Конспект открытого музыкального занятия «Квест-игра»
Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группе
ТЕМА
: «Квест – игра : «Путешествие в музыкальную страну»
ЦЕЛЬ
: Способствовать развитию личностных и музыкальных компетенций посредством современной игровой технологии квеста.
ЗАДАЧИ
:
Образовательные
1.Актуализировать полученные раннее знания, учить самостоятельно выполнять задания.
2 Закреплять навыки вокального исполнения, игры на музыкальных инструментах.
3. Познакомить воспитанников с элементами нотной грамоты
Развивающие:
1.Способствовать развитию творческих способностей детей: музыкально-ритмическому , тембровому слуху; 2. Развивать мышление, память, воображения при помощи наглядного моделирования;
Воспитательные:
1. Формировать интерес и любовь к музыке, обогащать музыкальные впечатления, культуру слушания. 2. Воспитывать в детях чувство эмпатии, сопричастности к происходящему, доброжелательность, вежливость
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
: игровой, словесный, наглядный, проблемно — поисковый
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ:
30 минут.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
: (комбинированная групп
- количество – 10 человек;
- возраст – 6-7 лет;
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
: квест-игра.
Ход занятия:
(Дети под музыку входят в зал с муз. рук., встают в круг, здороваются с детьми).
М. Р: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в музыкальном зале. Скажите, ребята, что значит слово «здравствуйте»
?
(Дети отвечают).
Правильно, значит, мы желаем здоровья! Так давайте же поздороваемся все вместе.
Игра «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»
: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»
: руки поднимают вверх.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)
Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева»
.)
Здравствуй, утро! (Жест вправо.)
Здравствуй, день! (Жест влево.)
Нам здороваться (обе руки к груди)
не лень (разводят руки в стороны!
(Звучит волшебная музыка, влетает шарик, к нему привязано письмо)
М. Р
: Ой, посмотрите, какой красивый шарик. А на нём письмо. От кого же оно может быть? Давайте прочитаем.
М. Р.
читает письмо: «Здравствуйте, мои друзья! Пишет вам Фея
Музыки
. В моей волшебной музыкальной стране случилась беда, Злая Колдунья заколдовала всех жителей, и в нашем волшебном королевстве перестала звучать музыка. Чтобы расколдовать жителей музыкальной страны, нужно выполнить много заданий, одной мне не справиться. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные дети, у вас все получится. В
путешествии
вашей помощницей станет Сказочная Карта, которая появится по волшебному слову, а путь покажет Скрипичный ключ! Желаю вам доброго пути!»
М. Р.:
Ребята, отправимся в путешествие в музыкальную страну? Поможем Фее Музыки расколдовать жителей этой удивительной страны? (Ответы)
М. Р.:
Тогда отправляемся в путешествие. Вперед, навстречу приключениям!
М р:
А чтобы наше волшебное путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»
Раз – я вижу конфету, за правой щекой. Дети прячут язык за правую щёку
Два – я вижу конфету за левой щекой. Дети прячут язык за левую щёку
Три – не вижу конфеты я никакой! Дети открывают широко
Конфеткой угостились, Дети облизываются
И в волшебников превратились.
М р:
Ребята, что нужно сделать, чтобы волшебная карта появилась?
(Дети отвечают)
Повторяйте за мной: Сказочная карта, покажись, сказочная карта появись!
(Дети повторяют, музыка, появляется карта)
М. Р.
(Рассматривает карту с детьми). Какая интересная Карта! Откуда мы начнем наше
путешествие
?
(Дети отвечают, что начало обозначено скрипичным ключом).
М. Р:
А вот и волшебные острова Музыкальной страны. Идём друг за другом, не отстаём. (музыка, круг по залу). Вот наш первый остров, который называется
«Музыкальные инструменты» (
слайд )
М. Р.
Где будем искать первое задание?
(дети рассматривают карту и находят где спрятано первое задание)
Дети
: В сундучке.
М. Р.:
На этом острове живут музыкальные инструменты. Но здесь случилась неразбериха, Злая колдунья перепутала все инструменты, и теперь они не помнят, как они называются и к каким группам инструментов относятся.
М. Р:
Открываем сундучок….Ой, ребята, здесь загадки про музыкальные инструменты. Давайте угадаем. (Музыкальный руководитель загадывает, дети отгадывают, на экране изображения инструментов).
М Р:
Следующее задание. Перед вами ряд музыкальных инструментов (на доске)-гитара, балалайка, скрипка, арфа, пианино. Какой инструмент лишний?
М. Р.:
Молодцы, ребята. Давайте ещё посмотрим, все ли мы задания выполнили на Острове музыкальных инструментов?
М. Р.
читает: Инструменты знаете на пять, а теперь настало время поиграть.
«Настоящий дирижер»
Задачи: моделировать профессиональную деятельность дирижера. Ход игры: Выбирается «дирижер». Остальные дети распределяются на 3-4 подгруппы, размещаясь соответственно группам инструментов. Звучит музыка (по выбору музыкального руководителя). Дирижер руководит своим оркестром – дирижирует, показывает, какой группе инструментов играть, когда играть всем вместе, когда — выбранным солистам.
М. Р:
Ну что, ребята, со всеми заданиями на этом острове мы справились, здесь теперь полный порядок, а мы отправляемся дальше. (музыка) И следующий остров
«Танцевальный».
(слайд)
М. Р:
Смотрите, ребята внимательно на карту, где находится задание?
Д:
В бабочке. (Дети находят)
М.Р.читает:
На нашем острове, вот беда, танцевать разучились навсегда. Помогите нам, друзья.
М. Р:
1 задание. Ребята, нужно внимательно послушать музыкальное произведение, угадать его.
(Дети слушают вальс цветов из балета «Щелкунчик»)
М. Р:
Какой танец? Кто композитор? Какие ещё знаете танцы?
М.Р.
Молодцы, ребята. А теперь читаем следующее задание.
«Предлагаем в пары встать, полечку потанцевать»
(Танец полька)
М. Р:
Ну что, ребята. И на этом острове порядок, со всеми заданиями справились. Пора отправляться дальше. А поможет нам добраться до последнего острова на нашей волшебной карте, необычный сказочный транспорт — топатундель. Чтобы его завести, нужно всем дружно произнести следующие слова:
Топатундель — топатундель- топатундель -бумс!
М. Р:
Вот мы с вамиочутились на острове, который называется
«Домисолька».
(слайд) На этом острове живут весёлые нотки.
М.Р:
Ребята, посмотрите, где спрятано задание?
Д
: В нотке. (Находят).
М. Р.
Читает. Дорогие друзья, помогите ноткам вернуться в свой домик, на свои места. Ребята, а как называется домик, где живут ноты? (Ответы). А сколько всего ноток в музыке?А как они называются? Давайте нотки найдём и поместим их в с вой домик. (На доске нотный стан, дети ищут нотки по залу, крепят нотки на линеечки).
М. Р:
Ребята, а если нотки сложить вместе, что получается?
(Ответы детей: песенка
). Вы любите петь песенки?
(Ответы детей).
(На экране зашифрована песенка, которую мы хорошо с вами знаем
)
М. Р.: (Вокально-хоровая работа)
«У» и вниз «вот как я пою»
«А» А — а-а-а-а — к нам пришла весна,
«И» и -и -и -и -и — гости к нам пришли.
«ЛЯ» ля-ля-ля-ля-ля — вот и песня вся! в до мажоре : c-d-e-f-g -g-f-e-d-c.
(звучит музыка, заходит Фея Музыки).
Фея Музыки:
Дорогие ребята, вот вы и добрались до последнего острова. Вы такие умные, дружные, весёлые, со всеми заданиями справились. Злые чары Колдуньи рассеялись, и в нашем Королевстве вновь стала звучать музыка. Спасибо вам.
М. Р: Здравствуй, милая Фея, мы с ребятами рады были помочь тебе и всем жителям этой удивительной страны под названием «Музыка». Правда ребята? (ответы)
(Фея играет с детьми в игралочку-обнималочку)
Фея музыки: В память о нашей музыкальной стране позвольте вручить вам небольшие подарки (Медальки) М. Р.
Вот теперь можно возвращаться домой.
Фея Музыки: До новых встреч, мои маленькие друзья. До свидания.
М. Р. :
Ну что, ребята, встаём друг за другом и отправляемся в наш любимый детский сад. (Музыка)
Рефлексия-2 мин
М. Р.:
Вот мы очутились с вами в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? Ну а сейчас настала пора прощаться
Музыкальный руководитель (пою). До свидания. Дети (поют): До свидания
Из опыта работы «Использование квест-технологии на уроках музыки»
Использование квест-технологии на уроках музыки
Мальцева Оксана Леонидовна,
учитель музыки МАОУ «Ленская СОШ»
Квест – это интеллектуальная игра, в которой для продвижения по сюжету участникам необходимо решать познавательные задачи.
В её основе лежит игровая ситуация, в которой выполняются несколько заданий поискового характера, выстроенных в определенном порядке.
Цели:
Образовательная
– вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме.
Развивающая
– развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
Воспитательная
– воспитание личной ответственности за выполнение задания.
Если рассмотреть универсальные учебные действия, то мы здесь можем поработать и с информацией, и в команде, и найти способы решения довольно сложных ситуаций, и даже развивать исследовательскую деятельность. Помимо всего этого, детям это интересно.
Формирование УУД:
- работа с информацией;
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде;
- умение находить способ решения проблемной ситуации;
- развитие навыков исследовательской деятельности.
Квест-технология включает в себя следующие структурные элементы: введение, основную часть и заключение.
Во введении учитель поясняет правила и ход игры, в основной части учащиеся самостоятельно выполняют задания, в заключении подводятся итоги игры и оцениваются результаты деятельности учащихся. После оглашения итогов проводится рефлексия результатов, игровых трудностей.
Квест может касаться одного предмета или быть межпредметным.
В своей деятельности на уроках в начальных классах я применяю два типа квеста: первый квест – это квест-введение, направленный на погружение в тему.
Квест-введение предполагает за короткий срок ознакомление учащихся с объемом информации, необходимой для дальнейшего обучения. Команда получает комплект заданий, в который входят вопросы теоретической и практической направленности. После работы с материалами квеста учащиеся представляют результат одноклассникам. Поскольку практическая часть игры предусматривает ученическое моделирование, конструирование, создание объекта из подручных материалов, то в процессе выступление школьники обучают практическим навыкам своих товарищей.
Второй – квест-контроль разрабатывается с целью контроля знаний.
В пятом классе использую web-квесты. Web-квест – это один из видов проектной деятельности. Это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета.
На мой взгляд это достаточно интересно и необычно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Музыкальный квест в подготовительной группе «Путешествие в музыкальную страну»
Тип НОД: повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепление умений.
Цель НОД: обогащение эмоционально — интеллектуального опыта детей
Задачи:
- Закреплять умения и навыки детей в движении в игровой форме.
- Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
- Совершенствовать певческие навыки: формировать умение петь легким звуком, естественным голосом.
- воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего.
- развивать пространственное мышление, выявлять связи, формулировать выводы.
- развивать коммуникативные навыки при работе в команде.
- развивать познавательный интерес.
Методы Методы: игровой, словесный, практический.
Форма работы: групповая
Методическое оснащение: фортепиано, компьютер, проектор, экран, муз. инструменты, дерево, ноты, музыкально-дидактические игры.
Ход занятия
Ритуал приветствия.
Музыкальный руководитель:
Ребята, мне очень приятно видеть вас. Давайте встанем с вами в рассыпную и поприветствуем друг друга.
Предлагаю поиграть.
Коммуникативная игра «Ты шагай, ты шагай!»
Ты шагай, ты шагай и, смотри, не прозевай.
Ты шагай, ты шагай — себе пару выбирай.
Поздоровайся ладошкой, поздоровайся и ножкой.
Плечиком и локотком, и, конечно, языком: «Здравствуйте!»
Муз. рук: Мои юные друзья, я сегодня получила письмо из страны Музыкальных звуков, где живут музыка, инструменты, ноты. У них случилась беда, их настроение украла злая колдунья …, а их заколдовала и теперь они не могут петь, играть, веселиться и смеяться, а только грустят, да слезы льют и просят у всех помощи.
Ребята, что же нам делать?! Предлагаю срочно созвать наш «Музыкальный детский совет»
Проводится игра — тренинг «Музыкальный детский совет»
дети высказывают свое мнение, по поводу решения возникшей проблемы.
Ответы детей: «Нужно выполнить все задания злой колдуньи»
.
«Я предлагаю спеть колыбельную, усыпить Колдунью, а потом все забрать у нее инструменты»
.
«Попросить помощи у других».
«А я думаю, что нужно поехать к Колдунье в Музыкальную страну и поговорить с ней»
.
Музыкальный руководитель
Спасибо, ребята, все ваши советы правильные, ясно одно: нужно срочно спасать жителей Музыкальной страны. Давайте быстрее отправимся в путь.
А музыка подскажет нам дорогу… Чтоб страну музыки найти По извилистой дорожке Предлагаю вам пройти.
2. Динамическое упражнение «По дорожке»
1. По дорожке, по дорожке (подскоки на правой ноге)
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке (подскоки на левой ноге)
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперед. (Выравнивание осанки) -2раза
Замечательный народ!
2.По тропинке побежим, (легкий бег на носочках)
До полянки добежим.
На полянке, на полянке (прыжки на месте)
Мы попрыгаем как зайки.
Сладко потянулись, (руки вверх, потягиваются) — 2 раза
Всем улыбнулись.
Мы с вами добрались до музыкальной страны.
(На экране заставка музыкальной страны, города).
1 остановка – город «Музыкальных инструментов»
.
Задание. Надо послушать звучание инструментов, и отгадать их названия.
Муз. рук.: Названия мы угадали, а теперь нам нужно собрать картинки с изображенными на них инструментами.
(На столиках стоят подносы с разрезными картинками. На картинках изображены народные инструменты
Дагестана кларнет и агач — кумуз)
Смотрите, Колдунья разрезала картинки с заколдованными инструментами!
Предлагаю в игру поиграть, музыкальные пазлы скорее собрать!
Проводится дидактическая игра «Собери музыкальные пазлы»
Муз. Рук..: Ну что ж, с первым заданием мы справились, теперь отправляемся дальше.
Музыкальный поезд.
Муз. рук: Ребята, смотрите, ремонтные работы. (проход закрыт, мелодии перепутали свой характер)
А сможете вы угадать? Если мы постараемся услышать жанр музыки, то отремонтируем дорогу и сможем продолжить путешествие. Готовы?
Задание «Три кита»
, дети узнают по жанрам — Песня. Танец. Марш.
— (определить по видео, какой жанр музыки (песня, марш, танец)
.
Музыкальный руководитель: Ну что ж, молодцы, вы с легкостью справились с заданием, теперь мы вновь отправляемся в путь.
Звучит музыка, дети передвигаются дальше.
Музыкальный руководитель:
А вот и наша следующая остановка и задание, приготовленное нам на этой станции.
Предлагается отгадать грустный и веселый характер исполняемой музыки, то есть угадать лады в музыке, мажор или минор.
(Детям раздаются карточки с изображенным веселым и грустным клоуном, услышав музыку, они должны поднять правильно карточку).
Музыкальный руководитель:
-А сейчас я предлагаю спеть веселую песню.
Песня про зиму.
После песни дети двигаются дальше.
Следующая станция и задание отгадать музыкальные профессии. (дети отгадывают музыкальные профессии по картинкам)
Успешно справившись со своим заданием , дети отправляются дальше.
Следующая станция со своим заданием
Задание Музыкально дидактическая игра «Ножки ладошки»
(Дети по карточкам ритмично хлопают в ладоши, и топают ножками).
Музыкальный руководитель:
-Дети , вы большие молодцы и вот я получила еще одно письмо от злой колдуньи, давайте его прочитаем.
« Мои дорогие деточки, какие же вы молодцы, все мои задания выполнили, не растерялись, какие вы умные и талантливые! Даже я, Злая Колдунья, подобрела и развеселилась, так и быть, расколдую жителей Музыкальной страны и верну им настроение!»
Музыкальный руководитель:
_Ребята, произошло чудо, мы превратили Злую Колдунью в добрую.
Я предлагаю подвести итог нашего занятия и украсить Волшебное дерево, музыкальными нотками, смотрите, они будут разноцветные:
Желтые нотки обозначают: «Мне понравилось наше путешествие, было интересно и легко»
.
Фиолетовые нотки обозначают: «Мне было интересно, но трудно»
.
Черные нотки обозначают: «Мне было скучно и неинтересно»
.
(Приглашаю всех детей и гостей выбрать и развесить понравившиеся нотки)
.
Релаксация — «Украсим музыкальное дерево цветными нотками»
.
(Под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов», из балета «Щелкунчик», дети и гости выбирают нотку своего цвета, в соответствии с настроением. А затем, развешивают на ветках Музыкального волшебного дерева)
.
В конце мероприятия музыкальный руководитель выносит волшебный сундучок с посланием от Злой колдуньи и зачитывает очередное письмо, полученное из Страны музыкальных звуков.
« Какая красота! А еще я рада, что все мы показали, какие дружные, умелые и веселые! У меня для вас тоже сюрприз! Эти сладкие нотки я дарю вам, за ваши музыкальные таланты, доброту и дружбу.»