Конспект экскурсии «Путешествие по детскому саду» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года
Конспект экскурсии «Путешествие по детскому саду»
для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года
Развивать интерес к труду взрослых.
Обучающие:
Закреплять знания детей о рабочем месте работников ДОУ. Учить детей формулировать вопрос.
Развивающие
: Развивать навыки активного речевого общения, учить детей ценить труд и заботу взрослых, применять полученные знания в продуктивной и других видах деятельности.
Воспитательные
: Воспитывать в детях уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду.
Беседа с детьми «Кто заботится о нас?», рассматривание иллюстраций «Профессии», вечер загадок и отгадок.
План рассказа работников о своей деятельности.
Какую работу выполняет?
Какой головной убор носит?
Инструменты, которыми пользуется?
Ход экскурсии (в группе):
Воспитатель:
Вы знаете, что в детском саду трудится много взрослых. Они заботятся о вас, стараются сделать так, чтобы вам было хорошо, весело и уютно. И первый самый важный наш помощник – это младший воспитатель. Как его зовут? Чем же она занимается? (Ответы детей.) Рассказ младшего воспитателя о своей деятельности (по предложенному плану).
Воспитатель:
Как зовут ваших воспитателей? Чем они занимаются? (Ответы детей). Рассказ воспитателя о своей деятельности.
Воспитатель:
Хотите познакомиться и узнать кто еще кем работает в детском саду? Отправляемся в путешествие. На чем поедем? (Предложения детей).
На поезде. Занимайте места в вагонах. (Вот поезд наш едет, колеса стучат…..)
Воспитатель:
Самый первый кабинет – это кабинет, в котором работают взрослые в белых халатах. «Кто здесь работает?» (Ответы детей).
Воспитатель:
Правильно – это врач и медсестра. Познакомимся с ними? А сейчас я задам вопрос взрослым: «Как Вас зовут?» (Ответы взрослых)
Воспитатель:
Спроси, Даша. (Как Вас зовут?) (Ответы взрослых).
Воспитатель:
Расскажите нам нашим о своей профессии. Рассказ взрослых о своей деятельности. Спасибо Вам большое. А мы с ребятами поедем дальше. Занимайте свои места в вагонах. Путешествие продолжается.
Воспитатель:
Что же это за кабинет? Посмотрите, здесь тоже взрослые в белых халатах. Может это тоже медицинский кабинет? (Ответы детей).
Воспитатель:
Правильно называется ПИЩЕБЛОК. Здесь много помещений. Прежде чем зайти, нам необходимо одеть спецодежду. (Детям одеваем фартуки, косынки, колпаки). Сколько взрослых работают? (Много). Как называется профессия этих взрослых? (Ответы детей). Что вы хотите узнать у поваров? (Вопросы детей)
Воспитатель:
Спасибо Вам большое. А мы продолжаем путешествие. Нас встречает Зинаида Романовна. Что же она делает? (Ответы детей). Назовите помощников прачки. (Утюг…) Рассказ прачки о своей деятельности.
Воспитатель:
Спасибо, Вам большое. А нам надо вернуться в группу. На чем можно быстро добраться до группы? (На самолёте). Занимайте места. Заводим мотор. Полетели.
Воспитатель:
Понравилось путешествовать? Хотите еще узнать кто работает в детском саду? Следующий раз мы узнаем кто же самый главный у нас в детском саду и чем он занимается.
Ход экскурсии
Воспитатель обращает внимание детей на здание детского сада. Оно двухэтажное. Детский сад очень большой. У него 2 главных входа. В здании детского сада много окон. Это потому, что здесь много групп и разных помещений. Педагог показывает детям окна их группы.
Вокруг здания располагаются клумбы с красивыми и яркими цветами. На территории сада много больших деревьев. Летом они защищают детей от солнца.
На территории детского садамного участков с различными постройками: песочницы, домики, машины, корабли, автобусы, качели, лавочки и скамейки. Все это сделали взрослые люди для детей, потому что любят детей и заботятся о них. Все, что сделано руками людей, надо беречь.
Вместе с детьми педагог рассматривает растения на участке, цветники, огород. Спрашивает у детей, откуда здесь так много деревьев и кустов. Напоминает, что все это посадили взрослые люди, чтобы на участке было красиво, что они позаботились о детях.
Педагог объясняет, что в нашем городе очень много детских садов, в каждом детском саду взрослые сажают много разных растений, и наши улицы становятся очень красивыми.
Воспитатель предлагает детям вспомнить название улицы, на которой расположен детский сад. Спрашивает, какие растения там посажены, просит назвать их.
1. На какой улице расположен наш детский сад?
2. Что вы видели по дороге на участок?
3. Что растет на нашем участке?
4. Что построено на участке?
5. Почему нельзя ломать постройки, рвать растения?
Благоустройство территории детского сада Детский сад недаром называют вторым домом для дошколят. Здесь малыши проводят большую часть своего дня, здесь они развиваются, общаются,.
Конспект дидактической игры «Кто работает в детском саду?» (название профессий работников детского сада) (младшая группа) Цель: углубить и уточнить представления детей о детском саде. Закрепить знание названий профессий сотрудников детского сада. Воспитывать.
Конспект НОД «Знакомство с помещениями детского сада (музыкальный и физкультурный зал)» (младшая группа) Цель: учить детей ориентироваться в некоторых помещениях детского сада (музыкальный зал, физкультурный зал). Воспитывать доброжелательное.
Цель: показать, что природа не погибает, а как бы засыпает.
Ход экскурсии
1-й блок
Цель: уточнить признаки зимы.
Воспитатель. Ребята, сейчас зима, на улице очень холодно. Животным и растениям уже не живется так же хорошо, как летом. Давайте сходим в парк (на участок детского сада) и посмотрим, погибли в нем растения и животные или нет. Одевайтесь быстрее, чтобы успеть вернуться к обеду.
Прежде чем говорить о растениях, давайте назовем все признаки зимы. Договоримся, что каждый будет называть только по одному признаку. Говорите громко, чтобы всем было слышно. (Дети выполняют просьбу воспитателя. Разговор продолжается до тех пор, пока не будет названо около 10 признаков. Обычно, назвав 4—5 признаков, дети начинают испытывать затруднения.
Воспитатель активизирует их мыслительные процессы, предлагая внимательно посмотреть кругом, чтобы увидеть другие признаки. Не следует торопить детей или подсказывать им, называть признаки самому. Цель данного этапа — научить детей вглядываться в природу.)
2-й блок
Цель: понять, что почки являются настоящими листьями, спящими до весны.
Воспитатель. Молодцы, много мне рассказали. Обратили внимание на слова Коли? Он сказал, что деревья стоят голые, на них нет листьев. Давайте уточним, так ли это. Я каждому дам по веточке. Рассмотрите ее и скажите, чем она отличается от палочки. (Ответ детей: на веточке есть почки.) Снимите варежки и раскройте почку. Постарайтесь разобраться самостоятельно, что она собой представляет. (Дети рассматривают строение почки, обсуждают увиденное между собой.)
Воспитатель. Кто из вас понял, что такое почка? (Желательно так построить данный фрагмент экскурсии, чтобы дети сами догадались, что это — туго свернутые маленькие листочки.) А кто догадается, почему они сверху покрыты плотными коричневыми чешуйками? (Дети могут догадаться, что чешуйки защищают нежные листики от дождя, снега и холода. Воспитатель уточняет их догадку, сравнивая чешуйки с пальто, которое человек надевает зимой.) Коля, а почему твое пальто не распахивается на ветру? (Оно застегнуто на пуговицы.) А почему не раскрываются чешуйки на ветру? Кто сообразит? (Рассмотрев чешуйки и свои слипающиеся пальчики, дети догадаются, что чешуйки склеены специальной смолой.)
3-й блок
Цель: увидеть, что у разных растений форма и размер почек разные.
Воспитатель. Теперь даю вам новое задание. Внимательно посмотрите вокруг и по форме почек определите, с какого дерева или куста взяты почки, которые мы сейчас рассматривали. (Дети, рассматривая окружающие растения, находят это дерево. Желательно эту беседу проводить на некотором расстоянии от него, чтобы в поле зрения детей попадало несколько растений, иначе ответ на вопрос не будет включать таких необходимых компонентов процесса познания, как анализ и синтез.)
Воспитатель. Молодцы. Это дерево называется тополем. Летом вы видели его с листьями, а теперь запомните, как оно выглядит без них. Поищите, нет ли здесь другого такого же дерева. (Этот вопрос задается в обоих случаях: если тополь есть и если его нет.)
Воспитатель. Правильно. Теперь держите другие веточки. Чем они отличаются от ветки тополя? Обращайте внимание не только на почки, но и на кору. (Ветки должны довольно значительно различаться между собой; если у тополя кора светлая, почки крупные, то у других кора должна быть темной или белой, а почки мелкими, как у вяза, карагача, березы и т.п.) (Ответы детей.) Хорошо. Найдите это дерево около нас. Внимательно посмотрите и запомните, как оно выглядит зимой. Называется карагачам (или соответственно березой, липой, вязом). Найдите другой карагач.
4-й блок
Цель: научиться различать деревья по силуэтам.
Воспитатель. Давайте сравним деревья, которые мы только что рассматривали, с березой (любым соседним деревом). Вот она стоит перед нами. Кто может сказать, чем эти деревья отличаются друг от друга? (Ответы детей.) А теперь скажите, чем они похожи друг на друга. (Ответы детей. В том и другом случае признаков должно быть названо много. На каждый вопрос дети дают обстоятельный ответ.)
5-й блок
Цель: понять, как растения приспособились переносить суровые условия зимы.
Воспитатель. Ребята, мы с вами видели разные деревья. Скажите, как они приспособились переносить суровые условия зимы? (Ответы детей. Конкретные признаки приспособления описаны на с. 162—164.) А как приспособились кустарники? (Ответы детей.) А как приспособилась трава? (Ответы детей. Скорее всего, они скажут, что трава погибла.) Вы так думаете? Давайте проверим. У нас с собой есть лопатки. Мальчики, раскопайте снег до земли. (Чтобы данное наблюдение прошло успешно, воспитатель осенью примечает, где растет много злаковых трав. В этом месте накануне экскурсии он делает пробные раскопки. Как правило, под снегом обнаруживается зеленая трава высотой 10—20 см. Она имеет зеленый цвет и является молодой, а не сохранившейся с осени старой.) Рассмотрели траву? Сразу же забросайте яму снегом, чтобы трава не вымерзла. Снег для нее как одеяло: не пропускает к земле сильный холод. Значит, трава как растение в целом не погибла. Погибли только листики. А что осталось в почве живым? (Ответы детей: корни, корневища, семена.)
6-й блок
Цель: уточнить роль снега для растений.
Воспитатель. «Сейчас мы проверим, одинакова ли глубина снега в разных местах. Разделитесь по парам. Каждой паре даю рейку и карандаш. Вы будете ходить по участку, втыкать рейку в снег в разных местах, стараясь достать до земли, и рисовать карандашом черту, отмечающую уровень снега. Вот так (воспитатель показывает). Один держит рейку, другой — карандаш. Старайтесь найти места, где снег очень глубокий, средний и где его почти нет».
Воспитатель раздает оборудование. Дети выполняют задание и возвращаются к воспитателю. У каждой пары на рейке несколько меток. Данное задание заменяет физкультминутку.
Покажите палочки. Какой вы сделали вывод: одинакова ли глубина снега в разных местах? (Ответы детей.) Как по-вашему, где лучше сохранится трава: где снега много или там, где его мало? (Ответы детей.). Почему? (Ответы детей.) А деревьям тоже полезен снег?
Теперь скажите, какова же польза от снега? (Ответы детей. Если они назовут только защиту от холода, надо помочь им сообразить, что снег полезен и весной: если его много, будет много воды, и почки распустятся быстрее.)
Заключение
1-й вариант
Воспитатель. Молодцы. Наша экскурсия заканчивается. Давайте решим ее основной вопрос: зимой природа погибает или только засыпает? (Ответы детей.) Даю вам задание на дом, во дворе и на улице присмотритесь к растениям и ответьте на два вопроса: первый — как они приспособились к зимним холодам, второй — надежно ли укрыты их корни снегом. Заметьте места, где снега много и где его мало, а весной проверьте, где будет больше травы и где почки деревьев распустятся раньше. Завтра мы обсудим оба вопроса, а сейчас пойдем домой, и вы будете называть все деревья, которые нам встретятся по пути. (Дети идут домой. Подходя к каждому новому дереву, они останавливаются и называют его. Если попадается незнакомое дерево, название дает воспитатель.)
2-й вариант
Можно предложить и другую концовку занятия. Воспитатель разбивает всю группу на три звена и каждому дает свой номер: первое, второе и третье. Затем он называет подряд три дерева. 1-е звено бежит к тому дереву, которое названо первым, 2-е — вторым, 3-е — третьим. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз порядок называния деревьев меняется. Данную игру можно провести и в середине экскурсии, если ребята замерзнут.
На следующий день воспитатель, как и обещал, выясняет, что дети увидели у себя во дворе и на улице. Совместно обсуждают следующие вопросы:
Полезно ли подсыпать снег под деревья?
Зачем в полях, где посеян хлеб, проводят снегозадержание?
Полезно ли утаптывать снег?
Экскурсия получит хорошее завершение, если на прогулке дети подсыпят снег под деревья и кустарники своего участка, беря его из сугробов, скопившихся вдоль дорожек.
Примечание. Данная экскурсия, как и предыдущая, насыщена фактическим материалом. Учитывая степень подготовленности своей группы, воспитатель может упростить ее или усложнить.
Экскурсия как одна из форм наблюдений за природой младшими школьниками
Денисова Полина Александровна
Учитель начальных классов
ГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ»,
РТ., г.Альметьевск
Экскурсия как одна из форм наблюдений за природой младшими школьниками
Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе». Ее содержание определяется учебными программами.
Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность людей. Объекты познания — предметы внешнего мира.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы, оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждается интерес и любовь к природе. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем ее многообразии.
Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.
Экскурсия — достаточно распространенная форма работы с детьми. С ее помощью достигаются различные педагогические цели. В школе экскурсии используются не только на уроках, но и во внеклассной, во внешкольной работе.
На современном этапе развитии школы необходимо, чтобы экскурсии превратились в регулярное общеразвивающее занятие, чтобы в школе велась серьезная планомерная работа. Особенно необходима эта работа в школе с группами продленного дня, где экскурсии предназначена для активного отдыха школьников после урока.
Практика организации экскурсионных занятий в группе продленного дня показывает, что в методике их проведения имеются некоторые особенности, которые отличают их от учебных экскурсий, а также прогулок
Методика проведения экскурсии:
- На экскурсии в начальной школе, преобладающей является двигательная деятельность, основу которой составляет ходьба.
- Необходимы кратковременные остановки с элементами игры
- Если это не урок- экскурсия с большими познавательными задачами, а экскурсии во внеурочное время, то познавательная деятельность сокращается, чтобы не вызывать дополнительного утомления детей умственной работой, т. к. ее более чем достаточно на уроке.
Конспект экскурсии «Природа осенью»
ЭКСКУРСИЯ
«Природа осенью»
Методическая разработка воспитателя Лопатиной Е.Ю.
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида п.Орловского
Сентябрь2015 г.
Цель:
воспитание доброжелательного отношения к природе в период ее осеннего увядания, умения видеть и понимать ее красоту
Задачи
-С помощью наблюдений обогащать представления детей о типичных явлениях осени. -Развивать речь детей посредством подбора признаков предметов и явлений, активизировать словарный запас -Повышать двигательную активность детей. -Способствовать сплочению отношений в детском коллективе
Ход экскурсии.
Воспитатель. Сегодня мы с вами находимся на большой поляне, которая расположена вблизи нашей школы. Давайте сначала попробуем вспомнить правила поведения на природе, назовите несколько!
(Ответы детей «не сорить», «не шуметь», не уходить далеко от взрослых», «быть внимательными» и т.д.)
Воспитатель. Сегодня мы собрались на этой поляне, чтобы полюбоваться осенними красками природы, поиграть, отдохнуть и просто пообщаться вместе.
Посмотрите вокруг. Скажите как выглядит природа осенью? Вспомните, какие слова мы использовали для описания русского леса на предыдущих занятиях?
Ответы детей (Золотой, багряный, нарядный, красивый, неподвижный,).
А что можно услышать осенью в природе?
Ответы детей (Дуновение ветра. Тишина. Шорох подсыхающей травы под ногами.)
Вспомните, какие звуки слышны летом? (Пение птиц, шелест листвы). А как вы думаете, почему сейчас так тихо? Почему мало птиц? (С приходом осени стало мало корма, семян, ягод, поэтому часть птиц улетела, а те которые остались, перебрались ближе к жилью человека. Здесь легче найти корм и теплее).
Дидактическая игра: «Назови перелетных птиц» (Ответы детей «грачи, ласточки, серая цапля, чибис, перепел»)
Игра малой подвижности «Летает – не летает» (Воспитатель перечисляет названия зверей и птиц. Дети машут «крыльями», если названа птица, и не поднимают рук, если ведущий назвал другое животное. «Голубь, медведь, синица, тигр, заяц, дятел, лось, воробей, лиса, хомяк, сокол, орел.»)
Воспитатель. Побегали, разогрелись. Отгадайте загадку:
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я….осень.
Игра-соревнование «Кто больше назовёт слов для описания осени ?
Ответы детей «Яркая, золотая, дождливая, мрачная, разная, чудесная)
Воспитатель. Дети, об осени есть много поговорок. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете эту поговорку: «Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна». (Ответы детей)
Воспитатель. Дети, назовите первый месяц осени. (Сентябрь). В народе сентябрь называют «хмурень», потому что небо хмурится. За ветры его прозвали «ревуном». А еще зовут его «златоцветом», «листопадником», так как первый признак прихода осени желтеющая листва и трава. На смену сентябрю приходит? (Октябрь). Народ называет этот месяц «листобой» (из-за опадающей листвы) и «грязник» (из-за дождей). Октябрь один из самых живописных месяцев года, месяц «золотой осени». И последний месяц осени, как называется? (Ноябрь) Ноябрь называют «полузимником» (зима еще не вошла в силу, но дает о себе знать). В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец», так как в ноябре температура начинает стабильно держаться ниже 0 градусов, выпадает снег и замерзают водоемы.
Воспитатель. Вот и заканчивается наша экскурсия. Сегодня мы с вами говорили об осени. Мы еще много будем говорить о ней, не раз вы еще сюда придете. И будем каждый раз отмечать, какие изменения произошли в природе, будем фотографировать их, а в конце года сделаем большой альбом о природе в разные времена года. А сейчас мы возвращаемся в школу
Подведение итогов
обратите внимание на изменение растений в связи со сменой времени года и проведите самостоятельные наблюдения в природе.
Задание для самостоятельного наблюдения “Особенности осенних изменений природы ”:
- Опишите, как изменяется окраска листьев у деревьев и кустарников осенью.
- Проследите, когда происходит листопад у разных древесных и кустарниковых растений.
- Выясните, какие вечнозеленые деревья и кустарники растут в нашей местности.
- Соберите и засушите листья деревьев с различной осенней окраской.