Роль и место игры в образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС


Роль и место игры в образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС

Тем не менее, игра представляет собой чрезвычайно важную для развития ребенка деятельность, поскольку она формирует качества будущего работника-труженика. При правильно организованной игре формируется будущий гражданин, приобретаются качества, необходимые для общественной жизни.

Игра учит ребенка правильно оценивать поведение окружающих людей, формирует первое элементарное понятие о служебном долге, воспитывает умение вести себя определенным образом в обществе, оказывать помощь слабым, быть организованным и дисциплинированным.

Игра имеет немаловажное значение и для физического развития ребенка. Хорошая игра создает бодрое настроение, повышает жизнедеятельность организма, способствует развитию движений. Творчество, инициатива, юмор, связанные с детскими играми, довольно часто оставляют след на всю последующую жизнь и деятельность человека.

Игры детей характеризуются следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. 2.Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. 3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. 4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. 5. Игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка. 6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. 7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

СогласноФГОС ДО

(п. 2.9)
«развитие детей должно вестись во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях».
ИГРА — это специфическая детская деятельность, разнообразная по своему содержанию, степени самостоятельности детей, форме организации, игровому материалу, причем каждый ее вид оказывает определенное влияние на развитие ребенка и имеет много вариантов. Поэтому через игру реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция содержания и задач образовательных областей.

Существует множество классификаций игр. В детском саду мы используем следующую классификацию игр:

Творческие игры;

Игры с правилами;

Народные игры.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.

Так, понятие «творческая игра»

охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

Понятие и сущность игры. Теория игровой деятельности в отечественной педагогике и психологии

Широкий, сразу недоступный круг реальности может быть освоен ребенком только в игре, в игровой форме. Этот процесс преодоления прошлого мира через игровые действия в этом мире содержит как игровое сознание, так и игровое незнание.

Игра — это творческая деятельность, и, как всякое настоящее творчество, она не обходится без интуиции.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые готовят его к переходу на новую, более высокую ступень развития. Этим объясняется огромный воспитательный потенциал игры, которую психологи считают ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Особое место занимают игры, созданные самими детьми — их называют творческими или сюжетно-ролевыми играми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все, что они видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых. Творческая игра больше всего формирует личность ребенка и поэтому является важным средством воспитания.

Игра — это отражение жизни. Здесь все «как бы», «понарошку», но в этой условной среде, созданной воображением ребенка, много реальности: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания настоящие, искренние. Ребенок знает, что кукла и мишка — всего лишь игрушки, но любит их как живых, он понимает, что он не «праведный» летчик или моряк, но чувствует себя храбрым летчиком, отважным моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует реальность, а комбинирует различные впечатления от жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в придумывании идеи игры и поиске средств для ее реализации. Сколько изобретательности нужно, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой корабль или самолет построить, какое оборудование подготовить! В игре дети выступают одновременно в роли драматургов, реквизиторов, декораторов и актеров. Однако они не вынашивают вашу идею и не готовятся долгое время играть роль актеров. Они играют для себя, выражая свои собственные мечты и желания, мысли и чувства, которыми они обладают в данный момент.

Поэтому игра — это всегда импровизация.

Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети сначала вступают в общение со сверстниками. Их связывает общая цель, совместные усилия по ее достижению, общие интересы и опыт.

Дети сами выбирают игру и организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра учит детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, способствует воспитанию целеустремленности.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом команды, справедливо оценивать действия и поступки товарищей и свои собственные. Задача воспитателя — направить внимание игроков на такие цели, которые вызывают общие чувства и действия и способствуют установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости и взаимной ответственности.

Первая позиция, определяющая природу игры, гласит, что мотивы игры заключаются в разнообразных переживаниях, которые являются значимыми для игрока сторонами реальности. Игра, как и любая другая деятельность человека, не являющаяся игрой, мотивируется отношением к целям, значимым для человека.

В игре выполняются только те действия, цели которых значимы для человека благодаря их собственному внутреннему содержанию. Это главная особенность игровой деятельности и в этом ее основная увлекательность.

Вторая — характерная — особенность игры состоит в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческого действия и, реализуя возникающие цели, не привязано к тем средствам или способам действия, с помощью которых эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.

Игра — это деятельность, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограничением его операциональных возможностей. Игра — это форма реализации нужд и потребностей ребенка в рамках его возможностей.

Следующим, внешне наиболее ярким отличительным признаком игры, который фактически вытекает из вышеупомянутых внутренних признаков игровой деятельности, является возможность, которая является необходимостью для ребенка, в пределах, определяемых смыслом игры, заменить предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, которые могут служить для игрового действия (палка — лошадь, стул — машина и т.д.). Способность творчески изменять реальность формируется только в игре. В этой способности заключается главная ценность игры.

Значит ли это, что игра в воображаемую ситуацию — это уход от реальности? И да, и нет. В игре есть уход от реальности, но есть и вторжение в нее. Таким образом, нет никакого побега, никакого бегства от реальности в кажущийся особым, воображаемый, вымышленный, нереальный мир. Все, чем живет пьеса и что воплощается в действии, взято из реальности. Пьеса выходит за рамки ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, чтобы глубже раскрыть другие.

Значение игры для развития личности ребенка дошкольного возраста

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как одно из важнейших средств воспитания детей. Развитие образования как социальной функции — дело многовековой давности, как и использование игры в качестве педагогического инструмента. В разных системах образования игре отводится разная роль, но нет ни одной системы, в которой игре не отводилось бы место в той или иной мере.

Игре приписываются разнообразные функции, как чисто педагогические, так и воспитательные, поэтому необходимо более точно определить особенности игровой деятельности дошкольников, ее влияние на развитие ребенка и найти место этой деятельности в общей системе педагогической работы детских учреждений.

Необходимо более точно определить те аспекты психического развития и формирования личности ребенка, которые развиваются преимущественно в игре или испытывают лишь ограниченное влияние в других видах деятельности.

Очень трудно изучить значение игры для умственного развития и формирования личности. Здесь чистый эксперимент невозможен, потому что нельзя убрать игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как происходит процесс развития в этом случае.

Главное — это важность игры для мотивации ребенка и области его потребностей. Вслед за работой Д. Б. Эльконина на первый план выдвигается проблема мотивов и потребностей.

Трансформация игры при переходе от дошкольного к дошкольному детству основана на расширении круга человеческих объектов, овладение которыми теперь является задачей ребенка, и мира, который он воспринимает в ходе своего дальнейшего психического развития. Она основана на «открытии» ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. На границе перехода от предметной к ролевой игре ребенок не знает ни социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социального смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, ставит себя объективно в позицию взрослого, и возникает эмоционально-актуальная ориентация по отношению к взрослым и смыслам их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-фактическим опытом. Игра функционирует как деятельность, имеющая самое тесное отношение к сфере потребностей ребенка. Существует первичная эмоциональная и функциональная ориентация в смыслах человеческой деятельности, есть осознание своего ограниченного места в системе взрослых отношений и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается развитием у ребенка новых мотивов для деятельности и связанных с ней задач. Существенно то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Можно гипотетически представить, что в игре происходит переход от непосредственных желаний к мотивам в виде обобщенных намерений, которые находятся на грани сознания.

Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, которые должно пройти формирование каждого умственного действия и связанных с ним понятий:

  • этап формирования действия на материальные объекты или их материальные модели-заместители;
  • этап формирования того же действия в форме громкой речи;
  • этап формирования самого умственного действия.

Глядя на действия ребенка в игре, легко заметить, что он уже действует со значениями предметов, но все еще полагается на их материальные заменители — игрушки. Если на начальных этапах развития требуется объект-заместитель и относительно развитое действие с ним, то на более поздней стадии развития игры объект действует через слова — называние уже как обозначение вещи, а действие — как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождаемые речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, они постепенно приобретают характер умственных действий со значениями предметов, выполняемых во внешних действиях.

Путь развития к действиям в уме со значениями, оторванными от объектов, является одновременно возникновением предпосылок для формирования воображения. Игра — это такая деятельность, в которой формируются предпосылки для перехода умственных действий на новый, более высокий уровень — умственных действий с опорой на язык. Функциональное развитие игровых действий пронизывает онтогенетическое развитие и формирует зону последующего развития умственных действий.

В игровой деятельности происходит существенная реорганизация поведения ребенка — оно становится произвольным. Под произвольным поведением подразумевается поведение, которое осуществляется в соответствии с образом и контролируется сравнением с этим образом как сценой.

А. Запорожец первым указал на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях непосредственного задания, существенно различается. Он также отметил, что структура и организация движений меняются в ходе развития. В нем четко разделены фаза подготовки и фаза исполнения.

Эффективность движения, как и его организация, во многом зависит от структурной позиции движения в реализации той роли, которую выполняет ребенок.

Ига представляет собой первую форму активности, доступную ученику, и предполагает сознательное обучение и оттачивание новых действий.

З. В. Манулейко раскрывает вопрос о психологическом механизме игры. На основании ее работы можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры придается мотивации деятельности. Исполнение эмоционально привлекательной роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых эта роль находит свое выражение.

Однако одного указания мотивов недостаточно. Необходимо найти психический механизм, с помощью которого мотивы могут оказывать такое влияние. При исполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре выполняет как бы две функции; с одной стороны он исполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием паттерна, но и наличием контроля над реализацией этого паттерна. Играя роль, происходит своего рода раздвоение, то есть «отражение». Но это еще не осознанный контроль, потому что функция контроля еще слаба и часто нуждается в поддержке со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость эмерджентной функции, но важность игры в том, что эта функция здесь эмерджентна. Поэтому игру можно рассматривать как школу волевого поведения.

Игра важна для формирования дружного коллектива детей, для формирования самостоятельности, для формирования положительного отношения к работе и многого другого. В основе всех этих воспитательных эффектов лежит влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на формирование его личности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]