Подсчитай
Игра учит согласовывать существительные с числительными. Ведущий произносит фразу, а дети говорят аналогичное предложение, только с употреблением числительных 3 и 5. Например:
- одна острая иголка – три острых иголки, пять острых иголок;
- один дедушкин напильник – три дедушкиных напильника, пять дедушкиных напильников;
- одно новое сверло – три новых сверла, пять новых сверл;
- один дверной ключ – три дверных ключа, пять дверных ключей;
- одна папина дрель – три папиных дрели, пять папиных дрелей.
Медведи-музыканты
Подготовьте картинки разных музыкальных инструментов 3-х размеров.
Расскажите воспитанникам, что семья медведей решила устроить концерт. Дети должны помочь медведям распределить инструменты: крупные – папе-медведю, средние – маме-медведице, маленькие – медвежонку.
Назови лишнее слово
В ряду из 4-х названий инструментов нужно найти лишний предмет:
- игла, нитки, сверло, наперсток;
- рубанок, грабли, отвертка, ножовка;
- тяпка, лопата, грабли, клещи;
- валик, топор, кисть, шпатель;
- ножницы, резак, дрель, нож.
Что этим делают?
Игра для подготовительной группы учит образовывать глаголы с разными приставками. Услышав название инструмента, дети перечисляют, что им можно делать:
- граблями – грести, выгрести, сгрести, нагрести;
- лопатой – копать, выкопать, закопать, откопать, накопать, перекопать;
- ножницами – резать, нарезать, вырезать, перерезать, отрезать;
- топором – рубить, вырубить, перерубить, отрубить, нарубить;
- сверлом – сверлить, просверлить, высверлить;
- пилой – пилить, выпилить, распилить;
- кистью – красить, закрасить, перекрасить, выкрасить.
Иголка
Это пальчиковая гимнастика. Вот текст для ее выполнения:
Шьет и штопает иголка, – дошкольники раскрывают левую ладонь, а правой рукой делают по ней «шьющие» движения;
Сильно-сильно пальчик колет.
Тут наперсток подоспел,
И на пальчик быстро сел! – дети делают движение, будто надевают наперсток на палец;
Пригрозил иголке: «Ай-ай-ай!
Колоть палец прекращай!» – дети грозят указательным пальцем.
Скажи ласковым словом
От названия инструмента необходимо образовать уменьшительно-ласкательную форму:
- игла – иголочка;
- замок – замочек;
- гитара – гитарочка;
- тяпка – тяпочка;
- метла – метелочка;
- скрипка – скрипочка;
- молот – молоточек;
- сверло – сверлышко;
- пила – пилочка;
- гайка – гаечка;
- лопата – лопаточка;
- ножницы – ножнички;
- лом – ломик;
- балалайка – балалаечка;
- кисть – кисточка;
- гвоздь – гвоздик.
Оркестр
Расскажите детям, что в оркестре множество инструментов, и на каждом играет определенный музыкант. Дошкольники должны назвать профессии:
- на флейте играет… флейтист;
- на гармошке… гармонист;
- на гитаре… гитарист;
- на виолончели… виолончелист;
- на баяне… баянист;
- на скрипке… скрипач;
- на трубе… трубач;
- на пианино… пианист.
Ксилофон
Для игры, развивающей слуховое восприятие, нужен ксилофон. Педагог зачитывает текст, а ребенок стучит палочками с разной скоростью и интенсивностью в зависимости от текстового содержания:
Палочки отправились на прогулку, они спускаются по ступенькам [дети медленно и равномерно стучат]. Палочки вышли во двор, порадовались хорошей погоде, побежали [движения палочками учащаются]. Они решили попрыгать через скакалку [высокие взмахи палочками и интенсивные стуки]. Тут солнышко закрыла хмурая туча, начался дождь. Он усилился [быстрые удары палочками по ксилофону]. Палочкам пришлось вернуться домой [быстрые, но равномерные движения].
Что этим делают?
Ведущий называет инструмент, а игроки говорят, что им положено делать:
- метлой – мести;
- лопатой – копать;
- паяльником – припаивать;
- пилой – пилить;
- ножницами – отрезать;
- кистью – красить;
- лейкой – поливать;
- дрелью – сверлить;
- граблями – сгребать;
- секатором – стричь;
- молотком – забивать;
- иглой – шить;
- щеткой – чистить;
- малярным валиком – окрашивать;
- косой – косить;
- топором – рубить.
Работаем в саду
Педагог зачитывает воспитанникам рассказ, пропуская некоторые глаголы. А дети должны вставить в текст подходящие пропущенные слова:
Сегодня мы с семьей работаем в саду. Папа пришел с пилой. Он […] сухие ветви дерева. Мама взяла кисть и банку с краской. Она […] калитку. Дедушка вышел с косой. Он […] высокую траву. Бабушка взяла семена, чтобы […] их на грядки. А мы со страшим братом принесли доски, гвозди и молоток, чтобы […] скворечник. Наша семья хорошо поработала в саду, теперь там чистота и красота.