Организация и проведение прогулок в старшей группе детского сада
Опыт работы воспитателя ДОУ. Методика организации и проведения прогулки в старшей группе
Актуальность темы: В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных. Большинство современных детей редко общаются с природой. не соприкасаются с ней, это лишает их возможности познать, почувствовать ее не только глазами, но и другими органами чувств. Общаясь с природой, дети могли бы не только получить психологическую разгрузку, но и получить положительный эмоциональный настрой, укрепить свое здоровье. Природа – это богатейшая кладовая, неоценимая богатством для интеллектуального, речевого развития ребёнка. Цель – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи : • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; • способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; • оптимизировать двигательную активность детей способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Виды прогулки (по месту проведения): · на участке Учреждения; — пешеходные прогулки за пределы участка Учреждения (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров); — в функциональных помещениях детского сада (в актированные дни). Виды прогулок по содержанию: · Традиционная включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т.д.), подвижные и тихие игры и т.д.;; · Тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария; · Целевая (проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада); · Экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц); · Поход, пеший переход (проводится с детьми старшего дошкольного возраста1-2 раза в год). Режим длительности проведения прогулок на улице Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна. В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С. -Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с. Структура прогулки : 1. Наблюдение. 2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры. 3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств. 4. Труд детей на участке. 5. Самостоятельная игровая деятельность. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности. Наблюдение Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения. Объектами наблюдений могут быть: • Живая природа: растения и животные; • Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи); • Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал. Виды наблюдения: • Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д. • Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Двигательная активность Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы народные игры с предметами такие, как, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, , бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год) В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры. Трудовая деятельность детей на участке Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Формами организации труда детей вы видите на экране Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания — последовательные этапы. У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий. Организация индивидуальной работы: — в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно – речевому, социально – коммуникативному, физическому или художественно – эстетическому развитию детей; — с этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и оборудование. Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она направлена на закрепление, каких – либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т. д. Для организации самостоятельной деятельности необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала. «Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.» В.А. Сухомлинский Используемая литература: 1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию 2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. 3. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы» 4. Макарова Л. П. Театрализованные праздники для детей 5. Николаева С. Н. Юный эколог 2004г. 6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр 7. Скоролупова О. А. Занятия с детьми по теме «Осень» 8. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет 9. Щёткин А. В. Театрализованная деятельность в детском саду
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексной ОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в старшей гру Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией Конспект по организации хозяйственно- бытового труда «Книжная мастерская» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и окружающему миру (старшая
Похожие статьи:
Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста
Структура прогулки
Захарова Светлана
Структура прогулки
Структура прогулки:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
• Живая природа: растения и животные;
• Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
• Труд взрослых.
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения:
• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями объекта;
3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Особенности организации двигательной активности в зимний период:
— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.
Дидактические игры и упражнения.
Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.
Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания,правил, игровых ситуаций.
При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:
• опираться на уже имеющиеся у детей знания;
• задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
• постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
• конкретно и четко объяснять правила;
Виды дидактических игр:
• Игры с предметами (игрушками или природным материалом,
• Словесные игры.
Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т. д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.
Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творч. игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет, а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Трудовая деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
• Индивидуальные трудовые поручения;
• Работа в группах;
• Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;
показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Особенности организации наблюдения на прогулкеконсультация по окружающему миру ( группа) на тему
«Особенности организации наблюдения
на прогулке в детском саду»
1. Наблюдение как метод экологического образования Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности (конкретный вид деятельности) обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося стимулированной деятельностью взрослого.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое, обонятельное и др.
Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями с неживой природы.
Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
Советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение». Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.
С. Л. Рубинштейн считает, что содержание наблюдений должно составлять: перечисление предметов, их описание или интерпретация, в каком направлении должно двигаться развитие наблюдения – от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому целому.
К. Д. Ушинский говорил, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.
Е. И. Тихеева рассматривала, что уроки наблюдения, понимаемые в смысли систематически проводимых приемов, клонящихся к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во внутренний мир ребенка главнейшим образом посредством зрения и слуха.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопрос, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и знание его использования связывает, прежде всего, с характером знаний – это представления, т.е. образы воспринятых или ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы чистые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение позволяет показать детям при роду в естественных условиях во все ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
Наблюдение с использованием раздаточного материала способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении отводиться обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства.
Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растения или животного. Побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно.
Организация длительных наблюдений – это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Каждый вид наблюдения требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать, ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать детям новые задания, постепенно расширяя и углубляя первоначальное представление.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей среде.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим.
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдения, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
2. Методика использования наблюдения в экологическом образовании Николаева С. Н. предложила недельную методику ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Эта методика заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются:
а) ежедневное наблюдение за погодой;
б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели);
в) поиск животных и наблюдений за ними (в конце недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада;
г) ежедневная работа с календарем.
Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления природы, но и их явления на окружающие предметы.
Наблюдая за погодой, включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода.
Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение.
Таком образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразная наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволят сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности и постепенного преобразования природы в течении года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создает яркие представления очевидных изменений в природе.
У Рыжовой Н. А. существует программа «Наш дом – природа». Она построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и другие). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Лаврентьева Н. Г. предложила месячную методику ознакомления дошкольников с природой. Эта методология заключается в следующем: первую неделю детей знакомят с неживой природой. Проводят наблюдения за водой, изучают свойства состояние воды, во второй день наблюдают за солнцем, за погодой. Третий день за воздухом, ветром. Четвертый день наблюдения за землей, песком. На пятый день за осадками. Проводят целевую прогулку обобщают наблюдения.
Следующую неделю месяца наблюдают за растительным миром. Рассматривают травянистые растения, дерево, затем сравниваются с кустом. Наблюдение за кустом, сравнение с травянистыми растениями. Проводят обобщающую целевую прогулку на луг. Третью неделю наблюдают за животным миром. В первый день за насекомыми, на второй день сравнивают насекомых. Затем наблюдают за птицами, за млекопитающими. Проводят целевую прогулку по участку. В последний день недели проводят экскурсию в лес, в экосистему. На четвертой недели месяца знакомят детей с социальным миром. Так же в последний день делают обобщение наблюдений с детьми.
Исходя, из всего изложенного можно сделать вывод, что наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов явлений природы
Проведение наблюдений на прогулках
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это не простое дело, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения на прогулках в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.
В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.
Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения на прогулках в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.
Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми, необходимо весь объем равномерно распределить на несколько занятий. К организации наблюдения в детском саду воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.
Существуют различные виды наблюдений. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.
Для детей среднего и старшего возраста организовывают более длительные наблюдения в детском саду, направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года, о росте и развитии растительного и животного мира. В процессе этих наблюдений детям уже предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше.
Более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе этого наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.
Детям старшей и подготовительной групп предлагается отражать результаты наблюдения в календаре природы, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире.
В зависимости от цели, содержания и задач занятия, для наблюдения в детском саду используются индивидуальные, групповые (4-6 человек) и фронтальные (вся группа) формы организации. Наблюдениябывают эпизодическими, длительными и обобщающими.
Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:
— определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;
— выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;
— подготовка объекта к наблюдению.
— подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.
— необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.
Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения в детском саду, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.
Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания, быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания.
Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.
Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.
Прогулка — важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования. Цели прогулки: укрепление здоровья; профилактика утомления; физическое и умственное развитие детей; восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки: оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; способствовать повышению физического развития детей дошкольного возраста; оптимизировать двигательную активность детей; способствовать познавательному, эстетическому, социально-нравственному и личностному развитию детей.
Виды прогулок: на участке учреждения дошкольного образования; пешеходные прогулки за пределы участка (дети старшего дошкольного возраста на расстояние до двух километров). Требования к содержанию прогулки на участке учреждения дошкольного образования: наблюдение; двигательная активность: подвижные и спортивные игры, физические упражнения; трудовая деятельность; индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников; самостоятельная деятельность детей. Последовательность структурных компонентов прогулки: (может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия) • если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения; • если до прогулки было занятие по физической культуре или музыкальной деятельности, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры; • каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей; • содержание прогулок определяется учебной программой дошкольного образования с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе. Организация наблюдений: Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта). Организация двигательной деятельности: В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать: Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей группе – 20-25 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей Самостоятельная двигательная активность: характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды; индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием); в зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались; организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия; не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений; особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры; игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита. Организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по: познавательному социально-нравственному и личностному физическому эстетическому развитию детей. С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование. Трудовые поручения: воспитатель привлекает детей: к сбору игрушек оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки уходу за растениями и т.д. В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность научить использовать пособия в соответствии с их предназначением осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.
Подготовила Шляго Галина Владимировна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли – сад № 10 г. Мозыря»
Литература: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03 мая 2016 г. № 67 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования». Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования», утвержденное 22.05.2015 заместителем Министра образования Республики Беларусь Р.С. Сидоренко. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
View the embedded image gallery online at: https://mozyrroo.by/obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/metodicheskaya-set/2181-pamyatka-po-organizatsii-progulki-v-uchrezhdenii-doshkolnogo-obrazovaniya#sigFreeId0018b9cbf9
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ
(перспективный план занятий*)
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки — до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создавать условия для разнообразной деятельности.
Время проведения | Тема и цель 1-й недели | Тема и цель 2-й недели | Тема и цель 3-й недели | Тема и цель 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Листопад Подвижная игра «Листопад» | У цветочной клумбы Подвижная игра «Вейся, венок» | Большая лейка Подвижная игра «По узенькой дорожке» | Где что растет? Подвижная игра «Беги к тому, что назову» |
Цель | Показать многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие -«листопад» | Познакомить с названиями нескольких цветов — флоксы, ноготки. Закреплять понятие цвета | Наблюдать за работой дворника. Познакомить с названием «поливочная машина» | Дать понятие о фруктах и ягодах. Напомнить строение растений | |
Октябрь | Тема | Мы поможем Подвижная игра «Лохматый пес» | Что нам осень подарила? Подвижная игра «У медведя во бору» | Ласковый щенок Тишка Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!» | Поход в лес (парк) Подвижная игра «Поедем в лес» |
Цель | Закрепить знания об овощах, их форме, величине, цвете. Наблюдать, как работают дети старших групп на огороде (сбор урожая овощей) | Закреплять знания о растительном мире, о том, где что растет. Наблюдать, как старшие дети убирают с участка листву | Познакомить с частями тела щенка, их названиями. Уточнить, как называют маму щенка | Уточнить названия:дерево, куст. Познакомить с понятиями «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий» |
Составлен на основе: Теплюк С. Н.
Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. M.: Мозаика-Синтез, 2008.
Продолжение табл.
з | |||||
Ноябрь | Тема | Красота нашей улицы Экскурсия по улице. | В гости к светофору Подвижная игра «Чья машина появится первой» | Хмурая осень Подвижная игра «Птички и дождик» | Легковой автомобиль Подвижная игра «Вышли дети в садик» |
Цель | Наблюдать за украшением улицы к празднику | Расширять представления о разных видах машин, о назначении светофора | Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить названия и назначение предметов одежды | Уточнить представления» ,. о легковом автомобиле, его основных частях | |
Декабрь | Тема | Зима холодная Подвижная игра «Дед Мороз» | Снегопад Подвижная игра «Снег кружится» | Птицы зимой Подвижная игра «Собачка и воробей» | Морозный, солнечный денек Подвижная игра «На елку» |
Цель | Формировать первые связные представления об этом времени года | Познакомить с основным сезонным явлением — снегопадом | Формировать желание заботиться о зимующих птицах. Учить узнавать птиц, называть части их тела | Рассказывать о том, как живут звери зимой. Стимулировать добрые чувства по отношению к животным | |
Январь | Тема | Елочка-красавица Экскурсия по улице. | Куда уходит снег с дорожки? Подвижные игры со снежками: «Кто бросит дальше», «Кто попадет в цель» | Помощники Подвижная игра «Ворона и собачки» | В гостях у Снегурочки Подвижная игра «Коза рогатая» |
Цель | Знакомить с тем, как украшают город к празднику | П о з н а к ом и т ь с трудом дворника в зимнее время. Учить оказывать посильную помощь | Воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать желание помогать окружающим | Познакомить с березкой, елью, с их отличительными внешними признаками. Упражнять в пространственной ориентации | |
Февраль | Тема | Кролик серенький, зайка беленький Подвижная игра «Заинька, выйди в сад» | Экскурсия по улице Подвижная игра «Паровозик» | Зимние забавы Подвижная игра «Ладушки-оладушки» | Где спит медведь? Подвижная игра «Мыши водят хоровод» |
Продолжение табл.
Цель | Закрепить знания о строении тела животных. Уточнить название частей тела кролика (зайца). Формировать бережное отношение к животным, желание заботиться о них | Закреплять знания о транспортных средствах. Учить: — называть различные виды транспорта; — узнавать транспортные сред ства на картинках | Закреплять знания о назначении снежных построек. Уточнить знания о названии птиц, частей тела, голосовых реакциях | Учить: — выполнять необходимые дей ствия, получая результат; — заботиться об окружающих, не тревожить их напрасно | |
Март | Тема | Солнышко пригревает Подвижная игра «Птички -раз. Птички — два» | Где чей дом? Подвижная игра «Непослушный козел» | Кругом вода! Подвижная игра «Два гуся» | Веселые воробьи* ‘ Подвижная игра «Веселый воробей» |
Цель | Дать первые представления о ранней весне: почему снег растаял, куда исчез снег, что появилось на деревьях и кустарниках | Закреплять представления о весне, показать почки и первые весенние листья. Уточнить названия разных домов | Показать разнообразные действия с талым снегом: хорошо лепится, превращается в воду под воздействием солнечных лучей | Расширять представления о весне. Обогащать знания новыми словами и понятиями | |
Апрель | Тема | Солнышко на траве Подвижная игра «Солнечный зайчик» | Желтые, пушистые Подвижная игра по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята» | Где моя мама? Подвижная игра «Мы — веселые ребята» | Мячики Подвижная игра «Ой, что за народ!» |
Цель | Познакомить с первым весенним цветком, его строением | Познакомить с внешним видом цыплят, особенностями их поведения, частями тела | Повторить, как зовут мам звериных детенышей, как они созывают своих детей | Показать детям, что весна зеленая. Выучить стихотворение А. Барто «Мячик» | |
Май | Тема | Кому установили памятник? | «Колобок» (русская народная сказка) Инсценировка сказки | Кто нам построил дом? Экскурсия на ближайшую строительную площадку | Какие гости появились на участке? |
Цель | Знакомить с подвигами воинов, которым установили памятник. Объяснять как важно помнить людям о героях | Закреплять умение рассказывать с помощью взрослого знакомую сказку | Учить наблюдать за трудом взрослых на строительных площадках. Прочитать стихотворение о строителях | Понаблюдать за появившимися на участке бабочками, летающими на паутинке паучками, тружениками-муравьями | |
Июнь | Тема | Лето красное пришло Подвижная игра «Цыплята и собачка» | Музыкальные ребята Подвижная игра по стихотворению П. Золотова «Лягушата» | Тонут — плавают Подвижная игра «Козлята и волк» | Ждем гостей Подвижная игра «Зайка серый» |
Окончание табл.
Цель | Закрепить представления о временах года. Учить бережно относиться ко всему живому | Формировать правильное отношение к живым объектам. Учить правильному (безопасному) обращению с животными (не бояться, не обижать их) | Уточнить знания о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают в воде | Уточнить знания о том, какие животные что едят и как, для чего им нужна пища. Воспитывать доброе отношение к животным | |
Июль | Тема | Наши дочки Подвижная игра «Гуси» | Сыплем, лепим Подвижная игра «Кошка и мышки» | Красная девица в темнице Подвижная игра «Мой козлик» | У цветочной клумбы Подвижная игра «Каравай» |
Цель | Учить аккуратно обращаться с водой. Уточнить порядок действий при раздевании кукол | Пополнить знания о свойствах песка (сухой сыплется, из мокрого можно лепить). Учить пользоваться лейкой | Дать Представление о растениях на огороде (морковь). Учить заботиться о растениях | Познакомить с цветами (тюльпан, ромашка, колокольчик). Закрепить представления о строении цветка | |
Август | Тема | Зоопарк Подвижная игра «Бусинки» | Что нам лето подарило? Подвижная игра «Слышим -делаем» | Ягода-малина Дидактическая игра «Найди пару» | Кто помогает сохранять чистоту? Экскурсия в прачечную детского сада |
Цель | Закрепить представления о животном мире. Уточнить знания о том, чем питаются живые существа. Закреплять представления о растительном мире | Закрепить представления о растительном мире. Обратить внимание детей на траву (густая, зеленая, высокая, стелется ковром и т. п.) | Уточнять знания о том, что на кустарниках поспевают ягоды, они растут, их можно есть — они созрели. Учить определять знакомые ягоды | Расширять представления о труде прачки. Воспитывать чувство благодарности к сотрудникам детского сада, уважительное отношение к труду прачки |
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ*
(рекомендации по построению предметно-развивающей среды)
Игрушки и игровое оборудование: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые (разных размеров и цветов), куклы, велосипеды, коляски, конструктор деревянный, разные предметы зеленого и красного цветов (мячи, шары, кубы, круги), пирамидка «Светофор» из конструктора.
Многофункциональные игрушки в группе раннего возраста можно использовать с целью закрепления видов транспорта, цвета и размера; развития внимательности, наблюдательности. Такими игрушками могут быть черепаха, удав, божья коровка, украшенные разноцветными пуговицами красного, зеленого цвета. На эти игрушки пристегиваются из ткани кружочки, машины (легковые, грузовые, автобус, трамвай, поезд) разных размеров и цветов к пуговицам аналогичного цвета. Кроме пуговиц можно использовать шнуровку красного и зеленого цвета.
Наглядно-дидактические пособия: альбом с сюжетными картинками с изображением общественного транспорта: автобус, трамвай, поезд, легковые машины с людьми, грузовые с овощами, песком; картины с изображением дороги, железной дороги, двухцветного светофора; картинки с изображением частей машины; картина «Дети катаются на санках».
Атрибуты к сюжетным играм: «Шофер» (руль и маски); «Поезд» (шапочки для машиниста, сумочка с билетами); «Птицы и автомобиль» (маски птиц, и машина, нарисованная на картоне); «Зайчики перебегают» (маски для зайчат); «Автомобиль»; «Светофорик» (шапочки красного и зеленого цвета).
Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно — неправильно», «Разрешено — запрещено».
Содержание образовательного процесса
Дети. Знакомы с видами транспорта (автобус, трамвай, грузовик, поезд, легковая машина); умеют называть и различать составные части транспорта (руль, колеса, кабина, кузов, двери, окна, вагоны). Имеют представления о том, для чего нужна грузовая машина («На ней перевозят песок, картошку, дрова, капусту») и легковая машина («На ней ездят люди»). Знают профессии людей, управляющих транспортом (машинист, шофер). Имеют представления о том, что узкая дорожка для людей, широкая дорожка — дорога для транспорта. Знают цвета: красный, зеленый. Имеют представление о светофоре («Он стоит на дороге и помогает соблюдать порядок, если красный свет горит, «сердится» и не разрешает идти людям через большую дорогу, а зеленый свет горит, он «улыбается» и разрешает перейти дорогу, держа за руку маму или папу»). Дети ориентированы в пространственных отношениях — низ, верх, близко, далеко.
Знают, что поезд ходит по железной дороге (по рельсам). Имеют представление о скорости: машина едет быстро, машина едет медленно. Знают, как правильно себя вести при катании на санках в зимний период.
Воспитатели. Развивают у детей внимание на различие красного и зеленого цветов. Создают условия для развития у детей наблюдательности (за ездой машин по дороге на прогулке). Знакомят детей с общественными видами транспорта. Закрепляют у детей умения различать на светофоре красный свет, на который «мы стоим», зеленый свет, на который «мы идем». Создают предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с элементарными правилами поведения на дороге.
Родители. Принимают активное участие в закреплении знаний детей, полученных в детском саду. Знают сами, как правильно и безопасно вести себя на дороге. Знают, как правильно переводить ребенка через дорогу. Имеют представление о том, как доступно объяснить ребенку, чем опасна дорога.
* Из опыта работы ДОУ № 334 г. Волгограда.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Неделя | Задачи по ознакомлению детей с правилами дорожного движения | Тема, цель занятия | Совместная деятельность воспитателя и детей | Взаимодействие с узкими специалистами |
Сентябрь | I | Формировать представления о цвете (красный, зеленый) | Занятие 1. Принимаем в гостяхкуклу Машу Познакомить со значением слов машина, шофер. Учить называть составные части машины: руль, колеса. Развивать восприятие красного и зеленого цветов | Рассматривание игрушки-машины | |
II | Познакомить с транспортом (машиной) и ее составными частями (рулем, колесами) | Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Мы шоферы» | |||
III | Знакомить со значением слов шофер, машина | Игра «Красный — зеленый». Цель: закрепить знания, что на зеленый цвет — топать ножками, на красный -стоять | Игровая ситуация «Угадай по звуку». Цель: учить различать звук машин от других (музыкальный руководитель) | ||
IV | Развивать наблюдательность и восприятие цвета | Конструирование «Машина». Игровая ситуация «Куклы едут на машине в гости» | |||
Октябрь | I | Закреплять умение различать красный и зеленый цвета | Занятие 2. Грузовая машина Учить отличать грузовые машины от других. Дать понятие, что у грузовой машины есть кузов, в котором можно перевозить песок, игрушки | Подвижная игра «Машины едут». Цель: закрепить знания о том, что машины едут по дороге | |
II | Учить отличать грузовые машины от других | Подвижная игра «Бегите ко мне» | |||
III | Знакомить с тем, что у грузовых машин есть кабина и кузов | Рассматривание грузовой машины. Ситуация общения «Из чего состоят машины» | Игровая ситуация «Собери урожай». Цель: закрепить знания о том, что перевозят в грузовой машине (музыкальный руководитель) | ||
IV | Знакомить с назначением грузовых машин | Рассматривание машин — автомобиля и большой грузовой машины. Цель: учить различать виды транспорта |
Продолжение табл.
г*———————— 1 . 2 | |||||
Ноябрь | I | Продолжать упражнять в различении цветов | Занятие 3. Узкая и широкая дороги на улице Дать понятие, что на улице есть дороги широкие, по которым ездят машины, и узкие, по которым ходят дети с папами и мамами. Учить различать ситуацию, когда машина едет быстро. Продолжать работу по закреплению умения воспринимать красный и зеленый цвета | Игра «Найди машину, которую назову». Цель: закрепить умение различать машины — автомобили легковые и грузовые | Рисование «Дорога для машин» (педагог по изобразительной деятельности) |
II | Знакомить с транспортом | Игровая ситуация «Собери урожай». Цель: закрепить знания детей о том, что перевозят в грузовой машине | |||
III | Дать представление о том, что такое дорога | Конструирование «Широкая, узкая дорожка» | Ситуация общения «Цвет и форма» (педагог-психолог) | ||
IV | Учить различать узкую дорогу для взрослых и детей и широкую дорогу для машин (грузовых и легковых) | Игровое упражнение «Кто внимательный» | |||
‘; Декабрь | I | Формировать представления о том, на чем люди ездят (автобус, машины) | Занятие 4. На чем людиездят Закрепить знания о том, что на грузовых машинах перевозят грузы: песок, картошку, яблоки, а на маленьких ездят люди. Дать понятие, что по широкой дороге ездят грузовые и легковые машины и автобусы, которые могут перевозить много людей | | Игра «Найди машину, которую назову». Цель: закрепить умение различать машины — автомобили легковые и грузовые. Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Цель: воспитать наблюдательность | |
п | Закрепить знания о транспорте | Игровое упражнение «Кто внимательный». Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик» | Сюжетная игра «Мы едем на автобусе» (музыкальный руководитель) | ||
III | Учить различать узкую дорогу для взрослых и детей и широкую дорогу для машин (грузовых и легковых) | Дидактическая игра «Угадай, на чем повезешь». Наблюдение сюжетно-ролевой игры «Шофер». Ситуация общения «Чем опасна дорога зимой» |
Продолжение табл.
IV | Знакомить с таким видом транспорта, как автобус, и его назначением | Конструирование «Широкая, узкая дорожка на улице». Рассматривание картины «Зимой на прогулке» | Рисование «Билеты и рельсы для игрушечной железной дороги» (педагог по изобразительной деятельности)* ‘ | ||
Январь | I | Продолжать знакомить с видами общественного транспорта (поезд, который идет по рельсам (железная дорога)) | Занятие 5. Поезд и железная дорога Познакомить с таким видом общественного транспорта, как поезд. Дать понятие: — что поезд идет по рель сам (железная дорога); — поезд очень длинный и состоит из вагонов, в которых можно перевозить людей. Знакомить с профессией машиниста | Игра-инсценировка «К нам едут гости» (использовать виды транспорта). Рассматривание поезда. Игра в поезд | Дидактическая игра «Найди свой цвет». Цель: закреплять умение находить предметы зеленого и красного цвета (педагог-психолог) |
II | Учить отличать поезд от других видов транспорта | Игра «За рулем». Цель: расширение словарного запаса | Развлечение «Маленькие ножки бегут по дорожке» (инструктор по физическому развитию) | ||
III | Знакомить с профессией машиниста. | Игра «Сонный поезд». Игровое упражнение «Паровоз» | |||
IV | Знакомить с правилами катания на санках зимой | Конструирование «Строим железную дорогу» | Сюжетная игра «Путешествие на поезде» (музыкальный руководитель) | ||
Февраль | I | Продолжать работу по закреплению знаний о транспорте | Занятие 6. Что такое трамвай? Познакомить с особенностями такого транспорта, как трамвай. Учить отличать его от других. Продолжать работу по закреплению знаний о транспорте | Игра «На санках». Рассматривание трамвая. Подвижная игра «Поезд» | |
II | Продолжать знакомить с видами общественного транспорта (трамвай) | Конструирование «Автобус, трамвай». Ситуация общения «Чем опасна дорога зимой» | Рисование «Колеса и светофоры» | ||
III; о ~2 | Учить отличать трамвай от других видов транспорта | Дидактическая игра «Паровоз» | Игровая ситуация «Мы шоферы и машинисты» (музыкальный руководитель) |
Продолжение табл.
IV | Закреплять умение различать красный и зеленый цвета | Игра «Поезд и туннель». Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Цель: воспитывать наблюдательность | Рисование «Дорога для зверей» (педагог по изобразительной деятельности) | ||
Март | I | Формировать знания о светофоре и о его назначении на дороге | Занятие 7. Друг на дороге Знакомить: — с элементарными прави лами дорожного движения со светофором, — рассказать о назначении светофора в целом. Формировать навыки соблюдения правила до рожного движения: зеле ный — иди, красный — стой. Дать представление о пространственных отношениях: вверху, внизу | Дидактическая игра «Собери светофор». Подвижная игра «Паровозы, машины» | Рисование «Два глаза светофора (красный «сердится», зеленый «улыбается») (педагог по изобразительной деятельности) |
II | Тренировать в умении различать транспорт | Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно — неправильно» | |||
III | Закреплять умение различать части транспорта. Дать представление о пространственных отношениях: внизу, вверху | Игра «Шоферы-машинисты». Конструирование «Дорога для машин» | |||
IV | Формировать навыки соблюдения правил дорожного движения: зеленый -иди, красный — стой | Дидактическая игра «Найди и собери». Цель: закрепить знания о частях машин и их отличии. Подвижная игра «Паровозы, машины» | |||
Апрель | I | Знакомить с элементами правил поведения на дороге (быть осторожными, не бегать) | Занятие 8. Осторожно — дорога Закрепить знания о транспорте. Учить: — правилам дорожного дви жения (на дороге не отвле каться, идти только с взрос лым, держась за руку); — быть внимательными на дороге, (на дороге есть Светофорик, который на красный идти запрещает, а на зеленый разрешает) | Игра-инсценировка «Как машина зверят катала». Дидактическая игра «Разрешено — запрещено» | |
II | Учить быть внимательными, дорогу переходить на красный свет нельзя, по дороге идти только с взрослым, держась за руку | Наблюдение за ездой машин. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» | Рисование «Дорожка для зверят» (педагог по изобразительной деятельности) | ||
III | Развивать у детей наблюдательность, умение правильно оценивать движение на дороге (быстро -медленно, едут вперед -назад, близко — далеко) | Наблюдение игры детей старшей группы на транспортной площадке |
Окончание табл.
IV | Учить быть внимательным (дорогу переходить на красный свет нельзя, по дороге идти только с взрослым, держась за руку) | Игра-инсценировка «К нам едут гости» (с использованием различных видов транспорта) | Рисование «Дорожка для машины» (педагог по изобразительной деятельности) | ||
Май | I | Закреплять полученные знания о дороге и правилах поведения на ней | Занятие 9(итоговое). Разрешено и запрещено Закрепить знания о правилах поведения на дороге, используя сюжетные картинки. Повторить известные стихотворения и загадки о светофоре, транспортных средствах. Предложить детям рассказать о случаях на дороге, в транспорте, когда кто-либо поступал в соответствии с правилами дорожного движения или нарушал их | Наблюдение игры «Шофер». Конструирование «Трамвай» | Игровая ситуация «Угадай по звуку». Цель: учить различать звук машин от других (музыкальный руководитель) |
II | Продолжать работу по закреплению знаний о назначении светофора на дороге | Дидактические игры: «Разрешено — запрещено»; «Собери светофор» | |||
III | Закреплять знания об изученном транспорте | Конструирование «Автобус». Игра на транспортной площадке. Катание машин и езда на велосипедах | Ситуация общения «Цвет и форма» (педагог-психолог) | ||
IV | Закреплять знание правил поведения на дороге | Игра на транспортной площадке. Катание машин и езда на велосипедах | Дидактическая игра «Найди свой цвет». Цель: закреплять умение находить предметы зеленого и красного цвета (педагог-психолог) |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Время проведения | Тема и цель занятия 1-й недели | Тема и цель занятия 2-й недели | Тема и цель занятия 3-й недели | Тема и цель занятия 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Что есть на участке детского сада? Путешествие по территории участка | Что есть в групповой комнате? Путешествие по комнате | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий | Про девочку Машу и Зайку Длинное Ушко |
Цель | Приучать участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать) | Приучать участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать) | Вызывать симпатию к сверстникам. Помогать: — запоминать имена товарищей; — преодолевать застенчивость | Помочь понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы. Упражнять впроговарива-нии фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой) | |
Октябрь | Тема | Немецкая народная песенка «Три веселых братца» Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх-вниз» | Русская народная сказка «Репка» Дидактические упражнения: «Кто что ест?», «Скажи «а». Дидактические игры: «Поручения», «Лошадки» | Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше», «Был у Пети и Маши конь» | Песенка «Разговоры». Звук [у] Игры и упражнения на звуко-произношение (звук [у]). Рассматривание сюжетых картинок (по выбору воспитателя) |
Цель | Прочитать детям песенку. Формировать умения: — слушать стихотворный текст; — проговаривать звукоподра жательные слова; — выполнять движения, о ко торых говорится в тексте пе сенки; — отчетливо произносить сло ва вверх и вниз, по просьбе вос питателя выполнять действия, соответствующие этим словам. Совершенствовать уме ние понимать речь воспитателя. | Напомнить содержание сказки «Репка». Вызывать желание рассказать сказку вместе с воспитателем. Уточнять представления о том, какое животное что ест («Мышка грызет корочку сыра, собака — косточку» и т. д.). Активизировать вречи глаголы «лакать», «грызть», «есть». Учить: — отчетливо произносить звук [а], небольшие фразы; | Прочитать детям рассказы. Приучать слушать рассказ без наглядного сопровождения. Упражнять в отчетливом произношении гласных звуков [а], [и]. Учить рассматривать картинку. Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения | Прочитать детям песенку. Закреплять правильное произношение звука [у] (изолированного и в звукосочетаниях). Учить: — понимать что изображено на картинке; — осмысливать взаимоотно шения персонажей, отвечая на вопросы; — способствовать активизации речи |
Продолжение табл.
Поощрять попытки самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их. Помочь понять значение слов вверх, вниз | — дослушивать задание до кон ца, осмысливать его и выпол нять соответствующие действия; — различать действия, проти воположные по значению (подняться вверх — спуститься); — произносить звук [и] | ||||
Ноябрь | Тема | Потешка «Наши уточки с утра…», А. Барто «Кто как кричит?» Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?». Дидактическое упражнение «Ветерок». | Русская народная потешка «Пошел котик на Торжок…» Дидактическая игра «Это я придумал». Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками | Чтение сказки «Козлятки и волк» (обработка К. Ушин-ского) Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка» | Мама моет посуду (рассказ по картине) Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя). Дидактическое упражнение «Выше — ниже, дальше -ближе» |
Цель | Прочитать детям потешку, стихотворение. Совершенствовать умения: — понимать вопросы; — вести диалог со сверстниками. Развивать внимание. Учить: — различать и называть птиц, о которых упоминается в по тешке; — с помощью султанчиков мед ленно вдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить со стихотво рением-загадкой. Совершенствовать рече вой слух | Закреплять умения объединять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Познакомить с народной песенкой «Пошел котик на Торжок…». Упражнять: — в различении и названии цве тов (красный, синий, желтый); — в выполнении заданий воспи тателя («Сделай так-то»), рас считанных на понимание речи и ее активизацию | Познакомить с содержанием сказки «Козлятки и волк» (в обработке К. Ушинского). Вызывать желание поиграть в сказку. Рассказать о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (либо любому другому родному человеку) | Помочь: — понять содержание картины; — в процессе рассматривания активизировать речь. Учить договаривать слова, фразы. Упражнять в определении местоположения объекта и правильном его обозначении. Развивать память |
Продолжение табл.
Декабрь | Тема | Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Артикуляционные игры и дидактические упражнения на произношение звуков [м] — [м’],[п]-[п’],[б]-[б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» | СказкаВ. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Дидактические упражнения на произношение звука [ф]. Дидактическая игра «Далеко -близко» Инсценирование сказки | Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»; песенка «Пошел котик на Торжок…» Дидактическая игра «Подбери перышко» | Стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси» Рассмотрение сюжетных картин (по выбору воспитателя). Дидактические упражнения на произношение звука [к] |
Цель | Формировать умения: — четко произносить звуки [м]-[м’Ип]-[п’Иб]-[б’] в звукосочетаниях; — различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; — совершенствовать память и внимание. Познакомить с содержанием сказки (читать эмоционально, выразительно, стараясь доставить удовольствие от восприятия сказки) | Доставить удовольствие от восприятия знакомой сказки. Привлекать к воспроизведению диалогов между щенком и животными, которые попадались ему на глаза. Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты, предлагая на уточнение и закрепление произношение звука [ф]. Учить: — произносить звукосочетания с различной громкостью; — определять расстояние до на блюдаемого объекта(далеко, близко) и использовать в речи соответствующие слова | Приучать: — рассматривать иллюстрации и рисунки в книжках; — рассказывать о сверстниках, которые внимательно рас сматривают иллюстрации. Повторить народную пе сенку «Пошел котик на Тор жок…». Учить: — различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый; — повторять фразы вслед за воспитателем | Учить: — рассматривать картинку, ра доваться изображенному; — отвечать на вопросы по со держанию, делать простейшие выводы. — правильно и отчетливо про износить звук [к]; — способствовать развитию голосового аппарата (произне сение звукоподражаний с раз ной громкостью); — активизировать словарь. Познакомить с содержа нием художественного произ ведения (читать выразительно, эмоционально) | |
Январь | Тема | Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» Дидактические игры: «Это зима?», «Кто позвал?» | Где и как живет моя кукла (игрушка)? Рассказывание без наглядного сопровождения. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактическое упражнение нащк>ианошеыиеan.ков \ \Л — Гл’1 | Знакомые сказки. Потешка «Огуречик, огуречик…» Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи | Животные и их детеныши Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?». |
Продолжение табл.
3 * | |||
Цель | Познакомить со сказкой Л. Н. Толстого «Три медведя». Приучать внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения. Учить: — распознавать на слух звуко подражательные слова; — узнавать сверстников по го лосу (игра «Кто позвал?»); — рассматривать раздаточные кар тинки (зимние сюжеты) и объяс нять, что на них изображено | Развивать: — способность понимать со держание рассказа без нагляд ного сопровождения; — умение слушать тот же сюжет в сокращенном и полном ва рианте. Упражнять в правильном назывании предметов мебели. Учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова | Вспомнить знакомые сказки. Помочь: — драматизировать отрывки из произведений; — запомнить новую потешку. Упражнять в отчетливом произношении звуков [т] — [т’]. Развивать голосовой аппа рат с пом ⇐ Предыдущая2Следующая ⇒ |
Государственное учреждение «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»
На территории учреждения дошкольного образования типовым проектным решением предусматриваются отдельные групповые площадки, общая физкультурная, а также другие площадки функционального назначения.
Планировка территории должна обеспечивать возможность езды воспитанников на велосипеде и катания на лыжах.
Физкультурно-спортивное и игровое оборудование на территории учреждений дошкольного образования, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников.
Проектным решением на территории учреждения предусматривается устройство навесов, веранд или террас. Навесы ограждаются с трех сторон с наветренной стороны. Полы навесов, террас должны быть преимущественно деревянными или песчано-гравийными.
Уборка территории должна проводиться ежедневно утром (до прихода воспитанников) и по мере загрязнения в течение дня. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории требуется обеспечение поливки земельного участка дошкольного учреждения. В зимнее время игровые площадки и дорожки необходимо расчищать от снега и посыпать песком.
Песок для наполнения песочниц учреждения дошкольного образования завозится из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о содержании в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов (свинец, кадмий). Ежегодно в весенний период, а также по эпидемическим показаниям и при видимом загрязнении проводится смена песка в песочницах.
Перед игрой песок слегка увлажняется и перелопачивается.
Пребывание воспитанников на открытом воздухе планируется не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут — 4 часов в зависимости от режима работы дошкольного учреждения и в соответствии с учебной программой дошкольного образования, утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Во время прогулки должны обеспечиваться двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.
Руководитель учреждения дошкольного образования может принимать решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для воспитанников на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек. и температуре атмосферного воздуха – 15 °C и ниже — для воспитанников в возрасте до 3 лет, при температуре атмосферного воздуха – 18 °C и ниже — для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.
При необходимости, с текстом санитарных норм и правил можно ознакомиться на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь: minzdraw.gov.by.