Картотека развивающих игр и упражнений для детей 3 лет материал (младшая группа) по теме

Если в двухлетнем возрасте малыш еще является наблюдателем, то в три года он становится любознательным исследователем окружающего мира. На плечи мамы и папы ложится непростая задача – помочь ребенку получить необходимый опыт и знания и в то же время, оградить его от возможных травм. Важно следить, чтобы малыш развивался гармонично, как в физическом и психическом отношении, так и в интеллектуальном плане.

Физическое развитие ребенка

Основная цель – сделать ребенка более сильным, выносливым, ловким, научить его хорошо координировать свои движения. Специалисты рекомендуют ежедневно выполнять следующие упражнения:

  • перешагивание через небольшие препятствия;
  • хождение по наклонной плоскости;
  • прыжки через нарисованную линию (типа игры в классики);
  • хождение по бечевке, положенной на пол;
  • прыжки на обеих ногах вперед себя;
  • прыжки с маленькой высоты.

Трехлетним малышам очень полезно плавать, танцевать, играть в различные игры с мячом, кататься на велосипеде, выполнять различные упражнения на детской спортивной стенке. Обязательно приучите ребенка делать утреннюю зарядку или занимайтесь фитнесом вместе с ним.

Smart Grow. Drawing & Coloring

Приложение-рисовалка для детей от 3-х лет. Ребенку на выбор предлагается около 20 персонажей, которых можно раскрасить на свой вкус и цвет. Все детали рисунка очень крупные, что соответствует возрастной маркировке приложения.

Вы можете выбрать не только животных, но и транспорт — машину, воздушный шар и подводную лодку. После того, как ребенок раскрасит картинку, ее можно оживить: на экране включается веселая музыка, и с героем можно поиграть.

Интерфейс программы очень простой, поэтому с ним легко разберется даже трехлетний ребенок.

Интеллектуальное и творческое развитие

В три года ребенок активно познает окружающие предметы и явления, исследует свои возможности, а для этого необходимо развивать внимание, логическое мышление, память, фантазию. Какие упражнения помогут?

  • Поиск нужного цвета по образцу или названию.
  • Собирание матрешек, пирамидок, формочек разных размеров.
  • Подбор объемных и плоских квадратов, кругов, треугольников и других геометрических фигур.
  • Игры на различие понятий «маленький», «большой», «средний».
  • Складывание картинки-загадки: сначала из 2 двух, потом из 3-4 частей.
  • Поиск целой картинки по ее кусочку.
  • Обобщение предметов по главному признаку: живой-неживой, съедобный-несъедобный и т. д.
  • Игра в мозаику, лото, домино.
  • Поиск соответствий, например, тени и фигурки.
  • Поиск лишнего предмета в группе других предметов.
  • Добавление недостающих деталей.
  • Совместное чтение сказок. Если ребенок знает некоторые буквы, попросите найти их в тексте.

Используйте каждую возможность, чтобы сообщить малышу что-то новое. Например, во время прогулки рассказывайте ему о деревьях, животных, явлениях, транспорте – словом, обо всем, что вам встретилось по пути.

Изучение элементарных математических понятий, цифр должно проходить в игровой форме. Добейтесь того, чтобы ребенок не просто зазубрил названия цифр, а научился именно определять количество предметов.

Для развития творческого мышления специалисты советуют регулярно выполнять с ребенком следующие упражнения:

  • игра с конструктором, кубиками, создание конструкций по образцу;
  • собирание несложных пазлов;
  • рисование и раскрашивание красками, карандашами, фломастерами;
  • рисование разнообразных геометрических фигур, можно использовать трафарет или лекало;
  • лепка простых фигурок из пластилина, соленого теста, глины;
  • аппликации из природных материалов, цветной бумаги и картона, журнальных вырезок;
  • вырезание ножницами по контуру и т. д.

Дети в 3 года с удовольствием играют в сюжетные игры, кукольный театр, участвуют в несложных коротких инсценировках.

ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр:

  • Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.
  • Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.
  • Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола.
  • А теперь пусть превратится в старенькую бабушку (дедушку), которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам).

Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.

  • Лодочка

Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки),

Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).

  • Котик

Как больно кусается котик-малыш,

Решил он, что видит не пальчик, а мышь!

Но я ведь играю с тобою, малыш,

А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!»

Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.

  • Загибалки

Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие:

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот вот — дедулечка.

Это вот — бабулечка.

Ну а этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

(Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)

Этот брат нашел грибок.

Это резать стал его.

Это братец жарил гриб.

Этот только ел и ел,

Посмотри, как потолстел!

(Счет, наоборот, начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).

Развитие речи

В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?

  • Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
  • Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
  • Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
  • Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.

На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:

  • всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
  • застегивание пуговиц, шнуровка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами;
  • игры с водой.

Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.

Речевые

Что должно быть изучено ребенком?

  • Предложения должны насчитывать не менее 5-6 слов.
  • Малыш должен уметь называть свои личные данные.
  • Четкое различение признаков какого-либо предмета.
  • Знание нескольких действий (ходит, плачет, говорит, мяукает и так далее).


Речевое занятие перед зеркалом
Если Вы занимаетесь дома, подготовьте кубики или карточки с буквами, чтобы малыш продолжал составлять из них слова. Помните, что у детей трех лет все еще не очень хорошо развита память, поэтому не задавайте малышу выкладывать сложные слова или повторять длинные предложения

Социальное развитие

Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе. Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:

  • давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
  • просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
  • научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
  • познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
  • научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.

Ночные ужасы: почему они случаются и что с ними делать

Что такое ночные кошмары


Ночные кошмары — это нарушения сна, при которых ребенок может внезапно плакать, кричать, стонать, бормотать в постели с широко открытыми глазами, но без бодрствования. Поскольку она застряла в некой сумеречной зоне между сном и бодрствованием, она не знает о вашем присутствии и вряд ли будет реагировать на все, что вы говорите или делаете. Эпизод длится от двух до 40 минут, и когда он закончится, ваш ребенок внезапно снова ложится спать без памяти об этом инциденте.

Чем ночные кошмары отличаются от ночных ужасов


Sixtine fights a monster in her bedroom in Laure Fauvel’s “Terreurs”, 2014, in Paris, France. An imaginative photographer has brought to life monsters that haunt children’s nightmares. Armed with sticks, wands and swords the eight and nine year-olds appear to be getting the upper-hand against the villains. Parisian photographer Laure Fauvel, 22, said: I wanted the children not be victims and to fight the monsters. (Photo by Laure Fauvel/Barcroft Media)
В отличие от ночного ужаса, кошмар оставляет вашего ребенка по-настоящему бодрым — она может вспомнить свой сон и иногда говорить об этом. Кроме того, детям снятся кошмары во время сна часто в ранние утренние часы между 2 и 6 часами утра. С другой стороны, они обычно испытывают ночные страхи в первые несколько часов ночи во время глубокого сна без сновидений.

Самый простой способ определить разницу между ночным ужасом и кошмаром — это спросить себя, кто более расстроен этим утром. Если ваш ребенок более взволнован, у него был кошмар. Если вы тот, кто обеспокоен, у нее, вероятно, был ночной ужас. «Ужас» длится гораздо дольше у родителя, который наблюдал за ним, чем у ребенка, который его пережил.

Что вызывает ночные кошмары и можно ли их предотвратить


Нет определенного способа предотвратить ночные кошмары, потому что никто точно не знает, что их вызывает. Ночные кошмары могут возникать из-за неустойчивого или недостаточного режима сна или любого типа недосыпания. Они вызваны стрессом в течение дня или чрезмерной усталостью. Что будет известно, что, сами по себе, ночные кошмары не значит у ребенка есть психологическая проблема.

Решение любых других проблем со сном, которые есть у вашего ребенка (например, вставание среди ночи ), и обеспечение того, чтобы он регулярно ложился спать с успокаивающим режимом и получал достаточно часов сна, может помочь предотвратить ночные страхи. В некоторых случаях ночные кошмары вызваны апноэ во сне , серьезное, но поддающееся лечению расстройство, при котором увеличенные миндалины и аденоиды (нормальные ткани в горле) блокируют дыхательные пути во время сна, затрудняя дыхание и побуждая ребенка частично проснуться.

Как заниматься в домашних условиях?

Развивающее занятие должно проходить в подходящих условиях: при хорошем освещении, в проветренной комнате. Телевизор и компьютер нужно выключить, игрушки убрать, чтобы ничего не отвлекало малыша. Убедитесь, что ребенок отлично выспался, не устал, его не мучает голод или жажда. Старайтесь, чтобы ваши занятия проходили регулярно, в одно и то же время, ведь трехлетки весьма чувствительно относятся к изменениям режима.

Если ребенок отказывается выполнять предложенные задания, не заставляйте его силой, займите его чем-нибудь другим. Через некоторое время повторите попытку, скорее всего, она окажется успешной.

Минутка творчества

Существует множество способов, как развлечь малыша дома. Следующие варианты придутся по вкусу творческим детям. Они требуют усидчивости и помощи со стороны родителей. Предложить крохе можно следующие занятия:

  • Сделать что-либо из подручных материалов.
    Каждая хозяйка найдет дома немного круп, кофейных зерен и прочего. Вот все это и пригодится. Еще необходим клей ПВА и фантазия.

Из подготовленных материалов можно сделать вазу. Для этого необходима стеклянная бутылка с широким горлышком или стакан. Емкость с внешней стороны смазывается клеем, затем на ее поверхность аккуратно насыпается крупа, зерно и все, что было подготовлено. На вазе можно сделать узоры.

  • Многие дети любят резать бумагу. Так почему же не превратить это в увлекательное занятие. Крохе можно дать возможность из предоставленных журналов, картинок вырезать все то, что ему нравится и наклеить на свой плакат.

Уделить внимание стоит выбору ножниц. Они должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не поранился.

  • Кроме вырезания готовых картинок можно дать крохе возможность сделать аппликацию самостоятельно из цветного картона и бумаги. Конечно же, без помощи родителей ему не справиться, но какое же это интересное занятие, которое способно объединить всю семью.

Кризис трех лет

Трехлетний кризис считается самым бурным в развитии ребенка, и он является серьезным препятствием для регулярного проведения развивающих занятий. Негативизм, истерики, упрямство, игнорирование просьб, ревность – со всем этим вы можете столкнуться в любой момент. Как поступить в этом случае?

  • Меняйте тактику своего поведения и не обращайте внимания на истерику.
  • Дайте ребенку больше времени, чтобы он мог прийти в себя.
  • Предоставьте выбор или его иллюзию.
  • Вместо того чтобы заставлять ребенка, предложите помощь.
  • Не критикуйте и не ругайте.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с собой и ребенком, воспользуйтесь помощью детских психологов и педагогов раннего развития. Скорее всего, в незнакомой обстановке ребенок начнет вести себя более спокойно. Занятия в центрах раннего развития проходят в небольших группах до 6 человек, где дети чувствуют себя комфортно и им уделяется много внимания.

Дата публикации: 24.09.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

ВАЖНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев.

А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка.

Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка:

  • навыков самообслуживания;
  • усидчивости;
  • мышления;
  • внимания;
  • воображения;
  • словарного запаса;
  • памяти.

Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.

Учим буквы весело для детей!

Развивающее приложение для дошкольников, с помощью которого можно выучить алфавит. Главное преимущество состоит в том, что после прохождения букв он предлагает закрепить знания с помощью игр.

Ребенок будет искать предметы, начинающиеся на определенную букву, раскрашивать «умные» картинки, а также читать забавные стишки, которые лучше помогают запоминать буквы.

Разработчики советуют использовать это приложение с 4-х лет. Согласно отзывам, мамы очень довольны этой программой.

Рейтинг лучших развивающих игрушек для детей от 3 лет

  • Набор бизибордов «Любимая сказка». Семь панелей в виде сказочных персонажей научат ребят читать, считать, застегивать пуговицы и др.
  • Развивающая панель «Времена года». На декоративное дерево можно цеплять «листики» в виде времен года: снежинка, цветок, листик зеленый и красный.
  • Ландшафтный стол «Правила дорожного движения». При помощи ярких деталей и передвижных машинок учит малышей основам ПДД.
  • Набор Лого-роботов Пчелки. Передвигая пчелок при помощи стрелок, малыши учат направления: «право», «лево», «вперед» и «назад».
  • Игровой набор «Королевство чисел». По мере выстраивания городка малыши считают его башни, колонны, природные ресурсы, животных и пр.
  • Настенная панель «Мега блоки». Большая мозаика с яркими деталями, которые собираются прямо на стене.

Уход за собой

Гигиена. Для удобного доступа к раковине поставили табурет и повесили удлинитель крана. Полотенце, туалетная бумага, тазик для грязной одежды — всё на уровне ребёнка. Пользуется уже взрослым диспенсером для мыла: одной рукой нажимает, вторую ладошку подставляет к отверстию, из которого капает мыло.

Во время обучения я реорганизовала хранение:

  • разложила расчёски, резинки, бусы, браслеты и заколки по разным корзинам;
  • добавила принадлежности для чистки зубов;
  • повесили с мужем зеркало пониже.

Теперь если дома тишина — мы понимаем, что ребёнок в ванной.

Самостоятельное одевание. Я сама очень люблю порядок и приучаю к этому ребёнка. Свои вещи дочь убирает на место, иногда приходится напоминать или делать вместе. Видно, что её самостоятельность и самоуверенность напрямую связана с тем, что нужные вещи всегда в доступе.

В прихожей я повесила крючки для верхней одежды и рюкзака. Напротив на полках в шкафу поставила корзинку с шапками и варежками. Под ней хранятся уличные игрушки и ведро с губкой и тряпочкой для мытья обуви. У входа расположена этажерка с обувью по погоде, остальная хранится в тумбочке, как и у нас.

Зоны гардероба и прихожей я организовала ещё на курсе для детей до 3 лет, сейчас только внесла небольшие изменения, чтобы дочке стало ещё удобнее. Например, добавила табуретку Труген от Икеа. Одеваться на ней явно лучше, чем просто на полу или на взрослом диване, где ноги до пола не достают. Правда, теперь дочь использует её и как лестницу для восхождения на диван.

Детская одежда хранится на вешалках и в комоде. Постаралась разместить так, чтобы вещи были максимально на виду. В комоде разделено на секции, чтобы было удобно поддерживать порядок.

Математика

Моя дочь понимает количество, знает цифры. Мы считаем яблоки в магазине, количество людей в семье и дней в неделе. Я подготовила материалы на сопоставление количества и символов, в планах продолжать занятия и дальше — я вижу, что ребёнок делает это с удовольствием.

Ещё у бабушки есть цифры и круглешки на магнитах. Недавно приезжали к ним в гости, я прикрепила цифры на холодильник: к цифре 1 — один круглешок, к цифре 2 — два круглешка. Оставшиеся сложила в мисочку, а Юля сама их крепила к цифрам.


По пазлу-часам ребёнок научился считать и понимать, что цифрами можно выразить количество и порядок. В гостиной висят часы со стрелками, а напротив них — электронные с цифрами. Уже ходит сопоставлять значения, но пока безошибочно получается только 12


С помощью этого набора изучаем численное значение цифр. Рядом с каждым числом выкладывают количество предметов

Easy Music — Give kids an ear for music

На это приложение стоит обратить внимание родителям, чьи дети неравнодушны к музыке и танцам. Известно, что ритму и музыкальному слуху нужно учиться с самого раннего детства, но не всегда есть возможность показать ребенку все музыкальные инструменты.

Это как раз можно сделать с помощью интерактивных приложений. В описании указано, что приложение создано для детей от 5 лет, но на самом деле, оно подойдет и для трехлеток.

Дети учатся узнавать ноты, тон, ритм и мелодию в игровой среде, вдохновленной природой. В приложении можно не только слушать, но и создавать свои музыкальные шедевры. И, конечно, нельзя оставить без внимания дизайн приложения — иллюстрации просто шикарные.

Учим цвета весело!

Это еще одно приложение от разработчиков ARAMAIS AYRAPETYAN, которые делают обучающие электронные пособия для детей. По аналогии с приложением, где нужно учить буквы, тут ребенок в игровом формате узнает все основные цвета.

В этом ребенку помогают гномики, которые предлагают пользователю не только выучить все цвета радуги, но и смешивать краски, находить одинаковые предметы, а также слушать веселые стишки о цветах.

Кстати, такое приложение можно смело скачивать себе на телефон или планшет перед путешествием на самолете. Для него не нужен интернет, а сюжет игры настолько захватывающий, что поможет вашему ребенку перенести любой, даже самый скучный и длительный перелет.

Montessori Numberland

Методы развития детей от Марии Монтессори наконец-то адаптировали и для гаджетов. Конкретно в этом приложении разработчики создали задания для обучения счету детей от 3 лет.

Цифры вводятся постепенно: если сначала ребенок просто учится писать и узнавать цифры на картинке, то к концу обучения он уже сумеет считать и решать простые логические задачки.

Приложение полностью безопасно для детей, так как оно закрыто от рекламы. Несмотря на научный подход, программа не лишена яркой анимации и забавных детских сюжетов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]