Развивающее занятие психолога: «Изучаем профессии»
Ход занятия психолога в детском саду на тему профессии
1. Упражнение на приветствие.
Дети сидят в кругу. Среди различных карточек, на которых изображены эмоции детей, участники выбирают такую, которая символизирует его сегодняшнее настроение и здоровается со всеми детьми. Например, «Привет, я сегодня счастлив!» Карточки с эмоциями можете скачать внизу статьи.
2. Игра «Лото».
Детям раздаются большие карточки с изображением представителя определенной профессии. Маленькие карточки, где изображены предметы, символизирующие ту или иную профессию кладутся по центру изображением вниз. Дети по очереди берут маленькие карточки и называют, к какой профессии подходит то, что там изображено. Дети среди своих больших карточек ищут нужную профессию. Карточки для лото можно скачать здесь и здесь (у нас в наличии 2 варианта, выбирайте, какой вам больше нравится).
3. Динамическая игра.
Дети поднимаются, становятся в ряд. Психолог бросает по очереди мяч и называет начало предложения. Дети должны продолжить. «Я умею ..», «Я могу …», «Лучше всего у меня получается …», «Папа меня научил …», «Мама меня научила …», «Я сам научился …», «Я люблю делать … ». Предложения могут повторяться, но ребенок должен отвечать по-разному. Это делается для того, чтобы ребенок осознал, как много всего он умеет. Данное упражнение направлено на формирование самооценки, и актуализацию и припоминание возможностей и умений ребенка.
4. Игра «Башня».
Обсудите с детьми профессию строителя. Что они делают? Что им надо для работы. Какие машины им помогают? Что строят? На середине стола расположены различные геометрические фигуры. Шаблоны можно скачать внизу статьи.
Пcихолог строит башню используя различные фигуры, а детям надо ее воспроизвести. Задание можно усложнить — показать детям башню только пол минуты, затем закрыть ее листком А4 и предложить по памяти воспроизвести, то, что они увидели. Данная игра развивает мышление, память и направлена на изучение геометрических фигур.
5. Динамическая игра «Миниатюра».
Психолог задает вопрос детям о том, как называется профессия людей, которые управляют автобусом, собирают деньги за проезд и раздают билеты в автобусе. Детям предоставляются роли шофера и кондуктора. Все остальные — пассажиры, которым раздаются каждому по 5 «монет» (можно взять пуговицы). Кондуктору еще предоставляются билеты. Дети становятся в ряд («садятся» в воображаемый автобус) и начинается игра. Психолог отмечает, что стоимость проезда 3 монеты (дети должны посчитать и дать деньги кондуктору, который должен предоставить билет). Психолог рассказывает историю о том, как едет автобус, куда он движется, кто за рулем, что вокруг «посмотрите направо, посмотрите налево …» , какие пассажиры сидят, как кондуктор собирает деньги.
6. Игра «Составь историю».
Перед детьми раскладываются карточки с изображением представителей разных профессий (можно скачать ниже) и карточки с изображением различных предметов (можно использовать карточки с лото) (всего 5-6 карточек на одну историю). Детей просят поочередно придумать историю, используя все, что изображено на карточках.
7. Аппликация «Суп и компот».
Психолог спрашивает у детей подробнее о профессии повара (чем конкретно занимаются эти люди, кто какие блюда любит есть, возможно, кто-то из родственников работает поваром, хочет кто-то стать им в будущем …). Затем дети садятся за столы, где вместе с психологом клеят аппликацию. Она состоит из следующих элементов: плита, 2 кастрюли, овощи, фрукты (скачать шаблон можно ниже). Детям надо наклеить плиту, 2 кастрюли в которые поместить отдельно овощи (суп) и отдельно фрукты (компот). Для эффекта пара над кастрюлями можно приклеить ниточки. Затем для развития коммуникативных навыков задаются вопросом: «если бы компот был только из яблок, то как бы он назывался? (яблочный). А если бы из малины, клубники, абрикоса, слив, вишен … ».
8. Упражнение на прощание.
Дети объединяются в пары и на листе друг у друга должны написать первую букву профессии, которая им больше всего понравилась. Тот, кому пишут должен отгадать. Затем дети меняются местами.
Вложения:
Файл | Описание | Размер файла: |
Карточки для лото 1.docx | 462 Кб | |
Карточки для лото 2.docx | 2138 Кб | |
Карточки профессии.docx | 3471 Кб | |
карточки с эмоциями.docx | 225 Кб | |
Шаблон аппликации.docx | 2201 Кб | |
Шаблоны геометрические фигуры.docx | 41 Кб |
Дошкольникам о профессиях
Цель: углубить знания об основных профессиях людей, работающих в ДОУ.
Задачи:
Продолжать учить давать ответы на вопросы; закрепить названия профессий работников детского сада, активизировать употребление слов-действий, слов-признаков, связанных с ними.
Формировать потребность в соблюдении правил общения с работниками детского сада, воспитывать уважение к их профессиям, стремление быть послушным, получать положительную оценку своего поведения со стороны взрослых.
Воспитывать чуткое, человечное отношение к взрослым и сверстникам.
Совершенствовать двигательную активность в разных видах игровой деятельности.
Коррекция недостатков внимания, памяти, логического мышления, воображения, наблюдательности
Словарь
Существительные: воспитатель детского сада, врач, медицинская сестра, помощник воспитателя, дворник, повар, музыкальный руководитель.
Глаголы: помогать, лечить, любить, работать, заботиться.
Прилагательные: добрый, заботливый, трудолюбивый, заботливый, ласковый,веселый
Оборудование: фотографии работников учреждения, изображающие их во время работы; логическая игра «Что кому нужно?» (картинки с изображением людей разных профессий и предметов, имеющих отношение к ним)
Ход занятия
1. Психологический настрой Давайте поздороваемся друг с другом. А с кем вы еще здороваетесь, придя в детский сад?
2. Беседа по теме «Профессии в детском саду» Малыши, видимо, вам всем нравится наш уютный детский сад. Расскажите, чего и кого много в нем. (Деток, игрушек, книг, кроваток, столов, стульев)
А могут ли в детском саду дети обойтись без взрослых? (Нет)
Да, дома о вас заботятся мама и папа, бабушки, дедушки, старшие сестренки и братишки. А в детсаду? (В детском саду о детях заботятся воспитатели, нянечки)
Важна работа людей таких профессии? Почему вы так считаете? (Ответы-рассуждения)
Но одних только воспитателей и нянечек недостаточно для того, чтобы вы получили все необходимое, ведь невеселым будет ваше пребывание здесь, если вас не покормят вовремя, если наш двор будет неубранным, а тот, у кого вдруг что-то заболело, не получит помощь.
Вот чтобы этого не произошло, в детском саду работают люди и других профессий.
Расскажите, кого я имею в виду? Что делают еще работники нашего детсада? (Дети называют соответствующие профессии)
Как вы думаете, хорошо ли относятся к вам те, кто работает в детском саду? Как именно эти люди относятся к деткам? (Бережно, заботливо, ласково, ответственно)
Как вы должны относиться к тем, кто окружает вас в детсаду (с заботой и уважением)? (Нужно быть благодарными, вести себя послушно, приветливо, не капризничать, стараться быть всегда вежливыми, вежливыми, справедливыми)
3. Физминутка «Профессии»
Педагог читает строчки, а дети выполняют движения согласно содержанию текста.
Ой, как профессий в мире много! (Ходьба на месте, покачивая головой, ладони на щеках.)
Даже не знаю, какую же выбрать? (Дети продолжают идти на месте, а руки разводят в стороны.)
Стал строителем я бы с удовольствием, Возводил дома, детские сады (Приседают и имитируют строительство башни из кубиков)
Космонавтом тоже хочется стать: Среди звезд и планет полетать… (Дети поднимаются, задирают головы и кружатся на месте.)
Может, спортсменом я стану, футболистом, (Пинают ногой воображаемый мяч) Или грациозным таким фигуристом… (Ноги детей передвигаются, не отрываясь от пола.)
Повар – профессия тоже хорошая, Стряпать ловко он может… (Круговые движения кистью – «помешивают поварешкой» мнимое блюдо)
Достойный путь изберем в жизни — я и ты (Показывают на себя и кого-то из товарищей)
Только сначала нам нужно подрасти! (Ходьба на носочках, руки протянутые вверх)
4. Дидактическая игра «Чем и кому ты можешь помочь?»
А сейчас давайте подумаем, чем мы можем помочь тем, кто работает в детском саду
Я помогу дворнику тем, что не буду мусорить, бросать во дворе бумажки, разбрасывать песок, научусь подметать, отбрасывать снег, ухаживать за клумбой. ухаживать за клумбой
Работать няней будет легче, если дети хорошо будут уметь сами одеваться, раздеваться, кушать; не будут забывать убирать после себя игрушки, книжки и другие вещи.
Воспитательница будет довольна, если мы будем послушными, внимательными, дружными, не капризными.
Повару будет приятно, если дети будут есть с удовольствием, хвалить его блюда, доедать все, что на тарелке, будут сытыми и веселыми
У врача будет меньше работы, если малыши будут здоровыми, крепкими, не болеть, полюбят заниматься физкультурой
5. Логическая игра «Что кому нужно?»
Дети рассматривают картинки и при необходимости с помощью педагога, называют того и то, что нарисовано на них.
Далее детям предлагается сгруппировать и разложить их так, чтобы рядом был человек определенной профессии и предмет, которым она пользуется в своей деятельности
6. Итог занятия
О каких мы профессиях говорили?
Хотели ли бы вы, когда вырастете, работать в детском саду?
Термин «профессия» (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.
История возникновения профессий – в эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения и появилась специализация по видам труда. Люди становились рыбаками, охотниками. Кузнецами, гончарами, они обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Профессия может объединять несколько специальностей. Врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д.Учитель- истории, географии, математики и т.д.Инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор,инженер по технике безопасности
Есть понятие – занимаемая должность. Это круг обязанностей, которые исполняет человек независимо от специальности. – директор, зав. отделом, заместитель директора, помощник воспитателя, ст. воспитатель
Профессии имеют свою классификацию
Классы профессий | «Человек-человек» | «Человек-техника» | «Человек-знаковая система» | «Человек-художественный образ» | «Человек-природа» |
Виды профессий | Связанные с медицинским обслуживанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой | Связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники | Связанные с текстом, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами | Связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием, с воспроизведением изделий по эскизам | Связанные с изучением живой и неживой природы, уходом за животными и растениями, с лечением заболеваний растений и животных |
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГТ к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Методические разработки по указанной теме и дидактический материал ищите в высыпающемся меню.
Выступления участников Муниципального научно-практического семинара
СМИ “Портал “Мир дошколят” представляет выступления участников Муниципального научно-практического семинара «Ранняя профориентация дошкольников в рамках ФГОС»
ЦЕЛЬ выявление, поддержка талантливых, творчески работающих педагогов образовательных учреждений дошкольного образования города Старый Оскол, содействие их профессиональному и личностному развитию.
ЗАДАЧИ: • выявление и распространение инновационного опыта воспитателей и педагогов города Старый Оскол Белгородской области по формированию системы мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям ФГОС.
СЕКЦИЯ № 1 Совместная деятельность детей и взрослых (педагоги и родители) по ранней профориентации дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Знакомим детей с миром профессий Доклад Презентация | Методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых. Доклад | Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях Доклад Презентация |
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМ Доклад | РЕБЕНОК В МИРЕ ПРОФЕССИЙ Доклад | Консультация для родителей «Семья — первый «профориентатор» ребенка» Доклад |
Использование развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений дошкольников о профессиях взрослых Доклад | Знакомство детей с миром профессий в дошкольном возрасте. Доклад | Знакомство детей младшего дошкольного возраста с профессиями взрослых Доклад Презентация |
Формы работы по ранней профориентации в старшей группе компенсирующей направленности Доклад Презентация | Ранняя профориентация детей дошкольного возраста Доклад | Формирование первичных представлений о труде взрослых через проектную деятельность в ДОУ Доклад Презентация |
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых Доклад | Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников Доклад Аудио выступление | Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с ОНР с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. Доклад |
Использование развивающих пособий как средство ранней профориентации дошкольников Доклад | Как мы знакомим детей с профессиями Доклад Презентация | Формирование трудовых навыков у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды Доклад |
Формы ознакомления с профессиями воспитанников старшего дошкольного возраста Доклад | Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о труде взрослых Доклад | Знакомство с профессией художника-дизайнера Доклад |
Формирование у детей первичного ценностного представления о профессиях | Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС Доклад | Знакомство дошкольников, имеющих речевые нарушения, с миром профессий посредством лексико-грамматических игр и упражнений. Доклад |
Принципы ранней профориентации дошкольников Доклад | Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Доклад | Ранняя профессиональная ориентация дошкольников консультация для родителей Доклад Аудио выступление |
СЕКЦИЯ № 2 Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ИГРЫ Доклад Презентация | Методическая разработка «Мы металлурги» Доклад Презентация | Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых на примере профессии воспитателя. Доклад Презентация |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ТНР С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К ТРУДУ Доклад | Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Я – строитель» для детей 6-7 лет Доклад Презентация | Ознакомление детей с профессиями через сюжетно-ролевую игру. Доклад |
Формирование представлений о людях разных профессий у детей в дошкольном образовательном учреждении Доклад | Ранняя профориентация дошкольников с ОВЗ Доклад Презентация | Формирование первичных представлений о труде взрослых в дошкольном возрасте Доклад |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С РАЗНЫМИ ПРОФЕССИЯМИ Доклад Презентация | ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ Доклад Презентация Аудио выступление | Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых Доклад Презентация |
Формирование ранней профориентации старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры. Доклад | «Профориентация дошкольников в условиях игровой деятельности» Доклад Презентация | Все работы хороши – выбирай на вкус! Доклад Презентация Аудио выступление |
Cюжетно-ролевые игры у детей старшего дошкольного возраста Доклад Презентация | Проект проведения сюжетно- ролевой игры «Дом моды» в подготовительной к школе группе Доклад Презентация | «Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых» Доклад |
Знакомство детей с профессией через игровую деятельность Доклад Презентация | Все профессии важны, все профессии нужны Доклад Презентация | ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ НОД Доклад Презентация |
Использование развивающих игр для детей с расстройствами аутистического спектра в процессе ознакомления с профессиями взрослого. Доклад Презентация | Сегодня – игра, завтра-профессия Доклад Фотоотчет | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» для детей дошкольного возраста Доклад |
Рекламное сообщение
СЕКЦИЯ № 3 Комплексная работа специалистов ДОУ по формированию знаний о профессиях у дошкольников
Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста Доклад Презентация | Ранняя профориентация дошкольников в рамках ФГОС Доклад | ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА технологическая карта занятия Доклад Презентация |
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Доклад Презентация | Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в рамках работы по ранней профориентации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Доклад | Формирование представлений о мире труда и профессий у детей дошкольного возраста Доклад Презентация |
Сюжетно-ролевая игра как метод организации ранней профориентации дошкольников в ДОУ Доклад Презентация | Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников Доклад Фотоотчет | «Город мастеров» – логопедическое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Доклад |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ Доклад Презентация | Конспект занятия в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны!» Доклад | «Способы и приёмы знакомства старших дошкольников с профессией театрального актёра в процессе ООД по музыкальному воспитанию» Доклад |
«Современные методы в работе воспитателя при знакомстве дошкольников с многообразием профессий в соответствии с ФГОС ДО» Доклад | Приобщение дошкольников и школьников к профессиональной деятельности взрослых Доклад | «Актуальные формы и методы в музыкальном воспитании, способствующие ранней профориентации дошкольников» Доклад |
Профориентационная работа с детьми с РАС Доклад | Задачи профориентационной работы педагогов с детьми дошкольного возраста с ОВЗ ,обзор программ по ранней профориентации | Сюжетно-ролевые игры в жизни современного дошкольника как средство формирования ранней профориентации. Доклад |
«Знакомство с профессиями» Доклад Презентация |
ПОЛНАЯ таблица участников семинара находится ЗДЕСЬ
Мой детский сад
Автор: Владимирцева Елена Анатольевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 227», Россия, город Пермь.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка.
Аннотация: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач в воспитании ребенка. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Наряду с известными профессиями появляются и новые профессии. Причины появления новых профессий – высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с разнообразными профессиями. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального развития личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий, как сложной, динамичной, постоянно развивающейся системе. Если еще 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
Однако за последние годы появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате у детей отмечается недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и побывал на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
В настоящее время перед педагогами стоит сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своем деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Исходя из актуальности темы, для работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых мною была поставлена цель и сформулированы задачи.
Цель: формирование понимания важности любого труда, необходимости взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
Задачи:
- Углублять и расширять знания детей о профессиях, о взаимосвязи различных видов труда; дать конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.
- Продолжать знакомить детей с новыми современными профессиями взрослых, техникой и орудиями труда, обращая внимание на развитие научно-технической сферы и технику безопасности при выполнении различных видов работ.
- Формировать представления детей о роли современной техники.
- Расширять представления детей о труде взрослых и учить переносить приобретённое знание в свою деятельность.
- Воспитывать интерес и уважение к трудящимся, желание работать для других. Подвести к пониманию того, что деятельность человека является необходимой основой для его существования.
Для качественного и успешного решения поставленных задач в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствовала развитию личности дошкольников и их поведения, а также позволила мне как педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Я старалась создать такие условия, чтобы процесс ознакомления с трудом взрослых стал увлекательной деятельностью для детей. Для организации работы в группах оформлялись специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, наглядным материалом. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволила: углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия. При проведении образовательной деятельности с воспитанниками использовала различные средства и формы работы, постоянно меняла виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Формировала у детей представление о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, использовала индивидуальный подход, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
При ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых, наряду с традиционными формами работы, использовала нетрадиционные.
Расскажу об одной из них – это виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
Преимуществом являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, ребенок использует свои знания в самостоятельной деятельности и его сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.
Электронные экскурсии в работе со старшими дошкольниками позволяют получать наглядные сведения о местах недоступных для реального посещения, они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.
Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:
- творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра;
- дидактическая (игра с предметом, настольно – печатная, словесная)
- подвижная (сюжетная, несюжетная);
- народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).
Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования.
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда.
В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение ребенок может стать шофером, пожарным, врачом.
В работе по ознакомлению детей с профессиями взрослых использовала педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр. Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология сочетает элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком:
- четко поставленной целью обучения;
- соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.
В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему “транспорт” совершенствуются знания правил дорожного движения, дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.
Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. В своей работе использовала дидактических игры, так как они способствуют усвоению, закреплению у воспитанников знаний, умений, развивают умственные способности. Формируют и углубляют знания о людях разных профессий, развивают речь, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное произношение, развивают связную речь. Например, такие дидактические игры – упражнения «Кому, что нужно для работы? Кто, что делает? Профессии, Что будет, если…» и т. д. С большим удовольствием мои дети знакомились с профессиями взрослых через театрализованную игру, в которой обыгрывали сюжеты из литературных источников. Особую радость доставили детям театрализованные представления, где они являлись и актерами, и зрителями. Такая форма работы позволила задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Так – же воспитанники взаимодействовали с куклами в одежде людей разных профессий. Играя с ними, анализировали и делали выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: «Зачем строителю каска?», «Зачем шахтеру каска с фонариком?», «Зачем повару фартук и колпак?», «Зачем космонавту скафандр?» и т. д. Особым вниманием пользовались у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задача усложнялась – ребёнок должен был объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно строителю?», «Что есть в магазине?», «Что нужно журналисту?», воспитанники подбирали картинки по общему признаку и устанавливали связь между предметами. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходило через организацию наблюдений и экскурсии. Такие формы работы обеспечили наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний, где они на практике обнаруживали и закрепляли полученные знания, проявляли коммуникативные качества. В процессе наблюдений внимание детей концентрировалось на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно повлияло на поведение детей, их отношение к людям труда. Ещё один неоспоримый плюс – проведение работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых в форме наблюдений и экскурсий способствовало взаимодействию с семьями воспитанников. Неслучайно важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного. Одной из форм работы были проведены недели родительских профессий, когда в детский сад приходили родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное – живое общение с мамой или папой, вызывало неподдельный интерес детей. Совместно с родителями мы оформляли фотовыставки, видео презентации, лэпбуки, видео ролики, фотоальбомы. Привлекали родителей к проектной деятельности. Родители помогали организовывать экскурсии к себе на работу, чтобы помочь детям сформировать чёткое представление о своей профессии. Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь.) Метод проектов хорош и тем, что является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада. В моём случае работа над проектами («Строители», «Журналисты») позволила воспитанникам на простых примерах более глубоко овладеть понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах и решать проблемные ситуации, создаваемые педагогом. В рамках проектной деятельности использовалась модель трех вопросов:
- Кем работают родители, и что ты знаешь об их профессиях?
- Что нам сделать, чтобы это узнать?
- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?
Отвечая на эти вопросы, мы с детьми определяли этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагал проведение итоговых тематических занятий: «Космонавтом стать хочу!, Кем быть?». Бесед: «Кто работает в детском саду, «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и др., дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Считаю, что цели проектов достигнуты и задачи решены, так как воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. В процессе работы над изучаемой темой воспитанники принимали участие в разнообразных развлечениях и досугах, где с удовольствием примеряли на себя роль актёра, музыканта, певца, танцора, спортсмена. Много времени было уделено самостоятельной деятельности детей:
- продуктивным видам детской деятельности (оформлению альбомов, КОП профессиональной направленности (изготовлению атрибутов к играм), рисованию, аппликации, конструированию, выполнению коллажей и плакатов);
- выполнению трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого).
В самостоятельной деятельности дети закрепляли и расширяли приобретенные знания о профессиях. В результате проведенной работы воспитанники стали активно проявлять интерес к профессиям своих родственников, гордиться своими родителями, пытаться дать оценку результатам труда взрослых. Дети знают назначение профессиональной техники, инструментов и материалов в трудовой деятельности взрослых. Различают профессии по существенным признакам, называют важные качества представителей разных профессий. Выделяют структуру трудовых процессов, объясняют роль труда в благополучии человека, моделируют в игре отношения между людьми разных профессий, участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых, эмоционально-положительно относятся к трудовой деятельности и к труду в целом, демонстрируют осознанный способ безопасного поведения в быту. Эти результаты ориентируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в заданном направлении. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы мои воспитанники в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми и востребованными.