Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группекартотека (средняя группа) на тему


Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группекартотека (средняя группа) на тему

Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группе.

Карточка № 1.

«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 2.

«Чистые подоконники»

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 3.

«Помогаем няне»

Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка № 4.

«Дежурство по столовой»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 5.

«Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 6.

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 7.

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя)»

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 8.

«Ремонт книг»

Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 9.

«Чистые стульчики»

Цель: учить детей помогать поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 10.

«Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 11.

«Моем расчёски»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Конспект занятия «Организация дежурства в подготовительной группе»

Наташа Маралина

Конспект занятия «Организация дежурства в подготовительной группе»

Цель: продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол.

Образовательные области: «Труд»

, в интеграции с
«Познание»
,
«Безопасность»
,
«Коммуникация»
.

Задачи:

Воспитательные:

1) воспитывать положительное отношение к дежурству;

2) формировать у детей ответственность за порученное дело.

Развивающие:

1) развивать логику, память, мыслительные процессы;

2) развивать аккуратность, привычку к трудовому усилию.

Образовательные:

1) совершенствовать навыки выполнения последовательных трудовых действий в соответствии с заданием;

2) развивать умения оценивать результат свой работы.

Оборудование: Салфетницы с салфетками, хлебницы, салатницы, глубокие тарелки, мелкие тарелки, бокалы, вилки, ложки, чайные ложки для ягод из компота,подносы.

Предварительная работа: Беседа о сервировки стола, оформление уголка дежурства, знакомство детей с ним, разработка схемы-алгори. Д/и «Что с начала, что потом»

,

Воспитатель: Кто у нас сегодня дежурные по столовой?

Лера и Данила: Мы дежурные

Воспитатель: Очень хорошо. Ребята, к нам пришли гости посмотреть, как вы трудитесь. Они хотят убедиться, как хорошо у вас это получается и написать о вашем дежурстве заметку в нашу газету «Горошинки»

. Вы хотите, чтобы о вас написали заметку и родители прочитали ее?

Дежурные соглашаются.

Воспитатель: Тогда вам нужно постараться дежурить добросовестно, слаженно и доброжелательно по отношению друг к другу. Договорились?

Дежурные: Да

Воспитатель: Ребята, а как вы распределяете работу?

Данила : Мы договариваемся между собой.

Лера: Мы с Данилой решили, что я буду ставить салфетницы с салфетками и хлебницы. А Данила будет раскладывать ложки и вилки, а вместе мы будем стелить салфеточки, ставить бокалы, тарелки и салатницы.

Воспитатель: Лера, скажи, что такое сервировка стола?

Лера: Сервировка стола – это умение правильно, красиво и со вкусом накрыть стол.

Воспитатель: В какой последовательности накрываем стол?

Дети отвечают

Данила : Сначала нужно поставить салфетницы, хлебницы на каждый стол. Затем постелить салфеточки.

Лера: Потом поставить бокалы, салатницы, глубокие тарелки, ложки и вилки.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, для чего нужно дежурить?

Ответ дежурных: Чтобы помочь Марине Юрьевне. Нам нужно научиться помогать взрослым.

Воспитатель: Марина Юрьевна будет очень рада, если вы ей поможете.

Марина Юрьевна высказывает слова благодарности: «Да, с помощью дежурных работать легче»

.

Воспитатель: Пожалуйста, дежурные, приступайте к своим обязанностям. (Дежурные моют руки, надевают фартуки, головные уборы)

.

Воспитатель наблюдает за трудовыми действиями детей. Дети раскладывают столовые приборы.

Воспитатель проводит беседу с дежурными.

Воспитатель: Кто скажет, для чего предназначена тарелка?

Данила: В тарелки накладывают еду. Из них мы едим.

Лера: Хлебницы предназначены для хлеба. В глубокие тарелки наливают суп, щи, свекольник, рассольник. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд.

Воспитатель: А что к ним относится?

Лера: Ко вторым блюдам относятся мясо, рыба, сосиски, котлеты;разные гарниры: рис, овощи, макароны, картофель.

Воспитатель: А для чего нужны бокалы?

Данила: В бокалы наливают чай,молоко, компот, кисель.

Воспитатель: С какой стороны раскладывают ложки,ножи, вилки?

Данила: Ложки, ножи раскладывают с правой стороны, вилки – с левой.

Приходит няня с пищеблока. Дежурные помогают Марине Юрьевне раздать хлеб- положить его в хлебницы.

По окончании подготовки к обеду дежурные садятся за стол обедать.

В это время заходят дети с прогулки: они раздеваются, идут мыть руки и садятся за столы.

Воспитатель: Дети, приятного аппетита. (Во время приёма пищи воспитатель хвалит еду, спрашивает из чего сварили 1-е блюдо,напоминает пословицы, поговорки про пищу «Щи да каша-пища наша и т д.»

, загадки, если дети плохо едят, то можно включить соревновательный момент).

Дежурные пообедав, берут подносы и уносят со своего стола посуду.

Дети едят первое.

Воспитатель: Дети, напоминаю, остатки супа доедаем, наклонив тарелку от себя. Когда дети съедают первое, дежурные уносят тарелки на подносах в моечную, а там помощник воспитателя забрав пустую тарелку, ставит на разнос второе. Пообедав, дети благодарят и уносят салфеточку и личную салфетку, которой вытирали рот. Идут полоскать рот. Остальную посуду убирают дежурные. Тарелки уносят на подносах; бокалы, салфетницы с салфетками в руках.

Воспитатель: А теперь дежурные,что будете делать?

Лера: Сначала сметем все крошки со столов, а потом протрём тряпочкой столы.

Итог:

Воспитатель: Дежурные наши молодцы, очень постарались. Со своими обязанностями справились, умело распределили работу.

Лера и Данила дежурили быстро, аккуратно. Спасибо вам за дежурство. Как приятно было детям сесть за такой красивый, правильно накрытый стол.Недаром говорят: «Дело мастера боится!»

.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».

Цель: формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Задачи:

  1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
  2. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
  3. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
  4. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
  5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.

Методы и приемы: беседа, объяснение, вопросы проблемного характера, разъяснение, художественное слово, опора на знания детей, практическая работа, сюрпризный момент.

Место проведения: группа.

Материалы и оборудование: губки, фартуки, чистая вода, подносы, клеенки, тазы, столы; наборы посуды, игрушки, муляжи фруктов; мультимедийное оборудование (телевизор).

Предварительная работа: беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, чтение стихотворений и сказок, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры.

Прогнозируемый результат: в результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам, а вы улыбайтесь своему соседу.

— Ребята, сегодня я вам предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма, о том, как важно поддерживать чистоту и порядок! (просмотр фрагмента мультфильма).

— А вы знаете, как называется этот мультфильм? (ответы детей)

— Правильно! Ребята, а кто написал эту сказку? (ответы детей)

Воспитатель: Это кто у нас тут плачет? Что случилось?

(Входит бабушка Федора)

Воспитатель: Здравствуй, Федора!!!

Федора: Здравствуйте! (обращается к воспитателям) Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему Федора плачет?

Дети: Да, от нее посуда ушла, потому что она посуду не мыла, свои вещи не стирала и не прибирала, ленилась.

Воспитатель: Дети, а разве хорошо быть ленивым?

Дети: нет

Федора: Не любила я трудиться: мыть посуду и полы, прибирать свои все вещи. Вот теперь беда случилась…

Ребята, я не знаю, как мне быть?

Как все вещи воротить?

Помогите, научите

И к порядку приучите.

Воспитатель: Дети, давайте научим Федору, наводить чистоту и порядок в доме, а заодно сами потрудимся и группу приведем в порядок. Но сначала давайте вспомним последовательность действий и сразу же уточним, для чего мы это делаем:

— фартук… Ответы детей (чтобы во время работы не замочить одежду)

(воспитатель предлагает подарить Федоре фартук)

— столы накрываем клеёнками… Ответы детей (чтобы не замочить столы, если вода нечаянно прольётся на стол).

— на одном столе у нас лежит полотенце… Ответы детей (на него будем складывать вымытые игрушки.)

— в одном тазу будем мыть игрушки с мылом, а в другом… Ответы детей (ополаскивать их.)

— мыльница нужна для того… Ответы детей (мыльница нужна, чтобы не запачкать стол мылом.)

— тряпочками… Ответы детей (будем вытирать пыль на полках, мебели, мыть игрушки.)

Воспитатель: Ребята перед работой давайте разомнем и поиграем.

Физкуль.

Маме дружно помогаем: сами в тазике стираем (наклоны вперёд)

И рубашки, и носочки для сыночка и для дочки (движения, имитирующие стирку, полоскание)

Через двор растянем ловко, для одежды три верёвки (потягивание — руки в стороны)

Светит солнышко-ромашка, скоро высохнут рубашки (потягивания — руки вверх)

Воспитатель: Но прежде, чем начать трудиться, давайте вместе вспомним правила безопасного обращения с предметами труда.

Правила:

  • хорошо отжимать тряпочку
  • не лить воду на пол, потому что можно поскользнуться и упасть
  • нельзя толкаться, мешать друг другу в работе
  • прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое
  • делай все аккуратно, не торопясь
  • не оставляй работу незаконченной

— если окончил дело раньше, помоги другим.

Воспитатель: Теперь я вам предлагаю выбрать по одной фишке (красная, желтая, зеленая). У кого красные фишки, те ребята моют посуду. Ребята, у кого зеленые фишки – моют овощи и фрукты, а у кого желтые фишки, те ребята, протирают пыль.

Дети идут к рабочим местам, помогая друг другу, разбирают оборудование.

В процессе труда воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду, оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: Молодцы, какие замечательные и трудолюбивые дети, а теперь не забудем навести порядок на своем рабочем столе.

(Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики)

Воспитатель: «Сделал дело — гуляй смело» Можем мы смело гулять? А почему? (Ответы детей…)

3. Заключительная часть. Анализ трудовой деятельности в подгруппах

— Как вы думаете, теперь бабушка Федора научилась ухаживать за своими вещами, мыть посуду и поддерживать порядок в доме? Ответы детей.

— Всё вы успели сделать?

— Дружно ли вы работали?

— Довели ли начатое дело до конца?

— Изменилось ли ваше настроение?

— Почему?

— Это потому что вы любите трудиться! А труд приносит радость. В совместном труде рождается дружба.

— А сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один фрагмент мультфильма!

Воспитатель: Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в группе, ведь чистота – залог здоровья. А самое главное – мы научили Федору трудиться!

Федора: Спасибо вам за то, что научили меня наводить порядок в группе. Я теперь тоже всегда буду трудиться, это так интересно! Я буду поддерживать чистоту и порядок в своем доме.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я свой дом

В чистоте весь содержать!

Федора: До свидание, ребята!

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, молодцы! Я хочу вас поблагодарить и вручить каждому медаль за добросовестный труд!

Следующая >

Применение трудовых поручений в организации труда дошкольника

Определение 1
Трудовое поручение – это форма организации трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста, представленная в виде конкретного задания, которое ребенку необходимо выполнить самому или при взаимодействии с другими детьми.

Трудовые поручения выступают в виде требований, обязывающих ребенка выполнить какое-то задание трудового характера. Поручения помогают в решении различных воспитательных задач. Они ориентированы на развитие трудовой деятельности ребенка, а также воспитание нравственных, эстетических, физических и интеллектуальных свойств подрастающей личности.

Трудовая деятельность имеет важное значение в воспитании ребенка дошкольного возраста. Она способствует гармоничному и всестороннему развитию личности, на что в настоящее время ориентирована система образования. Кроме того, трудовая деятельность помогает в раскрытии творческого потенциала личности и развивает ее умственные способности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

Трудовое воспитание развивает у ребенка уважение к труду, активизирует его стремление заниматься трудовой деятельностью, трудиться на благо общества. Ребенок должен с детства осознать значимость труда для себя, своих близких и общества в целом.

Трудовая деятельность ребенка дошкольного возраста реализуется в трех основных формах:

  1. Трудовые поручения.
  2. Дежурства.
  3. Трудовая деятельность в детском коллективе.

Трудовые поручения являются самой простой формой организации трудовой деятельности дошкольника. Их начинают давать детям с полутора годовалого – двухлетнего возраста. В это время, поручения являются индивидуальными и рассчитаны на быстрое выполнение. Длительные поручения, требующие приложения большого количества усилий умственного и физического характера нецелесообразны в этот период развития. Далее, по мере развития ребенка, трудовые поручения усложняются, приобретая более длительный характер.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Поручение как форма организации бытового труда в среднем дошкольном возрасте 420 ₽ Реферат Поручение как форма организации бытового труда в среднем дошкольном возрасте 240 ₽ Контрольная работа Поручение как форма организации бытового труда в среднем дошкольном возрасте 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

При нахождении ребенка в дошкольном образовательном заведении, он сталкивается с большим разнообразием трудовых поручений. Это позволяет развить у ребенка интерес к трудовой деятельности, увлекает его и позволяет развиваться в трудовом направлении деятельности.

Трудовые поручения выполняют воспитательную и развивающую функции. Они успешно реализуются при оптимальном руководстве педагога трудовой деятельностью дошкольников.

Организация трудовых поручений может иметь индивидуальный и коллективный характер. Коллективные трудовые поручения воспитывают чувство коллективизма, помогают детям строить социальные взаимоотношения и взаимодействие, воспитывают трудолюбие и ответственность. Коллективные поручения хороши тем, что они помогают ребенку осознать значимость выполнения своего поручения и несение за него ответственности. Ведь, если ребенок не выполнит свою часть задания, то поручение не будет выполнено и пострадает весь коллектив.

Трудовые поручения должны даваться детям регулярно, только в этом случае от них будет эффект в трудовом воспитании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]