Приемы практического использования ИКТ в дошкольном образовании
Существует несколько приемов практического использования ИКТ в дошкольном образовании, они рассмотрены ниже.
Работа педагога с детьми по средствам ИТ-технологий
Использования на занятиях различных материалов иллюстративного характера
Для лучшего усвоения материала педагог может использовать доступные средства подачи информации с применением разнообразных ИТ-технологий. В это множество могут входить следующие:
- видео материалы;
- изображения;
- презентации;
- различные интерактивные средства подачи материала.
Использование презентаций
Существует большое количество сервисов для создания презентаций. Суть в том, что в данный момент создание хорошей презентации не требуется большое количество времени, а подобные презентации могут быть более информативными, нежели обычная лекция педагога. Также немаловажная справка: в презентации может быть не только звуковая подача информации, собственно в виде речи педагога, но и визуальная в виде текста. В презентацию имеется возможность включать всевозможные тематические изображения, которые могут помочь в восприятии материала.
Важно! В данное время сервисы по созданию презентаций дают возможности создания целых интерактивных проектов, с целью мини-игры с детьми, которая очень хорошо помогает в запоминании информации. Это не просто вываливание массы новой информации: этот способ наиболее сильно стимулирует детей к запоминанию информации.
Оформление тематических уголков и стендов в группе
Создание учебных стендов или уголков в ДОУ с использованием компонентов детской субкультуры также играет немаловажную роль в эффективном применении учебных материалов. Подобные стенды вызывают интерес у детей к получению новой информации, к познанию мира, ведь детский сад или другие дошкольные образовательные учреждения по своей сути помогают детям освоиться в обществе, раскрывать таланты чада.
Организация виртуальных тематических экскурсий в процессе занятий
Представление обучающей информации в виде виртуальных экскурсий может помогать усвоению различного исторического материала. Данный материал как правило нагружен датами и событиями, и далеко не всем детям интересен подобный материал, поданный в сухом виде. Создать эффект экскурсии помогают специальные фото и видео материалы. Самое главное не давать просто информацию, нужно подкреплять ее тематическим визуальным оформлением.
Техника нетрадиционного рисования для средней группы детского сада
Информационные технологии как средство быстрого визуального и звукового ознакомления детей с предметами, явлениями, понятиями по тематике занятий
Дело в том, что даже обычная презентация содержит в себе краткий текст в виде изображения. И существуют разные типы восприятия информации, например, презентация с рассказом содержимого в этой самой презентации дает два из трех типов восприятия: визуальный и слуховой. Это несомненно помогает в понимании предмета и конкретно темы урока. Все это могут дать различные достижения науки. То же самое видео можно считать более содержательным, так как педагог в своей лекции может упустить какие-либо важные нюансы, а сухое и информативное видео позволяет избежать этого.
Интерактивная игра
Также, в видеоклипах может быть применено больше различных способов для привлечения внимания детей, а это немаловажный фактор, так как в данный момент существует проблема дефицита внимания у детей. Также при использовании различных способов создания видео могут быть применены различные функции, направленные на увеличении рассказанного материала за меньшее количество времени, например, видео с каким-либо экспериментом, который может длится долго.
Важно! Сегодня интернет наполнен различным обучающим контентом, который находится в свободном доступе. Обычно авторы данного контента создают его именно для цели обучения детей.
Эффективные способы использования ИКТ в образовательном процессе
ИКТ оказывает помощь в стимулировании интереса детей к познанию новых материалов. В интернете сейчас имеется очень большое количество разнообразных образовательных материалов. По сути, ДОУ даже могут не создавать учебные материалы, а использовать существующие. Как правило, подобные сервисы имеют соответствие требованиям ФГОС, и создаются совместно с министерством образования или даже по заказу оного.
Воспитателям остается лишь наблюдать за правильным использованием ИТ-технологий, а также обучать детей использовать компьютер и интернет ресурсы.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании имеет ощутимые плюсы:
- Оно может дать детям стимул к познанию интернета, ведь в нем содержится огромное количество полезной информации. Главное — научить детей находить именно полезную информацию, и на это должны быть направлены различные обучающие программы.
- Поможет замотивировать детей к самообучению, ведь этот педагогический метод гораздо эффективнее, нежели обычное обучение, которое, словом, уже начинает устаревать, и общество очень быстро совершенствует его в силу различных достижений науки. Стимуляция подобного самообучения может помочь взять начальный уровень обучения в вузе, и дальнейшее поступление в него может быть более легким.
- Развивает коммуникативные навыки.
- Опыт использования информационных технологий доказывает, что они помогают в аттестации детей.
Как научить детей 5-6 лет рисованию
Важно! Профессии, связанные с информационными технологиями на данный момент развиваются, на большинстве производств происходит автоматизация труда, и люди, готовые использовать компьютерные технологии как средство для решение поставленных задач, очень нужны работодателям.
В связи с автоматизацией, требуется большое количество кадров для обработки данных. Поэтому важно, начиная с ДОУ, знакомить подрастающее поколение с компьютерными технологиями.
Создание современной образовательной среды в ДОУ
В силу технического прогресса различные ИТ-технологии с каждым годом становятся дешевле, поэтому оборудовать ДОУ не очень много стоит. ИТ-оборудование будет способствовать более быстрому обучению детей. Кроме того, информационные технологии могут помочь самому учреждению в организации различных мероприятий, да и организации курсовой работы самого учреждения в целом.
Интерактивные технологии в ДОУ
Создать образовательную среду можно при помощи различных образовательных программ. Существует большое количество государственных концептов, направленных на подключение образовательных учреждений к интернету.
Интерактивная доска
Области применения ИКТ для развития дошкольниковконсультация по теме
МДОУ «детский сад «Солнышко»
Области применения ИКТ для развития дошкольников
Подготовила: Наумова А.А.
Переславль-Залесский 2015г.
Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.
Й. Этвёш
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.
Так что же такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно- воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой работы с дошкольниками с использованием информационных технологий. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной работы с детьми на качественно новом уровне.
Педагог должен быть способен сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
В чем заключается необходимость информационных технологий в системе дошкольного образования?
• Значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
• Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
• Обеспечивают личностно-ориентированный подход.
• Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
• Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
• Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
• Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук.
• Важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Использование ИКТ на занятиях помогает детям: — ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, — овладеть практическими способами работы с информацией, — развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на занятиях усиливает: — положительную мотивацию обучения — активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на занятии позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: — Принцип равенства позиций — Принцип доверительности — Принцип обратной связи — Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет проводить занятия: — на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность — привлекает большое количество дидактического материала — повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза — обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ: — расширяет возможность самостоятельной деятельности; — формирует навык исследовательской деятельности; — обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Области применения ИКТ в ДОУ:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, принтер, Интернет презентации).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям и самостоятельной деятельности детей.
3. Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
4. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья.
5. Оформление документации, отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и, в дальнейшем, только вносить необходимые изменения.
6. Создание и использование презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
7. Использование презентаций, созданных в программе Power Point, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе родительских собраний.
8. Использование цифровой аппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
9. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса) .
10. Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности.
11. Использование электронной почты.
12. Создание сайта ДОУ
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:
— способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
— способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;
— способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.