Специалисты рекомендуют развивать ребенка при помощи изобразительного искусства. Не обязательно использовать только карандаши и фломастеры, ведь современные техники богаты своим разнообразием. В жизнь ребенка обязательно следует внедрять творчество, чтобы в дальнейшем его мышление развивалось всесторонним образом.Интересные нетрадиционные техники рисования для детей вы можете найти в нашей статье.
Развитие ребенка с помощью рисования
Художественное изображение – это первая возможность развиваться ребенку с творческой стороны. Любой художественный процесс тесно связан с мышлением и логикой, малыш продумывает каждое малейшее действие, чтобы сделать свое творение идеальным. Кроме того, этот процесс отлично развивает творческое мышление, мелкую моторику пальцев, внимательность и сосредоточенность на одном действии. Любое художественное творчество отлично развивает креативность: фантазию и детское воображение.
«Использование нетрадиционных методик рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
«Использование нетрадиционных методик рисования с детьми младшего дошкольного возраста».
Дети младшего дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание, сосредотачиваться на чем-то. Заинтересовать детей помогает и разнообразие художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Использование техник нетрадиционного рисования подходит для занятий с детьми раннего возраста. Пять минут – и работа готова! А это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем более мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Рисование нетрадиционными техниками позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей (стеснительность, неуверенность, неаккуратность), и помогают каждому ребенку найти себе деятельность по душе. Возможность использовать в рисовании различные инструменты и материалы (живописные и графические) дают детям свободу выбора. Слайд №4.
Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, пастелью, углем, сангиной, соусом, гуашью, акварелью, акриловыми красками, тушью и т. д.
Чтобы занятия стали более эффективны и интересны:
• Перед занятием создайте у ребят положительный эмоциональный настрой.
• Во время работы приучайте детей к аккуратности.
• Обязательно хвалите детей.
• Будьте доброжелательны и уважительны к детям.
· Используйте разнообразные пальчиковые гимнастики.
• Помните о безопасности! Вы должны быть уверены, что дети не причинят себе вред используемыми на занятии предметами.
Пальчиковая гимнастика – также является очень важной частью процесса. Она должна проводиться обязательно. Так же она должна дополнять ваше занятие и соответствовать теме рисования, быть понятной и интересной для ребят.
Рисование пальчиками.
Все мы прекрасно знаем, с чего начинается знакомство с чем-то новым для детей. Естественно с тактильного контакта, пока мы эти краски не рассмотрим, не понюхаем и не потрогаем, она будет оставаться для ребенка загадкой. Да и это один из самых простых способов рисования. Пальчик, краска и лист… рисуй. Проще и придумать нечего, тем прекраснее картины ребятишек, на которых в произвольном порядке изображены капельки дождя или зернышки для цыплят.
Сейчас большой выбор красок специально для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Можно сделать такие краски самим. Разводить гуашь небольшим количеством воды и добавлять в нее каплю моющего средства, а можно сварить 1,5 ложки крахмала со стаканом воды, остудить, разложить в емкости и добавить в каждую емкость пищевой краситель. Безопасно, недорого, легко.
Материал:
альбомный лист, краски, мисочка с водой, салфетка.
Ход:
1 показать ребятишкам как ставятся на листе пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. Если это нужно, то берите руку ребенка в свою руку и рисуйте точки вместе с ним.
2. При смене цвета промываем пальчик в мисочке и вытираем тряпочкой.
Пальчиком проще всего рисовать точки. Детям очень нравится украшать точками заранее подготовленные предметы: точки на божьей коровке, яблочки на дереве и т. д. или дополнять сюжет картины: рисовать следы зайчика на снегу, пшено для цыплят и т. д. Для начала можно пробовать свои силы, предложив ребенку рисовать пальчиком на подносе с песком, солью, манкой.
Рисование ладошкой.
Необычные и оригинальные композиции получаются при помощи ладошек ребенка. Одно прикосновение ладошки к листу и готово! Стоит добавить немного фантазии и дополнительных деталей получается истинный шедевр.
Материал:
альбомный лист, широкие емкости (очень удобно использовать одноразовые тарелки), гуашь разведенная водой (или пальчиковые краски), мисочка с водой, салфетка, гуашь, кисть.
Ход:
1. Для начала стоит научить ребенка делать отпечатки сухой ладошкой.
2. Далее ладошка ребенка опускается в тарелочку с краской, если у ребенка не получается самостоятельно это сделать, то вы помогаете ему.
3. После этого ребенок делает отпечаток внутренней стороной расправленной ладошки на бумаге. В зависимости от идеи пальцы могут быть растопырены или прижаты друг к другу, если нужно чтобы ладошка была повернута вниз, то переворачивать лист нужно уже, когда отпечаток уже сделан.
4. После высыхания отпечатка, добавляем детали, которые завершат образ.
Из отпечатков получаются разнообразные птицы, обитатели моря и океана, деревья, цветы, животные и т. д.
Так же можно усложнить работу, можно соединить большие пальцы вместе и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится бабочка. А можно так же и поэкспериментировать.
Пустить в ход не только руки, но и ножки ребенка.
Вариантов отпечатка может быть множество. Можно ставить отпечатки тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище бабочки, рыбы), боковой стороной кулачка (след человека).
.
Рисование поролоновым тампоном.
Итак, после знакомства с краской и рисования пальчиками детям хорошо использовать поролоновый тампон, с помощью которого ребенок получит необходимый навык для подготовки к рисованию кистью.
Тампон можно брать разной формы, в зависимости от задач, которые стоят перед вами. Он может быть прямоугольной формы, с закругленным кончиком, квадратной формы, круглый и т. д.
. Для начала используем краску одного цвета, при смене цвета, меняем тампон.
Материал:
поролоновые тампоны, разноцветная гуашь (разведенная до нужной консистенции), альбомный лист, мисочка с водой, салфетка.
Ход:
1
.
Показываем как брать поролоновый тампон за кончик, другой конец, смоченный в воде, опускаем в емкость с краской.
2. рисовать поролоновым тампоном можно круги, точки, мазки, закрашивать предмет по контуру.
Поролоновым тампоном можно рисовать все так же как и кистью.
Можно попробовать рисовать внутри трафарета. Для этого на лист кладем трафарет и наносим краску с помощью поролонового тампона. Убираем трафарет и получаем готовый результат.
.
Штамп
Предлагаю штамп в нетрадиционном виде, сделать их самостоятельно из овощей. Это удобно, интересно и весело детям и экономно. В зависимости от задачи и умения ребят работа со штампом может изменяться. Малышам удобнее всего держать в руках не круглые, а продолговатые овощи (картофель, морковь, свекла).
Ход работы:
1. Набираем немного гуаши нужного цвета и, держа штамп вертикально, делаем сверху «штампы», располагая их в зависимости от задачи в разных местах листа.
2. Когда краска подсохнет, нарисуем или дорисуем необходимые детали.
Варианты работ: можно нарисовать клубочки, с которыми котенок игрался тайком от бабушки, разнообразные цветы (в зависимости от того, какие вы вырежете), салют в небе и т. д.
Оживающие «каляки»
Трехлетние дети, взяв в руки кисточку и краски, очень часто рисуют «каляки» в виде пятен. В этом нет ничего страшного, ведь такую «каляку» можно запросто «оживить».
Материал. Альбомный лист, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
1. Ребенок рисует на листе бумаги произвольное пятно.
2. Взрослый вместе с ребенком придумывает, на что похожа данная «каляка».
3. Дорисовываем детали, чтобы довести работу до задуманного образа.
Варианты работ. Такие пятна можно превратить в мордочки животных или самих животных.
Уважаемые коллеги, я остановилась лишь на некоторых способах нетрадиционного рисования, надеюсь, что мой скромный вклад вы оцените, и уверена что вы найдете еще очень много интересных и увлекательных техник рисования для малышей.
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким станет сегодняшний малыш».
Вывод: рисование нетрадиционными способами с малышами помогает им лучше познать окружающий мир, с помощью таких рисунков дети выражают свои переживания, эмоции. Такие занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мелкую моторику рук, внимание, память. Самое главное, что детям эти занятия нравятся, каждый маленький художник всякий раз создает оригинальный и неповторимый шедевр!!!
Давая ребенку все ощупать и попробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской малыша легко отмыть водой и мылом, а подавленное желание творить может никогда уже не проснуться. Давайте поможем нашим детям не растерять природой заложенных талантов.
Получить текст
Способы и техники творческого рисования
Нестандартные техники рисования для детей помогут сделать занятия художественной деятельностью увлекательными и интересными. Такие способы сделают совместное творчество веселым и вызовет исключительно положительные эмоции у детей и взрослых. В дальнейшем ребенок сам проявляет интерес к занятиям детской живописью. Рисунки могут быть любыми – небрежными, грязными и даже разноцветными. Главное – полная вовлеченность и живой интерес к процессу совместной деятельности.
Рисование срезом овощей и фруктов
Для срезной живописи необходимо подготовить: бумагу, акварель или гуашь, порезанные половинки фруктов и овощей. Можно использовать любые продукты: яблоки, груши, картофель, огурцы, морковь, иными словами – все, что есть в доме. Нестандартные техники рисования для детей срезами увлекательна и для детей и их родителей.
На продукт набирается необходимое количество красящего вещества – для них можно даже подготовить отдельную емкость, а затем можно начать делать штампы срезами.
Взрослый может сам нарисовать основу для срезов – ветви дерева, тело животного, дом. Малыш сам будет делать штампы в любых понравившихся местах на листе. Готовый рисунок может не получиться с первого раза, но здесь главное – терпение и сноровка.
Рисование листьями
Для листовой техники потребуются любые листья кустарных и лиственных деревьев, кисточки, а также листок бумаги и акварель. Практиковать такую технику можно в любом возрасте, даже с двух лет.
Малыш выбирает несколько понравившихся цветов, а затем наносит их на листья. Затем акварели нужно дать немного подсохнуть, чтобы та не растекалась, после чего ее можно переносить на бумагу.
Из листьев можно создать абсолютно любую живописную композицию – деревья, цветы, солнце и даже лес.
Рисование зубной щеткой
Довольно простой и распространенный способ художественной деятельности. Для него, кроме стандартного набора для рисования, потребуется старая зубная щетка. При помощи щетки можно нарисовать практически все:
- Красивые ветви ели;
- Объемные лазурные волны;
- Красивые лучи солнца;
- Лепестки цветов. Из мазков зубной щеткой получается отличная гвоздика.
Взрослый может помочь ребенку – нарисовать основу самостоятельно, чтобы ребенок дорисовал части рисунка зубной щеткой. Щетка нужно разместить перпендикулярно бумаге, после чего пальцем следует отодвинуть зубчики щетки, чтобы получился точечный брызг.
Рисование брызгами
Очень веселая и занимательная техника художества. Для этого потребуются: акварель, гуашь, сушеные шаблоны листьев или травы, бумага и старая зубная щетка. Очень важно соблюдать правильную технику:
- Смочить щетку в воде и выбранном цвете;
- Стряхнуть лишнюю жидкость;
- Разместить шаблон на бумаге;
- Начать хаотичное разбрызгивание разных цветов.
Изображения получаются очень живыми, пестрыми и интересными. Направление брызг можно выбирать разным – вертикально, горизонтально или даже по диагонали.
Картотека занятий по рисованию во второй младшей группе на май
Решитько Юлия Владимировна
Картотека занятий по рисованию во второй младшей группе на май
недели: День Победы.
Вид деятельности: рисование
НОД № 33. «День Победы»
.
Задачи: 1. Умение рисовать простые сюжеты по замыслу. 2. Выявить уровень изобразительных умений. 3. Воспитывать интерес к изобразительно-художественной деятельности. 4. Развивать у детей творческие способности
Мотивация: Много лет назад так же мирно жили люди. Пахали землю, сеяли хлеб, играли и учились. В одно страшное утро на мирные страны стали падать бомбы – пришла война, которая принесла много горя. Весь народ встал на защиту Родины. Война закончилась, и каждый год наша страна отмечает праздник – День Победы.
Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах отважных солдат. Давайте рассмотрим вечный огонь.
Давайте и мы с вами создадим свой памятник «Вечный огонь»
? А как нам с вами это сделаем, подумаем вместе?
Вопросы: Кто воевал на войне? Кто такой солдат? Какой подвиг совершил народ? Что символизирует вечный огонь? Что такое парад Победы? Что такое бессмертный полк?
Рефлексия: Молодцы ребята! Дружно потрудились. Что сложного было на занятии? О ком мы сегодня говорили? Поставим сои работы на выставку.
Источник: Н. Н. Леонова Санкт-Петербург детство-пресс 2014 художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах
Тема недели: Насекомые.
Вид деятельности: рисование
НОД № 34. «Пчелки»
.
Задачи: 1. Создавать композицию на основе зелёного листочка. 2. Совершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования — кисточку и ватную палочку. 3. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать её хрупкость, желание её оберегать.
Мотивация: Воспитатель вносит в группу макет улья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этот домик. Как вы думаете, кто в нем живет?
Сейчас я вам загадаю загадку. Вы ее отгадаете и узнаете, чей это домик.
Все жужжит она, жужжит,
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла,
Мед готовит нам (пчела)
.
Правильно, пчела (показывает фигурку пчелы)
. А это ее домик. Он называется улей.
— Давайте рассмотрим пчелу. — Ребята, а сколько пчелок живет в нашем улье? (Одна)
. — Правильно, одна. Ей очень скучно одной жить в таком просторном домике.
— Поэтому, я предлагаю помочь нашей пчелке приобрести друзей. Поможем?
Вопросы: — Что есть у пчелы? (Крылья, лапки)
. А чем пчелка питается?
Где живет пчела?
Рефлексия: Ребята, посмотрите, какие прекрасные пчелки у нас получились. Нашей пчелке теперь совсем нескучно будет жить в своем улье. Молодцы ребята! Дружно потрудились. Что сложного было на занятии? О ком мы сегодня говорили? Поставим сои работы на выставку.
Источник: Н. Н. Леонова Санкт-Петербург детство-пресс 2014 с. 82 художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах
Тема недели: Цветут цветы.
Вид деятельности: рисование
НОД № 35. «Нарядные матрёшки»
.
Задачи: 1. Умение аккуратно закрашивать растительный узор, используя пальчиковые краски. 2. Развивать чувство симметрии, композиции. 3. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров. 4. Воспитывать бережное отношение к народной игрушке, интерес к декоративно- прикладному искусству.
Мотивация: Звучит весёлая музыка «Русские матрёшки». Воспитатель привлекает внимание детей. Ребята я хочу загадать вам загадку,а вы внимательно послушайте и отгадайте: Деревянные подружки. Любят прятаться друг в дружке, Носят яркие одежки. Называются (матрешки)
. Правильно отгадали загадку, ребята, а у нас в
группе есть такая игрушка. Дети с воспитателем рассматривают матрешек. Молодцы! А хотите поиграть с матрешкой?
Интересно с ней играть. Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко, там внутри еще матрешка. А где же она?
Ребята, а у меня есть много матрешек, но они не раскрашены. Что мы можем сделать, чтобы они стали красивые как эти? Правильно их нужно раскрасить. А рисовать сегодня мы будем необычным способом, не кистью, а ватными палочками. Я выбрала для своей матрешки цвета — красный и желтый, моя матрёшка получилась очень яркая и нарядная.
Хотите помочь матрёшкам стать красивыми? Давайте вместе раскрасим им сарафаны.
Вопросы: Ребята, из чего сделана матрешка? Во что она одета? Как расписана матрешка? Что у нее на голове? А платочек, какого цвета? Нарядный сарафан, на сарафане цветы, какого цвета цветы? А листочки к цветам, какого цвета?
Рефлексия: Ребята, посмотрите какие красивые стали наши матрёшки! У нас получился целый хоровод из матрешек. Давайте и мы встанем в хоровод и потанцуем. Танец «Веселые матрешки»
под музыку. Дружно потрудились. Что сложного было на
занятии? О ком мы сегодня говорили? Поставим сои работы на выставку.
Источник: Н. Н. Леонова детство-пресс 2014 с. 74
Тема недели: Лето.
Вид деятельности: рисование
НОД № 36. Рисование по сказке «Два жадных медвежонка»
.
Задачи: 1. Умение делить целое на равные части, проводя линию через середину круга. 2. Совершенствовать умение рисовать карандашом круги разного размера, закрашивать часть изображения. 3. Воспитывать интерес к сказке.
Мотивация: — Ребята, к нам пришли гости. Отгадайте, кто?
Бурый он и косолапый, ловит рыбу мощной лапой, а еще он любит мед.
Кто сластену назовет? (медведь)
Вот какие медвежата к нам пришли, а что это они принесли? (Сыр)
— Да, они его нашли, а разделить не могут.
— Но наши медвежата не хотят быть глупыми, они исправились. Теперь они не жадничают.
— Вот пришли к нам с просьбой нарисовать новые иллюстрации к сказке, где они добрые и дружные. Поможем медвежатам?
Вопросы: — Ребята, из какой сказки? Вы помните, почему они были жадными? Жадным быть хорошо или плохо?
— Жадность их сделала какими? (Глупыми)
Сначала давайте рассмотрим медведя. Какие части тела у него есть? Самая большая – это туловище, оно похоже на овал. Какой формы голова? Какого размера? Какого цвета шерсть у медведя? Какая она?
Рефлексия: Медвежата в чаще жили, головой своей крутили,
Вот так, вот так — головой своей крутили. Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали, вот так, вот так — дружно дерево качали,
А потом они плясали, лапы кверху поднимали, вот так, вот так- лапы кверху поднимали! Какие замечательные медведи у вас получились.
В нашей сказке нет жадин. Я очень рада, что и вы дружные, добрые ребята.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его,
Поэтому, честно, ребята,скажу:
С жадными я никогда не дружу!
Дружно потрудились. Что сложного было на занятии? О ком мы сегодня говорили? Поставим свои работы на выставку.
Источник: Н. Н. Леонова детство-пресс 2014 с. 76.
Как научить трехлетку рисовать человечка
Дошкольник в 3 года рисует каждую деталь отдельно. Две главные, на его взгляд, детали он может соединить. Поэтому и человечки у трехлеток получаются как «головоножки».
К подобным изображениям ребенок приходит не в одночасье. Сначала малыш должен научиться уверенно рисовать карандашом кружочки. Затем его может «озарить идея» провести две черточки, отходящие от кружочка. Это уже явная попытка изобразить человека, и далее понадобится помощь взрослого, чтобы обозначить на лице глаза (точки), рот и нос (черточки).
Важно знать, что трехлетние дети изображают только те части, которые для них особенно значимы. Поэтому на первых порах человечек на их рисунках состоит только из головы и ног. После того как взрослый покажет малышу на рисунке детали лица, он будет также пытаться их изобразить.
Первыми на лице появятся глаза и рот. О существовании носа трехлетка еще долго не будет вспоминать.
Ближе к 4 годам за основу берется изображение матрешки или снеговика. Дошкольник рисует два круга, из которых один меньше (голова), другой больше (туловище). Далее дорисовываются глазки, носик, ротик, руки, ноги (черточки). Более сложному рисунку человека ребенка начинают обучать с 5 лет.
Как заинтересовать ребенка
Чтобы привлечь малыша к рисованию, нужно задуматься, какие мотивы могут подтолкнуть детей к занятию.
В основном, срабатывают три мотива:
- подражание взрослому;
- интерес к рисовальным принадлежностям,
- желание действовать – изобразить нечто на листе.
На эти мотиваторы и следует ориентироваться. Показать ребенку, как на чистом листе бумаги появляется домик, солнышко, цветок, дерево и пр. Если дошкольник уже упражнялся с карандашом, предложить ему краски или мелки. Можно заинтересовать нетрадиционными техниками (рисование ладошкой, пальчиком, веткой, трубочкой).
В дальнейшем пригодятся следующие приемы:
- игровая мотивация (например, в диалог с ребенком вступает игрушка-курочка и просит нарисовать ее деток-цыплят);
- художественное слово (взрослый может придумать загадку про дождик и предложить малышу нарисовать его).
При стараниях взрослого даже на самого безучастного ребенка хотя бы один из методов подействует. В большинстве случаев дети 3-4 лет охотно откликаются на предложение порисовать.