Картотека музыкально-дидактических игр. Младшая группа


Ход игры:

Взрослый начинает сказку:

«Стоит в поле терёмок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, кто-то к домику бежит?

Вот по полю, кто-то к домику спешит?».

Дети слушают музыку и определяют по звучанию какому персонажу сказки

она подходит. Ребенок правильно угадавший, чья музыка звучит,

выходит к игровому полю и вставляет в прорезь перед домиком соответствующую фигуру героя сказки.

2. Развитие динамического слуха

2.1. «Тихие и звонкие звоночки»

Цель: развивать динамический слух.

Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Дидактическая игра «Тихо-громко»

Цель занятия – обучение способности менять громкость голоса, закрепление правильного проговаривания звуков.

Играют дети младшей группы детского сада. Воспитателю необходимо подготовить разноразмерные пары игрушек: большие и маленькие – барабаны, погремушки, машинки, колокольчики.

Педагог берет пару предметов, объясняет воспитанникам: «Большая машина сигналит громко «БИ-БИ», а маленькая – тихо «би-би». Участники повторяют за воспитателем звуки машин. Далее педагог, спрятав машинки, дает задание: «Когда увидите большую машину, бибикайте громко, когда маленькую – тихо».

Когда дети, увидев игрушку, начнут произносить звук, следите, чтобы их голос не превращался в шепот.

Аналогично проводятся занятия с другими игрушками.

Игра «Тишина и шум»

Играть можно и в детском саду, и дома. Занятие предназначено для коррекции поведения. Оно помогает сделать ребенка организованным, дисциплинированным, также развивает слуховое восприятие и концентрацию внимания.

Когда родитель говорит тихо, малыш должен двигаться на цыпочках, не шумя. А когда громко, то можно шуметь, носиться, кричать. Важно объяснить, что ориентироваться в своих действиях нужно не на слова, а на силу голоса. Если родитель приказывает шуметь, но говорит негромко, то малыш должен вести себя спокойно.

Сложность повышайте постепенно. Сначала давайте указания, соответствующие громкости. Например: «Походи на цыпочках» тихим голосом или «Попрыгай» громким. Далее усложните занятие, давайте задания, не соответствующие громкости. Например: «Хлопай в ладоши» тихо или «Походи на цыпочках» громко. Чтобы еще больше усложнить игру, начните менять задания и громкость внезапно.

Игра «Звоночки»

Играют детсадовцы средней группы. Для занятия необходимо подготовить коробку с погремушками.

Цель музыкально-дидактической игры «Тихие и громкие звоночки» – развитие музыкального слуха, восприятия звуков разной высоты.

Задачи:

  • обучение умению различать тихо и громко звучащую музыку;
  • обучение навыку тихой и громкой игры на музыкальных инструментах;
  • развитие концентрации внимания;
  • воспитание интереса к музыке и музыкальным инструментам;
  • обучение навыку коллективной работы.

Воспитанники рассматривают погремушки. Правило музыкально-дидактической игры «Громко-тихо»: когда воспитатель исполняет музыку тихо, так же должны играть и дети. Когда педагог начинает играть громко, тогда дети должны сильнее греметь погремушками.

Воспитатель начинает исполнять музыку, воспитанники гремят игрушками в такт в соответствии с силой звучания. Дальше педагог усложняет задачу: начинает петь, а участники по силе его голоса должны определить, как им трясти погремушками.

Дидактические игры по музыкальному развитию в младшем возрасте

Воспитатель (рассаживает детей на стульчики и садится напротив них). Давайте поиграем сегодня так, будто мы хозяева и ждем гостей, которые будут показывать нам что-то веселое, забавное и интересное. Сегодня к нам придут два Петрушки, две куколки и два зайчика. Все вы по очереди будете сначала гостями, а потом хозяевами.

Воспитатель показывает детям приготовленные атрибуты: колпачки для Петрушек, ушки для зайчиков, юбочки для куколок.

– Петрушки будут бегать и смешить детей, куколки – танцевать, а зайчики – прыгать. Гости будут приходить по очереди, а хозяевам нужно самим догадаться, кто собирается прийти, и позвать его. А теперь слушайте и запоминайте, как хозяева будут узнавать, какой гость сейчас появится. Если вы услышите вот такой красивый, протяжный звук (дудит), знайте, что сейчас появятся Петрушки. Какой это звук, протяжный или прерывистый? (Ответы детей.) Если вы услышите вот такую музыку (мелодия на металлофоне), значит, к нам идут куколки. Под эту музыку они будут плясать. Какие это звуки, протяжные или, как у барабана, отрывистые? (Ответы детей.) Ну а если зазвучит такой звук (бубен), значит, к нам прискакали зайки. Они любят прыгать под такие отрывистые звуки. (Повторяет сигналы.) Как только прозвучит сигнал, нужно всем дружно позвать гостей и пригласить их войти. Если вы отгадаете загадку, гости войдут и покажут, что умеют делать. Мы будем дружно им аплодировать и приглашать сесть. По очереди хозяева будут встречать всех гостей.

Воспитателю нужно выбрать по два ребенка на роль каждого гостя и помочь им надеть соответствующие атрибуты. Он напоминает детям, что все они смогут быть гостями. Гости выходят в смежную комнату, чтобы через приоткрытую дверь они могли слышать и видеть, что происходит в группе. Самое главное, чтобы им были слышны сигналы.

Воспитатель подходит к столу с игрушками, загораживает их ширмой, чтобы они не были видны ни гостям, ни хозяевам, и подает первый сигнал. Он предлагает хозяевам назвать гостей и позвать их. Услышав приглашение, гости приходят, кланяются и исполняют свой номер. Далее подается сигнал для следующей пары гостей, и хозяева их встречают. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сыграют гостей.

По правилам игры хозяева должны угадать, кто из гостей сейчас придет, вежливо встретить их и поаплодировать им после выступления. На роль гостей выбираются только те дети, кто был гостеприимным хозяином. Каждый гость может сам придумать, что показать хозяевам, но он должен об этом заранее договориться с воспитателем. Лучший гость тот, кто придумал что-нибудь необычное и не нарушил правил игры.

1. «Чудесный мешочек»

Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры: Участвуют вся группа. «Дети, — говорит воспитатель, — к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» — русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

2. «Подумай и отгадай»

Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на которых изображены: медведь, зайчик, птичка.

Ход игры: Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведи» В.Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

3. «Птицы и птенчики»

Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4большие птицы, 3-4 птенчика).

Ход игры: Участвуют подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

4. «Курица и цыплята»

Игровой материал: Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу говорит:

«В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша , позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша », играет на металлофоне ре второй октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

5. «Угадай-ка»

Игровой материал: 4-6 больших карточек- каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй – гусенок (утка- утенок, кошка- котенок, корова-теленок и т.д)

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей (4-6)за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы), дети закрывают фишкой картину с гусенком.

6. «В лесу»

Игровой материал: На планшете изображен лес; 2-3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (Дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка девочки ставится рядом с лесом.

Ход игры: «Дети, посмотрите. Какой красивый лес, -говорит воспитатель. – Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек). Ира проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

7. «Нам игрушки принесли»

Игровой материал: Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоток; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

8. «Колпачки»

Игровой материал: Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры: Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок. Игра проводится в свободное от занятий время.

9. «Наш оркестр»

Игровой материал: Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка. Ход игры: Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям(предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы.

10. «Что делают дети?»

Игровой материал: Карточки (По числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки. Ход игры: Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи) «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В.Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

Приёмы проведения музыкально-дидактических игр с детьми 1,5–4 лет

Как в работе с любым другим материалом, для проведения музыкально-дидактических игр педагог использует 3 группы приёмов.

Словесные приёмы

Формирование речевых навыков в 1,5–4 года является приоритетным направлением развития малышей. Если в первой младшей группе дети только начинают изъясняться отдельными словами и простыми предложениями, то во второй навыки существенно обогащаются, ребята активно осваивают грамматический строй речи. В работе и с одной, и с другой возрастной категорией воспитанников важно обеспечивать малышам возможность слышать звучащую речь для формирования собственного речевого образа.

Это интересно. Игры с музыкой позволяют обогатить тембровые, динамические характеристики речи малышей.

Объяснение, беседа

Эти приёмы используются на двух уровнях: во-первых, для знакомства с персонажами игры, во-вторых, для разъяснения игровых правил. Кроме того, педагог рассказывает о музыке, которая игру сопровождает. При этом рассказ строится на основе беседы: педагог указывает название произведения, а затем задаёт малышам вопросы репродуктивного характера относительно темпа, настроения мелодии («Это быстрая или медленная музыка?», «Мелодия грустная или весёлая?»).

Объяснение может вестись от лица персонажа игры, то есть игрушки

Загадки и стихотворения

Любой вид деятельности требует мотивации малышей. Тем более если речь идёт о младших дошкольниках, которые ещё не владеют способностью концентрировать своё внимание по требованию педагога. Одним из лучших приёмов мотивировать детей на работу и не растягивать этот процесс надолго являются загадки и стихотворения. Поскольку сюжеты большинства игр связаны с животными, то и материал подбирается по теме.

Так, перед проведением игры «Кто в домике живёт», в которой каждому жителю домика соответствует тот или иной инструмент, своим воспитанникам я предлагаю такие загадки о героях забавы:

  • Он всю зиму долго спал, Лапу правую сосал, А проснулся — стал реветь. Этот зверь лесной … (Медведь).
  • Что такое перед нами? Чудо с длинными ушами По дорожке прыг да скок, Словно мяконький клубок. Кто же это? Отгадай-ка! Ну, конечно, это … (Зайка).
  • Важная походка, Красная бородка, Шпоры, алый гребешок, Это Петя … (Петушок).

Это интересно. В работе с младшими дошкольниками загадки лучше подбирать с договорками, чтобы детям было проще ориентироваться, подбирая ответ по рифме.

Стихотворения также подбираются по сюжету, они не должны быть слишком длинными, иначе дети рассредоточатся, и настроить их на работу будет сложно.

В личной практике я вводила стихотворения перед играми, в которых задействованы музыкальные инструменты. Особенно детям нравятся рифмовки с имитацией звуков:

  • Барабаню в барабан, Бам-бам-бам да бам-бам-бам. Очень громко, знаю сам, Бам-бам-бам да бам-бам-бам, Барабанит барабан, Бам-бам-бам да бам-бам-бам.
  • Ду-ду, ду-ду-ду, Дую я в свою трубу. Быть я трубачом смогу, Ду-ду, ду-ду-ду.
  • Три струны всего, трям-трям. Инструмент известен нам. Балалайку я возьму, Плясовую заведу.
  • Брынь да брынь, гитару взял, Как играть на ней, не знал. Папа пусть меня научит — Буду гитаристом лучшим.

Стихотворения с имитацией звуков помогают ребятам запомнить звучание инструментов

Короткие сказки

Истории и рассказы по теме игры отлично иллюстрируют игру. В своей практике я использую такие придуманные на ходу сказки для объединения героев игры с теми игровыми действиями, которые предполагаются условиями. Например, для игры «Лесной оркестр», в которой малыши определяют животное по звуку музыкального инструмента, история может быть такой: «Жил-был Зайка. Очень нравилось ему, как птички поют, но когда пытался повторить их мелодии, получались какие-то непонятные звуки. И тогда мудрая Сова посоветовала Зайке пойти на базар и купить дудочку. Так он и сделал. Стал играть, и лесные звери тоже захотели научиться играть на музыкальных инструментах. Пошёл Медведь на базар и купил барабан, Волк на следующий день взял себе бубен, а Лиса научилась играть на пианино. И получился настоящий лесной оркестр».

Прочтите также: Читаем художественную литературу с детьми в подготовительной группе детского сада

Наглядные приёмы

Как уже отмечалось, наглядность — непременный атрибут любого вида активности дошкольников.

Печатные материалы и картинки

Для музыкальных дидактических игр это:

  • изображения музыкальных инструментов,
  • буклеты (раскладные книжечки, в которых собраны картинки с персонажами игр),
  • рисунки или раскраски по сюжетам игр,
  • пазлы, лото с изображениями музыкальных инструментов.

Лэпбуки

Для детей второй младшей группы, у которых уже имеются какие-то представления о музыке, актуальным наглядным приёмом является лэпбук — самодельная папка с материалами игр на конкретную тему, например, «Новогодние праздники», «Весна пришла» и др. Такие материалы дети рассматривают, обсуждают вместе с педагогом.

В лэпбуке могут храниться материалы для некоторых музыкально-дидактических игр

Демонстрация

Приём, предполагающий:

  • просмотр видео с показом игровых действий,
  • демонстрацию педагогом всех игровых движений (особенно если это игры подвижные),
  • показ презентаций о музыкальных инструментах.

Это интересно. Для детей младшего дошкольного возраста характерна подражательность в движениях, поэтому демонстрировать игровые действия можно и от лица любимых игрушек малышей, например, перчаточных кукол.

Интерактивные музыкально-дидактические игры

Одним из самых востребованных демонстрационных приёмов являются интерактивные музыкально-дидактические игры: мультипликационный ролик раскрывает суть игровых действий, подводит к сути задания.

Малыши с удовольствием смотрят игры на мультимедийном экране, быстрее включаясь в выполнение игровых действий

Видео: музыкально-дидактическая игра «Солнышко»

Реквизит

Безусловно, при проведении музыкально-дидактических игр на музицирование без инструментов не обойтись. Малыши должны иметь представление о зрительном образе того инструмента, который упоминается в игре. Наличие инструментов определяется материально-технической базой ДОУ, но, как правило, в детских садах есть:

  • пианино,
  • барабан,
  • бубен,
  • дудочка,
  • гитара,
  • ксилофон.

Эти инструменты позволяют малышам получить представления о разнообразии музыкальных звуков. Атрибуты для игр являются частью музыкального уголка предметно-развивающей среды в группе.

Это интересно. В музыкальной зоне также должны быть представлены портреты композиторов, чьи произведения дети на занятиях слушают (Чайковского, Кабалевского, Моцарта и др.).

Музыкальный уголок знакомит детей с разнообразием инструментов для музицирования

Практические приёмы

Обычно эти приёмы используются в качестве своего рода рефлексии после игры: дети рисуют персонажей, выполняют аппликации, поделки по теме. В первой младшей группе эта работа носит репродуктивный характер: ребята повторяют то, что демонстрирует педагог (клеят, раскрашивают, лепят). Во второй младшей группе воспитанники в большей степени проявляют творческую самостоятельность: уже не просто раскрашивают, а рисуют, не только приклеивают элементы аппликации, но и сами располагают их на основе и т. д.

В своей работе во второй младшей группе я предлагаю детям создать совместно с родителями проекты, знакомящие с музыкальными инструментами. Воспитанники выбирают любой инструмент, рисуют его или приклеивают фото, подбирают загадки, стихотворения, сказки о нём, а также находят интересные факты из истории.

Изготовление музыкальных инструментов детьми совместно с родителями является очень интересным практическим приёмом

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]