Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевых игр в ДОУ
Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Данные рекомендации помогут молодымвоспитателям и студентам. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно – ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с дошкольниками. Они включают следующее:
- развитие игры как деятельности;
- расширение тематики детских игр, углублении их содержания;
- приобретение положительного социального опыта;
- использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
- развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;
- подготовка ребёнка – дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.
Прежде чем, вы будете организовывать, и проводить сюжетно – ролевую игру, необходимо изучить особенности сюжетно-ролевой игры, которые раскрыты в работах исследователей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.). В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-ролевая игра рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов игровой деятельности специфичен.
Проанализировав теорию, каждый из вас должен сделать для себя свои выводы по заученным вопросам, уяснив особую значимость сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников
При организации сюжетно – ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его игровой замысел.
В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов – заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.
Хочется обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно- ролевой игры:
1. Выбор игры, которую вы будете включать.
2. Оснащение (оборудование).
3. Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.
4. Наличие плана – конспекта.
Организуйте наблюдение за свободной игровой деятельностью детей (с целью выявления игровых интересов и навыков детей). Ознакомьтесь с перспективным планом развития сюжетно-ролевой игры в данной группе (обратите внимание на предыдущую работу, проделанную воспитателем в этом направлении).
1. Выбор игры. Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности. При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др. Продумайте и опишите содержание игры. Спланируйте возможные направления развития сюжета. Определите игровые правила. Подготовьте все необходимые атрибуты для игры. Организуйте игровую среду. Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей. Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми. Обговорите игровой замысел и правила игры. Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, следите за развитием сюжета. — Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: намётки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст). — Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. — Создание воображаемой ситуации. Распределение ролей в зависимости от желания ребёнка. Начало игры: создайте игровую или проблемную ситуацию, проведите предварительную беседу, обговорите тему предстоящей игры и т.д. Сохранение игровой ситуации: используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др. Завершение игры: положительная оценка, анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.
Вопросы к анализу 1. Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений. 2. Подготовка к игре: создаётся специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создаётся по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей. 3. Какие воспитательные задачи решались в ходе игры? 4. Помогали ли методы и приёмы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей? 5. Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики? 6. Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.). 7. Увлечённость детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям. 8. Конец игры, её завершённость, к какой деятельности перешли дети после игры. 9. Оценка воспитателем деятельности детей в игре, её соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированног о подхода. 10. Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности. 11. Предположения, рекомендации:
- Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?
- Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?
- В чём может проявиться творчество детей в игре?
- Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?
- Какие приёмы руководства Вы считаете наиболее эффективными?
- Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?
- Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?
- Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?
Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие сюжетно-ролевые игры, как «Школа», «Библиотека». В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а также их мечты и желания. Особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью уделите таким явлениям, как школа, кого называют учениками, обратите внимание на деятельности учеников, на их отношениях между собой и с учителем, расскажите о лучших учениках, возбуждая желание подражать им. Пригласите их в группу и расскажите об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде взрослых, как отдыхают летом, в какие игры играют. Проведите беседу «Адреса хороших дел», используйте произведения о школе. Знания о школе, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок помогут вам при организации и проведении сюжетно-ролевой игры «Школа».
Критерии оценки:
- игра соответствует возрасту ребёнка;
- вовлечённость в игру (количество человек – участников игры);
- соблюдение алгоритма игры;
- эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;
- особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;
- степень удовлетворённостью игрой.
Показатели эффективности
- Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.
- Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.
- Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
- Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.
- Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.
- Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.
- Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.
- Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.
Возможные риски:
- Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.
- Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.
- Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.
Как избежать
- Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.
- Развитие игровых умений у детей.
ЛИТЕРАТУРА
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004, — 128 с.
- Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с.
- Гришина Г.Н. Любимые детские игры.- М.,1997
- Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002, 128 с.
- Игры дошкольника.- М., 1995
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.
- Новосёлова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро» // Дошкольное воспитание, 1998. № 4.
- Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2004. № 1. с. 12-15.
Автор: Лескова Виктория Ивановна, преподаватель, руководитель практики студентов регионального колледжа педагогического образования г. Иркутск.
Статья размещена в авторской редакции
Программа «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития детей»
05.12.2015 в 15:41
Илита Абдулаевна, добрый вечер. Внимательно познакомилась с представленной программой. Я всегда за то, чтобы педагоги сами составляли и представляли профессиональному сообществу программы различного направления для того, чтобы можно было ими активно пользоваться другим педагогам. Такое распространение опыта еще и экономит время педагогов, поэтому Вашу инициативу я поддерживаю. У меня возникли некоторые вопросы. которые бы я хотела, с Вашей помощью, снять. В ПЗ отсутствует нормативно — правовое основание для составления программы. Здесь же, Вы констатируете, что «ведущей деятельностью детей — дошкольников является игра, поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику современны игровых технологий». Сама деятельность данной возрастной категории детей обязывала и обязывает педагогов во все времена, а не только в последнее время, использовать игровые технологии. Следующий абзац звучит так: «Разыгрывание запланированных воспитателем сценариев или прямая организация и руководство взрослым игровыми действиями не является игрой и не имеет развивающего эффекта». И тут же следующий абзац: » Руководство играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания…». Я думаю, что на «игру слов» необходимо было обратить внимание. А вот такое Ваше мнение «Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами..» меня немного смутило. Если это статистика, то нет ссылок на документы, где этот факт отражен в научной литературе. В разделе «Новизна программы» присутствует интересная формулировка «В программе представлены методы активации родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр..». Поясните, пожалуйста. В вот и блок «Ожидаемые результаты». Я думаю, что представленная формулировка не профессиональна: «Система работы не ставит целью достичь высоких результатов». Какая же система без целеполагания, ведь «Программа «Сюжетно-ролевая игра как социально-личностное развитие детей» является составной частью образовательного плана дошкольного учреждения, частью образовательного процесса»? Интересен блок «Факторы успешности реализации программы». Только, где все это обозначено, как отследить обязательное использование данных факторов? В пункте 3.1 «Основные направления работы с родителями» страдает стилистика. И еще, много воды, повторяющихся фраз со страницы на страницу. Программу можно пересмотреть, оптимизировать, наполнить конкретностью и получится замечательное руководство к действию. Удачи в конкурсе.