ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
1. Актуальность проекта
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И. Кант
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен, тем что группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Поэтому важность проблемы вызвала необходимость разработать комплекс мероприятия по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, с участием родителей и детей средней группы компенсирующей направленности.
2. Участники проекта
Дети средней группы компенсирующей направленности, и их родители.
Учитель – логопед: Ферд Надежда Анатольевна
Воспитатели группы: Баранова Юлия Владимировна, Баранникова Татьяна Юрьевна
3. Тип проекта: творчески – игровой
4. Вид проекта: средней продолжительности
5. Сроки реализации: ноябрь 2013 года – май 2014 года
6. Теоретические основы проекта
Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.
В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.
Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.
Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма.
Таким образом изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Нормы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
От 3 до 4 лет:
- держит карандаш пальцами
- собирает и строит из 9 кубиков
- берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев
- повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца
От 4 до 5 лет:
- рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии
- раскрашивает простые формы
- копирует заглавные печатные буквы
- рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2–3 части тела)
- складывает бумагу более чем 1 раз
- нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку; — — — определяет предметы в мешке на ощупь
- лепит из пластилина, шнурует ботинки.
От 5 до 6 лет
- копирует сложные рисунки, буквы (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет)
От 6 до 7 лет
- полностью владеет мелкой моторикой
- может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетание кос, штопка).
7. Цель и задачи проекта
Цель проекта: совершенствовать систему работы по развитию мелкой моторики как средства развития речи у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Изучить теоретические аспекты по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средства совершенствование речи. Проанализировать и собрать информацию из различных источников.
- Разработать перспективное планирования по проекту.
- Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики как средства развития речи, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
- Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическими стендами.
- Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
- Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
- Пополнить предметно-развивающей среду пособиями, тренажёрами для развития мелкой моторики.
- Привлечь родителей к совместной работе по изготовлению сенсорной книжки, как средства развития мелкой моторики и речи у детей средней группы компенсирующей направленности.
- Ожидаемые результаты
- Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики.
- Родители активно включены в коррекционно – развивающий процесс по развитию мелкой моторики, как средства совершенствования речи.
- Родители самостоятельно используют наглядный материал для создания совместной сенсорной книги.
9. Эффективность данных результатов
10. Возможные риски
- Некачественное использование наглядного материала для создания страниц сенсорной книги.
- Трудности взаимодействия с родителями.
11. Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система по созданию сенсорной книги для развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам развития ручной моторики и потребности в использовании теоретического материала – могут быть реализованы педагогами, учителями – логопедами и заинтересованными родителями.
12. Описание проекта
Этапы реализация проекта
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, установить контакт с её членами. (Приложение 1)
- Определить педагогами тему, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.
- Подготовить наглядный материал для работы с детьми и родителями.
- Собрать и изучить информацию (поиск информации в Интернет, и других источниках).
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
- Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
- Провести мастер – класс «сенсорная книга» для родителей по изготовлению пособий, тренажёров в домашних условиях по теме проекта. (Приложение 2)
- Провести индивидуальные консультации (по необходимости).
- Пополнить информационно-методические стенды теоретическими материалами. (Приложение 3)
- Провести круглый стол с родителями, с целью утверждения названия и оформления сенсорной книжки для развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 4)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы педагогов с родителями по вопросам развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 5)
- Презентация сенсорной книги. (Приложение 6)
- Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов.
- Разместить фотоматериалы проектной деятельности на сайте ДОУ.
- Перспективный план реализации проекта
Заключение
В заключении можно сказать следующее: преодолевать неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки, специфические особенности двигательной сферы необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду группы разновозрастные, поэтому игры по развитию мелкой моторики проводятся со всеми детьми от 3 до 6 лет. Ежедневно мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шнуровками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Следующая > |
Рабочая программа «Умелые ручки»
М. М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор- физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.
С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Согласно наблюдениям Кольцовой, дети, совершающие многочисленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять множество бытовых и учебных действий.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, а затем и клавиатурой компьютера, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи: косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка; готовим к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Цель программы:
Развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.
Задачи:
Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику, ловкость рук, координацию движений.
Развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу и синтезу, тренировать логику.
Формировать общие речевые навыки детей, обогащать словарный запас.
Способствовать развитию предметной деятельности, развитию тактильной чувствительности; развивать глазомер, зрительное внимание.
Развивать художественный вкус, конструкторские навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур.
Развивать творческие способности.
Воспитывать доброту и инициативу; воспитывать усидчивость и терпение.
Программа
предполагает проведение одного занятия в неделю.
Продолжительность зависит от возрастной группы.
Средняя группа – 20 мин.
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценить собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень их развития.