Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста


Блоки Дьенеша для детей дошкольного возраста

Выглядят блоки Дьенеша как объемные геометрические объекты, напоминающие те, из которых дети обычно строят домики. Однако это не просто конструктор, а материал для целой серии развивающих и обучающих игр.

В комплекте 48 неповторяющихся форм. Каждый объект отличается от остальных хотя бы одним из 4-х параметров:

  • геометрией – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • окраской – красный, синий, желтый;
  • величиной – крупный, маленький;
  • объемом – толстый, тонкий.

То есть комплект состоит из 4-х групп фигур по 12 штук в каждой. Группы блоков Дьенеша позволяют организовывать множество увлекательных игр, которые учат дошкольника анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать информацию. Комплект дополнен карточками с иллюстративными, схематичными и шаблонными изображениями, а также описаниями заданий.

Готовые карточки и задания востребованы, с их помощью дошкольнику проще знакомиться с геометрическим формами. Ориентируясь по схематическому изображению, ребенок составляет картинку. Дети младшей возрастной группы кладут блоки прямо на схему. Дошкольники постарше выкладывают фигуры рядом со схематическим изображением.

Методику изобрел педагог-психолог Золтан Дьенеш. Она представляет собой занимательную игровую форму формирования у детей математического мышления. По представлению знаменитого педагога, освоение математики лишь тогда эффективно, когда ребенок не скучает. Дошкольнику сложно зафиксировать в уме информацию, когда приходится долго слушать, напрягать мозг. А игровой метод позволяет ребенку усваивать и запоминать информацию без напряжения и утомления.

Методика педагога Дьенеша развивает математическое мышление. Для разностороннего развития ребенка необходимо применять и другие обучающие методы.

Методика Дьенеша подразумевает 6 обучающих этапов, зависящих от возрастных способностей детей:

  • игра без правил – ребенок учится работать с блоками, у него формируются математические представления;
  • игра по правилам;
  • занятие со сравнительным анализом;
  • репрезентация – ребенок играет в соответствии с предлагаемыми методиками, ориентируясь на обретенные знания;
  • творческие занятия, проводимые в соответствии с логическими представлениями;
  • формализация – тот уровень занятий, при которых дошкольник уже способен делать выводы и обоснования.


Авторская теория Дьенеша: шесть шагов изучения математических понятий для детей

Золтан Дьенеш — знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, радикально изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить важнейшие интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.

Личный педагогический опыт и познания в области возрастной детской психологии помогли З. Дьенешу изобрести и внедрить концепцию шести шагов изучения математики для самых маленьких. Кроме того, теория получила оригинальное методическое оснащение комплексом дидактических материалов в форме дополнительных игровых пособий и наглядных логических блоков, которые стали эффективным инструментарием для развития творческого и мыслительного потенциала детей. Методика применяется как в официальной педагогике, так и в системе самообразования.


Использование логических блоков Дьенеша в развитии логико — математического мышления у детей дошкольного возраста

Идея шести шагов освоения математических знаний и умений прошла успешную практическую апробацию и доказала свою результативность. Содержательные особенности каждой стадии получили своё авторское название:

  1. Свободная творческая игра. Содержание этой фазы состоит в постановке ребёнку какой-то конкретной задачи педагогом. В поиске решения малыш перебирает спонтанные варианты, экспериментальным путём находит правильный ответ. Это этап знакомства ребёнка с заданием, которое необходимо разрешить. Так начинается обучение ребёнка математическим премудростям.
  2. Правила игры. Преодолев этап проб и ошибок, малыш приступает ко второй фазе — изучение правил игры. Для воспитателя или родителя важно правильно и понятно донести до сознания ребёнка важнейшую информацию о правилах достижения необходимого результата.
  3. Фаза сопоставления. Делая третий шаг, ребёнок оказывается перед необходимостью проделать мыслительную операцию сравнения. Автор метода предлагает взрослым апробировать в игре с детьми идею нескольких аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. Например, сначала играем в блоки, затем вырезаем фигурки зверьков или выкладываем геометрические формы. Мы должны увидеть, что ребёнок самостоятельно разгадывает алгоритм правильного достижения цели, независимо от игрового материала. Таким образом, можно убедиться в том, что интеллектуальные действия малыша осмыслены, а не являются результатом механического запоминания и автоматического воспроизведения. Этот этап необходим для развития способностей абстрактного мышления.
  4. Знакомство с абстрактным символом числа. На четвёртом этапе востребованы будут различные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел.
  5. Символический этап. Пятый шаг подводит ребёнка к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который малыш сам создаёт в процессе занятий.
  6. Этап самостоятельных выводов. Итоговый этап будет самым продолжительным. Малыш с помощью взрослого изучает смысл терминов аксиома и теорема, самостоятельно делает необходимые логические выводы на основании описания правил игровых карт.


Возможности пособия не ограничиваются занятиями по формированию элементарных математических знаний, можно играть в игры Дьениша при изучении английского языка. Дошкольники выкладывают изображения, выбирая нужные фигуры и комментируя свои действия («big blue triangle», «little yellow square»)

Дьениш разработал свою методику для детей возрастного диапазона от двух до восьми лет, беря во внимание интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические уроки воспринимаются с энтузиазмом и увлечённостью. Взрослым необходимо проявить терпение в изучении теоретической части метода, а также разобраться с набором дидактических пособий. Развитая способность малыша быстро и свободно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.

Цели и задачи

Маленькие дети без проблем осваивают арифметическую науку, но абстрактное мышление вызывает у них затруднение. Ребенок склонен при поиске информации ориентироваться на шаблоны, но это не всегда получается. Дьенеш изобрел методику, посредством которой дошкольники узнают об абстрактных понятиях, визуализируя их. Математические блоки Дьенеша – нетрудный для детского восприятия и увлекательный вариант подготовки к школе.

Цель игр Дьенеша – формирование логического и математического мышления у детсадовцев и младших школьников.

Задачи:

  • обучение навыку анализа форм, сравнения их по определенным параметрам;
  • творческое и интеллектуальное развитие;
  • развитие умения логически мыслить, строить цепочки мыслей, выказывать предположения;
  • формирование ответственности, усидчивости, прилежания;
  • развитие речи, расширение индивидуального словаря.

Использование блоков Дьенеша актуально в детсадах и 1-2 классах начальной школы. То есть занятия предназначены для детей 2-8 лет.

Как играть с ЛБД?

В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: «Давайте поиграем»(под редакцией А.А.Столяра. — М., 1991, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой — СПб, 1996, 2000).

Поделюсь своим собственным опытом работы с детьми в качестве методиста – руководителя практики и домашнего педагога.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

— для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

— для развития действий классификации и обобщения;

— для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.

Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что — то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».

Младшая группа

Для детей младшей возрастной группы подходят примитивные игры, в которых нужно группировать и разделять объекты по параметрам.

Отыщи одинаковый

Педагог показывает фигуру. Игрок должен отыскать такой же объект по одному параметру: геометрии или цвету. Например: показан желтый треугольник. Значит, нужно найти либо красный и синий треугольники, либо другие фигуры желтого цвета.

Отыщи непохожий

Противоположное предыдущему задание. Требуется отыскать фигуры, которые отличаются от продемонстрированного элемента по определенному параметру: величине, окраске, геометрии.

Посади на грядки

Для игры нужно подготовить импровизированные грядки. Блоки будут семенами овощей. Воспитатель дает задание рассадить семена по определенным грядкам. Например, на первую грядку – маленькие и красные, на вторую – квадратные и желтые.

Покорми игрушек

Для игры нужно посадить на стол кукол или мягкие игрушки. Блоки Дьенеша будут едой. Педагог объясняет, что игрушки хотят кушать, но для каждого из них предназначена своя еда. Например, плюшевый медвежонок кушает большие желтые фигуры, а кукла Маша – маленькие синие. Задача играющих – правильно подобрать блоки для каждой игрушки.

Игры с обручами

Цели:

  • Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
  • Определение областей пересечения в играх с обручами.
  • Развитие логического мышления, внимания.

Развивающая среда:

  • обручи,
  • наборы блоков.

Определяем каждую из областей и область их пересечения:

  • в первой области должны находиться все желтые фигуры;
  • во второй области – все круглые;
  • в третьей – только желтые круглые.

Средняя группа

Дошкольники средней возрастной группы могут играть со схемами и картинками. Желательно выбирать творческие игры с блоками Дьенеша, чтобы воспитанники максимально задействовали фантазию.

Игра с картинками

Для игры нужно купить либо распечатать цветные картинки, изображающие разные объекты в геометрическом представлении. Задача ребенка – правильно наложить на картинку блоки. Например, изображенное автомобильное колесо – это круг. Значит, наложить нужно круглый блок.

Построй ряд

Игра замечательно развивает умение анализировать.

Нужно положить несколько блоков так, чтобы сформировалась четкая последовательность. Играющий должен понять, какую фигуру поставить следующей. Например, красный круг, за ним синий. Следовательно, третьим будет желтый круг. Или такая комбинация: круг, квадрат, треугольник – все красные. Значит, четвертой фигурой будет красный прямоугольник.

Что лишнее

Игра учит группированию объектов по определенным признакам.

Педагог раскладывает перед ребенком 3 или 4 фигуры. Одна должна быть лишней, то есть не имеющей с остальными ни одного общего признака. Игрок должен указать на неправильный объект, объяснить свое решение.

Когда ребенок начнет с легкостью справляться, усложните задание: положите 6 фигур, среди которых две должны быть неправильными.

Укажи на объект с «не»

Воспитатель раскладывает блоки, называет признаки с отрицанием. А дети должны указать на соответствующие объекты. Например, «эта фигура не красная» или «это не треугольник».

Почини мостик

Для игры нужно подготовить карточки, изображающие геометрические фигуры, обозначающие их колеры и размеры. А также аналогичные карточки, но уже с перечеркнутыми изображениями, означающие, что блок не должен иметь такие признаки.

Педагог рассказывает историю о том, как между домами двух каких-нибудь сказочных персонажей сломался мост, и соседи теперь не могут видеться. Задача воспитанников – починить мостик. Только «кирпичики» нужно класть не наугад, а по определенному правилу, тогда сооружение получится крепким, больше не разломается.

Далее педагог показывает 1-2 карточки с параметрами, а дети выбирают подходящие «кирпичики». К примеру, показаны карточки с перечеркнутым треугольником и неперечеркнутым красным цветом. Значит, очередной «кирпичик» для моста должен быть красным, но не может быть треугольником.

Какая фигура исчезла

Игра укрепляет память и концентрацию внимания.

Педагог выкладывает в ряд несколько блоков. Ребенок старается запомнить последовательность, затем закрывает глаза. Воспитатель убирает один элемент последовательности. Воспитанник, открыв глаза, должен вспомнить, какая фигура была на том месте, где теперь пусто.

Игру можно немного усложнить: не оставлять пустое место, а заменить убранный блок другим. Тогда задачей игрока становится возвращение ряда фигур в исходный вид. Если ребенок хорошо справляется, можно усложнить еще больше: заменить не один, а 2-3 объекта.

Конструктор

Дети обожают возиться с блоками Дьенеша как с конструктором. Такая игра развивает воображение, творческое мышление.

Дети конструируют что-нибудь по предложению воспитателя или по собственному желанию. Для начала пусть воспитанники потренируются конструировать с использованием наглядной схемы. Затем они должны подключить фантазию.

Картотека игр с блоками Дьенеша

Закевич Наталья

Картотека игр с блоками Дьенеша

Дидактическая игра «Найди»

Задачи:

1. Знакомить с логическими блоками

2. Закрепить название геометрических фигур, основные цвета, понятия «большой — маленький»

,
«толстый – тонкий»
3. Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявляя общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша

Ход игры: Педагог дает детям задания – «Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме)

. Найди не такую фигуру, как эта по цвету
(по форме, размеру)
. Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме
(по форме и размеру, по размеру и цвету)
. Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру
(по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме)
. Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -1

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые)

. Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Дидактическая игра Чудесный мешочек» -2

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение угадывать предметы на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Задачи:

1. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине

2. Развивать логическое мышление, память

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра «Найди не такую»

Задачи: Продолжать знакомить с логическими блоками.

Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

.

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Задачи:

1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине

2. Развивать логическое мышление

Материал: Набор блоков Дьенеша

Ход игры: Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.)

. Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

Дидактическая игра «Найди пару»

Задачи:

1. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине

2. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например,по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т. д.

Дидактическая игра «Второй ряд»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера)

; такой же формы, но другого цвета
(размера)
; другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не»

.

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его,устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они)

оказались вне обруча.После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ:
«вне обруча лежат все не красные фигуры»
). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие
блоки положить внутри обруча, а какие вне.
Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не»

,
«и»
,
«или»
.

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами,а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой)

.

1. затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Дидактическая игра «Найди нужный блок»

Задачи:

1. Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков

2. Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.

Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)

. Затем ребенку предъявляется
карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.
Дидактическая игра «Найди нужный блок 2»

Задачи: Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки с отрицанием свойств.

Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены отрицания свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина)

. Затем ребенку предъявляется
карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.
Дидактическая игра «Угощение для медвежат 1»

Задачи:Развитие умения сравнивать предметы по одному — четырем свойствам понимание слов: «разные»

,
«одинаковые»
Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.

Ход игры: В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата — сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.

Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной)

. Если в левой лапе у медвежонка круглое
«печенье»
, в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное
(не круглое)
.

Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье»

в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

Дидактическая игра «Угощение для медвежат 2»

Задачи:Развитие умения сравнивать предметы по одному — четырем свойствам понимание слов: «разные»

,
«одинаковые»
. Развивать умение читать кодовое обозначение
блоков.
Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.

Ход игры: Вариант игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм)

игры.

Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками»

вверх

Ребенок вынимает из стопки любую карточку

Находит «печенье»

с таким же свойством и т. д.

Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадал»

Задачи: Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств, карточки с отрицанием свойств

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок

Дидактическая игра «Художники»

Задачи: Развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции)

.

Материал: «Эскизы картин»

— листы большого цветного
картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.
Ход игры: Детям предлагается «написать картины»

по эскизам. Одну
картину могут «писать»
сразу несколько человек. Дети выбирают
«эскиз»картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)
— выбирается тонкий
блок, если деталь окрашена — толстый блок. Так, например, к эскизу картинысо слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художникипридумывают название к своим картинам.
Дидактическая игра «Магазин»

Задачи: Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Материал: Товар (карточки с изображением предметов)

. Логические фигуры.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки»

. На одну
«денежку»
можно купить только одну игрушку.Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам
(например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Дидактическая игра «Сравни – где больше»

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества блоков. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой — 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Задачи:Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:Выкладываем на столе фигуры друг за другом так,чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.

Дидактическая игра «Цепочка»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.Варианты построения цепочки:

• Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

;

• Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т. п.)

;

• Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;

• Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета)

.

Дидактическая игра «Найди нужный блок»

Задачи: Развивать логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.

Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)

. Затем ребенку предъявляется
карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.
Дидактическая игра «Найди нужный блок 2»

Задачи: Развивать логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки с отрицанием свойств.

Ход игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены отрицания свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина)

. Затем ребенку предъявляется
карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.
Список используемой литературы:

1. З. А. Михайлова, Е. А.Носова Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС»

, 2015. – 128с., ил. – (Методический комплект программы
«Детство»
).

2. З. А. Михайлова Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС»

, 2015. – 144с., ил. – (Библиотека программы
«Детство»
).

3. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. –С. -Петербург.: Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»

, 2000.

Старшая группа

Готовящимся к школе детсадовцам логические блоки Дьенеша помогают совершенствовать математические навыки. Дети учатся счету, сравнению, сопоставлению.

Дом

Для игры схематично изобразите дом. В каждой комнате живет геометрическая фигура, ее там нужно нарисовать. В некоторых комнатах не должны жить определенные блоки, там нужно нарисовать зачеркнутые фигуры. Задача воспитанников – правильно распределить блоки по комнатам.

Магазин

Для игры сделайте импровизированный магазин. Товарами пусть будут игрушки, лакомства, канцелярские принадлежности. А деньги – блоки Дьенеша.

Педагог раздает детям блоки. Затем говорит, какой товар сколько стоит. Например, за плюшевого медвежонка нужно отдать два треугольника. Ребенок, глядя на свои «деньги», понимает, может ли он позволить себе покупку этого товара.

Ценовые требования должны постепенно усложняться. Сначала к цене прибавляются цвета блоков, затем размеры. К примеру, «за куклу нужно отдать синий прямоугольник» или «коробка карандашей стоит два больших круга желтого и красного цветов».

Домино

Блоки поровну распределяются между игроками. Первый участник, выбранный по жребию, кладет на стол фигуру. Следующий игрок должен положить блок, совпадающий с первым по одному из показателей: цвету, форме или размеру. Если такого блока нет, придется пропустить ход. Победителем становится игрок, первым избавившийся от всех своих фигур.

Рождественская ель

Игра развивает навык считать по порядку, ориентироваться в схематичных изображениях. Для занятия нужно подготовить картинку елки, 15 символьных карточек. Блоки Дьенеша будут елочными шарами.

Для украшения ели используются 15 шариков: 5 рядов по 3 штуки. На карточках цифрами обозначены номера рядов, а один закрашенный из 3-х кружков означает местоположение шара в ряду. В нижней части картинки указано, какая геометрическая фигура будет изображать конкретный елочный шарик.

Отыщи клад

Педагог раскладывает перед игроком блоки. Ребенок отворачивается, чтобы воспитатель мог спрятать под одним из разложенных объектов монету. Чтобы отыскать клад, игрок задает вопросы. Например: «Клад под красным блоком?». Ведущий отвечает: «Нет». Значит, исключаются объекты красного цвета, под ними монеты нет. Далее: «Клад под круглым блоком?». Ведущий: «Да». Значит, нужно искать среди круглых фигур. И так, пока клад не будет найден. Найдя клад, игрок сам становится ведущим, прячет монету для другого участника.

Подарки для зверят

Для игры нужно положить на пол три хулахупа так, чтобы они пересекались. Рядом с каждым кругом посадить мягкую игрушку, например, зайчика, медвежонка, лисичку.

Педагог объясняет воспитанникам, что зверята разругались из-за подарков, не могут их поделить. Зайчик хочет себе маленькие, лисичка треугольные, медвежонок толстые. Только вот некоторые подарки и маленькие, и треугольные, и толстые. Из-за них зверята и спорят. Задача детей – распределить блоки так, чтобы спорные лежали в пересечениях хулахупов.

Путешествие

Для увлекательной игры нужно подготовить игровое поле: старт один, далее дорожка разветвляется на множество тропинок. В начале каждой тропинки должен быть изображен дорожный знак, указывающий, какой блок может по ней идти. Если проход для блока запрещен, ему придется отправиться по другой тропинке.

К примеру, сначала дорога разделяется надвое: по левой ветке идут большие блоки, по правой – маленькие. Далее следует разветвление по цвету. Желательно, чтобы в конце каждого пути было нарисовано какое-нибудь интересное место – конечная цель путешествия: школа, кафе, пляж, магазин, аптека.

Дидактический материал З. Дьенеша

Логические авторские блоки введут ребёнка в мир формы, цвета и размера во время непринуждённой математической игры. Значение дидактического материала З. Дьениша:

  • Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получат дополнительный стимул для развития.
  • Работа с авторскими наглядными пособиями разовьёт речь, сформирует навыки анализа и систематизации, научит обобщать информацию, раскроет творческий потенциал ребёнка.


Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Основная цель — научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам


Плоский вариант блоков Дьенеша. Комплекты могут быть широко использованы при: ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами Кубики, стороны которых содержат кодированные свойства (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак) Кубики, стороны которых содержат свойства, отрицание свойств , а также цифры от трёх до восьми Карточки содержат кодированную информацию о свойствах объекта Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок


Схемы для приготовления пирожных Выбранный блок ребёнок размещает на схеме изображения предметов под цифрой, которую определил в результате решения примера на карточке


Игра «найди домик для заблудившейся фигурки», в некоторых домиках может жить одна фигурка, в некоторых — несколько Каждый шарик подбирается путём решения карточки-символа Правильное раскодирование информации позволит подобрать нужные блоки и фигуры


Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу 1 вариант — предложить заселить по одному жителю, 2 — по два жителя в каждую квартирку. Такую схема легко можно начертить самостоятельно


Вот так можно нарисовать карточку-символ от руки


В домашних условиях альбом можно заменить обычной разукрашкой


Схема для изготовления логических фигур


Параметры сторон логических фигур

Математические блоки

Классический набор методических блоков включает 48 разнообразных по цветовому решению, размеру и форме деталей. Элементы изготовлены в соответствии основному перечню геометрических фигур и имеют такие характеристики:

  • Четыре формы блока: квадратные, круглые, в виде треугольника и прямоугольника;
  • Три цветовых варианта исполнения: синий, красный и жёлтый.
  • Два параметра толщины: толстый, тонкий;
  • Два параметра размера: большой, маленький.

Принципиально важно и то, что набор не содержит одинаковых геометрических блоков.

Видео: логические блоки Дьеньеша

https://youtube.com/watch?v=CV_PU3fUuf0

Логические фигуры

Один комплект для организации занятий в малой подгруппе содержит 24 плоских фигуры, в число которых входит равнозначное количество (по 6 элементов) квадратов, треугольников, прямоугольников и кругов, при этом так же, как и блоки отличающиеся цветом (красный, жёлтый, синий) и размером (большой, маленький). Наглядное пособие с логическими фигурами необходимо для работы с понятием эталон формы, обучению манипуляциям с эталонами.

Логические кубики

Кубики, стороны которых содержат кодированное изображение характеристик (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак), а также кубик и цифрами от трёх до восьми на каждой грани. Этот дидактический материал важен для реализации овладения умственными операциями замены, знакового шифрования, расшифровки, пространственного моделирования. Оригинальность логических кубиков состоит в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производится путём подбрасывания кубика, а это всегда вызывает восторг и интерес у детей.


Для выполнения задания ребёнок должен освоить навыки декодирования символов, изображённых на гранях логического кубика

Карточки с символической передачей информации о свойствах объекта, а также арифметическими примерами.

  • Поможет ребёнку освоить культурную традицию знаковой, закодированной в символе, передаче информации о характеристиках предмета.
  • Разовьёт способность производить абстрактные мыслительные операции, расшифровывать символы.
  • Сформирует навыки счёта в уме.

Альбомы, алгоритмические схемы

Цель — научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Схематически указывают путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.

В качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать ленты или обручи для определения игровой области, с их помощью можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными и увлекательными.

Материалы З. Дьениша своими руками

Большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги, разрисовать цветными карандашами или красками, варианты схем-карточек тоже можно придумать самостоятельно по аналогии с готовыми и нарисовать от руки. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.


Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу. Картинки структурированы по принципу «от простого к сложному» — в начале представлены рисунки, состоящие из минимального количества деталей

Что такое блоки Дьенеша

Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.
Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:

  1. Цвет. Синие, красные, желтые.
  2. Размер. Маленькие, большие.
  3. Толщина. Толстые, тонкие.
  4. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]