»

Темы для этой игры разнообразны: это могут быть имена и фамилии композиторов (Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Пётр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Владимир Яковлевич Шаинский и др.); названия музыкальных произведений одного композитора (П. И. Чайковский «Детский альбом»

, состоящий из нескольких
музыкальных произведений: «Марш деревянных солдатиков»
,
«Болезнь куклы»
,
«Новая кукла»
,
«Вальс»
,
«Полька»
,
«Мазурка»
,
«Нянина сказка»
,
«Баба – Яга»
,
«Песня жаворонка»
и др.); название
музыкальных инструментов (гитара, барабан, бубен и др.)
; слова, характеризующие эмоционально-образное содержание
музыки (радостная, задумчивая, неторопливая и т. п.)
; название нот
(до, ре, ми, фа, соль, ля, си)
; название и показ
музыкально-ритмических и танцевальных движений (бег, галоп, поскоки, шаг польки, хороводный шаг, приставной шаг и др.)
.

Например, вы решили поиграть на тему композиторы, то первый участник игры называет имя и фамилию одного композитора, второй участник другого композитора, следующий третьего композитора и т. д.вот еще вариант на эту тему: первый называет имя и отчество композитора, второй участник должен назвать его фамилию. После правильного ответа второй участник называет имя и отчество другого композитора, а следующий участник его фамилию и т. д.

Спасибо за внимание!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]