Педагогический проект на тему: «Математика – это интересно»
- 12 февраля 2018
Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»
Пояснительная записка к проекту «Математика – это интересно!»
Актуальность проекта
Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребёнком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей.
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребёнка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро через месяц-два, и ребёнок не может самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании, что приводит к появлению «проблем с математикой«. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект «Математика – это интересно!» по овладению детьми среднего дошкольного возраста — умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Цели проекта:
- Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей старшего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал.
- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
Задачи проекта:
- развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей),
- развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия,
- способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости,
- формирование базисных математических представлений и речевых умений.
Ожидаемый результат:
- Дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- Дети успешно решают логические задачи.
- Проявляют интерес к экспериментированию. Способны наметить последовательные шаги развития ситуации, следуют цели, выбирают средства.
- Активно включаются в игры на классификацию и сериацию; предлагают варианты; участвуют в преобразовательной деятельности.
Используемые методы:
- Игры
- Просмотр мультфильмов
- Беседы, викторины
- Использование художественной литературы
- Консультации для родителей
- Создание в группе математического уголка
- Демонстрация наглядных пособий
- Презентации
- Аппликация
- Рисование на манке
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Математика – это интересно!» |
Адресация проекта | Дети, воспитатели и родители воспитанников |
Руководитель проекта | Грушина Л.С. — воспитатель подготовительной группы Лазаренко Н.С. — воспитатель подготовительной группы |
Участники проекта | Воспитатели, дети, родители |
Возраст воспитанников | 6-7 лет |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: Познавательный, игровой, творческий По количеству участников: групповой; По продолжительности:краткосрочный (1 неделя); По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения. |
Цель проекта | — Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей старшего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал. — Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. — Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. — Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления. |
Задачи проекта | — Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; — Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.; — Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.; — Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти; — Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности; — Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей). — Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия. — Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости. — Формирование базисных математических представлений и речевых умений. |
Ресурсы проекта | Необходимое обеспечение: — методические материалы. -художественная литература: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах. — электронные ресурсы (материалы сети интернет). |
Предполагаемые продукты проекта | Ожидаемые положительные результаты проекта: Продукты деятельности педагога: — Картотека математических загадок; графические диктанты по клеточкам; лабиринты; «Занимательная математика» (пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, задачи на внимание, занимательные вопросы, логические концовки, считалки); Математические задачки в стихах — Альбомы «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве», «Игры со счетными палочками», «Дидактические игры по математике» — Конспект беседы «Как люди научились считать» — Консультации для родителей «Математика-это интересно!». Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе» — Викторина «Угадай-ка» — Дидактические игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики», «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы» — Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика» — Создание в группе математического уголка Продукты деятельности детей: -Аппликация -Рисование Продукты деятельности родителей: — Просмотр мультфильмов дома с детьми «Снова в стране геометрии», «История о силе цифр», «Учимся считать от 1 до 20 с ежиком Жекой», «Математические величины» (обучающий мультфильм) — Помощь родителей в создании дидактических игр в математический уголок группы. |
Этапы работы над проектом.
Этапы работы | Содержание работы | Предполагаемый результат |
Первый этап: Подготовительный Цель: способствовать развитию интереса к деятельности Второй этап: Основной Цель: способствовать накоплению опыта и необходимой информации Третий этап Творческий Цель: способствовать развитию, творчества, фантазии, необходимых практических навыков в художественно-творческой деятельности детей | Вводная беседа с детьми «Как люди научились считать» Чтение художественной литературы: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах Дидактически игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики». Просмотр мультфильмов «Остров ошибок», «Укротитель цифр». Математические игры. Викторина «Угадай-ка» Консультации для родителей «Математика-это интересно!». Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе». Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика» Дидактически игры: «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы», «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве» Игры со счетными палочками Вечер занимательной математики Создание в группе математического уголка Аппликация «Животные из геометрических фигур» Рисование геометрических фигур на манке | Конспект беседы Книжная выставка Дидактические игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики» Альбом «Дидактические игры по математике» Конспект викторины Консультации для родителей «Математика-это интересно!». Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе» Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика» Дидактически игры: «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы» Альбомы «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве» Альбом «Игры со счетными палочками» Картотека «Занимательная математика» (пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, задачи на внимание, занимательные вопросы, логические концовки, считалки); «Математические задачки в стихах» Создание в группе математического уголка |
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов по высоте в пределах трех»
Цель: Формирование представлений о понятиях высокий, низкий. Тема: Сравнение предметов, понятия: высокий, низкий, ниже, выше.
Задачи:Образовательные:1. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов. 2. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. 3. Учить обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. 4. Закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. 5. Закреплять знание геометрических фигур, умение называть их.
Развивающие:1. Развивать логическое мышление. 2. Развивать память, речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к математике. 2. Воспитывать активность, усидчивость. 3. Прививать любовь к русскому народному творчеству.
Демонстрационный материал: стол, три матрешки, три треугольника – косынки. Раздаточный материал: карандаши, рабочие тетради (стр. 11).
Ход занятия
Время: 20 минут.
Этапы | Деятельность педагога |
Вводная часть. В кругу. | — В круг широкий вижу я, Встали все мои друзья, Мы сейчас пойдем направо, А потом пойдем налево. Мы друг другу подмигнем И работать мы начнем! — Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто? Что? Где?» (с мячом) — Кто слева от тебя? — Кто справа от тебя? — Что находится за тобой? — Что находится над тобой? — Что находится под тобой? — Справа от тебя мальчик или девочка? — Кто рядом с тобой? — Молодцы! А теперь сядем на свои места. |
Основная часть. Игровая ситуация. | — Ребята, послушайте загадку: Прячется от нас с тобой Одна куколка в другой. На косыночках горошки? Что за куколки? (матрешки)К нам в гости пришли матрешки, они ждут вас и спорят кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно. — Сосчитайте, сколько всего матрешек (три). Правильно, матрешек всего три. — Давайте на них посмотрим и сравним. Одинаковые ли они? (нет, они разные)- Назовем их словами: высокая, ниже, самая низкая — Какую матрешку мы поставим на первое место? (высокую) На второе? (ниже). На третье место? (самую низкую)- А теперь давайте их поставим наоборот. Высокая матрешка должна стоять последней, а самая низкая – первой. Воспитатель вызывает детей: — Имя ребенка, предлагаю тебе выйти и поставить матрешек по возрастанию и обозначить их словами (низкий, выше, самый высокий) — Имя ребенка, предлагаю тебе выйти и поставить матрешек по убыванию и обозначить их словами (высокий, ниже, самый низкий) Ребята, посмотрите для матрешек я приготовила косынки, сколько косынок вы видите? (три), все они разной величины, назовите какой? (большая, средняя, маленькая) на какую геометрическую фигуру похожи эти косынки? (треугольник)Нам нужно подобрать каждой матрешке нужную косынку, подходящую ей по размеру. — Дети, какую косынку надо дать самой высокой матрешке? (большую)- Какая косынка подойдет самой низкой матрешке? (маленькая)- И средняя косынка подойдет к какой матрешке? (которая ниже) — Молодцы, ребята. Теперь давайте немного отдохнем. |
Физкультминутка | «Три медведя» Три медведя шли домой (идут как медведи) Папа был большой-большой (руки вверх) Мама с ним — поменьше ростом (руки вперед) А сыночек просто крошка (Садятся на корточки) |
Работа в тетрадях | — Теперь сядем на свои места и поработаем в рабочих тетрадях. — Подберите каждой матрешке предмет нужной величины (сарафан, фартук, ведро), соединив линией матрешку с нужным предметом. — Сколько матрешек на картинке? — Расскажите о величине каждой матрешки. — Сколько фартуков? — Сколько ведер? — Какой матрешке принадлежит самое большое ведро (самый большой сарафан, фартук)? |
Игровое упражнение | «Постройте ребят по росту» Трое детей разного роста встают рядом друг с другом. Остальные дети помогают построить ребят по росту. Дети называют рост каждого ребенка в ряду. (Высокий, ниже, самый низкий и низкий, выше, самый высокий) |
Заключительная часть. Подведение итогов. | — Молодцы, ребята. Думаю, нашим матрешкам понравилось с вами играть. — Ребята, а вам понравилось наше сегодняшнее занятие? — Чему вы сегодня научились? |
Список литературы: «Формирование элементарных математических представлений» средняя группа, И.А. Помораева, В.А. Позина – 2015г.