Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе


Современные технологии в образовании дошкольников по ФГОС

Инновационные технологии в образовании по ФГОС, внедряемые в дошкольное образование направлены на достижение государственных стандартов в этой сфере.

Воспитатель проводит занятие

Важно! Особенно важна позиция взрослого, по отношению к ребенку. Он не должен давать приказы свысока или стоять рядом. Положение взрослого — «вместе» с дошкольником. Основная цель работы специалиста — помочь малышу прочно встать на ноги как личность.

С 1 января 2014 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором ребенок выступает как «субъект» образования, будучи самоценной личностью.

Классификация образовательных и педагогических технологий в дошкольном учреждении по ФГОС

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании России представлены различными классификациями, учитывающими:

  • Уровень применения (локальные, отраслевые, общепедагогические);
  • Концепция усвоения (развивающие, ассоциативно-рефлекторные, гештальт-технологии);
  • Форма организации (индивидуальное обучение/ коллективное, клубные, альтернативные);
  • Ведущий тип управления деятельностью познания (обучение по книге / компьютеру, классические лекции, обучение в малых группах, репетиторство);
  • Подход к ребенку (личностно-ориентированные, гуманно-личностные, авторитарные, свободного воспитания, эзотерические, технологии сотрудничества);
  • Категории (массовая, продвинутое образование, компенсирующий вид, работа с одаренными, работа с трудными).

Важно! Рассмотрение различных методик и классификаций позволяет наблюдать широкий спектр технологий, которые возможно реализовать как в ДОУ, так и в центрах дополнительного образования.

Занятие с современными детьми

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.В. Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Сегодня мы поговорим о инновационных технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология

— это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.
  1. Здоровьесберегающие технологии

Целью

здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

  • от типа дошкольного учреждения,
  • от продолжительности пребывания в нем детей,
  • от программы, по которой работают педагоги,
  • конкретных условий ДОУ,
  • профессиональной компетентности педагога,
  • показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  1. медико-профилактические

    (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

  2. физкультурно-оздоровительные

    (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

  3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

    (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

  4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

    (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

  5. образовательные

    (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

  6. обучения здоровому образу жизни

    (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

  7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды,

    под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель:

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

  • «игровые»

    — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

  • «экскурсионные»,

    направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

  • «повествовательные»,

    при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

  • «конструктивные»,

    нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду

— сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

— эвристические беседы;

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— наблюдения;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— опыты;

— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

— трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

  1. Опыты (экспериментирование)
  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.
  1. Коллекционирование (классификационная работа)
  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.
  1. Путешествие по карте
  • Стороны света.
  • Рельефы местности.
  • Природные ландшафты и их обитатели.
  • Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
  1. Путешествие по «реке времени»
  • Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  • История жилища и благоустройства.
  1. Информационно-коммуникационные технологии

Целью

ИКТ является повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  • а
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие
  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

  1. Личностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии

    , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической разгрузки — это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

  • Технология сотрудничества

    реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

6.Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много.

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

  • творчески думающим,
  • владеющим современными технологиями образования,
  • приемами психолого-педагогической диагностики,
  • способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
  • умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Раздел 5 «Работа с родителями»

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

8. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

9. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Целью

использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

А основной задачей

использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий

ТРИЗ для дошкольников: — это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. — это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер. При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Заключение:

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Инновационные технологии в дошкольном образовании

Современные инновационные технологии по ФГОС в дошкольном образовании рассматривались многими авторами: Малаховой Н. Д., Моисеевой А. М., Лазаревым В. С. Педагогическая инновация определяется как внедрение в государственную образовательную среду новшеств, улучшающих систему в целом. В процессе внедрения инноваций происходит творческое переосмысление программ и методик — это главная особенность технологии.

Каким образом инновации появляются в дошкольном воспитании?

  • В череде научных исследований.
  • Благодаря необходимости применения инноваций в дошкольных учреждениях и начальной школе.
  • Возникают в результате вариативного творчества педагогов.
  • Возникают из-за большого желания родителей раскрыть потенциал малыша и наблюдать положительную динамику развития.

Важно! Инновационные методы обучения, осуществляемые в ДОУ по ФГОС не являются абсолютно новыми и универсальными технологиями для педагогов. Это лишь эффективные способы применения традиционных методов воспитания, улучшенные и дополненные современными исследованиями.

Педагогические технологии дошкольного образования современности

Технология представляет собой комплекс приемов, которые применяются в определенном искусстве или деле.

Использование современных образовательных и педагогических технологий в детском саду должно удовлетворять таким критериям технологичности, как:

  • Концептуальность (берется на вид некая научная концепция, которая включает в себя обоснование достижения образовательных целей);
  • Системность (логика, перечень взаимосвязей всех частей системы, целостность);
  • Управляемость (целеполагание, проектирование модели обучения, коррекция результатов, пошаговая диагностика, составление планов и отчетов) ;
  • Эффективность (рассматривает оптимальность затрат и гарантию достижения поставленных целей) ;
  • Воспроизводимость (подразумевает специфику педагогической технологии и возможное ее воспроизведение в новом месте).

Форма здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании

В список современных образовательных технологий входят:

  • Инновационные технологии в области здоровья и физического воспитания — все технологии, относящиеся к воздействию на здоровье дошкольника на любом уровне (психологическом, энергетическом или информационном). Целью становится сохранение здоровья малыша и формирование у него всех необходимых навыков и умений, для поддержания здорового образа жизни.
  • Интерактивные. За счет того, что детей «бросают» в сферу для межличностного взаимодействия, у них обогащается социально-личностный опыт. Это могут быть беседы, наблюдения, проведение небольших опытов.
  • Информационно-коммуникационные. В этой технологии образование должно включать в себя новые элементы — интерактивную доску (на которой педагог может показывать презентации, тематические фильмы и мультфильмы), компьютер или планшет.
  • Личностно-ориентированные. В таком случае в центр системного образования ставится личность дошкольника, вне зависимости от его возраста. Необходимо обеспечить малышу комфортные условия, для безопасного и неконфликтного развития и полной реализации его природного потенциала.
  • Игровые технологии строятся как комплексное образование, захватывающее небольшую часть учебного процесса и объединенное общим сюжетом. Примером могут служить игры, направленные на формирование умений выделять признаки предметов и сравнивать их между собой.

Обучение детей 3-4 лет рисованию пошагово

Интерактивные технологии воспитания

Интерактивное воспитание, в переводе с английского на русский язык, означает организацию познавательной деятельности в режиме активного взаимодействия — диалога или беседы.

Важно! Педагог дошкольного учреждения, среднего образования или вуза перестает быть «центром» для воспитанников. Он регулирует процесс общения, организует его, формулирует краткие темы или вопросы, ставящиеся на обсуждение, консультирует и следит за порядком выполнения упражнений.

В качестве интерактивных технологий в дошкольных учреждениях могут выступать:

  • Упражнение «Микрофон», где малыши вместе с воспитателем по кругу передают друг другу игрушечный микрофон и говорят на заданную взрослым тему. Это может быть первым заданием на обучении культуре — рассказать о себе, о своем настроении в данный момент.
  • Импровизированные дебаты. Дети также встают вкруг и высказываются на заданную тему. Однако, слова каждого дошкольника могут обсуждаться. Например, Миша рассказал, что на музыке у него было плохое настроение. Дети по очереди, поднимая руку, говорят, как Миша может настроение себе улучшить.
  • Синтез мыслей. В ходе этого упражнения дети, объединяясь в небольшие группы, выполняют совместное задание. Например, помогают зайчику-математику сосчитать все яблоки на листе и раскрасить их.

В детских садах, прошедших государственную аттестацию, уже давно приняты 3 основные формы интерактивного обучения: в паре (2 ребенка), микрогруппах (до 4-х детей) и малых группах (до 6 дошкольников).

Важно! В таких технологиях не стоит при ответе ребенка говорить «правильно». Лучше использовать такие слова, как «хорошо», «оригинально», «интересно». Это будет побуждать малыша говорить дальше.

Сидящий на стульчике дошкольник — не учится. Он слушает, но не слышит. Поэтому так важно всегда «втягивать» его в обучение, делать так, чтобы малыш сам стал частью этого процесса.

Одна из форм интерактивного занятия

Инновационные технологии физического воспитания дошкольников

Как используются в развитии детей инновационные технологии? За счет сочетания прогрессивных технологий и стереотипных базовых элементов образования, инновации хорошо сказываются на личностном развитии дошкольника, вовлекая его в социокультурную среду.

В докладах и рефератах выделяется главная инновация в системе физического воспитания дошкольников — выделение областей «Здоровье» и «Физическая культура».

Так, «Здоровье» способствует сохранению и укреплению психики детей, воспитанию навыков гигиены и формированию общих представлений о здоровом образе жизни.

Как развить уверенность в себе ребенка и укрепить его самооценку

«Физическая культура» же занимается развитием физических качеств дошкольника, овладением основными спортивными движениями и формированием дальнейшей потребности в активности.

Технологии области «Здоровье» подразделяются на следующие:

  • здоровьесберегающие (сохранение здоровья всеми возможными способами);
  • здоровьеукрепляющие (стимулирование и укрепление здоровья — физические мероприятия и праздники, физкультминутки и т.д.);
  • лечебно-оздоровительные (происходит компенсация здоровья — массажи, посещение соляных комнат, инфракрасных саун);
  • здоровьеформирующие (способы приумножения здоровья — занятия физкультурные и оздоровительные).

Фитнес-технологии в ДОУ по ФГОС

Ранее фитнес-технологии применялись лишь в иностранных методах воспитания. В последнее время фитнес рассматривается в комплексе области «Физическая культура».

Важно! Это инновационная система, влияющая на оздоровление и совершенствование физической подготовленности дошкольника.

В фитнес-методы и технологии обучения включают:

  • степ-аэробику;
  • ритмопластику;
  • гимнастику танцевально-игровую;
  • элементы растяжки;
  • занятия на фитболе.

Благодаря развитию в России фитнеса, появилось множество интересных направлений, применимых и в дошкольном воспитании. Однако большинство проводимых по фитнес-технологии занятий могут осуществляться лишь при наличии у ребенка справки от врача. В противном случае подобные занятия противопоказаны.

Физкультурные занятия на фитболе

Игровые технологии дополнительного образования

В дополнительном образовании широко применяются игры «ради учения». В процессе деятельности у малыша формируются интересы познания, накапливаются тематические знания и способности. Педагогическая игра имеет явно выраженную цель и способствует достижению определенного результата. По большей части обучение в игре ненавязчиво и добровольно. Для ребенка игра — это гораздо более желанная действительность, нежели существующая реальность.

Игровые технологии, в зависимости от методики подразделяются на:

  • ролевые;
  • сюжетные;
  • имитационные;
  • психодраматические;
  • деловые;
  • организационно-деятельностные.

Объяснять игру лучше во вступлении, связанном с темой проводимого занятия. Полностью рассказывать суть игры можно по ходу действия. Задачей педагога является организация игровой деятельности для всех детей (как активно участвующих, так и болельщиков).

Важно! Процесс игры должен сопровождаться диалогом педагога и детей. Причем, даже если малыши ответили неправильно (в словесной игре), воспитателю необходимо повторить их ответ. Так дошкольники лучше следят за ходом действия.

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в ДОУстатья

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам, которые направлены на воспитание здоровых физически и психологически детей, обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.

Здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре;
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

В практике работы в детских садах применяются разнообразные формы работы, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг,фитбол – гимнастика на мяче, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость. Фитбол — большой мяч диаметром 45-75 см — который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья.

ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене, повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль».

гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .Основу жизни составляет дыхание. Правильное дыхание — основа здоровья и долголетия. Все живые существа, и человек в том числе, с рождения дышат при помощи диафрагмы. Однако в экстремальных ситуациях, мы начинаем дышать грудью и животом одновременно, и наш организм испытывает недостаток кислорода. Для того, чтобы снять стресс и усилить иммунитет, человеку необходимо освоить технику правильного дыхания. В этом помогает метод биологической обратной связи (БОС – Здоровье),который является частью инновационной технологии Александра Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ «Институт БОС», президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.Оздоровительная дыхательная гимнастика по методу БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру.Технология «БОС — Здоровье» используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией (такие дети составляют 68 %)необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Эстетикотерапия — это целебность домашней одежды. В здоровом теле, еще по наблюдениям древних, здоровый дух. Доброе настроение («здоровый дух») способствует нормализации обменных процессов и регуляционных механизмов улучшающей здоровье. Красивая и удобная одежда как раз и поднимает настроение, вызывает удовлетворение, особенно проявляющееся в домашних условиях после напряжённого трудового дня.Руки — постоянно работающая часть нашего тела — нуждается в усиленном кислородном обмене. Правильному кожному дыханию, а следовательно, и нормальному самочувствию способствуют все эти решётки разных сортов, дырочки (кружева, филейные мережки, ришелье, тюлевые ткани и т. п.). Свободный покрой моделей одежды сохраняет естественное тепло. А пространство между тканью и теплом при движении производит воздушный массаж.Крашение тканей одежде терапевтический эффект, знакомый всем по ощущению глубокого отдыха на тщательно простиранном и выбеленном на солнце белье. Ведь белое — символ покоя, мира, света, добра.Рисунок, комбинация фигур тоже наряду с расцветкой тканей, характеризуется биоэнергетически различными диапазонами частот собственного излучения. Треугольник — низкочастотный, четырехугольник — высокочастотен. Смешанные конфигурации могут оказываться низкочастотными (что опасно для жизни!) и высокочастотными. Вот почему исследователи рассматривают покрой одежды (форму) именно в сочетании с расцветкой ткани как уникальную цветоформу с присущим ей энергетическим воздействием сетчатку глаз.Правильный выбор геометрических форм и цвета выполняет адаптационную (приспособительную) функцию в биоэнергетической структуре среды обитания, а разумная, отрегулированная биоэнергетика жилища, домашней одежды и украшений уменьшает энергетические потери человека, способствуя сохранению психического и физического здоровья, увеличивая работоспособность, повышает устойчивость к стрессовым ситуациям.Личный вкус, индивидуальный выбор расцветок и рисунка, покрой одежды по личностным меркам привносит в наше общение особые тональности, бережно охраняемые в культуре.

Биоэнергопластика развивает внимание, воображение,развивает пространст-венное мышление,стимулирует развитие речи,быстроту реакции и воспитывает эмоциональную выразительностьТермин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела и рук.«Чем больше уверенности в детской руке, тем ярче речь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.»В.А.Сухомлинский

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Апитерапия. Лечение продуктами пчеловодство. Наружно и внутрь.

Камнетерапия,металлотерапия (медетерапия (медь, монеты до 1961 года), термосталехирурготерапия, серебротерапия) — это целительные металлы. Свойства некоторых металлов, действуют на здоровье человека. Кто не знает, как вредно производство, где присутствует, например, свинец и ртуть. И совсем другое дело — серебро, стоит его опустить в воду на некоторое время, и она обретает целительность.

3. Коррекционные технологии:

1.Арттерапия В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и

переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) — это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии: Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Сказкотерапия — психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

Кинезотерапия это музыкально – пластическое искусство отражающая жизнь в двигательных образах. Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из психоэмоциональной сферы человека бессознательно извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и регуляции психомоторного состояния.

Виды кинезотерапии: коррекционная ритмика, танцетерапия,ритмопластика,психогимнастика. Психогимнастика относится кинновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления егопсихического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогимнастика представляет собой курс специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется. Психогимнастика очень полезна для всех детей, но особенно для тех, кто отличается чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, замкнутостью и т. д.

Также к нетрадиционным методам оздоровления относится:песочная терапия – игротерапия (игры с песком).

Су-Джок терапия — метод точечного воздействия на кисть и стопу.

Оздоровительный эффект предлагаемого метода основан на том, что на теле человека имеются системы соответствия — участки тела, куда проецируется анатомическое строение человека в уменьшенном виде. Организм и системы соответствия активно взаимодействуют. Малейшая патология в органе отражается в зоне его проекции, а стимуляция этой зоны оказывает нормализующее действие на орган.

Наши руки и знания всегда с нами. Воздействовать на точку можно с помощью массажных колечек, специальных магнитов, звездочек, специальных или природных игл, семян, камушков… Метод особенно полезен детям.

Су» по-корейски — кисть, «Джок» — стопа.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Фитомодуль предполагает использование комнатных растений с выраженными фитонцидными и газопоглатительными свойствами для уменьшения микробной и химической загрязненности воздуха.Фитомодули – это специально оформленные композиции из обычных комнатных растений, которые позволяют очищать воздух, адсорбировать пыль, а так же оказывать общее благоприятное и оздоравливающее воздействие на организм человека.Ученые давно пришли к выводу, что комнатные растения улучшают состав воздуха, благотворна влияя на самочувствие и мозговую деятельность человека. Где, как ни в детском саду дети находятся большую часть времени, однако воздушная среда современных ДОУ, к сожалению, далеко не идеальна. Выход прост – прибегнуть к помощи фитомодулей, которые служат фильтром вредных веществ, являются детоксикаторами и ионизаторами воздуха.

Особое значение в укреплении здоровья детей, координации всестороннего физического и психического развития, придается построению двигательной предметно — развивающей среды. Решению задач физического воспитания способствует создание условий, обеспечивающих подбор физкультурного оборудования и спортивного инвентаря.

Наиболее интересно и результативно использование нестандартного игрового оборудования, объединяющее физкультуру с игрой.

  1. Дорожки. Способствуют развитию всех видов основных движений, равновесию, профилактике плоскостопия, внимания. Знакомят со свойствами предметов и со словами, обозначающими их.

2. «Разноцветные канатики»

Можно использовать для перешагивания, перепрыгивания, ползания между канатиками, перебрасывания предметов через канат, натянутый на стойки.

3. «Лыжи»

Направлены на развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции.

4. «Поднимающиеся шары».

Способствует развитию глазомера, быстроты реакции, концентрации внимания

5. «Браслеты»

В игре развивается мелкая моторика, профилактика плоскостопия.

6. «Ловушка»

Развивает ловкость, меткость, глазомер

7. «Ходули»

Упражнение, направлено на развитие координации движений, равновесия, ориентировки в пространстве; формирование правильной осанки; профилактика плоскостопия.

8 . «Гамачок»

Игра способствует развитию глазомера, ловкости рук, внимания, быстроты реакции.

9. «Ворота для настоящего футболиста»

Упражнение тренирует меткость.

10. «Мягкие мишени»

Направлены на развитие координации, укрепление и развитие мышц спины, плечевого пояса.

11. Коврик коррекции

Развитие координации; укрепление мышечного корсета, формирование знаний о форме, цвете.

12. «Сюжетные коврики»

Развивают мелкую моторику.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Проблема продуктивного использования современных образовательных технологий в ДОУ

Большинство образовательных технологий и методик требуют многочисленного иллюстративного и познавательного материала, оформления огромного количества документации и отчетов, повышения уровня владения компьютерами среди персонала (для создания простейших презентаций).

Большая занятость воспитателя негативно сказывается на внедрении инновационных технологий в процесс образования

Во многих государственных дошкольных учреждениях не находятся компьютеры для каждого педагога, а также нет достаточного количества дидактических материалов и игр. Из-за высокой занятости воспитателей и других педагогов дошкольного образования, у них не находится времени на поиск и оформление хорошего иллюстративного и познавательного материала для занятий. Поэтому из года в год практикуется использование одних и тех же игр, без особых инноваций.

Компьютерные игры в детском саду

Особенности развивающих технологий дошкольного учреждения

Развивающие технологии в дошкольных учреждениях должны быть мобильными — меняться и адаптироваться под данное время. В данный момент дети охотнее изучают русские сказки с помощью современных технологий (проекторов, интересных презентаций и т. д.), а не садясь в круг, и слушая монотонный голос воспитателя. Но во всем требуется мера, поэтому инновационные технологии основываются на традиционных методах воспитания, улучшенных и дополненных современными исследованиями.

В 21 веке человек обязан быстро усваивать информацию, подстраиваться под меняющийся мир и ежедневно находить в нем свое место, обладать гибкостью мышления и коммуникабельностью. Для продуктивной работы с дошкольниками необходимо анализировать и внедрять современные технологии обучения в педагогический процесс.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]