Выдержки с одного из родительских форумов:
«У кого-то есть эти блоки? Нравятся детям или максимум для чего используют — это строят домики? Я вот думаю, заказать такую коробку или не надо? Опять только по все квартире раскидают?»…
*
«По-моему не надо. Эти блоки хорошо в детских садах использовать на занятиях, а так в них мало интересного, геометрические фигурки и только».
Ну что тут скажешь? Раскидать все что угодно можно…
Что такое блоки Дьенеша
Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.
Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:
- Цвет. Синие, красные, желтые.
- Размер. Маленькие, большие.
- Толщина. Толстые, тонкие.
- Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Немного об авторе
Автор метода Золтан Дьенеш (1916-2014 годы жизни) — венгерский математик, психолог, преподаватель.
Золтан с ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной и легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.
С годами он решил создать что-то свое, в чем можно проще донести математические учения до своих маленьких деток, которые ходили к нему на занятия.
Отсюда и появляются различные логические игры и упражнения, которые должны не только научить малыша, но и еще больше его заинтересовать в дальнейших занятиях. К этому он стремился больше. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь.
Методика
Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:
- Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
- Логически мыслить.
- Лучше разговаривать.
- Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
- Осознавать пространство.
- Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
- Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
- Выполнять мыслительные операции.
- Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию , навыки моделирования и конструирования.
История создания
Интересно взглянуть на некоторые факты биографии венгерского педагога, математика и исследователя детской психологии Золтана Дьенеша. Именно он подарил детям всех стран прекрасный способ развить и осмыслить математическую сторону реальной действительности. Он очень хотел создать что-то такое, что сделает освоение точной математической науки комфортным, интересным и занимательным. В итоге он достиг своей цели и разработал прекрасную методику, которая является весьма популярной среди педагогов и родителей.
Процесс обучения не должен быть скучным, считал Золтан Дьенеш
Когда ребенку что-то долго объясняют, ему надо внимательно слушать, затем постараться повторить услышанное, тогда он, как правило, теряет интерес и не может долго сохранять стойкое внимание
Исследуя особенности развития умственных способностей у детей-дошкольников, Дьенеш сделал важное умозаключение: дети неплохо справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но они крайне слабы в осознании абстракций. Ребенок ищет ответ, зачастую используя уже известный ему шаблон (схему)
Но поиск не всегда оказывается удачным. На основе этого факта Дьенеш придумал способ, позволяющий ознакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме. Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. Но ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики.
Как работать с блоками Дьенеша
Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:
- Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
- Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
- Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
- Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
- Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.
Логические блоки
Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.
Карточки
Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:
- Цвет обозначается пятном.
- Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
- Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
- Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
- В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.
Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.
Альбомы
Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.
Авторская теория Дьенеша: шесть шагов изучения математических понятий для детей
Золтан Дьенеш — знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, радикально изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить важнейшие интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.
Личный педагогический опыт и познания в области возрастной детской психологии помогли З. Дьенешу изобрести и внедрить концепцию шести шагов изучения математики для самых маленьких. Кроме того, теория получила оригинальное методическое оснащение комплексом дидактических материалов в форме дополнительных игровых пособий и наглядных логических блоков, которые стали эффективным инструментарием для развития творческого и мыслительного потенциала детей. Методика применяется как в официальной педагогике, так и в системе самообразования.
Использование логических блоков Дьенеша в развитии логико — математического мышления у детей дошкольного возраста
Идея шести шагов освоения математических знаний и умений прошла успешную практическую апробацию и доказала свою результативность. Содержательные особенности каждой стадии получили своё авторское название:
Свободная творческая игра. Содержание этой фазы состоит в постановке ребёнку какой-то конкретной задачи педагогом. В поиске решения малыш перебирает спонтанные варианты, экспериментальным путём находит правильный ответ. Это этап знакомства ребёнка с заданием, которое необходимо разрешить. Так начинается обучение ребёнка математическим премудростям. Правила игры. Преодолев этап проб и ошибок, малыш приступает ко второй фазе — изучение правил игры
Для воспитателя или родителя важно правильно и понятно донести до сознания ребёнка важнейшую информацию о правилах достижения необходимого результата. Фаза сопоставления. Делая третий шаг, ребёнок оказывается перед необходимостью проделать мыслительную операцию сравнения
Автор метода предлагает взрослым апробировать в игре с детьми идею нескольких аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. Например, сначала играем в блоки, затем вырезаем фигурки зверьков или выкладываем геометрические формы. Мы должны увидеть, что ребёнок самостоятельно разгадывает алгоритм правильного достижения цели, независимо от игрового материала. Таким образом, можно убедиться в том, что интеллектуальные действия малыша осмыслены, а не являются результатом механического запоминания и автоматического воспроизведения. Этот этап необходим для развития способностей абстрактного мышления. Знакомство с абстрактным символом числа. На четвёртом этапе востребованы будут различные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел. Символический этап. Пятый шаг подводит ребёнка к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который малыш сам создаёт в процессе занятий. Этап самостоятельных выводов. Итоговый этап будет самым продолжительным. Малыш с помощью взрослого изучает смысл терминов аксиома и теорема, самостоятельно делает необходимые логические выводы на основании описания правил игровых карт.
Возможности пособия не ограничиваются занятиями по формированию элементарных математических знаний, можно играть в игры Дьениша при изучении английского языка. Дошкольники выкладывают изображения, выбирая нужные фигуры и комментируя свои действия («big blue triangle», «little yellow square»)
Дьениш разработал свою методику для детей возрастного диапазона от двух до восьми лет, беря во внимание интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические уроки воспринимаются с энтузиазмом и увлечённостью. Взрослым необходимо проявить терпение в изучении теоретической части метода, а также разобраться с набором дидактических пособий
Развитая способность малыша быстро и свободно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.
Блоки Дьенеша для самых маленьких
Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.
Выборки
Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:
- Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
- Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.
Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:
- Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
- Достань все плоские фигурки одинакового размера.
- Выбери тонкие круглые блоки.
- Отсортируй все синие треугольные фигуры.
Конструирование
Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:
- домик;
- стол;
- домик с окошкам;
- елочка;
- лавка;
- табурет;
- диван;
- стул;
- ступеньки;
- кресло;
- машинка.
Продолжи ряд
Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:
- Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
- Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
- Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.
Покорми животных
Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.
Лучший возраст
Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разных возрастных групп.
- Самые маленькие – от 2 лет – могут использовать элементы набора как замещающие предметы и играть в простейшие увлекательные игры (например, «Покорми животных»).
- Средняя дошкольная группа. При помощи цветных фигурок ребята могут выстраивать различные картинки, пользуясь готовыми схемами или же подключая собственную фантазию.
- Старшая дошкольная группа. Блоки становятся отличным способом улучшить математические навыки, научиться считать, получить важнейшие представления о том, что такое «больше» и «меньше».
- Начальная школа. Многочисленные занятия с блоками Дьенеша позволят в увлекательной нескучной форме проработать моменты, с которыми не удалось разобраться на уроках, а также закрепить свои знания, улучшить способность мыслить логически.
Для каждого возраста разработаны свои упражнения, которые будут интересны и доступны детям. Родители могут воспользоваться уже готовыми вариантами из картотеки или же придумать что-то свое.
Игры с блоками Дьенеша для старшей группы
Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение. Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.
Поиск
Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.
Домино
Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:
- Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
- Первый делает ход любой фигурой.
- Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
- Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
- Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
- Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.
Найди лишнее
Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:
- Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
- Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
- Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.
Найди пару
Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:
- Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
- Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
- Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
- Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.
Художники
Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:
- По эскизам малыши должны «писать» картину.
- Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
- Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.
Магазин
Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:
- Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
- Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
- Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.
Украсим елку
Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:
- Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
- Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
- Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.
Примеры занятий
Приведем несколько примеров игр и упражнений по методике Дьенеша. Их применяют как дома, так и в младших, средних, старших группах детских садов.
«Второй ряд». Данная игра эффективно тренирует аналитический тип осмысления. Необходимо использовать несколько фигур. Складываем их в определенной последовательности, например треугольники двух цветов. Пусть малыш попробует догадаться, какая фигура должна следовать дальше. При правильном решении он должен встроить в ряд треугольник третьего цвета. При другом варианте можно создать иную последовательность, например ряд одноцветных фигур. Пусть маленький исследователь догадается, что рядом надо поставить фигуры такого же цвета.
С малышами
Можно смело приобщать к освоению методики Дьенеша детей в возрасте двух лет. К трем годам их интерес возрастет еще больше.
Очень полезным занятием для маленьких ребят станет простое распределение фигур по разным группам, например по цвету. Сложнее для них будет выполнить группировку по размеру элементов и еще сложнее – по форме.
С дошкольниками
Четырех-, пятилетние дети с удовольствием работают с блоками Дьенеша. Они являются прекрасными помощниками в подготовке к дальнейшим обязательным урокам в шести-, семилетнем возрасте и к обучению в первых классах. В этот период ребята могут осваивать множество интересных задач в этой области.
«Украсим елку»
Одно из таких называется «Украсим елку». Нужно вырезать елочку из картона или нарисовать и разукрасить. Далее надо подготовить карточки с подсказками, на которых надо изобразить фигуры, окрашенные в три цвета Дьенеша. Рядом с изображением написать цифру, которая будет означать количество фигурок, помещаемых на елку. Пусть испытуемый попробует понять значение этих схем. А потом, глядя на них и используя элементы блока Дьенеша, украсит елку.
Занятия с областями
Важно вложить в детское мышление понятие множеств. Внутрь нарисованных, не пересекающих друг друга окружностей вложите детали красного цвета, а в другую – желтые
Синие детали оставьте за пределами окружностей. Таким образом ребенок знакомится с тем, что предметы могут находиться внутри и снаружи. Когда дошкольник поймет суть этого занятия, можно приступить к усложнению.
Нарисуйте пересекающиеся окружности, в одну из которых положите красные фигуры, в другую – синие, а о том, какие детали надо положить в место пересечения, обучаемый пусть попробует догадаться сам. Это детали красного и синего цвета, одинакового размера и формы, например квадраты.
Цепочка усложненная
Это вариант упражнения для детей постарше. Им предлагается создать цепочку так, чтобы фигуры-соседи имели сходный признак. Например, первая фигура – синий квадрат, вторая – круг, но другого цвета, третья – треугольник цвета, отличающегося от квадрата и круга. Когда это упражнение будет получаться у ребенка без затруднения, можно предложить ему придумывать подобные цепочки самостоятельно.
Затем нужно гораздо сильнее усложнить задание: определить количество предметов, которые будут находиться в цепочке, например восемь, поставить первую и последнюю фигуры, попросить распределить элементы так, чтобы вышел оформленный ряд фигур, не совпадающих друг с другом по каким-либо признакам. Но прежде нужно проверить, имеет ли решение та задача, которую вы придумали, для этого предварительно сами соберите последовательность.
Развивающие игры для дошкольников с блоками Дьенеша смотрите далее.