Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.

Гендерное воспитание: что это?

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция гендерной схемы Сандры Бэм. Формирование полового самосознания у детей разного возраста. 2. Характеристики феминных, маскулинных, андрогинных, недифференцированных детей, особенности их поведения. 3. Психологические портреты «адекватных» и «амбивалентных» детей. 4. Гендерные характеристики представителей среднего возраста с позиций переживания конфликтов.

Практические задания. 1. Подберите собственные житейские или литературные иллюстрации к рассмотренным в данном разделе типам поведения детей. 2. Понаблюдайте за играми детей разного пола. Каков характер игр у детей разных гендеров, какие роли они в них выбирают?

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе

Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях, то мы должны понять его во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

Когда мы говорим о мальчиках или девочках, мы — хотим этого или нет — постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают многих исследователей (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. А. Репина, Т. Доронова и др.). Интерес этот обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребенка, т. к. это биосоциокультурные характеристики. Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей.

Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в детском саду является современной и очень актуальной задачей.

Актуальность её заключается в том, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С. А. Марутян, Т. А. Репина) приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов.[2, с.4]

Важность этого вопроса обусловлена еще и тем, что дошкольное учреждение, как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, что в свою очередь не способствует проявлению индивидуальности воспитанников.

Кроме того, одной из проблем воспитания детей в ДОУ является преимущественно женское влияние на формирование гендерной идентичности детей разного пола. Стратегия, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек.[2, с.11]

Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между:

— объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОУ.

— необходимостью гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической, практической, дидактической, методологической разработанностью условий гендерного воспитания дошкольников.

Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы концепции «Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе».

При разработке этой темы я исходила из предположения о том, что эффективность процесса гендерного воспитания, возможно, будет обеспечиваться комплексом следующих педагогических условий:

1. Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков.

2. Создание ситуаций выполнения гендерных ролей дошкольниками.

3. Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное саморазвитие детей.

4. Учет воспитывающими взрослыми гендерных особенностей детей в педагогическом процессе.

По этой проблеме мною были изучены научно-методические пособия В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман «Мальчики и девочки: два разных мира», А. М. Щетининой и О. И. Ивановой «Полоролевое развитие детей 5–7 лет», Т.Дороновой «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду», Н. А. Баранниковой «О мальчиках и девочках, а также их родителях», статьи в журнале «Дошкольное воспитание» № 6, 2009г. Н.Татаринцевой «О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент», № 4,2008г. О.Нагель «О гендерном образовании дошкольников», статьи в журнале «Детский сад от А до Я«№ 1 2006г. и другие.

В изученной литературе понятие «гендер» интерпретируется, как социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Выше перечисленные авторы рассматривают идеи гендерного воспитания с разных позиций, а именно:

а) с позиции особенностей функциональной организации мозга (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман);

б) с позиции межгруппового взаимодействия детей (А. М. Щетинина, О. И. Иванова);

в) с позиции полоролевого воспитания и социализации детей (А. М. Щетинина, О. И. Иванова).

Все они не противоречат друг другу, так как одно и то же явление рассматривается в ракурсе психологии, нейрофизиологии, педагогики и социологии. Но все же ученые разграничивают понятия гендерного и полоролевого воспитания. В чем их отличие? Гендерный подход в отличие полоролевого не является жестко регламентирующим схему поведения и взаимодействия с людьми, главное в нем — учет интересов личности и смягчение различий между полами.

Основное влияние на становление моей авторской идеи сыграли исследования Т. П. Хризман и В. Д. Еремеевой. Авторы выдвинули гипотезу о том, что ведущую роль в развитии механизмов социализации половых ролей играют высшие системы мозга, имеющие разную морфофункциональную организацию и обеспечивающие склонность к развитию у ребенка под влиянием воспитания своих поведенческих схем.

Проблематика гендерных различий является интересной областью для изучения. В психологической литературе накоплена информация о возрастных особенностях, обучаемости, преимущественных способах умственной деятельности, особенностях поведения, общения, выбора социальных ролей, потенциала развития детей разных полов.

Так, мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют свою агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи, имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. Интересные результаты получены учеными в ходе исследования социально-психологических особенностей полов.

Поскольку существуют объективные половые различия, то и подходы к воспитанию детей разного пола должны быть различными.

В настоящее время я работаю с детьми четвертого года жизни. Вопрос гендерного воспитания детей встал для меня очень остро в связи с тем, что в составе моей группы преобладают мальчики. У меня возникало много трудностей в организации детей в разных видах деятельности и в общении с ними.

В научно-популярной литературе при характеристике младшего дошкольного возраста существует несколько образных определений, отражающих специфические особенности детей трех-четырех лет. Так, например, одни ученые называют этот возраст «нежным».

Вместе с тем, именно в этом возрасте при общении с детьми начинают проявляться проблемы: дети не слушаются взрослых, не могут себя самостоятельно занять, не умеют выражать отрицательные эмоции в приемлемой для окружающих форме. В это время у детей все еще проявляется кризис трех лет, который характеризуется негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, обесцениванием взрослых и т. д.

Но самым главным является то, что к трем годам дети начинают отчетливо различать и признавать свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка. По мнению ученых гендерное самосознание ребенка этого возраста включает:

— Внешность.

— Имя.

— Образ «Я» (в настоящем и будущем).

— Установки (социума и свои).

— Роли (социума и свои).

В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети различают людей по полу, опираясь на внешние признаки. [2, с.18]

Многие специалисты полагают, что младшие дошкольники внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу, например, мальчики играют в машинки и не плачут, девочки играют куклами и любят наряжаться.[2, с.19]

Но представления детей 3–4 лет о собственной гендерной принадлежности еще не стойки. Например, если музыкальный руководитель приглашает выйти на танец девочек, то обязательно несколько мальчиков выйдут тоже.

Очевидно, что содержание гендерного сознания детей в возрасте 3–4 лет весьма ограничено, но является достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей задачи, связанные с формированием гендерной идентичности.

Эти задачи частично отражены в программе «Детство» в блоке социально-нравственного воспитания, а именно:

— Освоение детьми разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности; проявление вежливости и сопереживания во взаимоотношениях.

— Побуждение детей к самостоятельности, активности, проявлению доброты.

— Воспитание самостоятельности в самообслуживании.

— Содействие развертыванию детьми ролевого диалога и поведения в играх.

— Формирование представлений о людях, об особенностях их внешнего вида, половых различиях.

Как видно из этого перечня, задачи касаются в основном осознания внешних различий мальчиков и девочек и формирования нравственных норм поведения в общении, игре, бытовой деятельности.

В результате специальных исследований учеными было установлено, что в этом возрасте гендерная идентичность особенно интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности. [2, с.18]

Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому создание игровой среды и подбор игрового оборудования с учетом гендерных особенностей детей является важным условием реализации гендерного подхода в воспитании детей.

Организуя игровое пространство, я обращаю внимание:

а) на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

б) на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины — матери;

в) на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр — путешествий, в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

г) на наличие атрибутов, обозначающих ролевые позиции в игре.

Известно, что мальчики любят бегать во время игр, кричать, играть в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра помогает им разрядить скопившуюся энергию, то причин для порицания будет меньше. Просто я стараюсь создать соответствующие условия для игры, освободить как можно больше места в группе, при этом слежу, чтобы в игре не было проявления агрессии, учу игровым приемам и мирному разрешению конфликтов.

Для игр девочек требуется небольшое пространство. Организуя среду, я учитываю эту особенность. В группе подобрано много мелких игрушек, достаточное количество колясок, кукол и прочей атрибутики, создан уголок кухни.

Стратегии обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, как я уже выше сказала, чаще всего рассчитаны на девочек. Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому, общаясь с мальчиками, я руководствовалась лишь представлениями о том, что если это мальчики, то, следовательно, они является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются травмирующему воздействию.

Зная гендерные различия, можно сконструировать процесс взаимодействия, способствующий раскрытию потенциальных возможностей детей и их индивидуальных особенностей.

Таблица 1

Гендерные отличия мальчиков и девочек

Девочки Мальчики
· Первые отвечают на вопросы воспитателя, стараются, чтобы ответ был полным

· При ответе на вопрос воспитателя смотрят ему в глаза, ждут эмоциональную реакцию

· Не спешат с ответом на вопрос педагога, тщательно обдумывают, что ответить

· Речь развита хуже, чем у девочек, требуется больше времени, чтобы подобрать нужные слова

· Лучше развит слуховой канал · Плохо воспринимают объяснение на слух, нужно визуальное подкрепление
· Лучше развита мелкая моторика · Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года от кисти девочек
· Чувствительны к интонации, форме оценки, её публичности. Нравится, когда ими восхищаются в присутствии других людей, родителей · Значимо указание на то, что он добился результата (научился здороваться, чистить зубы). Тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности и, получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях
· Играют в тихие игры на семейно-бытовые темы · Любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии, а создает положительный эмоциональный фон

· Любят шумные игры

· Превосходят в вербальных способностях · Сильнее в визуально-пространственных способностях
· Развито слуховое восприятие · Развито зрительное восприятие
· Более внушаемы · Самооценка более устойчива
· Лучше справляются с простыми. Рутинными задачами · Выше математические способности
· Большое влияние наследственности · Большое влияние социальной среды
· Эмоциональны, обидчивы, самолюбивы · Эмоциональны, как девочки, но стремятся скрыть свои эмоции
· Опираясь на ближайшее зрение, девочки раскладывают перед собой свои богатства, им достаточно маленького пространства В играх проявляют инстинкт материнства · Опираются на дальнее зрение, бегают друг за другом, бросают предметы, стреляют в цель, используют все окружающее пространство. Если горизонтальной площади мало, то осваивают вертикальную (лезут на шкафы и т. д.)
· В рисовании используют яркие цвета, рисуют существительные, принцесс, цветы · В рисунках темные цвета, рисуют глаголы
· Самостоятельны в проявлении навыков самообслуживания · Проявляют беспомощность в простых житейских делах, в самообслуживании
· Интересен человек и его внутренний мир · Предпочитают точные науки, интересуют вопросы, выходящие за рамки окружающей действительности
· Девочки в играх объединятся в небольшие группы. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, разговоры доверительные · Игровые объединения большие
· Хорошо адаптируются в новой обстановке · Хуже адаптируются в новой обстановке, в школе
· Более приемлема взаимозависимость. Они обретают собственную индивидуальность в общении с другими. · Стремятся к независимости. Проявляют свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, от матери
· Лучше выполняют типовые задания, по шаблону. Тщательная проработка деталей на высоком уровне. Легче усваивают правила и алгоритмы, любят задания на повторение · Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Труднее выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность.
· После начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности · Пик работоспособности приходится на конец занятия

Проанализировав эти отличия, я разработала алгоритм взаимодействия с девочками и мальчиками, который позволит избежать многих ошибок в воспитании детей.

Таблица 2

Алгоритм взаимодействия воспитателя с детьми с учетом гендерных особенностей

Гендерные особенности детей Способы и приемы взаимодействия взрослого с детьми
Девочки
· Быстро схватывают новую информацию, но плохо соотносят с имеющимися знаниями · Материал выдавать медленно и размеренно, повторение типовых заданий
· Развито слуховое восприятие · Подбирать приемы с ориентацией на слуховой канал восприятия, наглядность не важна
· Чувствительны к интонации, к эмоциональным реакциям педагога, нравится, когда ими восхищаются · Речь педагога эмоционально окрашена, похвалить в присутствии других людей, родителей
· Выполняют задания лучше в смешанной по полу группе · Предлагать групповые формы деятельности, совместные игры, труд
· Игры рассчитаны на ближнее зрение, любят играть мелкими предметами · Сделать мини-уголки для игр, обсудить расстановку мебели в кукольном уголке
· Первыми отвечают на вопрос педагога, стараются, чтобы ответ был полным, смотрят в глаза педагога в ожидании эмоциональной оценки. · Смотреть девочке в глаза, дать оценку эмоционально окрашенную (молодец, умница и т. д.)
· Мелкая моторика развита лучше · Предлагать игры с мелкими предметами, рисование
· Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, смотрят на педагога · Предлагать в начале занятия более сложные задания
· Лучше выполняют шаблонную работу, типовые задачи. · Максимальные требования к аккуратности, тщательности, минимальные — к поиску и новаторству.
Мальчики
· Лучше выполняют работу в одиночку · Предлагать индивидуальные задания
· Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени · Можно ставить временные рамки для выполнения задания
· Лучше развито зрительное восприятие, плохо воспринимают объяснение на слух · Подбирать приемы с ориентацией на визуальный канал восприятия
· Мало реагируют на интонацию и модуляцию голоса. Пик напряжения в первые минуты, затем отключает слуховой канал и информация не доходит до его сознания · Говорить спокойно, нельзя долго ругать, нагнетая эмоции
· Любят осваивать все пространство, игры рассчитаны на дальнее зрение · Предоставить пространство для игр, игровое оборудование для лазания в горизонтальной и вертикальной плоскости
· Каждый хочет быть лидером · Создавать ситуации соревновательности, где каждый смог бы стать лидером, победителем
· Когда педагог спрашивает о чем-то, то не спешат с ответом, тщательно его обдумывают, в глаза не смотрят, могут ходить по группе · Не торопить с ответом, не требовать дословного пересказа, чтобы мальчик смотрел в глаза.
· Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года · Испытывает трудности в изодеятельности, самообслуживании
· Эмоциональны, как девочки, но скрывают свои эмоции · Позволить проявлять свои эмоции, свои чувства, не сдерживать (Мальчики не плачут)
· Важна оценка действий · Хвалить за какое-то дело (молодец, ты научился завязывать шнурки и т. д.)
· Пик работоспособности в конце занятия, долго раскачиваются, на педагога не смотрят · В начале занятия предлагать простые задания, с последующим усложнением, поискового характера.
· Лучше выполняют поисковую деятельность, могут предложить нестандартное решение, требования к качеству, тщательности, аккуратности её исполнения невелики · Предлагать выдвинуть идею, придумать что-то. Не давать готовых ответов

Учет гендерных особенностей детей позволяет мне создать положительный психологический климат во взаимодействии в системе ребенок-ребенок, ребенок-взрослый. Мальчики становятся более гармоничными, развивается их эмоциональная сфера. У детей сглаживаются проявления кризиса трех лет, развиваются умственные способности, социальные навыки.

Проведенная работа не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду её многоплановости. Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям:

— Особенности гендерного воспитания на разных этапах дошкольного детства.

— Особенности гендерного воспитания детей в разных видах деятельности.

Мальчики и девочки — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.

Литература:

1. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Метод.пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.

2. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 224 с.

3. Еремеева, В.Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.

4. Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста// Детский сад от А до Я № 1 2006.

5. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников //Дошкольное воспитание. — № 6 2009.

6. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации дошкольников//Детский сад от А до Я. — № 1 2006.

7. Татаринцева, Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент //Дошкольное воспитание.- № 4 2008.

8. Чекалина, А. А. Что такое гендер? //Детский сад от А до Я. — № 1 2006.

9. Щетинина А. М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5–7 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.

Семья – основа гендерного воспитания

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Вопросы для закрепления темы:

1) В каком возрасте происходит процесс полоидентификации? 2) Когда начинает формироваться гендерная идентичность? 3) Назовите этапы формирования гендерного самосознания? 4) В чем суть концепции гендерной схемы С.Бэм. 5) Какие типы полоролевого поведения выделены Л.Семеновой? Охарактеризуйте их. 6) Как были изучены гендерные характеристики младших школьников А.Чекалиной. 7) Что происходит с формированием гендерного самосознания в подростковом и юношеском возрасте. 8) Какие гендерные внутриличностные конфликты наблюдаются во «взрослой жизни»? 9) В чем суть «синдрома пустого гнезда».

Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям

  • Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
  • Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
  • Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
  • Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
  • Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
  • Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
  • Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
  • У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
  • Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.

Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям

  • Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
  • В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
  • Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
  • Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
  • Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
  • Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
  • Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
  • Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Педагог-психолог Данилова Татьяна Александровна

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Психологические особенности формирования гендерной культуры детей дошкольного возраста

Работу выполнила педагог-психолог Братцева Ирина Александровна МБОУ Школа №24 дошкольные группы

Содержание:

1. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

1. 1.Классификация гендерных типов

1. 2.Актуальность гендерного воспитания

  1. 3.Психолгические особенности развития мальчиков и девочек в различных видах деятельности
  2. Осуществление работы педагога — психолога в рамках гендерного воспитания
  3. 1. Методы и приемы в работе педагога-психолога:
  4. познавательно-развивающие этические беседы;
  5. проблемные ситуации;
  6. схемы – действия;
  7. игры – состязания;
  8. дидактические игры;
  9. тематические занятия (см. приложение 1; 2)
  10. 2. Работа с педагогами
  11. 3. Работа с родителями
  12. 4. Значение гендерного воспитания детей дошкольного возраста для развития полноценной личности.
  13. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.
  14. 1.Классификация гендерных типов

Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:

  • когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина).
  • эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).
  • поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

Маскулинность – выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

Феминность — приверженность к видам деятельности, связанным с коммуникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к поддерживанию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;

Андрогинность – проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

1. 2.Актуальность гендерного воспитания.

Актуальность и важность основ гендерных знаний в системе образования выражается в следующих документах:

Указания Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при Правительстве РФ от 22 января 2003 года.

Приказ Министерства образования от 17 октября 2003 «Об освещении гендерных вопросов в системе образования».

Приказ предусматривает введение в образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров, преподавателей и учителей специальных курсов по изучению основ гендерных знаний, гендерной политики, методов гендерного подхода в управлении образовательными процессами.

План мероприятий по реализации гендерной политики в сфере образования был предложен в Распоряжении Министерства образования РФ от 22. 04. 03 «О разработке мероприятий по реализации тендерной политики в системе образования на 2003 год» (Приложение 1 — 3).

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:

  • унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин
  • притупление чувства гендерной принадлежности
  • рост неадекватных форм поведения среди молодежи
  • рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психологические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание — комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:

1. 3.Психологические особенности развития мальчиков и девочек в различных видах деятельности

Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.

Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успокоить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.

Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих, речь появляется раньше. Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

Образовательный процесс.

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.

Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.

Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.

Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы). Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.

Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки — на колокольчиках и бубнах.

Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]